Конспект НОД по ознакомлению с окружающим. Тема: «Народные праздники».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Представленный конспект позволяет закрепить знания детей об обычаях и традициях русского народа, названиях праздников и их смысле, стимулировать интерес к отечественной культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_prazdniki.docx | 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим.
Тема: «Народные праздники»
Задачи:
- Закреплять знания детей об обычаях и традициях русского народа, названиях праздников и их смысле, стимулировать интерес к отечественной культуре.
- Расширять кругозор детей, развивать их речь, память, мышление.
- Воспитывать чувства доброты, взаимопомощи, желание трудиться, помогать друг другу, воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
Пособия В.В. Воскобовича: Персонаж Малыш Гео, коврограф, картинки с изображением посуды, конструктор «Шнур-затейник», конструктор «Фонарики» по количеству детей. Шаблоны одежды, схемы узоров, корзина с фруктами, ягодами и овощами, две кастрюли, макет плиты, корзинки для деталей, две длинные веревки, музыкальное сопровождение, презентация.
Ход НОД:
Приветствие.
Дети стоят в кругу.
Я люблю, когда при встрече,
Мы знакомым и родным.
С добрым утром, добрый вечер,
Добрый день, всем говорим!
Предлагаю детям сесть на стулья.
- Малыш Гео очень любит праздники, и он узнал от ворона Метра, что кроме традиционных праздников, есть праздники народные.
- Какие русские народные праздники вы знаете?
Ответы детей (Пасха, Масленица, Рождество и т.д.).
- Малыш решил организовать в фиолетовом лесу встречу зимы и просит вас помочь ему подготовиться к празднику.
- А вы любите праздники?
- Чем отличаются праздничные дни от будничных?
Ответы детей.
- Правильно, в эти дни люди не работают, отдыхают.
- Русские люди тоже любили праздники, но праздновали их не совсем так, как сейчас. Обычно все праздничные дни начинались в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках. Под музыку, а то и без нее, водили хороводы, пели, плясали, затевали веселые игры.
- Многие праздники были связаны с временами года: с проводами зимы, встречей весны, наступлением лета, зимы.
- Все времена года любили на Руси. Но особенно ждали осень. Осень – время уборки урожая. Любили это время года за то, что закончены основные работы в полях, садах, на огородах. Собран и убран богатый урожай.
Первый осенний праздник, который отмечали на Руси – Успение. Его посвящали встречи осени, окончанию уборки урожая и праздновали в конце августа.
А в ноябре отмечали праздник Кузьмы и Демьяна. Кузьминки – встреча зимы. Святые Кузьма и Демьян – ремесленники, покровители ремесел, кузнечного искусства и женского рукоделия.
Один из самых любимых праздников русского народа - Масленица. С древних времен, на Руси существует обычай – провожать зиму и встречать весну. На масленицу пекут блины – это главное праздничное блюдо.
Летом отмечали праздник Святой Троицы. В народе его ещё называют Зелёные Святки или Праздник русской берёзки. Этот праздник знаменует прощание с весной и встречу лета, прославляющий красоту зеленеющей природы. На Троицу хозяйки украшали дома берёзовыми ветками, цветами, а девицы на полянках завивали лентами ветки берёзы, загадывая желание.
К праздникам русские люди готовились заранее. Они убирали дом, шили праздничные наряды, готовили вкусные угощения. А еще на праздники русский народ веселился: играли в игры, пели песни и водили хороводы.
Музыкальная игра.
- Я предлагаю вам помочь малышу Гео подготовиться к празднику. И начнем мы с уборки. Дома у малыша Гео много посуды, он любит встречать гостей. На кухне нужно навести порядок и расставить посуду по полкам.
- Какая есть посуда у малыша на кухне по назначению? (столовая, чайная, кухонная).
- Давайте расставим ее по местам: чайную посуду на верхнюю полку, столовую - на среднюю, кухонную на нижнюю.
