Проект «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению живой и неживой природы» «Юные Волшебники».
проект по окружающему миру (младшая группа)
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_yunye_volshebniki.docx | 64.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Росинка» комбинированного вида»
Проект
«Опытно - экспериментальная деятельность по изучению живой и неживой природы».
Творческое название проекта: «Юные Волшебники».
Участники проекта: дети второй младшей группы № 3, воспитатели, родители.
Тип проекта: познавательно – исследовательский.
Срок реализации проекта - с 15.01. по 21.05. 2018 г.
Проблема.
Доказано, что лучше всех усваиваются ребенком те знания, которые ребенок приобрёл в практической деятельности. К сожалению, в дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование применяется неоправданно редко, особенно в младшем дошкольном возрасте. Недооценивается значение самостоятельной исследовательской деятельности ребенка, несмотря на его положительные стороны, несмотря на активное развитие данного направления в дошкольном образовании.
Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
(Китайская пословица)
Актуальность проекта.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Дети в возрасте 3-4 лет очень любознательны. Они часто задают взрослым разнообразные вопросы: Зачем? Почему? Когда? Детей в этом возрасте интересуют явления как живой, так и неживой природы. Мир вокруг нас так удивителен и разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, научить бережно, относиться к миру природы. Педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Дошкольники – это прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. В работе с детьми необходимо уделять большое внимание развитию поисковой деятельности, проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы, что помогает стать знаниям детей осознанными.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
Цель: Развитие у детей познавательной активности, любознательности и формирования у детей интереса к исследованию живой и неживой природы с помощью детского экспериментирования.
Задачи:
-учить детей делать простейшие выводы, повысить уровень речевой активности, обогатить активный словарь, развить связную речь;
-формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
-развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
-стимулировать развитие самостоятельности и ответственности у детей;
-привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.
Ожидаемый результат:
1. Развитие интереса к самостоятельным исследованиям, открытиям.
2. Развитие наблюдательности, любознательности.
3. Развитие познавательных процессов: логического мышления, восприятия, произвольного внимания, памяти, мелкой моторики, активной речи и обогащение словарного запаса.
4. Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
5.Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
Форма работы:
1. Небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.
2.Совместная деятельность педагога с детьми.
3.Свободная самостоятельная деятельность детей.
Этапы работы в рамках проекта.
Подготовительный этап:
-Подбор методической литературы.
-Составление плана проектной деятельности.
-Оформление картотеки опытов с водой, воздухом, песком, светом.
-Привлечение родителей к пополнению оборудованием «центра экспериментирования».
Основной этап:
- Практическая часть: проведение опытов с детьми.
-Работа с родителями:
-разработка консультации — детское экспериментирование в детском саду
-разработка рекомендаций по организации детского экспериментирования в домашних условиях
-подготовка картотеки опытов по теме «Неживая природа — воздух, вода, песок»
-совместное изготовление фотоколлажа «Мы и дома не скучаем – опыты мы вместе ставим!»
Заключительный этап:
- Сформировать картотеку опытов с водой, воздухом, песком, светом.
-Создать для детей в группе уголок для самостоятельного экспериментирования с природным материалом и оборудованием.
-Планирование занятий по экспериментированию с детьми второй младшей группе.
-Презентация проекта.
-Анализ.
План реализация проекта:
Январь
«Пятый «океан» планеты Земля – воздух »
Тема занятий | Цели занятий | Используемая литература |
1. Что в пакете? | Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воздуха (воздух легче воды) Эксперимент: «Обследовать два пакета: один с водой, другой с воздухом». | |
2. Поиск невидимки - воздуха | Познакомить детей с тем, что воздух можно увидеть, услышать, почувствовать.
Эксперимент: «Баночка, опущенная горлышком вниз в воду». | Л.В.Ковинько «Секреты природы – это так интересно» с.34 |
3. Надувание мыльных пузырей | Обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место. Эксперимент: «Самый большой пузырь». | Л.В.Ковинько «Секреты природы – это так интересно» с. 44 |
4. Ветер в комнате | Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный – опускается вниз. Эксперимент: «Откроем дверь в коридор, понаблюдаем за потоком воздуха». |
Февраль
«Под нашими ногами» Неживая природа
Тема занятий | Цели занятий | Используемая литература |
| Дать детям представление о вулкане и его последствия. Эксперимент: «Сделай извержение вулкана». | «Большая энциклопедия» с.64-65. |
2. Океанариум | Дать детям понятия «океан», «море», «реки». Рассказать об особенностях данной природной зоны. Эксперимент: «Сделай реку». | «Энциклопедия для дошкольников» с.343, «Большая энциклопедия» с.72-73, 106, 152 |
3.Дождь и снег | Дать детям представление, откуда берется дождь и снег. Эксперимент: «Закроем банку с кипяченой водой крышкой». | «Атлас мира для дошкольников» с.74, сборник «Все обо всем» с.360,403,12,340,476,160,114, «Большая энциклопедия» с.452,82,78-79 |
4. Какие цветные льдинки? | Продолжать знакомить детей со свойствами воды ( на морозе замерзает и становится льдом; лед твердый, не льется, принимает форму сосуда, в котором застывает, лед холодный, скользкий, хрупкий) Эксперимент: «Зальем формы водой» | С.Н.Николаев «Методика экологического воспитания в детском саду» с.49-50 |
Март
«Песок и глина» Неживая природа
Тема занятий | Цели занятий | Используемая литература |
1. Волшебный материал | Выявить какие свойства приобретает песок и глина при смачивании. Эксперимент: Предложить детям слепить различные фигурки из песка и глины, дать им высохнуть, затем проверить прочность построек. Дети делают вывод о вязкости, влажности глины и сохранении формы после высыхания. Сухой песок форму не сохраняет. | |
2. Почему песок хорошо сыплется? | Выявить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. Эксперимент: Взять увеличительное стекло и рассмотреть, из чего состоят песок и глина. Сравнить. Песок – очень мелких песчинок круглой формы; они расположены отдельно друг от друга. Глина - мелкие частички, слипшиеся друг с другом. Просеивают песок и глину через сито и выясняют, одинаково ли частички веществ проходят через сито и почему. | |
3. Посадим «дерево» | Определить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость. Эксперимент: Взрослый вместе с детьми пробует посадить «дерево» сначала в емкость с песком, потом – в емкость с сухой глиной. Выясняют, куда легче втыкается палочка (в песок или глину) и почему. Уточняют, где лучше держится палочка и почему (держится лучше в глине, она плотнее; хуже держится в песке, он рыхлый, неплотный). | |
4. Где вода? | Определить, что песок и глина по-разному впитывают воду. Эксперимент: Дети наливают воду в емкость с песком и глиной. Выясняют, что произошло в емкостях (вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины); почему (у глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду внутрь). |
Апрель
«Комнатные растения» Живая природа
Тема занятий | Цели занятий | Используемая литература |
1.Лекарственные растения | Повторение знаний об изученных ранее комнатных растениях – алоэ, о значении комнатных растений в жизни человека. Эксперимент: «Изучить особенности строения и произрастания алоэ». | |
2. Может ли растение дышать? | Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. Эксперимент: «Намажем вазелин» | |
3. Испарение влаги с листьев растений | Проверить, куда исчезает вода. Эксперимент: «Закроем цветок пакетом» | |
4. Что нужно для питания растений? | Установить, как растение ищет свет. Эксперимент: «Как растение ищет свет» |
Май
«Вода» Неживая природа
Тема занятий | Цели занятий | Используемая литература |
1. Теплая и холодная вода | Уточнить представления детей о том, что вода бывает разной температуры – холодной и горячей. Эксперимент: «Потрогать воду руками, в любой воде мыло мылится: вода и мыло смывают грязь». | С.Н.Николаева «Экологическое воспитание в детском саду» с.51 |
2. Вода - течет, без цвета, без запаха | Обобщить, уточнить знания детей о воде. Эксперимент: «Вода - течет (выливаем воду из графина на тарелку и.т), без цвета (сравниваем с молоком), без запаха (сравнить с духами)». | «Формирование экологической культуры дошкольников» с.79 |
3.Как лед превращается в воду? | Эксперимент: «Показать детям, что в тепле лед тает и превращается в воду». | С.Н.Николаев «Экологическое воспитание в детском саду» с.50 |
4. Кому нужна вода? | Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек. Эксперимент: «Что произойдет с цветком, если его долго не поливать?» | С.Н.Николаев «Экологическое воспитание в детском саду» с.57 |
План работы с родителями:
1.Анкета для родителей: «Детское экспериментирование в семье».
Цель: Выявить уровень знаний родителей по данной теме.
2.Совместное оборудование уголка опытно – экспериментальной деятельности.
Цель: Повысить уровень знаний родителей по теме «Опытно – экспериментальной деятельности детей младшего возраста».
3.Консультация для родителей: «Экспериментальная деятельность в детском саду». 4.Памятка для родителей: «Экспериментирование с водой».
5.Консультация для родителей: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
Цель: Донести до родителей важность экспериментирования в жизни детей и роль родителей в этой работе.
6.Круглый стол «Демонстрация занимательных опытов» воспитателями и родителями.
Цель: Обогатить знания родителей по экспериментальной деятельности опытами из личной «копилки». Привлечь к участию в совместной деятельности с педагогом. 7.Устроить семейный просмотр по просмотру мультфильма про Капитошку.
8. Совместное изготовление фотоколлажа «Мы и дома не скучаем – опыты мы вместе ставим!»
Перспективы на будущее:
-Продолжить работу по формированию элементарных естественных представлений о воде.
-Формирование устойчивого интереса к приобретению новых знаний экспериментальным путём.
-Создание условий для развития инициативы, пытливости, самостоятельности в решении возникающих познавательных задач и проблемных ситуаций.
-Расширять перспективы развития экспериментальной деятельности детей путём включения их мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
-Усовершенствовать предметно-развивающую среду группы.
-Пропагандировать среди родителей метод экспериментирования, как один из эффективных методов познания, мыслительной деятельности.
-Приобрести литературу, новые приборы и оборудование для Центра экспериментирования.
.
Литература
Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Формирование начал экологической культуры дошкольников» (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
Рыжова П. «Игры с водой и песком» Обруч, 1997. — № 2.
Рыжова Н. «Опыты с песком и глиной» Обруч, 1998. — № 2.
Тугушева Г.П., Чистякова А.В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста» Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
Иванова А. И. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения» /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004. Рыжова Н. А. «Волшебница –вода» /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: ЛинкаПресс, 1997 .
Иванова А.И. «Мир растений», «Экологические наблюдения и эксперементы в детском саду» ТЦ «Сфера», 2004.
Приложение № 1
Консультация для родителей
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности6 во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др., неструктурированные материалы (песок, вода, карты, схемы и т. п.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Например:
Что быстрее растворится:
- морская соль
- пена для ванны
- хвойный экстракт
- кусочки мыла и т. п.
Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности.
Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.
Домашняя лаборатория
Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)
2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)
3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)
4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)
5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.
Помните!
При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка
Опыты и эксперименты с водой для детей
Опыт первый. Налейте немного воды в формочку для льда, и пусть кроха собственноручно поместит ее в морозилку. Через пару часов вытащите формочку и убедитесь, что вместо воды в ней появился лед. Что за чудо, откуда он взялся? Сможет ли малыш сам в этом разобраться? Неужели твердый лед - это та же вода? А может, это мама придумала какой-то хитрый фокус и подменила формочки в морозилке? Хорошо, давай проверим! В тепле кухни лед быстро растает и превратится в обычную воду. Вот вам и удивительное открытие: на холоде жидкая вода замерзает и превращается в твердый лед. Но вода может превратиться не только в лед. Вылейте талую воду в кастрюльку, поставьте на огонь, и пусть малыш внимательно за ней наблюдает, пока вы заняты своими делами. Когда вода закипит, обратите внимание малыша на поднимающийся пар. Аккуратно поднесите к кастрюльке зеркальце и покажите крохе образовавшиеся на нем капельки воды. Значит, пар - это тоже вода! Да, это крошечные капельки воды. Если кастрюлька покипит достаточно долго, то вся вода из нее исчезнет. Куда же она делась? Превратилась в пар и разлетелась по всей кухне.
Опыт второй. Наберите в тарелку немного воды, отметьте маркером ее уровень на стенке тарелки и оставьте, скажем, на подоконнике на несколько дней. Заглядывая каждый день в тарелку, малыш сможет наблюдать чудесное исчезновение воды. Куда исчезает вода? Точно так же, как и в предыдущем опыте, она превращается в водяной пар - испаряется. А вот почему в первом случае вода исчезла в считанные минуты, а во втором - за несколько дней, пусть малыш подумает сам. Если он отыщет связь между испарением и температурой, вы можете по праву гордиться своим маленьким физиком. Теперь, опираясь на новые знания крохи, можно объяснить ему и что такое туман, и почему на морозе изо рта идет пар, и откуда берется дождь, и что происходит в джунглях, когда после тропического ливня выглядывает жаркое солнышко, и много-много других потрясающе интересных явлений.
Опыт третий. Теперь поговорите с малышом о некоторых свойствах воды, С одним из них он хорошо знаком и сталкивается практически ежедневно. Речь пойдет о растворении. Спросите у крохи, что происходит с сахаром, когда он кладет его в чай и размешивает ложкой. Сахар исчезает. Совсем исчезает? Но ведь чай был несладкий, а стал сладкий. Сахар не исчезает, он растворяется, распадается на крошечные, невидимые глазу частички и распределяется по всему стакану. Но все ли вещества будут точно так же растворяться в воде? Дождитесь ответа ребенка, а потом предложите проверить свой ответ экспериментально. Налейте в баночки или стаканчики теплую воду, выдайте малышу всевозможные безопасные вещества (сахар, соль, пищевую соду, крупы, растительное масло, "куриные" кубики, муку, крахмал, песок, немного земли из цветочного горшка, мел и т. п., и пусть он кладет их в стаканы, размешивает и делает соответствующие выводы. Это увлечет юного исследователя надолго, Вы же тем временем можете спокойно заниматься кухонными делами, присматривая за малышом и, при необходимости, помогая советами. Для того чтобы ребенок убедился, что растворенное вещество действительно никуда не исчезает, проведите с ним такой опыт.
Опыт четвертый. В столовую ложку наберите немного жидкости из того стакана, куда малыш перед этим насыпал соль. Подержите ложку над огнем до тех пор, пока вода не испарится. Покажите малышу оставшийся в ложке белый порошок и поинтересуйтесь, что это такое. Остудите ложку и предложите ребенку попробовать порошок на вкус. Он легко определит, что это соль.
Опыт пятый. Теперь сделаем следующее. Возьмите два стакана, налейте в каждый одинаковое количество воды, только в один стакан - холодной, а в другой - горячей (не кипяток, чтобы малыш случайно не обжегся). Положим в каждый стакан по столовой ложке соли и начнем размешивать. Чтобы малыш сделал правильные выводы, очень важно соблюдать абсолютно одинаковые условия для обоих стаканов, за исключением температуры воды. Мы не зря обращаем на это ваше внимание. Это касается не только данного эксперимента, но и всех других. Детская логика - штука интересная и непредсказуемая, малыши мыслят совсем иначе, чем взрослые. И то, что для нас очевидно, для них может выглядеть совершенно по-другому.
