Тематическая прогулка (к однодневному проекту) в весенний период по теме «Птицы – наши друзья» в средней группе.
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Кудрявцева Наталия Викторовна

Цель:  закреплять знаний детей о птицах, мотивировать к совместной игровой деятельности.

Задачи:

*  углубить знания детей о птицах, об их строении, о внешнем виде, питании, повадках;

* способствовать развитию интереса у детей к жизни птиц, развивать воображение, мышление, речь, обогащать словарь детей; * развивать  творческие способности; пробудить доброе, заботливое отношение к птицам.

Вид прогулки: прогулка – событие.

Предварительная работа: Дети знакомились с зимующими и перелетными птицами, изучали строение тела птицы, отличительные особенности, повадки, среду обитание, особенности питания. Играли в совместные дидактические, подвижные игры. Учились дифференцировать птиц.

Предполагаемый результат:

- проявят любознательность, закрепляя знания о зимующих и перелетных птицах, о строении их тела, повадках, особенностях питания;

-вызвать интерес детей, привлекая к совместной деятельности и играм;

- проявят интерес и научатся заботливому обращению к птицам;

- проводя совместные опыты, смогут сделать вывод о том, как летают птицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskaya_progulka_po_teme_ptitsy_nashi_druzya.docx28.9 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 79  общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района г. Санкт-Петербурга.

Тематическая прогулка - событие в весенний период

по теме «Птицы – наши друзья»

в средней группе.

Подготовила: Кудрявцева Н.В.

Санкт – Петербург

2021г.

Тематическая прогулка (к однодневному проекту)  в весенний период по теме «Птицы – наши друзья» в средней группе.

Цель:  закреплять знаний детей о птицах, мотивировать к совместной игровой деятельности.

Задачи:

*  углубить знания детей о птицах, об их строении, о внешнем виде, питании, повадках;

* способствовать развитию интереса у детей к жизни птиц, развивать воображение, мышление, речь, обогащать словарь детей; * развивать  творческие способности; пробудить доброе, заботливое отношение к птицам.

Вид прогулки: прогулка – событие.

Участники: воспитатели (можно задействовать помощника воспитателя) и дети средней группы.

Предварительная работа: Дети знакомились с зимующими и перелетными птицами, изучали строение тела птицы, отличительные особенности, повадки, среду обитание, особенности питания. Играли в совместные дидактические, подвижные игры. Учились дифференцировать птиц.

Оборудование развивающей среды: перышко (приветствие); шнур, маска кошки («Птички и кошка»); игрушка би-ба-бо «Сова»; шапочка с клювом для «Совушки»; для проведения опыта карточки с изображением птиц, птичка из бумаги с разной величиной крыльев (большое туловище, маленькие крылья; маленькое туловище, большие крылья); разрезные картинки  с изображением птиц; фигурки зимующих и перелетных птиц; картинки с изображением птиц (с креплениями на кормушку – макет), макет кормушки, макет дерева; карточки с изображением различных видов корма: семечки, крошки хлеба, шиповник, ягоды, жук, червяк и другие. Для пластилинографии - дощечки для пластилина, стеки, пластилин, схемы лепки разных птиц; игрушка би-ба-бо старичок Лесовичок.

Предполагаемый результат:

- проявят любознательность, закрепляя знания о зимующих и перелетных птицах, о строении их тела, повадках, особенностях питания;

-вызвать интерес детей, привлекая к совместной деятельности и играм;

- проявят интерес и научатся заботливому обращению к птицам;

- проводя совместные опыты, смогут сделать вывод о том, как летают птицы.

Ход прогулки.

Наблюдение.

Ребята, сегодня нас ждет необычная прогулка. Послушайте загадку и отгадайте, о ком же пойдет речь.

Снится ночью червяку

Чудо – юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела!

Угадали? Это...(птицы).

 Мы будем говорить о птицах. 1 апреля отмечается Всемирный день птиц. Традиция проявлять заботу о птицах зародилась у нас давным-давно. Птицы украшают землю. Без них природа мертва. Их весёлая, звонкая песня радует душу, оживляет природу. Наверно не случайно этот праздник отмечается весной. Ребята, а как называют птиц, которые возвращаются к нам из теплых краев весной? (перелетные) Каких перелетных птиц вы знаете?

(ответы детей)

Обратить внимание на гомон птиц в солнечный весенний день. Птицы радуются окончанию зимы и приходу теплых, солнечных дней. Понаблюдать за различными птицами, прилетевшими на деревья и кустарники участка детского сада. Пока листвы нет, птиц хорошо видно на ветках. Сравнить их по внешнему строению, поведению, повадкам. Чем отличаются птицы от других представителей животного мира? Назвать отличительные признаки. (Умение летать, наличие крыльев, клюва, перьев, обтекаемая форма тела.) Попросить назвать зимующих и перелетных птиц. Спросить, почему и как люди заботятся о птицах.

