Огород на окошке "В гостях у Чиполлино"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Мы ребята-молодцы!
Любим мы трудиться!
Вот посадим мы лучок,
Будем им гордиться!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В гостях у Чиполлино | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 24»
Проект в первой младшей группе
«В гостях у Чиполлино»
(в рамках реализации смотра-конкурса в ДОУ «Огород на окошке»)
Подготовила:
воспитатель I младшей группы
Харичкова Анна Игорьевна
Воронеж 2021
Тип проекта: познавательный.
Вид проекта: групповой, исследовательский, творческий.
Участники проекта: дети I младшей группы, воспитатели группы, родители.
Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым овощей на подоконнике, развитие у дошкольников целеустремленности, наблюдательности, воспитание интереса к миру растений.
Целевая группа: дети дошкольного возраста, педагоги дошкольных учреждений, родители.
Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Задачи проекта:
• Формировать у детей знания о росте и потребности растений;
• Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
• Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
• Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
• Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
Продолжительность проекта: краткосрочный апрель 2021г.
Актуальность проекта: Зеленое царство растений вызывает огромный интерес ребенка. Важно объяснить детям, что зеленый росток - особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет.
Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет ухаживать за растениями. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка.
Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Рабочий план реализации проекта
Этапы реализации проекта
1) Подготовительный
1.Определение цели и задач проекта.
2.Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
3.Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения)
4.Разработка комплексно - тематического плана работы
5. Создание условий для организации работы в «огороде на окне»
2) Основной
1. Рассматривание семян (укропа, огурца,) посадка семян и лука.
2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
• подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;
• оформление огорода на окне;
• Наблюдение за растениями.
3.Отражение результата
через художественно-творческую деятельность.
3) Заключительный (20 апреля)
1.Анализ полученных результатов.
2.Составление фотоальбома «Наш зеленый огород!»
3.Презентация проекта «Огород на окне».
VI. Ожидаемые результаты
Предполагаемые результаты: Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, горох, огурцы и другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.
Основные этапы и направления реализации цели проекта:
Подготовительный этап
Деятельность педагога:
• Составление плана работы над проектом.
• Сбор материала необходимого для реализации проекта.
• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
• Изготовление дидактических игр и пособий.
Деятельность детей:
• Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме проекта.
Взаимодействие с семьей.
• Сбор необходимого материала для создания огорода.
• Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Практический этап
Деятельность педагога:
• Беседа с детьми познавательного характера. Чтение художественной литературы по теме проекта.
• Организация предметно – развивающей среды по теме.
• Подготовка информации для родительских уголков.
Деятельность детей:
• Посадка семян морковки, огурца, укропа, бобовых, лука в землю.
• Уход за растениями - полив, рыхление.
• Дидактические, подвижные игры.
• Организованная образовательная деятельность.
• Лепка овощей из пластилина.
• Отгадывание загадок про овощи.
Совместная деятельность взрослых и детей:
• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
• Различные виды изобразительной деятельности по тематике.
• Просмотр презентации об овощах.
• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах.
Заключительный этап
Деятельность педагога:
• Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
• Презентация проекта.
• Представление опыта.
Деятельность детей:
• Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
Мероприятия по реализации проекта
1. Беседы:
«Что такое огород и что на нём растёт»,
«Что такое «Огород на окне»,
«Какие растения можно вырастить на подоконнике»
2. Опытно-экспериментальная деятельность:
«Земля, – какая она».
Цель: выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая).
«Семена растений отличаются друг от друга»
Цель: выявить внешние отличия семян друг от друга.
«Строение растений»
«Солнце и росток»
«Наблюдение за ростом растений»
3. Практическая деятельность:
Посадка семян, луковиц, замачивание семян гороха, бобов, тыквы.
Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.
Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание.
4. Организованная образовательная деятельность по темам:
«Первые всходы»
«Мир овощей»
5. Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Съедобное-несъедобное», «Четвёртый лишний», «Собери из частей целое»
Настольные игры: «Парные картинки», вкладыши «Овощи».
Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
6. Художественно - творческая деятельность детей:
Раскрашивание картинок.
Рисование «Лук от всех недуг».
Лепка «Овощи большие и маленькие».
7. Речевое развитие:
Чтение сказок: «Репка», «Пых».
Чтение с детьми стихов: «Овощи» С.В. Михалкова,
«Что растет у нас на грядке?» В. Коркина
«Огород» А. Прокофьева.
Разгадывание загадок.
Чтение пословиц и поговорок, связанных с огородом, овощами.
8. Консультация для родителей:
Участвуем в проекте «Огород на окне»
«Помощь ребенка на огороде».
Ресурсное обеспечение.
1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.
2. Экологический уголок.
3. Методический инструментарий: конспекты занятий, картотека дидактических игр и т.д.
