Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimuyushchie_ptitsy.docx | 28.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»
- вызывать интерес к времени года - зиме.
- углублять и расширять представление о зимующих птицах;
- систематизировать знания о знакомых зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц;
- развивать интерес к наблюдению за птицами;
- содействовать становлению эстетического отношения к окружающему миру через восприятие поэтических произведений.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие»
- обогащать словарный запас детей: зимующие, перелётные птицы, кормушка;
- способствовать совершенствованию диалоговой формы речи;
- стимулировать обогащение речи детей прилагательными, характеризующими свойства явлений природы.
«Социально-коммуникативное развитие»
- создавать условия для приобретения опыта конструктивного взаимодействия детей со сверстниками во время игры (пригласить к совместной деятельности, совместно выполнять необходимые действия в процессе игры, соблюдать правила, не мешать друг другу, не ссориться, др.).
«Физическое развитие»
- создавать условия для повышения двигательной активности детей в процессе физкультминуток и подвижных игр.
Форма организации детей: фронтальная.
Форма работы: интегрированная образовательная деятельность.
Предварительная работа: рассматривание картин с изображением зимующих птиц, наблюдение за птицами на прогулке, чтение стихов и рассказов о птицах.
Материалы и оборудование: фотографии зимующих птиц, кормушка, разрезные картинки (зимующих птиц), презентация «Зимующие птицы», картинки зимующих и перелетных птиц, рисунок дерева для птиц.
МОТИВАЦИОННАЯ ЧАСТЬ (введение в образовательную деятельность):
Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а куда именно, вы должны отгадать, послушав стихотворение.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (деятельностный этап):
Содержание ОД | Деятельность детей | Образовательные задачи |
«Зимний лес в объятьях тишины. Задремал, укутав ветки снегом. Будет спать спокойно до весны Он теперь под серебристым небом. Как он нынче сказочно хорош. В белоснежном праздничном убранстве! Он и вправду, кажется, похож. На хрустально - ледяное царство». (Светлана Комогорцева.) Какое время года описано в стихотворении? (Зима.) А какие вы зимние месяцы знаете? О чем говорится в стихотворении? (Ответы детей.) Давайте отправимся в зимний лес, чтобы посмотреть, кто же живет там. (1 слайд.) «Зимний лес». | Восприятие поэтического произведения. Участие в беседе | - Вызывать интерес к времени года - зиме. - стимулировать обогащение речи детей прилагательными, характеризующими свойства явлений природы. - содействовать становлению эстетического отношения к окружающему миру через восприятие поэтических произведений. |
Воспитатель: – Ребята! Как красиво в зимнем лесу! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев? (Звучит запись «Голоса птиц».) Воспитатель: Дети, чьи голоса вы слышите? (Птичьи.) Воспитатель: Правильно это голоса птиц. А как мы называем птиц, которые улетают в теплые края? (Перелетные.) Воспитатель: Назовите их (ласточка, скворец, грачи, скворцы, кукушка, соловей). Воспитатель: А почему они улетают на зиму от нас? (Нет кормов для них, нет пищи, все под снегом.) Воспитатель: А как мы называем птиц, которые остаются у нас зимовать (зимующие птицы). Воспитатель: Ребята, да это птицы зимнего леса. Но где же они? Воспитатель: А вот и необычное дерево, на котором поселилась стайка птиц. (Дети подходят к дереву, на котором «сидят птицы».) Воспитатель: Посмотрите, сколько разных птиц нас встречают (рассматривание картинки). Какие птицы вам знакомы? (Ответы детей.) Знакомство с зимующими птицами. Воспитатель: Посмотрите, какая бойкая стайка поселилась на дереве. Птички в этой стайке разные. Все эти птицы собрались вместе ещё осенью. Стайкой им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие. Обшарит стайка дерево и снег под ним, соберёт всё, что можно – попрятавшихся насекомых, семена и плоды – и летит дальше. Воспитатель: Давайте посмотрим, какие птицы прилетели в эту стайку. Поползень – это птица умеет ползать по стволам деревьев не только снизу вверх, но и сверху вниз. Ни одна другая так не умеет. Посмотрите, какие ещё птицы сидят на дереве? А это что за длинноносая птица? (Пищуха.) Её назвали так потому, что она всё время попискивает. Воспитатель: К этим стайкам часто присоединяются самые маленькие птички нашей страны-корольки. Королек весит в шесть раз меньше, чем воробей. Мал королек, зато на голове у него корона, словно у какого-нибудь короля. Конечно, корона не настоящая. Это всего лишь яркие перышки. Воспитатель: Каких новых птиц вы увидели в лесу? О каких птицах мы поговорим сегодня на занятии? (О птицах, которые проводят с нами зиму.) Как их называют? (Зимующие птицы.) | Восприятие слайдов презентации. Прослушивание аудио записи «Голоса птиц» Участие в беседе Рассматривание картинок | - обогащать словарный запас детей: зимующие, перелётные птицы; - способствовать совершенствованию диалоговой формы речи; - углублять и расширять представление о зимующих птицах; систематизировать знания о знакомых зимующих птицах |
Игра «Узнай птицу по словесному описанию, собери разрезную картинку» Воспитатель: Я вам буду называть описание птички, а вы будите собирать разрезные картинки. Воспитатель: Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись, друг к другу, нахохлившись. (Воробей.) Воспитатель: Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. (Синицы.) Воспитатель: У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел.) Воспитатель: У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета. (Снегирь.) Воспитатель: Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. (Клест.) Воспитатель: Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока.) Воспитатель: У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое. (Ворона.) Воспитатель: Молодцы узнали всех птиц. | Игровая деятельность Дети собирают разрезные картинки птиц по словесному описанию | Создавать условия для приобретения опыта конструктивного взаимодействия детей со сверстниками во время игры (пригласить к совместной деятельности, совместно выполнять необходимые действия в процессе игры, соблюдать правила, не мешать друг другу, не ссориться, др.). |
Воспитатель: Для чего нужны птицы? (Они являются санитарами леса, способствуют размножению растений.) Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев И вот среди белоснежных хлопьев мы видим необыкновенные цветы. Это птицы зимнего леса. Вы наверняка много знаете о них и определите их. Где зимующие, а где перелетные птицы. Игра на классификацию «Перелетные и зимующие» Материал: картинки перелетных и зимующих птиц. Воспитатель: Молодцы, распределили всех птиц. Воспитатель: А теперь давайте превратимся в птичек. Физкультминутка «Скачет шустрая синица» Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.) Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.) Вот присела на минутку, (Присели.) Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.) И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.) Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.) Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.) | Участие в беседе Игровая деятельность Дети по картинкам распределяют птиц на зимующих и перелётных. Дети встают в круг, проводится физкультминутка. Дети имитируют названные движения | - способствовать совершенствованию диалоговой формы речи; - продолжать вызывать интерес к времени года - зиме. - стимулировать обогащение речи детей прилагательными, характеризующими свойства явлений природы. - развивать интерес к наблюдению за птицами; - закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных, активизация словаря. -создавать условия для повышения двигательной активности детей в процессе физкультминуток. - создавать условия для дальнейшего знакомства с зимующими птицами. |
Показ презентации « Зимующие птицы». Воспитатель: Послушайте, что еще умеют делать эти зимующие птицы. Воробьи - хорошо переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Чаще воробьи сидят, прижавшись, друг к другу, нахохлившись. Воробьи чистоплотные, постоянно охорашиваются, охотно купаются зимой в снегу. Дятел – санитар леса. Голова, шея, спина, крылья у него черные. На голове, шее, сложенных крыльях есть белые полоски. Летает дятел не очень хорошо. Большую часть времени сидит на дереве. Своим крепким клювом стучит по нему, долбит кору и вытаскивает насекомых, их личинок. Синицы - очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти. Снегири – нарядные птицы. Самцы красногрудые, а у самочек наряд более скромный. Снегири держатся обычно небольшими стайками (7–10 птичек). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду. С приходом темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует. Сорока - ловкая, подвижная, суетливая птица. Вместе с воронами и галками переселяется на зиму ближе к жилью людей. Для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. | Восприятие слайдов презентации. | - продолжать углублять и расширять представление о зимующих птицах; систематизировать знания о знакомых зимующих птицах |
Воспитатель: Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года? (ответы детей). Воспитатель: Как сделать кормушку и правильно подкармливать птиц? Кормушки для птиц бывают самые разные. Укрепляя кормушку, нельзя обламывать ветки и повреждать стволы деревьев. Нужно начинать подкармливать птиц поздней осенью и продолжать делать это до весны. Необходимо следить, чтобы корм в кормушке был постоянно. Нельзя бросать возле кормушки пакеты и банки, в которых приносите корм! В кормушке не должно быть снега. Не кладите в кормушку куски хлеба, макароны, баранки, корочки апельсинов. Этот корм птицы не съедят. Помните, что птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала, крошки хлеба. Рассмотрите картинки с изображением птиц. Какие птицы здесь изображены? (Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей.) Воспитатель: – Какие это птицы? (Зимующие.) Воспитатель: – Почему мы их так называем? Воспитатель: – Как люди помогают зимующим птицам? Воспитатель: – Из чего можно изготовить кормушки? Воспитатель: – Каких птиц мы можем видеть возле наших кормушек? Воспитатель: – Какая зимующая птица называется «санитаром леса»? Почему? Воспитатель: – Как ты думаешь, какая самая яркая зимующая птица? Почему? Игра «Кормушка для птиц» Демонстрируется модель кормушки и картинки с изображением птиц. Дети прикрепляют изображения птиц на кормушку при помощи магнитов. Воспитатель: Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли. Поползень, лесной – сосед, Будет вам зимой обед. В гости первый день недели. К нам синицы прилетели. А во вторник, посмотри, Прилетели снегири. Три вороны были в среду. Мы не ждали их к обеду, А в четверг со всех краев – Стая жадных воробьев. В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей. А в субботу на пирог. Налетело семь сорок». | Участие в беседе Рассматривание картинок Участие в беседе Игровая деятельность Дети участвуют в игре «Кормушка для птиц» | - углублять и расширять представление о зимующих птицах; - систематизировать знания о знакомых зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц; - развивать интерес к наблюдению за птицами; - способствовать совершенствованию диалоговой формы речи; - углублять и расширять представление о зимующих птицах; - систематизировать знания о знакомых зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц; - развивать интерес к наблюдению за птицами; - способствовать совершенствованию диалоговой формы речи; Создавать условия для приобретения опыта конструктивного взаимодействия детей со сверстниками во время игры (пригласить к совместной деятельности, совместно выполнять необходимые действия в процессе игры, соблюдать правила, не мешать друг другу, не ссориться, др.). |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ: Воспитатель: Вам понравилось путешествовать по зимнему лесу? Воспитатель: С какими птицами вы познакомились? Воспитатель: Кого называют санитаром леса? Воспитатель: Назовите зимующих и перелетных птиц? Как люди должны заботиться о птицах? | Участие в беседе | - способствовать совершенствованию диалоговой формы речи; - систематизировать знания о знакомых зимующих и перелётных птицах, о роли человека в жизни птиц; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия на тему "Зимующая птица сорока-белобока"
Конспект занятия для подготовительной группы. Занятие проводится в виде викторины. Цель занятия: обобщить и систематизировать знания детей о России, воспитывать любовь к Родине....
Конспект интегрированного занятия с музыкой "День птиц"
Конспект развлечения «День птиц» с детьми старших групп ОН 5-6л Цель: приобщить к празднику «День Птиц», закрепить представления о перелетных птицах. Задачи: воспитывать стремление заботиться о пер...
Конспект интегрированного занятия по математике "Декоративные птицы".
Конспект занятия средняя группа....
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию (познавательно – исследовательская деятельность, здоровый образ жизни, художественное творчество) «Подводные спасатели»
Цели:Развивать познавательную активность, любознательность, умения наход...
Конспект интегрированного занятия по познавательной деятельности в средней группе по теме: «Зимующие птицы»
Задачи:Формировать представление о разнообразии зимующих птиц, характерных особенностях их внешнего вида, образе жизни.Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия по...
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию "Птицы весной"
Формировать духовно-нравственные качества посредством приобщения детей к православным традициям, через организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.[[{"type":"media","view_mode":"m...