Приложение № 2
Итоговое занятие
Тема: «Вода и ее свойства»
Цель: Познакомить детей со свойствами воды.
Задач:
- Учить детей делать выводы по окончанию каждого опыта.
- Учить детей обобщать.
-Учить детей давать более полные ответы.
-Развивать речь и память детей.
-Воспитывать в детях аккуратность.
-Продолжать учить детей наблюдать.
Ход образовательной деятельности:
• Воспитатель. Ребята, я приготовила для вас сюрприз. (банка с рыбкой, закрытая салфеткой) Хотите узнать что это? Отгадайте загадку:
Под водой всегда она,
Молчалива и скромна.
Можно дома содержать,
Лишь водички капельку набрать.
Голова, хвост, плавники,
Ее знаешь точно ты.
Отвечаешь же, делай выбор,
Дети знают, это…РЫБА!
• Воспитатель. Сегодня у нас с вами не обычное день к нам в детский сад приплыла золотая рыбка.
• Воспитатель.
-А где живут рыбки? (в воде, в аквариуме, речке)
- Какая у рыб вода?
• Дети. Чистая, прозрачная.
• Воспитатель. А можно у рыбок водичку забрать?
• Дети. Без воды рыбка погибает.
• Воспитатель. Давайте выясним, что же такое вода? (Воспитатель переливает воду из бутылки ведерко, из ведерка в кружку, из кружки в стакан). Посмотрите, что я делаю с водой? (Переливаю) Правильно, воду можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в кружку. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой. Вода течёт.
-Ребята, так что же такое вода? (Ответы детей).
• Воспитатель. Вывод. Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой пустой. Предложить взять в одну руку пустой стакан, а в другую руку стакан с водой.
• Воспитатель. Что можно сказать о стакане с водой? (Ответы детей).
– Правильно, он тяжёлый, а пустой стакан лёгкий. Вода имеет вес, она тяжёлая.
• Воспитатель. Я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
• Дети. Ни чем.
• Воспитатель. Почему вода не пахнет? Чего у воды нет?
• Дети. Нет запаха.
• Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?
• Воспитатель. Вывод. Вода не имеет вкуса, запаха, она имеет вес.
• Воспитатель. Могут ли рыбки жить в грязной воде?
• Дети. Нет.
• Воспитатель. А мы сейчас посмотрим, я, приготовила чёрную краску, покрасим воду и проведем маленький эксперимент. Посмотрите на ваши рабочие столы там лежат бумажные квадратики с изображением рыбок. А сейчас возьмем пустой стакан и перельем часть воды из первого стакана во второй. Теперь капнем кисточкой черной краской в один из стаканов. Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей).
• Воспитатель. Вывод. Вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
• Воспитатель. Ребята, давайте положим под стакан с чистой водой ваши бумажные кружки и посмотрим сверху в стакан. Что вы видите?
• Дети. Рыбок.
• Воспитатель. А теперь положим под второй стакан тоже кружки и тоже посмотрим. Что вы видите?
• Дети. Не чего.
• Воспитатель. А почему? (вода грязная) Вывод. Вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили. Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.
• Воспитатель. Ребята, повторим, какая вода?
• Дети. Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить, она имеет вес, прозрачная, вода без запаха и без вкуса.
• Воспитатель. Ребята, а скажите, зачем людям нужна вода?
• Дети. Пить, варить пищу, купаться, купаться, стирать белье и т. д.
• Воспитатель. Молодцы! А давайте поиграем.
Физминутка
Рыбка плавает в водице, — плавные движения руками перед грудью
Рыбке весело играть. — хлопки в ладоши справа и слева от головы
Рыбка, рыбка-озорница, — грозим пальчиком
Мы хотим тебя поймать! — обнимаем себя
Продуктивная деятельность «Аппликация аквариум для рыбки»
Воспитатель. Ребята, а вы хотите сделать для своих бумажных рыбок аквариум? И так начинаем.
Дети создают аквариум для рыбки из готовых отдельных элементов, заранее вырезанных воспитателем. Составляют из них композицию по своему желанию.
Воспитатель. Молодцы, красивые у нас получились аквариумы, а главное в них видно рыбку. Это значит, что вода в ваших аквариумах чистая и прозрачная.
Тема: Опыты с бумагой
Цели: Познакомить детей со свойствами бумаги.
Задачи:
-Учить детей делать выводы по окончанию каждого опыта.
-Учить детей обобщать.
- Учить детей давать более полные ответы.
-Развивать речь и память детей. Воспитывать в детях аккуратность.
-Продолжать учить детей наблюдать.
I. Орг. Момент:
-Какое время года у нас на улице? (зима)
-А по каким признакам вы определили? (холодно, снег и т. д.)
-А вам ребята предлагаю не надолго вернуться в лето, тепло, солнышко, разные красивые растения….
-Ввысь тянулся кулачком,
А как вырос стал…. (цветком).
II. Основная часть:
-Ой какая красивая полянка с цветами появилась у нас в группе.
-А какие красивые цветы.
-А давайте их соберем, каждый по одному.
-Ребята а из чего наши цветочки? (из бумаги).
-Ребята, если мы внимательно посмотрим, то у увидим что лепестки – то у нашего цветочка совсем разные.
-А давайте их потрогаем пощупаем…
Желтый лепесток какой на ощупь….
Красный лепесток какой на ощупь….
Синий лепесток какой на ощупь….
Оранжевый лепесток какой на ощупь….
Зеленый лепесток какой на ощупь….
-Ой как интересно
Вывод: Оказывается бумага бывает разная на ощупь: тонкая, толстая, гладкая, мягкая, и т. д.
- А давайте с вами немного по экспериментируем с бумагой и для этого нам надо превратиться в маленьких ученых и зайти в нашу маленькую лабораторию.
Опыт № 1
«Волшебная бумага»
-Ребята как вы думаете на бумаге можно рисовать? А давайте проверим? Мы с вами попробуем нарисовать круг.
Предлагаются детям альбомные листы бумаги белого цвета, фломастеры разного цвета.
Вывод: бумагу можно использовать для рисования.
Опыт № 2
«Вода и бумага»
-А сейчас я вам предлагаю поместить бумагу с водой. Что происходит?
Кладем бумагу в ванночку с водой. Бумага тут же размыкает и рвутся в руках детей.
Вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал не прочный.
Опыт № 3
«Шуршащая или поющая бумага».
- Может ли бумага издавать звуки, петь?. Для этого опыта я предлагаю взять бумагу и выполнять движение «стирка белья». Бумага шуршит, скрипит.
Вывод: при смятии – бумага издаёт звук.
Опыт № 4
«Склеивание бумаги»
-Для данного опыта нам понадобиться: цветная бумага, клей.
-Что можно сделать с клеем и бумагой? (склеить) Проверим можно ли бумагу склеивать?
Вывод: бумажные предметы можно склеивать.
Опыт № 5
«Летающая бумага»
-Может ли бумага летать?. для этого нужно подуть, чтобы получился ветерок. Разноцветны салфетки разлетаются разлетается по всюду.
Вывод: полоски очень легкие, поэтому когда дует ветер они разлетаются.
III. Заключение
-Ребята, мы с вами сделали столько опытов и столько выводов, давайте вспомним:
Выводы исследований:
1. На бумаге можно рисовать
2. Бумага обиться воды.
3. При смятии бумага издает звук
4. Бумагу можно склеивать
5. Бумага разлетается при ветре
-Ой какие мы все молодцы.
-Ребята вам было интересно?
Приложение №3.
Опыты и эксперименты во 2 младшей группе.
Опыт №1. Радуга из воды.
Материал: емкость, наполненная водой (ванна, тазик), фонарик, зеркало, лист белой бумаги.
Ход опыта: на дно емкости кладется зеркало. Свет фонарика направляется на зеркало. Свет от него необходимо поймать на бумагу.
Результат: на бумаге будет видна радуга. Поговорим? Свет является источником цвета. Нет красок и фломастеров, чтобы раскрасить воду, лист или фонарик, но вдруг появляется радуга. Это спектр цветов. Какие ты знаешь цвета?
Опыт №2. Сладкий и цветной.
Материал: сахар, разноцветные пищевые краски, 5 стеклянных стаканов, столовая ложка.
Ход опыта: в каждый стакан добавляется разное количество ложек сахара. В первый стакан одна ложка, во второй – две и так далее. Пятый стакан остается пустым. В стаканы, выставленные по порядку, наливается по 3 столовых ложки воды и перемешивается. Затем в каждый стакан добавляется несколько капель одной краски и перемешивается. В первый красную, во второй – желтую, в третий – зеленую, а в четвертый – синюю. В чистый стакан с прозрачной водой начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с красного, затем желтый и по порядку. Добавлять следует очень аккуратно.
Результат: в стакане образуется 4 разноцветных слоя. Поговорим? Большее количество сахара повышает плотность воды. Следовательно, этот слой будет в стакане самым низким. Меньше всего сахара в красной жидкости, поэтому она окажется наверху.
Опыт №3. Волны в бутылке.
Материал: подсолнечное масло, вода, бутылка, пищевой краситель.
Ход опыта: в бутылку наливается вода (чуть больше половины) и смешивается с красителем. Затем добавляется ¼ стакана растительного масла. Бутылка тщательно закручивается и кладется на бок, чтобы масло поднялось на поверхность. Начинаем раскачивать бутылку вперед и назад, образуя тем самым волны.
Результат: на маслянистой поверхности образуются волны, как на море. Поговорим? Плотность масла меньше, чем плотность воды. Поэтому оно находится на поверхности. Волны – это верхний слой воды, движущийся из-за направления ветра. Нижние слои воды остаются неподвижными..
ОТКУДА БЕРЁТСЯ ВОДА?
Цель: - познакомить детей с процессом конденсации.
Материал: - горячая вода.
Оборудование: - ѐмкость, охлажденная металлическая крышка.
Ход опыта. Воспитатель накрывает ѐмкость с горячей водой холодной крышкой. Воспитатель. Что получится? (Предположения детей.) Дети под руководством воспитателя рассматривают внутреннюю сторону крышки, трогают рукой. Воспитатель. Откуда взялась вода? (Частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке.) Воспитатель предлагает повторить опыт, но с теплой крышкой. Дети наблюдают, что на теплой крышке воды нет. Вывод. Процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.
ПАР - ЭТО ТОЖЕ ВОДА
Цель: - познакомить детей с одним из состояний воды - паром.
Материал: - кипяток.
Оборудование: - термос (ѐмкость с кипятильником).
Ход опыта. Воспитатель предлагает детям познакомиться с одним из состояний воды - паром. Воспитатель берѐт термос с кипятком. Открывает его, чтобы дети увидели пар. Для того чтобы доказать, что пар - это тоже вода, воспитатель помещает над паром стекло или зеркальце. Дети наблюдают, как на этих предметах выступают капельки воды. Если нет термоса, воспитатель проделывает опыт с кипятильником и в присутствии детей кипятит воду, обращая их внимание на то, как по мере закипания воды появляется все больше пара. Поместить в групповой комнате плакат с различными состояниями воды.
Вывод. Пар - это тоже вода.
ЗАМЕРЗАНИЕ ЖИДКОСТЕЙ
Цели: - познакомить с различными жидкостями, помочь выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей.
Материал: - одинаковое количество обычной и соленой воды, молоко, сок, растительное масло.
Оборудование: - ёмкости, алгоритм деятельности.
Ход опыта. Дети рассматривают жидкости, определяют различия и общие свойства жидкостей (текучесть, способность принимать форму сосудов). Воспитатель приготавливает раствор соленой воды по алгоритму, заливает соленый раствор и обычную воду в формочки ставит на длительное время в холод. Затем вносит формочки в помещение. Дети под руководством воспитателя рассматривают, определяют, какие жидкости замерзли, а какие - нет.
Вывод. Одни жидкости замерзают быстрее, другие - медленнее.
РАЗНОЦВЕТНЫЕ СОСУЛЬКИ
Цель: - помочь детям реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре).
Материал: - вода, краски.
Оборудование: - формы для замораживания льда, нитки, алгоритм деятельности. Ход опыта Воспитатель вспоминает с детьми три агрегатных состояния воды (жидкость, пар, лед). Предлагает украсить ель, растущую на участке, разноцветными сосульками. Спрашивает детей, каким образом можно изготовить такие игрушки. Дети под руководством воспитателя составляют алгоритм действий изготовления ледяных игрушек: взять форму, опустить в нее сложенную вдвое нить (это будет подвеска-дом сосульки), подкрасить воду акварелью, залить приготовленные формочки, вынести в холодное место. После замерзания воды сосульку освобождают от формы и вешают на ветку ели. Воспитатель зарисовывает алгоритм получения разноцветных сосулек.
Вывод. Вода изменяет цвет. Вода замерзает.
КАКИЕ ПРЕДМЕТЫ ДЕРЖАТСЯ НА ВОДЕ?
Цель. - Используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы – на воде держатся, другие - тонут.
Материалы: - Набор предметов из различных материалов: щепочка (деревянная лодочка), полиэтиленовая планочка (рыбка), железный гвоздик (металлическая рыбка), бумажный кораблик (цветочек), резиновый шарик, ватный «снежок» и др.; ведерко, широкое блюдо, наполненное водой.
Ход опыта. Взрослый предлагает малышам встать около емкости с водой. Он показывает набор подобранных предметов. Малыши рассматривают их. Затем, по предложению дети начинают опускать на воду один предмет за другим. Взрослый комментирует происходящее. В процессе игровых действий опытным путем устанавливается: не все предметы держатся на воде; на поверхности воды плавают легкие предметы, такие как щепочка, резиновый шарик, ватный «снежок»; металлические (железные) предметы более тяжелые - они тонут. Воспитатель предлагает детям подуть на воду, чтобы можно было дуновением направить плавающие предметы в определенную сторону. В конце занятия взрослый предлагает, «испытать» бумажные лодочки: он складывает методом оригами 1-2 лодочки, малыши опускают их на воду. Далее игра разворачивается ситуативно. т.е. по замыслу играющих.
СВОЙСТВА И ПРИЗНАКИ ВОДЫ
Цели: - познакомить со свойствами воды; помочь понять особенности' организмов, обитающих в воде, их приспособленность к водной среде обитания.
Материал: - вода, молоко, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, горячая вода, стекло (зеркальце), акварельные краски. Оборудование: - стаканчики, палочки (чайные ложки), соломинки для коктейля, термос (кипятильник).