Загадать детям загадку:

Детки домик смастерили

И на дерево прибили.
Поселился в нем певец...
Как зовут его? ... (Скворец)

Приметы: Увидел скворца – знай: весна у порога. Если стаи скворцов пасутся на полях, значит, в ближайшее время погода будет хорошей. 

Рассмотреть с детьми скворечник.

Проведение подвижной игры (на выбор воспитателя):

«Птички и кошка» 
Цель: 
Развивать у детей решительность, упражнять в беге с увертыванием.

Оборудование: шнур, маска кошки.
Ход игры: На земле чертится круг или кладется шнур со связанными концами. Воспитатель выбирает ловишку, который становится в центре круга. Это кошка. Остальные – птички, находятся за кругом. Кошка спит, птички влетают за зернышками в круг. Кошка просыпается, видит птичек и ловит их. Все птички вылетают из круга. Тот, кого коснулась кошка, считается пойманным и идет на середину круга. Когда поймают 2-3 птичек – выбирается новая кошка. 
Правила: Кошка ловит птичек только в кругу. Кошка может касаться птичек, но не хватать их.

«Перелетные птицы»

Цель: развивать память детей; обогащать словарный запас (названия перелетных птиц); прививать любовь к природе, ко всему живому (к птицам).

Ход игры: Дети стоят в кругу, ведущий стоит в центре круга, вытянув руку вперед, и произносит слова: Потянулся караван,

Прямо к нам из жарких стран.

Дети идут по кругу на последнем слове останавливаются. Ведущий как в считалочке перечисляет перелетных птиц, указывая на каждого ребенка, начиная с того, на кого указала рука после остановки круга.

Аист, цапля, трясогузка,

Чайка, ласточка, кукушка,

Жаворонок, дрозд, скворец.

Кто запомнил - молодец!

Утка, лебедь, соловей,

Кто ты есть, ответь скорей?

Ребенок называет перелетную птицу, которую запомнил, выходит в центр круга и пытается изобразить ее, после удачного подражания остальные дети хлопают ему.

Совместная деятельность с педагогом и героем

(дети садятся на скамеечку, включается фонограмма звукоподражание совы)

Ребята, угадайте по голосу, кто к нам летит?

Дети: Сова.

Воспитатель:

К нам в гости прилетела мудрая сова.

Заколдовала всех птиц злая Баба Яга.

Видите ли, птичьи трели ей надоели.

Говорит: «Бесполезные вы существа

С вами природе морока одна».

 И решила всех птиц извести.

Умоляет нас сова: «Помогите, детвора,

птиц спасти»!

Поможем ребята?

Сова: Ребята! Я, как только узнала, что Баба Яга хочет извести всех птиц, сразу же полетела к старичку Лесовичку. Лесовичок дал мне вот эти перышки птиц и сказал, что помочь мне могут ребята из вашего детского сада. На перышках написаны задания, как только все они будут выполнены, птицы вернуться в лес и Баба Яга ничего им не сможет сделать плохого.

Воспитатель: Ребята, поможем вернуть птиц в лес? (Да) Ну что ж, сова, давай нам перышки. Посмотрите, они под номерами.

Воспитатель предлагает детям найти перышко с цифрой 1 и читает задание: Баба Яга наколдовала и птицы разучились летать. Помогите птицам, выясните, почему они умеют летать.

Проводится опыт «Почему птицы летают» 

Цель: Определить строение и приспособление птиц к окружающему миру.

Материалкарточки с изображением птиц, птичка из бумаги с разной величиной крыльев (большое туловище, маленькие крылья; маленькое туловище, большие крылья).

Перед опытом дети рассматривают иллюстрации с изображением диких и домашних птиц. Определяют части тела: туловище лапки, голова, хвост, клюв, крылья.

Опыт:

Воспитатель: Возьмите бумажную птичку, соедините крылья скрепкой и пустите в воздух. Что произошло? (птичка упала) Почему? (у нее не раскрылись крылья)

Возьмите бумажную птичку с маленьким туловищем и большими крыльями и пустите в воздух. Что произошло? (птичка летит) Почему? (крылья раскрылись, и они ей помогают лететь)

Возьмите птичку с большим туловищем и маленькими крыльями и пустите ее в воздух. Что произошло? (она чуть – чуть пролетела и упала) Почему? (туловище тяжелое, а крылья маленькие)

Рассмотрите домашних птиц: куры, утки. Почему они не могут летать?

Итоги: Птица с нераскрывшимися крыльями упала. Птица с большими крыльями и маленьким туловищем полетела. Птица с большим туловищем и маленькими крыльями чуть – чуть пролетела и упала.

Почему? Потому что птица летает, если у нее есть крылья и они раскрываются. Крылья должны быть больше, чем туловище. Туловище должно быть не тяжелым.

