Конспект интегрированного занятия по познавательному (краеведение) и художественно-эстетическому развитию (декоративное рисование по мотивам орнамента заонежской вышивки, Республика Карелия) «Сказочная птица»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
«Сказочная птица» (по мотивам орнамента заонежской вышивки)
Конспект интегрированного занятия по краеведению и декоративному рисованию в подготовительной к школе группе
Программное содержание.
1. Продолжать знакомить детей с заонежской вышивкой как видом декоративно-прикладного искусства Карелии.
2. Учить детей передавать в рисунке образ сказочной птицы, замечать ее характерные особенности в отличие от реального изображения, продолжать учить использовать в работе знакомые элементы орнамента, закреплять умение рисовать концом кисти.
3. Воспитывать интерес к народному творчеству родного края.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок «Конёк-горбунок», «Иван Царевич и Серый Волк», карельской народной сказки «Чёрная уточка», экскурсия на предприятие ООО «Карельские узоры», на выставку-ярмарку ООО «Карельские узоры», посещение выставки «Заонежские узоры»: история и современность» в Медвежьегорском районном музее, рассматривание изделий с заонежской вышивкой, знакомство с деревнями Заонежья через просмотр презентаций, фотографий, рисование элементов орнамента.
Материал к занятию: красный клубочек, сундук, изделия с заонежской вышивкой, таблицы с элементами заонежского орнамента, верёвочка с узлом, силуэты полотенец, скатертей из бумаги, краски, кисточки, баночки, подносы, «смайлики».
Методические приёмы: сюрпризный момент, беседа, рассказы детей, художественное слово – стихотворение, чтение пословиц и поговорок о труде, показ изделий с карельской вышивкой, физкультминутка (русская народная игра «Ты, верёвочка, кружись»), опорные таблицы с элементами заонежского орнамента.
Ход занятия.
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся с вами в старину. А поможет нам волшебный красный клубочек.
Клубочек в руки я возьму,
Волшебство позову.
Чудо в гости к нам придет,
В старину нас уведет.
Воспитатель бросает клубочек, и дети попадают в «Карельскую горницу»
- Мы с вами, дети, в карельской избе, в горнице. Когда-то давно, в старину, у карельских женщин и девушек был обычай – собираться на посиделки в одной избе. Здесь они вечерами зажигали лучину и занимались рукоделием. Кто-то пряжу прял на прялочке, кто-то вязал, кто-то половики ткал. А еще любили девушки украшать головные уборы, одежду, полотенца, скатерти, подзоры к кровати (показ изделий в горнице). Ребята, давайте вспомним, какие цвета использовали мастерицы в карельской вышивке? (белые, красные) Каждое такое изделие несло в себе радость, тепло, добро.
Предлагаю детям сесть на лавку. Обращаю внимание на сундук в горнице. Говорю о том, что он откроется, если мы вспомним пословицы и поговорки о труде. («Глазам страшно, а руки делают», «Долог день до вечера, коли делать нечего», «Не игла вышивает, а руки») Открываем сундук.
- Что в сундуке, ребята?! (Изделия с вышивкой)
- Какие изделия с вышивкой? (Красивые, яркие, нарядные)
Обращаю внимание на скатерти, полотенца, на которых вышиты птицы.
- Посмотрите, какие дивные сказочные птицы живут в узорах вышивальщиц.
- Где можно еще встретить сказочных птиц? (В сказках)
- Вспомните названия этих сказок. («Конёк-горбунок», «Иван Царевич и Серый Волк» и др.)
- В карельских сказках тоже встречаются фантастические птицы. И именно они стали излюбленным персонажем мастериц-вышивальщиц Заонежья. Заонежье – старинные деревеньки Карелии. Удивительной красоты птицы на вышитых полотнах. Дети, рассмотрим птиц на изделиях. (Птица обычно расположена в центре. Отмечаем, сходство и различие с реальной птицей: есть голова, туловище, хвост, крылья, но помимо этого присутствуют декоративные детали, украшающие птицу. Так как эти птицы вышиты мастерицами Заонежья, то они украшены элементами заонежского орнамента. Находим с детьми знакомые элементы в узоре (волнистые линии, завитки, кружочки и т.д.). Выставляю таблицы с элементами орнамента.
- Ребята, попробуйте и вы вышить на приготовленных мною полотенцах, скатертях птиц. Птица – символ счастья, весеннего тепла, солнца. Только вместо красных ниток у вас будет красная краска, а вместо иголки – кисточка. Но прежде чем мы приступим к работе, разомнем наши руки, пальчики.
Русская народная игра «Ты, верёвочка, кружись»
Дети образуют круг, двумя руками берутся за веревку. Звучит веселая музыка. Произнося стихотворные строки, игроки передвигают веревку, стараюсь незаметно передать узел из рук в руки.
Ты, верёвочка, кружись,
Ты, верёвочка, вертись,
Узелок, остановись
И в ладошки притаись.
Может быть, у Даши,
Может быть у Маши.
Ребёнок, у которого, по окончании чтения стихотворения в кулаке оказался узел, выходит в центр круга и исполняет импровизированный танец.
Практическая часть.
- Ну что ж, ребята, за дело! Рисуйте сказочных птиц смело!
Предлагаю детям сделать сначала карандашный набросок (нарисовать силуэт птицы), обращаю еще раз внимание на таблицы с элементами заонежского орнамента, напоминаю, что рисуем узор концом кисти.
В конце занятия рассматриваем работы. У каждого ребёнка «смайлик». Предлагаю положить его на понравившуюся работу.
- Вы, ребята, постарались. У каждого из вас своя сказочная птица на изделии с необычным хвостом, крыльями, причудливым оперением! Молодцы! Возьмите с собой работы. Вечером покажите родителям свой рисунок, расскажите, где вы были, что узнали нового и интересного.
Волшебный клубочек помоги,
В нашу группу нас верни!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в области речевого и художественно-эстетического развития учителя-логопеда Бова И.П. на тему «Путешествие в весенний лес»
Задачи:1. Коррекционно-образовательные:закреплять знания детей о весенних явлениях природы: называть приметы весны, весенних месяцев, последовательности времен года;расширять представления об изменени...
Конспект интегрированного занятия в области речевого и художественно-эстетического развития учителя-логопеда Бова И.П. на тему «Путешествие в весенний лес»
Задачи:1. Коррекционно-образовательные:закреплять знания детей о весенних явлениях природы: называть приметы весны, весенних месяцев, последовательности времен года;расширять представления об изменени...
Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ по художественно-эстетическому развитию в младшей группе
quot;Знакомство с музыкальными инструментами"...
Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ по художественно-эстетическому развитию в младшей группе
quot;Знакомство с музыкальными инструментами"...
Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ по художественно-эстетическому развитию в младшей группе
quot;Знакомство с музыкальными инструментами"...
Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ по художественно-эстетическому развитию в младшей группе
quot;Знакомство с музыкальными инструментами"...
Конспект интегрированного занятия по познавательно- речевому и художественно-эстетическому развитию детей в подготовительной группе "Страна Вообразилия"
- Ребята, оказывается, что есть необыкновенная и волшебная страна, под названием Вообразилия. А придумал её Борис Заходер. Вы знаете, кто это?- Но вход в эту страну разрешён не всем. А кому? – с...