Проект "Огород на окошке.Незнайкин огород"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аистенок» п. Выгоничи
Экологический проект в средней группе
«Огород на окошке»
Познавательно-исследовательский
Краткосрочный (3 недели)
Подготовил:
Скуратова Наталья Васильевна,
воспитатель высшей категории
Выгоничи, 2021
Аннотация проекта «Огород на окошке»
Целью данного проекта является расширение представлений детей об окружающем мире, об овощных культурах и сформировать первоначальное представление о их выращивание в комнатных условиях.
Данный проект необходим прежде всего мне, как воспитателю ДОУ, для решения проблем по экологическому воспитанию детей с целью использования наиболее эффективных методов и приемов в работе.
Результаты опроса детей и родителей о проблемах:
- Не все дети знают, откуда появляются овощи;
- Не все дети знают, что такое огород;
- Не все дети знают, что в огороде растёт;
- Не все дети знают, что нужно для роста растения;
В результате реализации проекта:
1. Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян.
2. Проводимая работа позволяет воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
3. У детей расширятся знания о растениях.
4. По ходу проекта у детей обогатится словарный запас.
5. У детей сформируется бережное отношение к растениям.
6. Дети получат положительные эмоции от новых знаний.
В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы его построения:
• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
• принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Любые черты характера, а также различные умения и навыки закладываются с детства. С детства же закладывается у ребёнка и гуманное отношение к природе. В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
Знакомства с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. На прогулках при ознакомлении с окружающим миром у детей возникает много вопросов: как растения растут, спят, почему не падают. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в ранне-весенний период, выращивая в помещении различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Актуальность проекта
Дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. В «Концепции дошкольного воспитания» указывается на то, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к труду, к себе и окружающим людям. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок – дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому взрослому важно в процессе обучения развивать и поддерживать познавательную активность, создавать условия для самостоятельного поиска информации. Получать такую информацию самостоятельно, ребёнок сможет, если в группе оформить «Огород на окне», который способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает лучше познать растительный мир. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для их роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Приобщаясь к выращиванию растений на окне, ребёнок постигает тайны жизни и её проявление. Научившись понимать состояние растений, он будет им «сочувствовать» и помогать.
Дошкольник, прошедший такую школу «зелёного» воспитания, сможет самостоятельно увидеть красоту окружающей природы, проявит наблюдательность и пытливость ума, потому что он уже имеет первые и серьёзные знания о таинственной жизни зелёных друзей, умеет их беречь и радоваться им.
Цель проекта
Формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях. Расширение знаний дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечение к работе проекта как можно больше детей. Формирование экологической культуры у детей и родителей.
Задачи проекта
- Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
- Формировать у детей знания о росте и потребности растений (тепло, влага, свет).
- Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами. - Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию. удовлетворить детскую пытливость.
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
- Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
- Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками
Тип проекта
• познавательно-исследовательский
• групповой
• краткосрочный
Участники проекта
Дети средней группы, воспитатель группы, родители.
Срок реализации проекта
3 недели
Предполагаемый результат проекта
- Дети научатся сажать и ухаживать за культурными огородными растениями. Познакомятся с условиями их содержания.
- Дети узнают особенности строения растения, узнают много интересного из жизни растений.
- Опытным путем дети исследуют условия необходимые для роста культурных растений.
- Воспитатель продолжает прививать интерес детей к методу проектирования, который позволяет эффективно развивать познавательно-исследовательское и творческое мышление дошкольников.
Формы реализации проекта
Формы работы с детьми: наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность.
Формы работы с родителями:
Индивидуальные беседы, рекомендации, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий.
Стратегия достижения поставленных целей и задач
Этапы работы над проектом
Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.
1. Подготовительный
- выявление цели и определение задачи;
- подборка материала (литература, наглядный материал, дидактические игры, муляжи овощей, семена для посадки);
- беседы с детьми «Что такое огород и что на нём растёт»; «Что такое «Огород на окне»? Какие растения можно вырастить на подоконнике»;
- работа с родителями : ознакомить с предстоящим проектом, сбор необходимого материала для создания огорода;
- подготовка семян.