Вывод: Птицы могут летать, потому что у них есть большие крылья и туловище не очень тяжелое.

Сова: Молодцы, ребята! Теперь птицы вспомнили почему они летают. Давайте прочитаем следующее задание.

Воспитатель предлагает детям найти перышко с цифрой 2 и читает задание:

Воспитатель: Вам нужно понаблюдать за птицами, сравнить их: чем похожа и чем отличаются; назвать отличительные признаки птиц.

Дидактическая игра «Кто из птиц улетел».

Цель: Формировать умение узнавать зимующих птиц, правильно их называть; развивать зрительное внимание, память.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть подлетевших к кормушке птиц и запомнить их. Можно птиц назвать и показать. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну из птиц. Когда дети откроют глаза, воспитатель предлагает угадать, кто из птиц улетел. Можно убрать нескольких птиц.

Или создать игровую ситуацию «Что изменилось». При этом, наоборот, не убрать, а добавить птицу или нескольких птиц на кормушку.

Воспитатель предлагает детям найти перышко с цифрой 3 и читает задание:

Воспитатель: Птицы все перепутались. Нужно разделить птиц на зимующих и перелетных.

Игра – эстафета «Зимующие и перелетные птицы»

Цель: Обеспечить закрепление умения у детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие.

Оборудование: фигурки зимующих и перелетных птиц, кормушка, макет дерева.

Ход игры.  Дети делятся на 2 команды. 1 команде  предлагается собрать все перелетных птиц на дерево, 2 команде – всех зимующих на кормушку.

Проведение подвижной игры.

Русская народная игра «Зимующие и перелетные птицы»

Цель: Способствовать развитию двигательных навыков; закреплять представление о поведении птиц.

Оборудование: маски зимующих и перелетных птиц, солнышка и снежинки.

Ход игры: Дети надевают шапочки птиц (перелетных и зимующих). В середине площадки на расстоянии друг от друга стоят два ребенка в шапочках Солнышка и Снежинки. «Птицы» бегают врассыпную со словами:

Птички летают, зерна собирают.

Маленькие птички, птички-невелички».

После этих слов «перелетные птицы» бегут к Солнцу, а «зимующие» - к снежинке. Чей круг быстрее соберется, тот и выиграл.

Сова: Ребята, вы выполнили все задания Лесовичка. Я думаю, что птицы уже вернулись в лес. Давайте узнаем у старичка Лесовичка как в лесу дела.

Появляется старичок Лесовичок, он благодарит детей за помощь и сообщает, что птицы вернулись в лес и предлагает узнать птиц по голосам. Звучат голоса птиц, дети отгадывают какая птица поет, воспитатель показывает изображение птицы.

Сова  и Лесовичок прощаются с ребятами и отправляется в лес, оставляет ребятам в подарок раскраски с изображением птиц.

Рефлексия.  Чем занимались на прогулке? Что нового узнали? Какие ставили опыты? Какие сделали выводы?

Самостоятельная игровая деятельность.

Индивидуальная работа:

Упражнение в употреблениипредлогов с глаголом – воспитатель показывает и меняет на магнитной доске расположение птиц по отношению к дереву: птица на дереве, под деревом, за деревом, перед деревом, около дерева, над деревом, в дупле дерева и т. п.

Трудовые поручения: «Покорми птиц у кормушки» цель: прививать желание заботится о птицах.

Полученный результат:

- дети проявляли любознательность в закреплении знаний о зимующих и перелетных птицах, о строении их тела, повадках, особенностях питания.

- с удовольствием участвовали в совместных дидактических и активных играх.

- проявляли заботу о птицах, кормили;

- на основе практических опытов сделали вывод о том, что птицы могут летать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Птицы – наши друзья» в старшей группе

Методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему: "Птицы - наши друзья"....

Проект по экологическому воспитанию на тему «Птицы – наши друзья»

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного ...

Проект «Зимующие птицы – наши друзья» в средней группе.

Дети среднего возраста в недостаточной степени имеют представления о зимующих птицах. Многие дети не знают название птиц, обитающих на территории своего города. Наша задача – познакомить детей с...

Проект "Птицы - наши друзья" в средней группе ДОУ

Разработанный проект реализуется с целью научить детей бережному отношению к птицам посредством познания птиц. Первичные элементарные экологические познания становятся основой для формирования экологи...

Тематическая спортивная прогулка - событие в весенний период по теме «Помним и гордимся» в средней группе.

Интеграция образовательных областей: физическое развитие, социально-коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие.Цель: обеспечение активной, содержательной, разнообразной и инт...

Конспект тематической непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема : Птицы – наши друзья .

Уточнить, расширить и систематизировать представление детей о характерных признаках, особенностях птиц. Познакомить с интересными фактами из жизни птиц. Закрепить знания детей стихов, пословиц, погово...