Дети выполняют задание.
- Молодцы, вы справились!
- Вспомните, как еще готовились русские люди к праздникам?
- Правильно, шили наряды. Одежду они шили сами и украшали ее лентами, узорами, которые вышивали тоже сами.
- Давайте украсим праздничную одежду для жителей фиолетового леса узорами. Вышивать узоры мы будем с помощью шнура-затейника. Посмотрите на схему и вышейте такой же узор.
Дети вышивают узоры. Педагог украшает узорами шаблоны одежды.
- Ну и какой праздник без праздничных угощений? Угостим жителей фиолетового леса праздничными блюдами?
- Какие праздничные угощения вы знаете?
Ответы детей.
- Я предлагаю угостить гостей щами и вкусным компотом. Из чего варят щи? А компот!
Ответы детей.
- Правильно, из фруктов, ягод и овощей.
- Вот вам корзина, поделитесь на команды и разложите по тарелкам, отдельно фрукты и отдельно ягоды.
Дети раскладывают муляжи по тарелкам.
- А теперь проверьте друг друга, правильно ли вы выполнили мое задание.
- Пока обед готовится, мы с вами накроем стол, а поможет в этом нам игра «Фонарики». Каждая фигура будет обозначать какой-то предмет посуды, выберите необходимые фигуры и выложите на стол.
Дети соотносят фигуры игры «Фонарики» и предметы посуды.
Тарелка – большой зеленый круг, маленький красный круг – чашка, вилка – маленький зеленый треугольник, нож – маленький зеленый прямоугольник, ложка – маленький зеленый овал.
- Возьмите нужные детали игры, остальные уберите в корзинки.
Переверните игровое поле, это стол. Разложите фигуры в соответствии с инструкцией.
Дети сервируют стол: тарелка – в центре, вилка – слева от тарелки, над тарелкой – чашка, ложка – справа от тарелки, нож – между ложкой и тарелкой.
- Все готово к встрече зимы? Теперь можно отдохнуть и поиграть.
Русская народная игра «Тише едешь…»
Водящий и играющие находятся по разные стороны двух линий. Задача играющих – как можно быстрее дойти до водящего и дотронуться до него. Тот, кто это сделал, становится водящим. Играющие двигаются только под слова водящего: «Тише едешь, дальше будешь. Стоп!» На слово «стоп» все играющие замирают. Водящий, который стоял до этого спиной к играющим, поворачивается и смотрит. Если в этот момент кто-то из играющих пошевелится, а водящий это заметит, то этому игроку придется уходить назад, за черту. Водящий может смешить замерших ребят. Кто рассмеется, также возвращается за черту. А затем игра продолжается.
Подведение итогов.
Мы с вами сегодня здорово потрудились и отдохнули. Расскажите, что было самым интересным? А самым трудным? Несмотря на трудности вы справились и помогли малышу Гео, молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим Тема: «Путешествие в прошлое куклы» (подготовительная группа).
Открытое занятие на аттестацию...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим: тема: «Знакомство с куриным семейством» вторая младшая группа.
Программное содержание: дать первоначальное представление о составе куриной семьи, их внешних отличиях; учить узнавать их на картине и в игрушечном изображении, узнавать звуки, которые изд...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим (тема "мебель") для детей с ограниченными возможностями здоровья
Конспект непосредственной образовательной деятельности (ознакомление с окружающим) для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме "Мебель, части мебели" ...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим тема: "Цветы на подоконнике" 2 младшая группа
ознакомление с окружающим тема: "Цветы на подоконнике" 2 младшая группа...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим "Пасха - светлый праздник"
В данной методической разработке представлен материал по приобщению младших дошкольников к православным традициям...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Народные промыслы. Хохлома» во второй младшей группе.
Воспитание любви к русскому народному творчеству, знакомство детей с хохломской росписью,сохранение традиций русского творчества....
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Народные праздники на Руси»
Знакомство с народными праздниками на Руси...