- определение темы художественного оформления огорода
2. Основной
Содержание деятельности воспитателя и детей
1 н е д е л я | Понедельник | Изготовление дидактических игр для помощи в реализации поставленных задач | развивать и поддержать в ребенке интерес к растениям; |
Дидактическая игра «Что растёт в огороде?» | Цель: выявить характер представлений ребёнка об овощных культурах, правилах их жизнеобеспечения и пользе для человека. | ||
рассматривание модели строения растения | Продолжать знакомить детей со схемой строения растения | ||
подготовка почвы; | Познакомить с этапами работы по посадке семян | ||
Вторник | д/и «Что сначала, что потом» | ||
рассматривание и сравнение семян (помидор, огурец, перец, кабачок, горох, фасоль, редис); | Познакомить детей с внешним видом семян культурных растений | ||
посадка: лук , горох, фасоль, перец, | Развивать у детей желание помогать взрослым сажать семена культурных растений в грунт | ||
Чтение В. Коркина «Что растет у нас на грядке? » | Продолжать знакомить с литературными произведениями по данной теме | ||
Среда | Художественное оформление огорода на окне. Выбор детей: по мотивам мультфильма «Незнайка и его друзья» 2000г. | помощь родителей в оформлении огорода на окошке (приобретение земли, семян, контейнеров; распечатка героев мультфильма «Незнайка и его друзья» | |
Опыт – эксперимент « Вода и растения». | Цель: выявить насколько вода необходима для роста растений. | ||
Чтение белорусской сказки «Легкий хлеб» | Продолжать знакомить детей с произведениями о растениях | ||
Наблюдения: «Растут ли наши растения?» | Цель: учить детей замечать изменения в росте и развитии растений . | ||
Дидактическая игра «Путаница» | Цель: уточнить знания детей о частях растений. | ||
Четверг | Ситуативный разговор «Незрелый вкусный овощ». | Цель: заинтересовать детей удивительной информацией об огурце. | |
Дидактическая игра «Вершки и корешки» | Цель: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плод) | ||
Пятница | Образовательная ситуация «Вот какой огород! » | Цель: уточнить знания детей о культурных и декоративных растениях; продолжать развивать наблюдательность, умение замечать изменения в росте растении; формировать умение делать простейшие выводы - практическая деятельность. | |
Чтение украинской сказки «Колосок» | Продолжать знакомить детей с произведениями о растениях | ||
беседы с родителями: «Для чего нужен «огород на окне»? | |||
2 н е д е л я | Понедельник | ||
Наблюдения: «Растут ли наши растения?» | Цель: учить детей замечать изменения в росте и развитии растений . | ||
Беседа, рассказ «Овощи и фрукты – полезные продукты». | Цель: способствовать формированию целостной картины мира, расширять кругозор детей; формировать представление о важности и пользе фруктов и овощей; обогащать словарный запас; развивать устную речь. | ||
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»: сюжет «Овощной отдел». | Цель: формировать умение в ходе игры придерживаться сюжета, способствовать развитию игровых действий; учить детей строить взаимодействие со сверстниками, играть дружно, принимать во внимание желания товарищей. | ||
Чтение стихов об овощах и фруктах | Продолжать знакомить детей с произведениями о растениях | ||
Вторник | Дидактическая игра-шнуровка «Что где растет?» | Цель: уточнять знания детей о месте произрастания овощей и фруктов, активизировать в речи и уточнить соответствующие понятия; развитие мелкой моторики. | |
Наблюдение « Первые всходы». | Цель: развивать у детей наблюдательность. Учить детей выявлять изменения, которые произошли с посеянными семенами; дать детям понятие о процессе испарения влаги (понаблюдать капельки воды, образовавшиеся под плёнкой); развивать творческие способности детей при передаче в лепке первых всходов. | ||
Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи» | Продолжать знакомить детей с произведениями о растениях | ||
Раскрашивание «Овощи – фрукты» | Цель: развивать умение детей закрашивать округлые формы; закреплять умение набирать краску на кисть; развивать речь и мышление. | ||
Среда | д/и «Чудесный мешочек» | Развивать умение узнавать на ощупь и называть овощи и фрукты. | |
Наблюдение «Выращиваем лук». | Цель: вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры, желание наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий; учить создавать ситуацию опыта. | ||
Чтение сказки Сутеева «Мешок яблок» | Продолжать знакомить детей с произведениями о растениях | ||
Аппликация «Овощной магазин» | Цели: научить раскладывать и наклеивать различные «овощи» на полосках на расстоянии один от другого; повторить названия цвета и формы овощей; закрепить умение пользоваться кистью и клеем. | ||
Четверг | Чтение стихотворения Т. Казыриной | Продолжать знакомить детей с произведениями о растениях | |
