Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Народные праздники на Руси»
план-конспект занятия (средняя группа)
Знакомство с народными праздниками на Руси
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_okruzhayushchiy_mir_russkie_prazdniki.docx | 21.86 КБ |
prezentatsiya_k_okruzh._miru.pdf | 1.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по ознакомлению с окружающим миром
«Народные праздники на Руси»
Цель: развитие интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками.
Задачи:
Образовательные – формировать представление о праздниках на Руси (Масленица, Пасха, Обряд крещения, катание на русской тройке, Покров, Рождество) об обычаях и традициях нашего народа, познакомить с русскими традициями праздников, истории появления.
Развивающие – развивать познавательный интерес к истории и традициям русского народа, развивать связную речь детей.
Воспитательные – воспитывать чувство причастности к русской культуре, прививать любовь и интерес к традициям и обычаям русского народа.
Материалы к занятию: книжка русской народной сказки «Гуси-Лебеди», презентация, гимнастическая палка с атласными лентами, горка и крашеные яйца, русский народный костюм для воспитателя.
Ход занятия:
- Я хочу вам рассказать сказку, а какую вы угадайте:
Не доглядела за братом сестра,
И долго искала мальчишку она.
Помогла ей волшебная речка,
Пирожков испекла русская печка.
От птиц под яблоней укрылись дети.
Что за птицы были эти? … (Гуси-лебеди)
- Правильно, это русская народная сказка «Гуси-лебеди». Слушайте сказку.
Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
— Доченька, — говорила мать, — мы поедем на ярмарку, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек.
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.
Продолжение будет потом, а сейчас я хочу знать, что такое ярмарка, куда поехали родители. (Ответы детей)
Слайд 1. Вся наша жизнь – дело наших рук, наших мастеров! Много сил, выдумки и старания вкладывал русские люди в работу и в изделия, которые делали своими руками. Хотели они и людей порадовать, и заработать. И тогда придумали ярмарку– место, куда съезжались люди, продавали и покупали нужный в хозяйстве и для жизни товар!
Слайд 2. Ярмарки бывали несколько раз в году, и торговали там самым разным товаром и помногу: если мука, то мешками, если дрова, то телегами.
Слайды 3, 4,5. Чем еще торговали на ярмарках? (Дети рассматривают фотографии и называют товары, которыми торговали в старину). На ярмарке каждый торговал, как и где мог: богатые купцы вели торговлю в каменных постройках, в специальных торговых рядах. Торговцы средней руки – в деревянных лавках, палатках. Кто победнее – торговали прямо с возов и телег.
Слайд 6. Кроме того, на каждой ярмарке было множество мелких торговцев и разносчиков всякого товара, как их называли? Лоточники.
Слайд 7. На ярмарке люди веселились, отдыхали. Ярмарка на Руси – это было место проведения традиционного досуга – местом гуляний, разнообразных представлений, затей и увеселений. Люди приезжали на ярмарку « на людей посмотреть, да себя показать».
Слайд 8. Чтобы потешить публику, устраивались показательные выступления скоморохов. Кто такие скоморохи? Скоморохами в Древней Руси называли музыкантов, дудочников, гусляров - словом, всех тех, кто промышлял пляской, песнями, шутками фокусами. Часто их просили, чтобы они нахваливали какой-то товар – зерно, лошадей.
Слайд 9 . Главным героем ярморочных увеселений был главный герой народного театра… его представление – одним – развлечение, другим – поучение, самая весёлая в мире игрушка – неунывающий …..Петрушка. А чем же был знаменит Петрушка? Почему его так любили люди? Петрушка – задира, драчун и грубиян, но Петрушка в шуточной форме говорил правду. Он смеялся над богатыми, осуждал их за жадность и нелюбовь к простому народу.
Слайд 10. Что еще интересного происходило на ярмарках? На ярмарках пели песни, водили хороводы; мерялись силой. Вот такой была весёлая, пестрая и шумная русская ярмарка!
А сейчас давайте поиграем.( В кругу стоит мальчик с грустным выражением лица. Дети становятся вокруг него в хоровод со словами)
«Ваня, Ваня-простота
Купил лошадь без хвоста (идут по кругу вперёд лицом).
Сел задом наперёд (идут по кругу спиной вперёд)
И поехал в огород» (Цокают язычком и убегают. Ваня грозит кулаком и догоняет дразнящих.)
Давайте вспомним какие еще праздники были.(Ответы детей)
Сегодня мы зимушку провожаем,
Блинами угощаем,
Весну к нам зазываем!
Кто же скажет, как мы этот праздник называем? (Масленица)
Слайд 11.
Масленица- один из любимых праздников русского народа. Масленица – это проводы зимы. Длится Масленица целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их. Этот праздник связывали в старину со встречей весенних дней, отмечали широким гостеприимством, весельем и играми.
Ребята, а вы знаете, что же является символом весны, солнца в этом празднике? Нет? Тогда отгадайте загадку.
Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный
И с вареньем, и с медком,
Со сгущенным молоком! (Ответы детей)
Конечно же, это блины.
Слайд 12.
В старину Масленицу зазывали: «Приезжай к нам в гости, Масленица, на широкий двор – на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться»
Слайд 13.
Всю неделю на Масленицу веселились, водили хороводы, катались с горки, угощались блинами. Блин считается символом солнца, круглый и горячий. На стол подаются с пылу с жару. На Масленицу катаются на расписных санях, на ледяных горках, на гигантских каруселях. Распевают задорные частушки и прибаутки. В уличных балаганах и театрах шуты и скоморохи смешат до слез.
Слайд 14.
Давайте и мы с вами поиграем!
Подвижная игра «Карусель» (На гимнастическую палку привязывают атласные ленты одинаковой длины.
Кто хочет на карусели пробежаться? (дети берут каждый конец ленты и натягивает)
«Ели- ели- ели- ели
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом! (Убыстрять темп)
Побежали, побежали,
Побежали, побежали! ( можно менять направление)
Тише, тише, не спешите,
Карусель ос-та-но-ви-те.
Раз-два, раз-два (пауза)
Вот и кончилась игра!
Слайд 15.
Самый главный христианский праздник – Светлое Христово Воскресение.
Звонко капают капели,
Возле нашего окна.
Птицы весело запели,
В гости Пасха к нам пришла!
Слайд 16.
Празднуется Пасха всегда в воскресенье. Это главный праздник в честь воскрешения Христа. Одним из символов праздника является яйцо, это символ зарождающейся жизни. На Пасху готовят блюда, которые в течение года не пробуют и не готовят. К встрече этого праздника готовились заранее. В каждом доме убирали, чистили, стирали и красили яйца. Пасха- это семейный праздник, но в гости ходили – христосоваться. Яйца красили в разные цвета. Дарили их со словами: «Христос воскресе!», в ответ говорили: «Воистину воскресе!» - и три раза целовались в знак прощения и любви к близким.
Слайд 17.
Еще на Пасху пекут куличи. Кулич символизирует красное солнце, и если человек пробует его, то он становиться добрым и сильным.
Слайд 18.
Давайте мы с вами поиграем. Пасхальная игра «Катание яиц с горки». ( играющие катают крашеные яйца с горки, чьё яйцо дальше укатится, тот и победитель, он забирает яйцо проигравшего)
Мы с вами вспомнили несколько праздников на Руси, но забыли про сказку. Продолжим.
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.
Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету!
Она его звала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — но братец не откликнулся.
Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она и догадалась, что они унесли ее братца: про гусей- лебедей давно шла дурная слава, что они пошаливали- маленьких детей уносили.
А что будет дальше, мы узнаем позже…
Скажите, что вам понравилось больше всего? Как называются праздники про которые мы говорили?
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе
Рисование красками. (пальчиками)...
Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованию «Русская народная игрушка».
Обобщение знаний о глиняных игрушках - дымковских и филимоновских. Рассказ об истории богородского промысла, о сергиевопосадских деревянных игрушках. Рассказ о самой популярной народной деревянн...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Масленица. Цæрвкъахæн –народный праздник в Северной Осетии».
Тема: «Масленица.Цæрвкъахæн –народный праздник в Северной Осетии»....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Народные промыслы. Хохлома» во второй младшей группе.
Воспитание любви к русскому народному творчеству, знакомство детей с хохломской росписью,сохранение традиций русского творчества....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "Зимние забавы на Руси" в подготовительной группе
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "Зимние забавы на Руси" в подготовительной группе...
Ознакомление с окружающим миром. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья".
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для средней группы компенсирующей направленности. Тема: "Моя семья"....
Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема "Быт на Руси"
Цель:Знакомство детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.Задачи:- Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русс...