4. Технические средства: ноутбук, фотоаппарат и т.д.
Список использованной литературы
1. Дыбина О. В. Неизведанное – рядом. М. : Творческий центр, 2001г.
2. Большая книга увлекательных занятий для детей. М. : Росмэн, 2010г.
3. Мартынова Е. Н. Сучкова Н. М., Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 - 7 лет. Волгоград: Издательство Учитель, 2012г
Консультация для родителей
«Помощь ребёнка на огороде»
Дети - прирождённые огородники, потому что они любопытные, любят учиться на практике и играть в грязи.
Работая в саду или на огороде, ребёнок испытывает удовлетворение и радость из-за того, что может за чем-то ухаживать, а также наблюдать за жизненным циклом растений непосредственно на личном опыте. Работа в огороде даёт детям возможность овладеть необходимыми практическими жизненными умениями и навыками, которым не учат в современной школе. С помощью огородничества к детям приходит осознание необходимости охраны окружающей среды. Ещё один важный аспект: если детские усилия дают результаты, то вместе с ростом растений растёт и детская самооценка.
Чтобы маленькие огородники получили от процесса работы в огороде больше удовольствия и не устали от ожидания, нужно подобрать для посадки такие растения, которые быстро растут (детям хочется быстрее увидеть результаты своих трудов!), с плодами, которые потом можно будет собрать и употребить в пищу. Если малыши помогают вам посадить цветы, выберите сорта таким образом, чтобы они цвели на клумбе по очереди.
Что можно посадить с ребёнком?
1. Подсолнух. Посадите один или два, поскольку они занимают много места. Через 2 недели появится маленький росток, через 8 недель он зацветёт.
2. Редис. Особенно заинтересует ребёнка, потому что созревает за 20-30 дней.
3. Фасоль. Прорастёт через 10 дней, созреет за месяц. Можно посадить в горшке и поставить на подоконник.
4. Помидоры черри. Лучше купить рассаду, а не садить зёрнышко. Ребёнку понравится срывать плоды.
5. Морковка. Дозреет за 60 дней в мягкой земле при хорошем поливе и будет съедена с огромным аппетитом.
6. Картофель. Его сажают не так, как остальные овощи. Плюс, ребёнку понравится тот факт, что он зарыл в землю всего одну, а осенью выкопал много.
7. Тыква. Это удивительное растение (из 1 семечки вырастает огромная тыква!) обязательно должно расти в детском огороде.
8. Лук. Быстро растёт, за ним практически не нужно ухаживать. Но он не очень интересен для ребёнка, да и невкусный.
Чтобы ребёнок чувствовал свою ответственность за посаженные растения, выделите ему отдельный участок земли под огород. Тогда он будет знать, что если он не польёт растения, то кроме него никто этого не сделает, и они погибнут. Если у вас несколько детей, отведите отдельные участки для каждого, чтобы они не ссорились.
Поделитесь с ними своими инструментами (под присмотром взрослых!) и покажите, как ими нужно пользоваться. Лучше дать настоящие, чем дешёвые пластиковые лопатки, которые сразу же сломаются и только расстроят ребёнка.
Дети лучше обучаются, когда осознают практическую ценность своих действий. Пусть занимаются своими растениями в огороде от момента посадки зерна до подачи на стол, тогда они поймут, что работа в огороде - это не просто развлечение. Урожай ребёнка должен непременно попасть на обеденный стол, даже если он незначительный.
Если ребёнок очень маленький, но ему очень интересно возиться на своём мини-огороде, схитрите самую малость и помогите ему (только так, чтобы он не видел). Если же ребёнок не проявляет интереса к огородничеству, предложите ему сделать чучело, чтобы отпугивать им птиц - наглых расхитителей маминого урожая.
Мотивируйте ребёнка, привлекая внимание родственников и друзей к тому, что он сделал на огороде: посылайте бабушкам и дедушкам фотографии, на которых ребёнок занят работой в саду, угощайте гостей овощами, выращенными заботливыми крохотными ручонками. И обязательно каждый раз акцентируйте внимание на том, что это плод стараний вашего талантливого огородника.
Консультация для родителей
«В саду или в огороде».
Природа является неисчерпаемым источником познания, развивая мыслительную деятельность, она оказывает воздействие на эстетическое и нравственное воспитание ребёнка.
Лето – благоприятная пора для развития и воспитания дошкольника, возможность понаблюдать за яркими природными объектами, проводить больше времени в непосредственном общении с природой.
Огород - это не только возможность вырастить урожай своими руками, но и привлечь ребёнка к посадке и уходу за растениями, помочь понять секреты и тайны природы.