Наблюдение и уход за всходами | развивать у детей наблюдательность. Продолжать учить детей выявлять изменения, которые произошли с посеянными семенами. | ||
Чтение загадок про овощи и фрукты | Продолжать знакомить детей с произведениями о растениях | ||
Пятница | Игровая ситуация «Сварим из овощей суп» | Цель: познакомить детей с процессом приготовления овощного супа, показывая и называя действия. | |
Чтение стихотворения А. Максаковой | Продолжать знакомить детей с произведениями о растениях | ||
3 н е д е л я | Понедельник | д/и «Правильно-неправильно!» | Уточнить с детьми знания о пользе овощей и фруктов для здоровья человека |
Наблюдение и уход за растениями | Продолжать учить наблюдать за ростом и развитием растений; развивать умение ухаживать за растениями. | ||
Пальчиковая игра «Капуста» | Развитие мелкой моторики, связной речи | ||
Физминутка «Бабушка кисель варила…» | Развитие движений, мелкой моторики, связной речи, положительных эмоций | ||
Вторник | Рассматривание вимильбуха «Огород» | Продолжать развивать наблюдательность, замечать интересные детали; развивать умение связно рассказывать об увиденном | |
Пальчиковая игра «Картошка» | Развитие мелкой моторики | ||
д/и «Что сначала, что потом». | Цель: Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность. | ||
Среда | Д/ и «Найди по описанию» | Цель: развивать память, внимание; формировать умение при отгадывании не перебивать товарищей, не выкрикивать, внимательно выслушивать педагога. | |
П/и «Огуречик… огуречик…» | Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом. | ||
Четверг | Дидактическая игра «Что растёт в огороде?» | Цель: выявить характер представлений ребёнка об овощных культурах, правилах их жизнеобеспечения и пользе для человека. | |
П/ игра «Овощи — фрукты» | Цель: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность. | ||
Сюжетно-ролевая игра «Магазин «Овощи и фрукты» | Цель: закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах. | ||
Пятница | Беседа «Наш Незнайкин огород» | Уточнение знаний полученных за время проведения проекта. | |
Пословицы и поговорки с растениями | Продолжать знакомить с народным творчеством по данной теме | ||
Сюжетно-ролевая игра «Обед для кукол» | Цель: Дать детям представление о жизненной логике сюжетно-ролевой игры. |
3. Заключительный
- анализ полученных результатов;
- Создание слайд-шоу «Наш Незнайкин огород!»
- Высадка части растений в грунт (при наличии погодных условий)
- презентация проекта «Огород на окне».
Выводы: Таким образом, данный проект способствовал тому что, уровень интереса детей среднего дошкольного возраста к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Повысилась экологическая компетентность детей: дети могут различать некоторые виды растений, знают особенности строения растения и условия их роста. У детей появилось желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появился интерес и стремление к взаимодействию с ними.
Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно-исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.
Список литературы:
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. «Опыты и эксперименты для дошкольников»
2. Масленникова О. М. Экологические проекты в детском саду.
3. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»
4. Николаева С. Н. Игра в экологическом воспитании дошкольников.
5. Рыжова Н. А. «Наш дом – природа»
6. Шорыгина Т. А. «Овощи. Какие они?»
7. Программа «Юный эколог». /С. Н. Николаева, – М.: 2005.
8. Дидактические игры в детском саду. / А. К. Бондаренко, – М.: Просвещение, 1985.
Интернет ресурсы:
http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/news13010.html
http://doshkolnik.ru/ecologia/16832-ekologicheskiiy-proekt-ogorod-na-okne.html
https://infourok.ru/proekt-v-sredney-gruppe-na-temu-ogorod-na-okne-3777832.html
https://infourok.ru/proekt-ogorod-na-okne-3264624.html
клипарт овощи и фрукты на прозрачном фоне для детей
+❤ В Мои закладки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Огород круглый год" Приговорки в огороде.
Подборка приговорак....
«Огород «Змея Сёмы». (огород на окне)
Экологическое воспитание детей. Проект "Огород на окне"....
Наш весёлый огород За окном лежит снежок. Воет ветер-ветерок. На деревьях нет листвы, Шапки снежные легли. Нет тепла, цветочков нету. Как скучаем мы по лету! А давайте-ка, ребята, Мы посадим огород! Пусть зелёный огород Лето в группу принесёт!
Огород на окне. С детьми первой младшей группы оформили огород на окне, получилось просто замечательно!...
Проект "Огород на окошке.Незнайкин огород"
Знакомство детей с особенностями роста растений в комнатных условиях....
Презентация к проекту "Огород на окошке. Незнайкин огород"
Мультитмедийная презентация проекта...
Защита проекта "Огород на окошке. Незнайкин огород"
Текст выступления по защите проекта...
Презентация к проекту "Огород на окошке. Незнайкин огород"
презентация к проекту...