Проект «Домашнее подворье»
проект по окружающему миру (средняя группа)
Проект направлен: на развитие нравственных качеств у детей средней группы в условиях организации совместной деятельности; на формирование представлений детей о домашних животных, их повадках, зависимости от человека, заинтересованного и бережного отношения к ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_peredeldannyy.docx | 39.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Домашнее подворье»
Актуальность.
В соответствии со ст. 64.1 ФЗ « Об образовании» в РФ « Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры нравственных, эстетических и личностных качеств детей дошкольного возраста».
Одна из задач ФГОС ДО – формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных и нравственных качеств (п. 2.6 ФГОС ДО).
Действительно, именно в дошкольном возрасте появляются предпосылки к рефлексивному мышлению как способности ребёнка анализировать свои поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками и мотивами других детей.
Задача педагога – вовремя увидеть эти особенности с целью обеспечения полноценного развития личности каждого ребёнка.
В ходе наблюдений педагогов, данным психолога (1.02 – 9.02.21 ) проведена диагностика по развитию морально – этических качеств у воспитанников группы. Итогом которой была выявлена и обозначена проблема: у 11 воспитанников группы (50%) недостаточно сформированы и проявляются такие морально - нравственные качества, как эмпатия, толерантность, коллективизм.
Представился случай, однажды утром девочка Кристина во время утреннего приёма занесла в группу большую коллекцию мягких игрушек домашних животных. Заметив, как дети откликаются на эти игрушки, проводят совместные игры с ними, было решено составить программу действий на формирование нравственных качеств.
Воспитание бережного и заботливого отношения к животным имеют большое значение в дошкольный период в жизни ребёнка. Мир животных чрезвычайно привлекателен, животные в доме - важный фактор воспитания.
Вовлекая ребёнка в совместную деятельность по уходу за домашними питомцами, взрослые развивают в нём чуткость, побуждают к сопереживанию, воспитывают готовность помогать делом. Учитывая данные факторы развития бережного отношения к домашним животным, психологами было выявлено, что дети, проживающие в городах, практически в недостаточной степени владеют обобщающим понятием – домашние животные. Не имеют возможности наблюдать, ухаживать за ними. В летнее время дети бывают у своих бабушек и дедушек в сельской местности, где, конечно, знакомятся с домашними животными. Но такое знакомство происходит не у всех, да и те, кто видел животных – не всегда могут обобщить свои представления.
С целью формирования нравственных качеств у детей в средней группе, был разработан образовательно - воспитательный проект »Домашнее подворье».
Проект «Домашнее подворье»
Вид проекта: образовательно-воспитательный.
Целевая аудитория: дети 4-5 лет.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Продолжительность проекта: бессрочный.
Проект направлен: на развитие нравственных качеств у детей средней группы в условиях организации совместной деятельности; на формирование представлений детей о домашних животных, их повадках, зависимости от человека, заинтересованного и бережного отношения к ним.
Цель: Формирование морально-нравственных качеств, гуманного отношения у детей средней группы.
Задачи:
- Воспитание детской инициативности и самостоятельности посредством совместной деятельности; бережного, гуманного отношения ко всему живому.
- Побуждать детей к разнообразной совместной деятельности, согласованию действий и оказанию взаимопомощи, совершенствовать коммуникативные навыки.
- Развивать речь, мышление, любознательность, воображение, обогащать словарный запас.
- Уточнить, расширить и систематизировать представления детей о домашних животных: их внешнем виде, особенностях поведения, пользе, приносимой человеку, потребностях для их роста и развития.
Ожидаемые результаты: использование проектного метода поможет способствовать:
- Формированию понимания детьми, кто такие домашние животные, как нужно ухаживать за ними.
- Развитию эмоциональной отзывчивости, изобретательности, инициативной активности, навыков взаимодействия между детьми.
- Привитию детям нравственных чувств, бережного отношения к домашним животным, возникновение желание у детей заботится о домашнем питомце.
- Дальнейшему развитию доброжелательных партнёрских отношений между родителями, детьми и педагогами.
Для решения поставленных задач было использовано:
- Постановка проблемной ситуации.
- Наблюдение за животными, контактное общение с ними в разной обстановке.
- Игровая, продуктивная деятельность.
- Чтение художественной литературы, просмотр видео материалов.
- Совместное изготовление и подборка материала по теме «Домашние животные».
План-схема реализации проекта «Домашнее подворье»
Этапы проекта/ задачи | Формы работы с детьми. | Формы работы с родителями. |
Подготовительный Цель: создание проблемной ситуации, мотивации на активное участие в проекте. Образовательная задача: формирование представлений детей о домашних животных, развитие словарного запаса. Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к домашним животным, эмоциональный отклик. | Постановка проблемной ситуации «Домашние животные, кто они такие?» Применение метода «Модели трёх вопросов»(Что мы знаем о домашних животных? Что мы хотим узнать? Где мы можем это узнать?). Совместное изготовление макета « Домашнее подворье». Наблюдение за животными в разной обстановке: дома, на улице, на домашнем подворье (чем питаются, повадки, как человек ухаживает за животными) Просмотр видеороликов «На ферме». Рассматривание энциклопедий, иллюстраций о животных. Беседы – обсуждения «Зачем нужно ухаживать за домашними животными». Знакомство с профессиями доярки, скотника, пастуха. Обыгрывание макета «Домашнее подворье». | Совместное изготовление макета «Подворье» Информирование о проведении проекта. Участие в наблюдении вместе с детьми за животными, сбор наглядного материала по теме «Домашние животные». |
Деятельностный Цель: формирование инициативности и самостоятельности через совместные виды деятельности. Образовательная задача: развитие творческих и исследовательских способностей; формирование коммуникативных навыков. Воспитательные задачи: Воспитание осознанного правильного отношение к представителям животного мира, заинтересованного бережного отношения к ним. | Посещение контактного кафе «Котокафе». Творческий рассказ из собственного опыта о своём домашнем питомце. Составление рассказов по картинам. Отгадывание загадок, заучивание потешек и стихотворений. Чтение художественной литературы. Театрализованная деятельность «Сказка о животных». Дидактическая игра «Кто где живёт», «Кто чем питается», «Кто как кричит», «Чей голосок» Моделирование проблемно – игровых ситуаций «Что произойдет, если домашнее животное выпустить в дикую природу?». »Если я нашёл собаку». «Как можно играть с кошкой». Динамические паузы, пальчиковая гимнастика «Полетели» и др. Режиссерские игры детей. | Подготовка к совместной выставке «Мой любимец», (сбор и изготовление фотографий для оформления альбома) Рекомендации родителям по семейному просмотру телепередач, чтению художественной литературы о животных. Подготовка с ребёнком рассказа о домашнем питомце. Совместное посещение «Котокафе». Изготовление ширмы – передвижки «Если дома завёлся зверёк» |
Завершающий Цель: обобщить и систематизировать полученные представления о домашних животных. Образовательные задачи: Углубить обобщить и систематизировать полученные представления о домашних животных. Воспитательные задачи: воспитывать чувство сопереживания ко всему живому, чувство долга по отношению к тем, кого мы приручили. | Игровая деятельность Ролевые игры: «Ветеринар», «Зооклиника», «Пастух и овцы», «Лохматый пёс», «Кот и мыши», «Весёлые козлята». Выставка книг «Животные в сказках». Изготовление атрибутов к сюжетным играм. Продуктивная деятельность: конструирование «Ферма», коллективное панно» Домашние животные». лепка и рисование »Весёлая ферма». Режиссёрские игры. Составление альбома «Мой любимец». Экскурсия на ферму «Коза – дереза». Мероприятие «На ферме» | Участие в выставке «Мой любимец». Совместное изготовление атрибутов к ролевым играм. Совместная экскурсия на ферму «Коза – дереза». Презентация проекта всем участникам. Обмен впечатлениями о проекте, отзывы родителей. |
Этапы реализации проекта:
Целью первого этапа проекта является мотивация на активную совместную деятельность детей через создание проблемной ситуации, эмоциональный отклик. Воспитанница Кристина во время утреннего приёма детей занесла в группу свою коллекцию игрушек домашних животных, тем самым педагог создал проблемную ситуацию, к которой дети активно подключились. Смотивировав детей на активную деятельность, получив эмоциональный отклик, был применен метод «Модели трёх вопросов» (Что мы знаем о домашних животных?, Что хотим узнать? Где мы можем это узнать?).
Педагог в ходе бесед выявляет представления детей о домашних животных, проводит индивидуальные консультации с родителями по оказанию информационной помощи. Ребята наблюдают за домашними животными в разной обстановке, рассматривают энциклопедии, иллюстрации, видеоролики о животных. Совместно с родителями изготавливают макет «Домашнее подворье», который с удовольствием применяют для режиссёрских игр.
На втором этапе была поставлена цель: формирование инициативности и самостоятельности через совместные виды деятельности.
На данном этапе проекта педагог организует совместную деятельность, где ребята имеют самостоятельный выбор. Дети составляют творческие рассказы из собственного опыта о своем питомце, о своей посильной помощи в ухаживании за домашними животными на подворьях у своих бабушек. Показывают театрализованные представления, в которых сами становятся сочинителями своих сказок о животных. Обыгрываются проблемно – игровые ситуации про животных, в которых проявляется смекалка и находчивость. Ребята совместно с семьями посещают «Котокафе», делятся своими впечатлениями.
Цель третьего этапа: Обобщить и систематизировать полученные представления о домашних животных. На данном этапе проекта дети играют в ролевые игры, изготавливают для них атрибуты. Устраивают выставки книг о животных, занимаются продуктивной деятельностью, оформляют выставки своих работ. Создают альбом «Мой любимец», который постоянно пополняется.
В выходной майский солнечный день организуется совместный выезд на ферму «Коза – дереза», после которой ребята делятся впечатлениями еще долгое время. Воспитатель проводит мероприятие в рамках проекта «На ферме», на котором через постановку проблемной ситуации ребята обыгрывают полученные представления о домашних животных. Педагог презентует проект всем участникам образовательного процесса.
Результаты проекта: из наблюдений за речевым общением детей, инициативными действиями, на основании бесед с родителями, воспитатель делает выводы: у ребят в большей мере стала проявляться эмоциональная отзывчивость, развиваются морально-нравственные качества, такие как: заботливость, взаимопомощь, сопереживание, ответственность, трудолюбие, исполнительность, доброта. У детей возникло желание заботиться о домашнем питомце, и по возможности завели его у себя дома.
Риски и их устранение.
Были сложности в организации выезда детских семей на экскурсию на ферму и в «Котокафе». Не все родители откликнулись на это предложение в силу своей занятости. Совместно с родителями было принято решение объявить дату, более приемлемую для большинства. Совместное посещение «Котокафе» посчитали не разумным из-за небольшой вместимости помещения. Выход был найден. Несколько семей воспитанников посетило «Котокафе в своё удобное время. Ребята поделились своими впечатлениями и фото, которые пополнили наш альбом.
Мероприятие в рамках проектной деятельности «На ферме».
Цель: Формирование представлений детей о домашних животных, их детенышей.
Задачи: Уточнить, расширить и систематизировать представления детей о домашних животных: их внешнем виде, особенностях поведения, пользе, приносимой человеку, потребностях для их роста и развития.
Развивать эмоциональную отзывчивость, инициативную активность, воображение, умение входить в игровую ситуацию, навыки взаимодействия между детьми.
Привитие детям нравственных чувств, бережного гуманного отношения к домашним животным, возникновения у детей желания заботится о домашнем питомце.
Оборудование: Макет скотного двора; игрушки домашних животных и их детенышей.
Ход игровой деятельности:
Сюрпризный момент.
Во время утреннего приёма педагог заносит в группу «странную» коробку, привлекает внимание детей.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром, прибираясь в стареньких шкафах, я обнаружила странный предмет. Что же это может быть? Чей он? Откуда он у нас появился? (версии детей) Какая - то большая коробка, а в ней много интересных домиков. Но почему-то все домики пустые, а их дверцы не заперты.(версии детей) - Ой ребята посмотрите, я кого то вижу, кто то там прячется? Это же маленький щенок и он, по – моему, очень напуган и плачет, что же могло случиться? (версии детей) А может быть он плачет, потому что его мамы нет рядом. Ребята, а вы никого здесь больше не видите?
(Дети обнаруживают, что в домиках ещё есть много детёнышей животных.)
Предположения, куда же делись животные, их мамы.
Воспитатель: А может наши животные убежали в лес? Смогут ли они там выжить? Я очень за них боюсь, их может подстерегать опасность, не пополи бы они в беду (версии детей).
- Как же нам помочь детёнышам вернуть своих родителей (версии детей).
- А может быть нам всем отправиться в лес? А на чём же мы туда можем отправиться?
- Ребята, посмотрите, к нам идёт лошадка, и она что - то хочет сказать.
(Роль лошадки берёт воспитатель, лошадка ей что то шепчет на ухо).
- Ребята, лошадка говорит, что знает, как добраться до леса, и предлагает нам поехать туда на ней (Дети садятся на стулья, лошадка-воспитатель их везёт).
Дети с лошадкой добираются до места, раздается запись голосов животных, дети идут их искать. (В зависимости от ситуации, можно повторить правила поведения в лесу).
Дети выходят из «леса» с найденными животными, возвращаются к домикам.
Лошадка (Воспитатель): Я - лошадка и живу в конюшне, моего детёныша зовут жеребёнок, за мной ухаживает конюх. Он кормит меня, поит чистой водой, потом запрягает в тележку, и мы едем на поле за сеном. (Лошадка находит своего детёныша и забирает его с собой в домик. (Дети находят своих детёнышей животных, разбирают их по домикам.)
Воспитатель: Ребята, мне снова лошадка шепчет на ушко, что когда она перевозила нас на тележке, повредила себе копытце. Что же нам теперь делать, как помочь лошадке? (версии детей). Ребята, а может кто-то из вас знает, как называется врач, который лечит животных? Может уже кто-то вызывал такого врача для своих животных?
Обыгрывание ситуации «Вызов – врача ветеринара». (Врач осматривает лошадку и остальных животных, лечит их.)
Воспитатель: Ребята, мы сегодня целый день спасали и лечили наших животных, и животные, наверное, проголодались?
Лошадка: Я очень устала и проголодалась, хочу поесть своего любимого и вкусного сена и овса. А своего детёныша я накормлю молочком.
(Дети кормят своих животных, или животные в роли детей выбирают себе корм сами.)
Воспитатель: Ребята, теперь наши животные сыты и хотят поиграть. (Если дети вступают в игру самостоятельно, педагог выходит из игры, в обратной ситуации, включается в игру на равных.
Рефлексия. Педагог после сна предлагает детям продолжить игру. (Все животные рассказывают о себе, о пользе, которую приносят людям.)
Воспитатель: Я лошадка очень сильная, помогаю людям перевозить тяжелые грузы и т.д.
Вывод: Все домашние животные важны, и каждый из них приносит огромную пользу для людей, а человек о них заботится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт мини-музея «Домашнее подворье».
В данном материале раскрыт паспорт мини-музея "Домашнее подворье" в группе раннего возраста....
Игровой макет из бросового материала для детского сада своими руками"Домашнее подворье".
Здесь вы найдете информацию о том, как из обычного бросового материала можно легко и быстро создать замечательный игровой макет....
Проект "Домашнее подворье"
Актуальный проект для 2 младшей группы....
Проект "Кубанское подворье"
Педагогический проект "Кубанское подворье"...
Проект "Домашнее подворье"
Проект "Домашнее подворье"...
Методическая разработка проект «Русское подворье»
В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий, люди все реже вспоминают культуру и быт наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранилис...
7. Объект Экологической тропы «Домашнее подворье»
С незапамятных времен наши предки жили дарами природы: собирали плоды и коренья, охотились, занимались рыболовством. Иногда охотники приносили домой детенышей зверей и те росли рядом с человеком. Тщат...