ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
статья по окружающему миру (младшая группа)

Ермолаева Татьяна Фёдоровна

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня – достаточно оптимальный, инновационный и перспективный. Он все больше занимает свое достойное место в системе дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Ермолаева Т.Ф., воспитатель

МАДОУ детский сад №12 г.Бирска

Республики Башкортостан

Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь. Малыш начинает знакомиться с нею еще до того, как произнесет первые слова, сделает первые самостоятельные шаги, откроет первую книгу. У ребенка рано появляется стремление к активному познанию природы. Она притягательна для него благодаря своему красочному миру, который дает малышу много ярких впечатлений, вызывает радостные переживания.

Таким образом, впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь. В связи с этим мы поставили перед собою задачи: ввести ребенка в мир природы сформировав у него реалистические знания о ее объектах и явлениях, научить наблюдать, замечать, размышлять и рассуждать.

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Важно не дать этому стремлению угаснуть: чем насыщеннее и разнообразнее деятельность, тем более она значима для ребенка; чем более он подготовлен к осуществлению изучения, исследования мира природы, тем успешнее развиваются и реализуются его способности.

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня – достаточно оптимальный, инновационный и перспективный. Он все больше занимает свое достойное место в системе дошкольного образования.

Внедрение метода проектов позволяет заключить, что он успешно реализуется в сочетании с программой обучения и воспитания детей, основывается на их интересах.

Проектная деятельность качественно влияет на реализацию индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.

Наиболее увлекательной формой работы с дошкольниками являются экологические проекты, в рамках которых дети проводят интересную исследовательскую работу. Что может быть ближе и роднее ребенку – то, что его окружает с детства.

Нами были реализованы 4 краткосрочных познавательно-исследовательских проекта (на период с сентября по декабрь): «Осень, осень, в гости просим!», «Медведюшко-медведь», «От снежинки до льдинки», «Зимушка-зима в гостях у лесных жителей». Каждый проект взаимосвязывал и дополнял предыдущие.

Общая цель данных проектов: пополнение и обогащение знаний детей по лексическим темам: «Осень», «Зима», «Дикие животные»; создать условия для формирования познавательного интереса к жизни диких животных в лесу.

Задачи проектной деятельности: дать элементарные представления об осени и зиме, как временах года; расширять  представление о жизни диких животных в лесу; вызывать интерес к исследованию природы родного края; формировать умение детей рассматривать иллюстрации, понимать их сюжет, отвечать на вопросы воспитателя, побуждать детей выражать свои чувства и эмоции при помощи активной речи, постепенно отходя от мимики и жестов; развивать любознательность,  познавательные способности детей (внимание, мышление, память, воображение…) при совместной и индивидуальной деятельности; развить навыки самостоятельной творческой деятельности; вовлечь родителей в жизнь группы; воспитывать у детей бережное отношение к животным и природе.

Ожидаемые результаты: повышение познавательной активности детей; проявление интереса к природным явлениям; организация изготовление поделок детьми совместно с родителями; участие во Всероссийских конкурсах; создание выставок детских работ; заучивание коротких стихов; проведение развлечений по темам.

        Проекты реализовались через следующие формы: дидактические, коммуникативные, пальчиковые, малоподвижные игры; образовательная деятельность; беседы; рассматривание иллюстраций, открыток, альбомов; наблюдения на прогулке; использование проигрывателя для прослушивания песен; работа с родителями.

Использовались виды деятельности: познавательно-исследовательская; игровая; чтение художественной литературы; продуктивная; труд; коммуникативная; двигательная; музыкально-художественная.

Продуктом проектной деятельности стали: выставки детских работ (изготовленные детьми во время ОД, в режимных моментах или на кружке художественно-эстетической направленности «Веселые пальчики»); выставки поделок (сделанные детьми совместно с родителями); изготовление масок для театрализованной деятельности и украшений на окна и участок группы (совместная работа детей и родителей); развлечения, как подведение итогов проектной деятельности: «Осень, осень, в гости просим!», «В гости к мишке косолапому», «Путешествие вместе со снежинкой», «Путешествие в зимний лес».

На 1-м этапе «Организационно-подготовительном», перед воспитателем стали задачи: Подбор материала и оборудования для занятий, бесед,  с/р игр с детьми. Подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных  с тематикой проекта. Сотрудничество с родителями: совместное с детьми изготовление поделок по теме.

        На 2-м  этапе «Практическом», были проведены виды деятельности по образовательным областям, с предварительным планированием задач.

На 3-м этапе «Заключительном» было предусмотрено:

- Поощрение участников выставки детских работ, выполненными совместно с родителями (дипломы по итогам Всероссийских конкурсов).

- Подведение итогов проекта. Были оформлены папки, где был размещен сам проект и теоретический материал к нему: загадки, стихи, пословицы, поговорки, приметы, произведения художественной литературы, дидактические игры, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, картотека прогулок, интересные факты по теме для бесед, иллюстрации, фотографии с изображением детских работ и детей в процессе познавательно-исследовательской, двигательной и продуктивной деятельности.

По результатам проведенных познавательно-исследовательских проектов, дети знают и называют:

- осенние приметы и явления;

- овощи и фрукты;

- как готовятся к зиме животные в лесу;

- виды медведей, их место обитания;

- приметы и явления поздней осени и зимы;

- зимние явления природы;

- диких животных и их детенышей;

- приспособления животных в зимнее время (линька, запасы, спячка);

- родоначальников домашних животных;

- дети стали более самостоятельны;

- в свободной деятельности широко применяют пение песен;

- у родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творческой деятельности у детей.

-  Оформлены выставки детских работ: «Что такое осень?», «Медведюшко - медведь», «Волшебница зима», «Лесные обитатели зимой»;

-  Проведены тематические занятия.

Как показала практика, метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проекта знания детей, их наблюдения, впечатления, ориентируясь на личный опыт ребенка, мы стараемся создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия «Что мы знаем об осени?» по нравственно – патриотическому воспитанию через ознакомление с природой родного края во второй младшей группе.

Занятие поможет систесатизировать знания детей об осени, изменениях происходящих в природе и жизни любей и  животных родного края....

Конспект итогового занятия «Зимушка – зима!» по нравственно – патриотическому воспитанию через ознакомление с природой родного края во второй младшей группе.

Конспект поможет систематизировать знания детей о зиме, изменениях происходящих в природе и жизни животных, птиц родного края....

Конспект итогового занятия «Что такое весна?» по нравственно – патриотическому воспитанию через ознакомление с природой родного края во второй младшей группе

Занятие поможет систематизировать знания детей о весне,изменениях происходящих в природе и жизни животных, птиц родного края....

Конспект итогового занятия «Что мы знаем о лете?» по нравственно – патриотическому воспитанию через ознакомление с природой родного края во второй младшей группе.

Занятие поможет систематизировать знания детей о лете, изменениях происходящих в природе и жизни животных родного края....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию» (ознакомление с природой родного края) на тему «Природа Краснодарского края» для детей старшей группы

Ознакомление с достопримечательностями природного мира Кубани.Познакомить детей с крупной рекой Краснодарского края; конкретизировать знания детей о животном и растительном мире Краснодарского кр...

Конспект открытого образовательного мероприятия по ознакомлению с природой родного края по теме: «Русский лес – край чудес» (с детьми 5-6 лет) с использованием технологии «Бумажное путешествие»

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие, развитие речи, социально-коммуникативное развитие.Цель: создание условий для изображения сибирского осеннего леса на бумаге в разных ...

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ...