Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Панасенко Анна Валерьевна

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx28.52 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»

- вызывать интерес к времени года - зиме.

- углублять и расширять представление о зимующих птицах;

- систематизировать знания о знакомых зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц;

- развивать интерес к наблюдению за птицами;

- содействовать становлению эстетического отношения к окружающему миру через восприятие поэтических произведений.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие»

- обогащать словарный запас детей: зимующие, перелётные птицы, кормушка;

- способствовать совершенствованию диалоговой формы речи;

- стимулировать обогащение  речи детей прилагательными, характеризующими свойства явлений природы.

«Социально-коммуникативное развитие»

- создавать условия для приобретения опыта  конструктивного   взаимодействия   детей со   сверстниками   во время игры (пригласить   к   совместной   деятельности,   совместно выполнять необходимые действия в процессе игры, соблюдать правила, не мешать друг другу, не ссориться,   др.).

«Физическое развитие»

- создавать условия для повышения двигательной активности детей в процессе физкультминуток и подвижных игр.

Форма организации детей: фронтальная.

Форма работы: интегрированная образовательная деятельность.

Предварительная работа: рассматривание картин с изображением зимующих птиц, наблюдение за птицами на прогулке, чтение стихов и рассказов о птицах.

Материалы и оборудование: фотографии зимующих птиц, кормушка, разрезные картинки (зимующих птиц), презентация «Зимующие птицы», картинки зимующих и перелетных птиц, рисунок дерева для птиц.

МОТИВАЦИОННАЯ ЧАСТЬ (введение в образовательную деятельность):

Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а куда именно, вы должны отгадать, послушав стихотворение.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (деятельностный этап):

Содержание ОД

Деятельность детей

Образовательные задачи

«Зимний лес в объятьях тишины.

Задремал, укутав ветки снегом.

Будет спать спокойно до весны

Он теперь под серебристым небом.

Как он нынче сказочно хорош.

В белоснежном праздничном убранстве!

Он и вправду, кажется, похож.

На хрустально - ледяное царство». (Светлана Комогорцева.)

Какое время года описано в стихотворении? (Зима.)

А какие вы зимние месяцы знаете?

О чем говорится в стихотворении? (Ответы детей.)

Давайте отправимся в зимний лес, чтобы посмотреть, кто же живет там. (1 слайд.) «Зимний лес».

Восприятие поэтического произведения.

Участие в беседе

- Вызывать интерес к времени года - зиме.

- стимулировать обогащение  речи детей прилагательными, характеризующими свойства явлений природы.

- содействовать становлению эстетического отношения к окружающему миру через восприятие поэтических произведений.

Воспитатель: – Ребята! Как красиво в зимнем лесу! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев? (Звучит запись «Голоса птиц».)

Воспитатель: Дети, чьи голоса вы слышите? (Птичьи.)

Воспитатель: Правильно это голоса птиц. А как мы называем птиц, которые улетают в теплые края? (Перелетные.)

Воспитатель: Назовите их (ласточка, скворец, грачи, скворцы, кукушка, соловей).

Воспитатель: А почему они улетают на зиму от нас? (Нет кормов для них, нет пищи, все под снегом.)

Воспитатель: А как мы называем птиц, которые остаются у нас зимовать (зимующие птицы). Воспитатель: Ребята, да это птицы зимнего леса. Но где же они? Воспитатель: А вот и необычное дерево, на котором поселилась стайка птиц.

(Дети подходят к дереву, на котором «сидят птицы».)

Воспитатель: Посмотрите, сколько разных птиц нас встречают (рассматривание картинки). Какие птицы вам знакомы? (Ответы детей.)

Знакомство с зимующими птицами.

Воспитатель: Посмотрите, какая бойкая стайка поселилась на дереве. Птички в этой стайке разные. Все эти птицы собрались вместе ещё осенью. Стайкой им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие. Обшарит стайка дерево и снег под ним, соберёт всё, что можно – попрятавшихся насекомых, семена и плоды – и летит дальше. Воспитатель: Давайте посмотрим, какие птицы прилетели в эту стайку.

Поползень – это птица умеет ползать по стволам деревьев не только снизу вверх, но и сверху вниз. Ни одна другая так не умеет.

Посмотрите, какие ещё птицы сидят на дереве? А это что за длинноносая птица? (Пищуха.)

Её назвали так потому, что она всё время попискивает.

Воспитатель: К этим стайкам часто присоединяются самые маленькие птички нашей страны-корольки. Королек весит в шесть раз меньше, чем воробей. Мал королек, зато на голове у него корона, словно у какого-нибудь короля. Конечно, корона не настоящая. Это всего лишь яркие перышки.

Воспитатель: Каких новых птиц вы увидели в лесу? О каких птицах мы поговорим сегодня на занятии? (О птицах, которые проводят с нами зиму.) Как их называют? (Зимующие птицы.)

Восприятие слайдов презентации.

Прослушивание аудио записи «Голоса птиц»

Участие в беседе

Рассматривание картинок

- обогащать словарный запас детей: зимующие, перелётные птицы;

- способствовать совершенствованию диалоговой формы речи;

- углублять и расширять представление о зимующих птицах;

систематизировать знания о знакомых зимующих птицах

Игра «Узнай птицу по словесному описанию, собери разрезную картинку»

Воспитатель: Я вам буду называть описание птички, а вы будите собирать разрезные картинки.

Воспитатель: Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись, друг к другу, нахохлившись. (Воробей.)

Воспитатель: Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. (Синицы.)

Воспитатель: У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел.)

Воспитатель: У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета. (Снегирь.)

Воспитатель: Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. (Клест.)

Воспитатель: Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока.)

Воспитатель: У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое. (Ворона.)

Воспитатель: Молодцы узнали всех птиц.

Игровая деятельность

Дети собирают разрезные картинки птиц по словесному описанию

Создавать условия для приобретения опыта  конструктивного взаимодействия   детей со сверстниками во время игры (пригласить к совместной   деятельности, совместно выполнять необходимые действия в процессе игры, соблюдать правила, не мешать друг другу, не ссориться, др.).

Воспитатель: Для чего нужны птицы? (Они являются санитарами леса, способствуют размножению растений.)

Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев

И вот среди белоснежных хлопьев мы видим необыкновенные цветы. Это птицы зимнего леса. Вы наверняка много знаете о них и определите их. Где зимующие, а где перелетные птицы.

Игра на классификацию «Перелетные и зимующие»

Материал: картинки перелетных и зимующих птиц.

Воспитатель: Молодцы, распределили всех птиц.

Воспитатель: А теперь давайте превратимся в птичек.

Физкультминутка «Скачет шустрая синица»

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)

Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)

Вот присела на минутку, (Присели.)

Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)

И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

Участие в беседе

Игровая деятельность

Дети по картинкам распределяют птиц на зимующих и перелётных.

Дети встают в круг, проводится физкультминутка.

Дети имитируют названные движения

- способствовать совершенствованию диалоговой формы речи;

-  продолжать вызывать интерес к времени года - зиме.

- стимулировать обогащение  речи детей прилагательными, характеризующими свойства явлений природы.

- развивать интерес к наблюдению за птицами;

- закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных, активизация словаря.

-создавать условия для повышения двигательной активности детей в процессе физкультминуток.

- создавать условия для дальнейшего знакомства с зимующими птицами.

Показ презентации « Зимующие птицы».

Воспитатель: Послушайте, что еще умеют делать эти зимующие птицы.

Воробьи - хорошо переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Чаще воробьи сидят, прижавшись, друг к другу, нахохлившись. Воробьи чистоплотные, постоянно охорашиваются, охотно купаются зимой в снегу.

Дятел – санитар леса. Голова, шея, спина, крылья у него черные. На голове, шее, сложенных крыльях есть белые полоски. Летает дятел не очень хорошо. Большую часть времени сидит на дереве. Своим крепким клювом стучит по нему, долбит кору и вытаскивает насекомых, их личинок.

Синицы - очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти.

Снегири – нарядные птицы. Самцы красногрудые, а у самочек наряд более скромный. Снегири держатся обычно

небольшими стайками (7–10 птичек). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду. С приходом темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует.

Сорока - ловкая, подвижная, суетливая птица. Вместе с воронами и галками переселяется на зиму ближе к жилью людей. Для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна.

Восприятие слайдов презентации.

-  продолжать углублять и расширять представление о зимующих птицах;

систематизировать знания о знакомых зимующих птицах

Воспитатель: Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года? (ответы детей).

Воспитатель: Как сделать кормушку и правильно подкармливать птиц? Кормушки для птиц бывают самые разные. Укрепляя кормушку, нельзя обламывать ветки и повреждать стволы деревьев. Нужно начинать подкармливать птиц поздней осенью и продолжать делать это до весны. Необходимо следить, чтобы корм в кормушке был постоянно. Нельзя бросать возле кормушки пакеты и банки, в которых приносите корм! В кормушке не должно быть снега. Не кладите в кормушку куски хлеба, макароны, баранки, корочки апельсинов. Этот корм птицы не съедят. Помните, что птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала, крошки хлеба. Рассмотрите картинки с изображением птиц. Какие птицы здесь изображены? (Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей.)

Воспитатель: – Какие это птицы? (Зимующие.)

Воспитатель: – Почему мы их так называем?

Воспитатель: – Как люди помогают зимующим птицам?

Воспитатель: – Из чего можно изготовить кормушки?

Воспитатель: – Каких птиц мы можем видеть возле наших кормушек?

Воспитатель: – Какая зимующая птица называется «санитаром леса»? Почему?

Воспитатель: – Как ты думаешь, какая самая яркая зимующая птица? Почему?

Игра «Кормушка для птиц»

Демонстрируется модель кормушки и картинки с изображением птиц. Дети прикрепляют изображения птиц на кормушку при помощи магнитов.

Воспитатель:

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Поползень, лесной – сосед,

Будет вам зимой обед.

В гости первый день недели.

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри, Прилетели снегири.

Три вороны были в среду. Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краев – Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог. Налетело семь сорок».

Участие в беседе

Рассматривание картинок

Участие в беседе

Игровая деятельность

Дети участвуют в игре «Кормушка для птиц»

- углублять и расширять представление о зимующих птицах;

- систематизировать знания о знакомых зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц;

- развивать интерес к наблюдению за птицами;

- способствовать совершенствованию диалоговой формы речи;

- углублять и расширять представление о зимующих птицах;

- систематизировать знания о знакомых зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц;

- развивать интерес к наблюдению за птицами;

- способствовать совершенствованию диалоговой формы речи;

Создавать условия для приобретения опыта  конструктивного взаимодействия   детей со сверстниками во время игры (пригласить к совместной   деятельности, совместно выполнять необходимые действия в процессе игры, соблюдать правила, не мешать друг другу, не ссориться, др.).

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

Воспитатель: Вам понравилось путешествовать по зимнему лесу?

Воспитатель: С какими птицами вы познакомились?

Воспитатель: Кого называют санитаром леса?

Воспитатель: Назовите зимующих и перелетных птиц? Как люди должны заботиться о птицах?

Участие в беседе

- способствовать совершенствованию диалоговой формы речи;

- систематизировать знания о знакомых зимующих и перелётных птицах, о роли человека в жизни птиц;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия на тему "Зимующая птица сорока-белобока"

Конспект занятия для подготовительной группы. Занятие проводится в виде викторины. Цель занятия: обобщить и систематизировать знания детей о России, воспитывать любовь к Родине....

Конспект интегрированного занятия с музыкой "День птиц"

Конспект развлечения «День птиц» с детьми старших групп ОН 5-6л Цель: приобщить к празднику «День Птиц», закрепить представления о перелетных птицах. Задачи: воспитывать стремление заботиться о пер...

Конспект интегрированного занятия по познавательной деятельности в средней группе по теме: «Зимующие птицы»

Задачи:Формировать представление о разнообразии зимующих птиц, характерных особенностях их внешнего вида, образе жизни.Учить понимать обобщающее значение  слов и формировать обобщающие понятия по...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию "Птицы весной"

Формировать духовно-нравственные качества посредством приобщения детей к православным традициям, через организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.[[{"type":"media","view_mode":"m...