Приобщая ребёнка к посадке и уходу за растениями в своем мини-огороде, не забывайте, что ребёнку для лучшего познания нужно задействовать все органы чувств: всё понюхать, пощупать, посмотреть, попробовать на вкус, послушать. Не лишайте его этой возможности. Выращивать можно зелень, бобовые, лук, листовой салат, перец и другие овощные культуры. Обсудите с ребёнком, что будете высаживать, подготовьте почву, инструменты, и за дело!
Несколько подсказок перед началом работы :
- внимание детей непродолжительное, привлекает всё интересное, поэтому и занятия с растениями должны быть увлекательными, доставлять удовольствие
- высаживайте растения, которые быстро растут и дают урожай, так как видимые результаты помогают поддерживать интерес ребёнка к деятельности
- наблюдая и выращивая цветы, сравнивайте их по форме, размеру, обращайте внимание на результаты труда
- выращенные собственными руками овощи обязательно пробуйте вместе с детьми.
Собственный опыт дает ребёнку ощущение успеха, поможет ближе познакомиться с природой, установить взаимосвязь между растениями и людьми, а главное - это прекрасная возможность провести время со всей семьей.
Проводите занимательные эксперименты вместе с детьми
«В почве есть воздух»
Цель: показать, что в почве есть воздух.
Материал: почва, банка с водой, лупа.
Предложите ребёнку рассмотреть комочки почвы с помощью лупы, затем проверить, есть ли в почве воздух: опустить в банку с водой комочек и понаблюдайте, появятся ли в воде пузырьки воздуха.
Вывод: в почве есть воздух, значит, в ней могут жить животные и растения.
«Хитрые семена»
Цель: познакомить ребенка со способами проращивания семян.
Материал: семена фасоли, кабачков, земля, 2 баночки, салфетка из марли, розетка, палочка.
Рассмотрите с ребенком семена, предложите подумать, в чем сходства и различие между ними. Предложите подумать, какие из семян прорастут быстрее – сухие или заранее замоченные. Одно семя фасоли и семечко кабачка посадить в землю, а другие завернуть с марлевую салфетку, смочить водой. На следующий день посадите семена в землю и понаблюдайте, какие семена взошли быстрее.
Вывод: заранее замоченные семена взошли быстрее.
«Что внутри»
Цель: Показать ребенку, что стебель может проводить воду к листьям.
Материал: Стебли моркови, петрушки, вода, растение, лупа.
Рассмотрите с ребенком растение полюбуйтесь сочной зеленью. Предложите подумать, как вода из корней попадает к листочкам. Рассмотрите срез стебля петрушки (моркови) через лупу. Сожмите пальцами стебель, выясните, что в нем есть вода.
Вывод: вода по стеблю поступает к листьям через отверстие.
«Живой кусочек»
Цель: Установить, что в корнеплодах есть запас питательных веществ для растения.
Материал: Плоская емкость, корнеплоды моркови, редьки, свеклы.
Определите название овоща, предложите проверить, есть ли в корнеплодах запас питания. Поместите корнеплоды в теплое, светлое место и понаблюдайте за появлением зелени, пока зелень не начнет вянуть. Корнеплоды стали мягкими, в них мало жидкости.
Вывод : корнеплоды дают питание для листьев.
Клумбы с удивительно розовыми петуниями, оранжевыми и желтыми бархатцами, хризантемами необыкновенно радуют и дарят нам летнее настроение.
И вы вместе со своим ребенком можете создать мини-клумбу, где сможете высадить композиции из цветов, порадоваться ярким краскам и результату своего труда.
Вы можете также украсить свой балкон. Это совсем несложно.
«Висячие сады»
Материал: натуральная губка, веревка длиной 80 см, семена трав и цветов, распылитель.
Протяните веревку сквозь губку и завяжите на конце веревки узел, который будет удерживать губку. Намочите губку в воде и отожмите, чтобы воды не было много. Заполните отверстия в губке семенами трав и цветов, подвесьте губку в оконном проеме, в котором достаточно света для растений. Каждый день опрыскивайте свой подвесной сад. Через две недели семена прорастут, и губка покроется травкой и цветами.
Желаем Вам с пользой и удовольствием провести время со своими детьми!
Конспект НОД "Зелёный лук"
Цель:
- Воспитывать интерес к рисованию
- Развивать воображение, мелкую моторику, эстетический вкус, умение координировать движения в соответствии с музыкой и текстом
- Закреплять зеленый цвет
- Активизировать словарь
- Учить рисовать прямые вертикальные линии
- Способствовать повышению эмоционального тонуса
Материал:
- Кукла- бабка
- Корзинка с овощами
- Баночка с луком в земле
- Гуашь зеленого цвета
- Кисточки
- Баночки с водой
- Тряпочки
- ½ альбомного листа с силуэтом луковицы по количеству детей
- Влажные салфетки
Ход занятия
1 часть.