Ход опыта. Воспитатель предлагает детям получше узнать воду, познакомиться с ней поближе. Воспитатель ставит перед детьми два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика кладѐт палочки (ложечки). - В каком из стаканчиков видны палочки (ложечки), а в каком - нет? (Ответы детей.) - Почему? Дайте объяснение. (Высказывания детей.) - Перед вами молоко и вода, в стаканчике с водой вы видите палочку, а в стаканчике с молоком - нет. Значит, вода прозрачная, а молоко нет. - Подумайте, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? (Варианты ответов детей: Рыбы ведь в молоке не живут, они привыкли жить в воде. Рыбы в молочной реке ничего бы не видели, ведь молоко не прозрачное, и они могли бы врезаться в мосты. Рыбы сталкивались бы головами друг с другом и с кораблями. В такой реке и щука ничего не увидит и умрет с голоду.) Воспитатель предлагает детям попробовать через соломинку воду. - Есть ли у нее вкус? (Вода очень вкусная.) - Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить. Воспитатель дает детям попробовать молоко (сок), а затем воду. Дети отмечают разницу во вкусе. Воспитатель объясняет выражение «вода очень" вкусная». Воспитатель предлагает детям понюхать воду. - Чем она пахнет (или совсем не пахнет)? (Ответы детей.) - Вода не имеет запаха. Вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья. Воспитатель кладѐт кубики льда на тарелочку. - Обратите внимание на то, как постепенно уменьшаются кубики льда. Что с ними происходит? (Ответы детей.) Возьмите один большой кубик льда и несколько маленьких. Следите, какой из них растает быстрее: большой или маленький. - Какой кубик тает быстрее? (Ответы детей.) - Отличающиеся по величине куски льда растают за разные промежутки времени. Значит, лед - это тоже вода. Поместить в группе плакат, отражающий признаки и свойства воды .
Вывод. Вода прозрачная, безвкусная, не имеет запаха, может иметь разные состояния (лѐд). Воспитатель. Что показал опыт с молоком и водой? (Вода прозрачная. Молоко непрозрачное. В воде живут рыбы. В молоке рыбы жить не могут.) - Какова вода на вкус? (Вода безвкусная.) - Имеет ли вода запах? (Нет.) - Что произойдѐт, если кусочки льда положить на тарелочку? (Они растают и превратятся в воду.)
КАКОГО ЦВЕТА ВОДИЧКА?
Цель: Использовать игровую ситуацию для ознакомления малыша с такими свойствами воды, как возможность ее окрашивания (принимает цвет краски, например при рисовании кистью).
Материал. Гуашь и специальные стаканчики, наполненные на 1/3 прозрачной водой; белая бумага, трафарет воздушного шара в виде пакета с прорезью для цветных вкладышей / I8x15см/.
Ход опыта. Взрослый обращает внимание ребенка на то, что у него имеется несколько красок, например, красная, зеленая, синяя, желтая. Воспитатель на своем листе белой бумаги «пробует» каждую краску, называет цвет, старается вызвать у ребенка живой интерес, смывает кисть в стаканчике с водой. Ее лист становится разноцветным. Ребенок запоминает названия каждой краски. Листочек взрослого откладывается. Во второй части занятия ребенок действует самостоятельно под руководством взрослого. Воспитатель дает малышу четыре краски и четыре стаканчика с прозрачной водой тряпочку для промакивания кисти. Вначале малышу предлагается поработать, например, с красной краской. Ребенок наносит красную краску на белый лист, мама показывает прием размывания краски. Ребенок закрашивает весь листочек. Воспитатель обращает его внимание на то, что вода в стаканчике стала красной, особенно после того, как вымыли кисть. Красный листочек откладывается на просушку. Баночка с крашеной водой ставится рядом. «Видишь, от краски вода становится цветной. Значит вода «умеет» окрашиваться»,- говорит воспитатель и предлагает попробовать и другие цвета. Аналогично проходит ознакомление с другими красками. После того как все листочки просохнут, воспитатель собирает их в стопку, вниз кладет свои разноцветный листок. Всю стопку вкладывает в пакет, на котором вырезано изображение воздушного шарика (трафарет) с темной ниточкой. Взрослый вытаскивает листочки по очереди, и «шарики» меняют свои цвет: «Какого цвета шарик?», «А этот какой?» и т.д. Мы гуляли по Неглинной, Заходили на бульвар, Нам купили синий-синий Презеленый, красный шар. «Какой же шарик?» - «Разноцветный!», - говорит воспитатель, показывает последнюю картинку в трафарете, где появляется расписной воздушный шарик.
«Воздух»
Цель:
- познакомить детей с воздухом и его свойствами (прозрачный, невидимый, легкий);
- обогащать словарь детей: воздух, легкий, невидимый;
- воспитывать внимательность и наблюдательность;
- закреплять умение следовать указаниям взрослого.
Материалы и оборудование.
Полиэтиленовые пакеты по количеству детей.
Образовательные области. Познание, Коммуникация.
Предварительная работа. Наблюдения за ветром на прогулке, игры с султанчиками.
Ход. Дети рассматривают пустые полиэтиленовые пакеты. Педагог спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, педагог набирает в один из пакетов воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает, что в пакете. Открывает пакет и показывает, что ничего в нем нет. Взрослый обращает внимание на то, что, когда открывали пакет, тот перестал быть упругим, и объясняет, что в нем был воздух. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).
Дети наполняют воздухом свои пакеты, закручивают их, развивая мелкую моторику. Дети делают вывод (совместно с воспитателем) о том, что везде вокруг нас находится воздух. Он прозрачный, невидимый, легкий.
«Надувание мыльных пузырей».