Воспитатель обращает внимание детей на стук в дверь. Вносит игрушку- бабушку Варварушку. Дети и бабушка здороваются. Воспитатель от имени бабушки Варварушки предлагает назвать овощи, которые она принесла в корзинке. Дети называют овощи (помидор, картошка, морковка, капуста, огурец).
Бабушка Варварушка хвалит детей.
2 часть.
Воспитатель показывает детям лук, который вырастила бабушка Варварушка. Дети рассматривают называют цвет лука. От имени бабушки воспитатель показывает нарисованный лук, предлагает детям тоже нарисовать. Воспитатель показывает приемы рисования.
Проводится пальчиковая гимнастика.
Поднялся наш огород, (поднимают руки вверх)
Все на солнышке растет (вращают кистями рук)
Свекла, лук, морковь, горох
(загибают пальцы на правой руке)
Уродился он неплох (играют кистями рук)
Вот картошка, вот капуста (загибают пальцы на левой руке)
Помидоры, огурцы
Угощайтесь молодцы!
(протягивают раскрытые руки вперед).
3 часть.
Дети рисуют лук.
Воспитатель предлагает спеть песенку для бабушки Варварушки. (на мелодию русской народной песни «Я на горку шла» слова Сторожевой Н.П.)
Дети поют и выполняют движения в соответствии с текстом песни.
Мы для бабушки, для Варварушки
Рисовали лук, лук зелененький
Посмотри- ка ты, наша бабушка,
Какой зелен лук, вырос у ребят.
Воспитатель с детьми и бабушкой Варварушкой рассматривают работы детей.
Вопросы воспитателя к детям:
- Что рисовали?
- Каким цветом получился лук?
Бабушка Варварушка хвалит детей и прощается.
Конспект занятия по лепке в первой младшей группе.
Тема: «Овощи»
Цель занятия: продолжать знакомить с пластилином и его свойствами; научить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска, раскатывать их между ладонями прямыми движениями; учить сплющивать шарики из пластилина при помощи всех пальцев прилеплять к плоской поверхности; руки; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. Закрепить знания о цвете, упражнять в назывании цвета.Воспитывать сосредоточенность, аккуратность.
Материал: Мягкий пластилин разных цветов. Прием лепки: «Отщипывание», «Раскатывание».
Ход занятия:
1. Воспитатель вносит корзинку от Копатыча, создает проблемно-игровую ситуацию: «Как узнать, что в корзинке?»
Дети предлагают свои способы, как узнать, что в корзинке. Созданы условия для включенности, найдены решения проблемно-игровой ситуации.
2. Воспитатель предлагает выяснить, что прислал Копатыч в корзинке детям. Обследуют посылку на звук, ощупь. Отгадывают загадки:
1. На грядке из-под листочка смотрят два дружочка,
два зеленых молодца —
Два хрустящих огурца.
2. Толстощекий помидор,
светит нам, как светофор:
вот он я, скорей, ребятки, заберите меня с грядки.
открывают корзинку и рассматривают овощи: помидор, огурец, лук, горох. Созданы условия для обследования, эмоционального настроя на совместную деятельность
3. Воспитатель задает уточняющие вопросы:
• какого цвета помидор, огурец,?
• какой на вкус помидор, огурец?
4. Воспитатель проводит физкультминутку «В ОГОРОДЕ»:
Дети шли, шли, шли дети шагают на месте
В огород они зашли.
Капусту нашли, наклонились и собирают овощи
Огурцы нашли, помидоры все собрали,
Кабачки нашли,
Всё в корзинки положили
И домой пошли. шагают на месте
5. Воспитатель показывает приемы лепки помидора( катание шарика),затем огурца (раскатывание «столбика») уточняет, где растут растения. Называет их одним словом «овощи» .
Дети отвечают на вопрос. Повторяют обобщающее слово.
6.Рассматриваем работы, оформляем выставку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект огород на окошке "Чиполлино"
Закончилась зима. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок. Возникла идея организовать «Огород на окне». Огород на подоконнике в детском са...
Краткосрочный творческий проект ""Огород на окошке "В гостях у солнышка""
Дошкольное детство- начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе. Дети младшего дошкольного во...
Итоговое занятие «Огород на окне» по проекту «Огород на окошке» Младшая группа №2
Цели:-Учить детей ставить перед собой цель,-Подготавливать рабочее место и убирать за собой; -Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения; ...
Проект "Огород на окошке.Незнайкин огород"
Знакомство детей с особенностями роста растений в комнатных условиях....
Презентация к проекту "Огород на окошке. Незнайкин огород"
Мультитмедийная презентация проекта...
Защита проекта "Огород на окошке. Незнайкин огород"
Текст выступления по защите проекта...
Проект "Огород на окошке.Незнайкин огород"
Познавательное развитие детей...