Цель:
- познакомить детей с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь;
- закреплять знания детей о воздухе;
- продолжать воспитывать внимательность.
Материалы и оборудование.
Тарелка (поднос, стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце. Мыльный раствор в емкости (не использовать туалетное мыло) объемом 0,5 стакана, предмет (например, цветок).
Образовательные области. Познание, Коммуникация.
Предварительная работа. Игры с мыльными пузырями, наполнение пакета воздухом.
Ход. Педагог наливает в тарелку или на поднос мыльный раствор, кладет в середину тарелки предмет и накрывает его стеклянной воронкой. Затем дует в трубочку воронки и, после того как образуется мыльный пузырь, наклоняет воронку и освобождает из-под нее пузырь. На тарелке должен остаться предмет под мыльным колпаком (можно при помощи соломинки вдуть в большой пузырь несколько маленьких пузырьков). Педагог объясняет, как получается мыльный пузырь, предлагает детям надуть мыльные пузыри. Все вместе рассматривают и обсуждают: почему увеличился пузырь, откуда взялся воздух, почему одни пузыри маленькие, а другие большие.
Дети познакомились с происхождением мыльных пузырей и научились пускать их.
Вместе с педагогом дети делают вывод о том, что мыльные пузыри получаются из мыльного раствора и воздуха путем надувания. Пузырь увеличивается в размере, когда туда проникает воздух. При надувании мыльных пузырей мы выдыхаем воздух из себя. Пузыри получаются разного размера из-за разного количества воздуха в них.
«Игры с соломинкой»
Цель.
- познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его;
- обогащать активный словарь детей: трубочки, дуть, отверстие;
- продолжать воспитывать интерес к опытнической деятельности.
Материалы и оборудование.
Трубочки для коктейля (или от чупа-чупс, емкость с водой.
Образовательные области. Познание, Коммуникация.
Предварительная работа.
Игры с султанчиками, беседы о воздухе.
Ход. Дети рассматривают трубочки, отверстия в них и выясняют, для чего нужны отверстия (сквозь них что-нибудь вдувают и выдувают). Взрослый предлагает детям подуть в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха, а затем спрашивает, что они почувствовали, когда дули, откуда появился ветерок (выдохнули воздух, который перед этим вдохнули). Взрослый рассказывает, что воздух нужен человеку для дыхания, что он попадает внутрь человека при вдохе через нос или рот, что его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно подуть в трубочку, конец которой опущен в воду. Спрашивает, что увидели дети, откуда появились пузырьки и куда исчезли (это из трубочки выходит воздух; он легкий, поднимается через трубочку вверх; когда весь выйдет, пузырьки тоже перестанут выходить).
«Игры с воздушным шариком и соломинкой»
Цель:
- продолжать знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его;
- обогащать активный словарь детей: упругий, мягкий, надуть;
- закреплять знания детей о свойствах воздуха.
Материалы и оборудование.
Два воздушных шара (один надут слабо — мягкий, другой надут сильно — упругий, воздушные шарики, емкости с водой — для каждого ребенка.
Образовательные области. Познание, Коммуникация.
Предварительная работа.
Игры с соломинкой, выдувание пузырей через жидкость, игры с воздушными шарами, беседа о свойствах воздуха.
Ход. Педагог вместе с детьми рассматривает два воздушных шара. Дети играют с обоими шарами и выясняют, с каким удобнее играть и почему (с тем, который больше надут, так как он легко отбивается, летает, плавно опускается и т. д). обсуждают причину различия в свойствах: один упругий, потому что сильно надут, а другой — мягкий, потому что надут слабо. Педагог предлагает детям подумать, что нужно сделать с мягким шариком, чтобы с ним тоже хорошо было играть (побольше надуть); что находится внутри шарика (воздух); откуда берется воздух (его выдыхают).
Педагог показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха. Выясняет, откуда берется воздух внутри человека (его выдыхают).
Мягкий шарик надувают, чтобы он стал упругим, опускают отверстием в воду, чтобы увидеть, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух. Дети повторяют опыт самостоятельно.
С помощью воспитателя дети делают вывод о том, что внутри человека есть воздух, который он вдыхает извне и постепенно выдыхает. Внутри надутого воздушного шарика тоже есть воздух, который туда попал при выдохе человека. Чем больше воздуха в шарике, тем он более упругий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эксперименты и наблюдения для изучения живой и неживой природы
в помощь воспитателям по теме окружающий мир...
"Презентация опыта работы по экспериментальной деятельности c объектами живой и неживой природы"
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой об...
Конспект НОД экология в старшей группе «Живая и неживая природа» «Юные экологи»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24640659","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24640664","...
Проект«Опытно - экспериментальная деятельность по изучению живой и неживой природы "Юные волшебники"
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая ж...
Проект «Опытно - экспериментальная деятельность по изучению живой и неживой природы "Юные исследователи"
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интер...
Опыт работы по экспериментированию с живой и неживой природой «Юные волшебники»
Личный опыт работы с модулем «Экспериментирование с живой и неживой природой» и представить презентацию по теме: «Юные волшебники».Я думаю, что педагоги, использующие...