Проект "Птицы - наши друзья" в средней группе ДОУ
проект по окружающему миру (средняя группа)
Разработанный проект реализуется с целью научить детей бережному отношению к птицам посредством познания птиц. Первичные элементарные экологические познания становятся основой для формирования экологической культуры ребенка. Важно, чтобы дети понимали необходимость сохранения на Земле всех живых организмов, независимо от нашего отношения к ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ptitsy.docx | 28.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ» В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДОУ
Аннотация. Разработанный нами проект реализуется с целью научить детей бережному отношению к птицам посредством познания птиц. Первичные элементарные экологические познания становятся основой для формирования экологической культуры ребенка. Важно, чтобы дети понимали необходимость сохранения на Земле всех живых организмов, независимо от нашего отношения к ним.
Ключевые слова: птица, ребенок, проект, детский сад
Актуальность.
Великий русский писатель К. Д. Ушинский высказывал такое мнение: «Если хотите научить ребенка мыслить и чувствовать, введите его в природу». Действительно, трудно переоценить роль природы в воспитании подрастающего поколения. Мы, взрослые - родители и педагоги, должны научить детей видеть и чувствовать красоту родной природы, умению общаться с ней, познакомить с правилами поведения в природе.
Знакомство с природой нужно начинать со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми дети сталкиваются каждый день. В качестве объекта исследования выбраны птицы, что обусловлено рядом причин:
- Птицы окружают нас постоянно, однако у детей, как правило, недостаточно знаний о птицах родного края.
- Птицы – прекрасный объект для экологических наблюдений.
- Дети зачастую путают зимующих и перелетных птиц.
- У детей недостаточно развито чувство заботы о птицах.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о природных объектах ближайшего окружения (птицах) – это значимый процесс, который актуален в современном мире.
Реализация проекта позволит сформировать у детей первичные представления о многообразии птиц, сформировать положительное и бережное отношение к птицам и навыки экологического поведения, обогатит словарный запас детей и разовьет связную речь, поможет привлечь родителей к работе по экологическому образованию своих детей.
Анализ ситуации.
Известно, что истребление птиц происходит по всему миру. На одних активно охотятся любители, другие погибают от недостатка пищи.
Из различных источников известно, что множество птиц и в Чувашии подвергаются истреблению. В настоящее время существуют различные организации, работа которых направлена на защиту живой природы. Человечество должно постараться сохранить как можно больше редких птиц, создав им благоприятные условия на воле, или же основав новые заповедники.
Анализ внешней среды
Положительные факторы влияния этой внешней среды на объект: 1. детский сад находится рядом с рощей, где обитает много птиц; 2. в роще для птиц развешены кормушки в зимний период и скворечники в летний период. | Отрицательные факторы влияния этой внешней среды на объект: 1. птицы погибают от недостатка еды; 2. птицы погибают от неблагоприятных погодных условий |
Вывод: Расположение детского сада рядом с рощей позволяет в любое время года организовать наблюдение за птицами на территории детского сада и за пределами детского сада. Дети видят заботу о птицах и сами стремятся мастерить для них кормушки и скворечники. | Вывод: необходимо помогать птицам в холодное время года. |
Анализ достижений объекта
и его потенциальных возможностей в плане развития
Сильные стороны объекта «+» (для осуществления решения проблем) | Слабые стороны объекта «-» (для осуществления решения проблем) |
- Авторы проекта имеют высшее образование и многолетний опыт работы в ДОУ. - Владеют технологиями активизации познавательно-мыслительной деятельности - Материально- техническая база детского сада и группы постоянно пополняется методической и художественной литературой, дидактическими играми - Проект разработан для детей среднего возраста, авторы работают по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; - Задачи программы согласуются с темой проекта: расширять представления детей о природе; организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их зимой; закреплять представления детей об условиях, необходимых для жизни животных; рассказывать об охране растений и животных; рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу; оказывать помощь зимующим птицам, называть их. - Анализ результатов в начале учебного года диагностики воспитанников показал, что у детей недостаточно знаний о птицах родного края, дети путают зимующих и перелетных птиц, у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах; - Анализ результатов в начале учебного года анкетирования родителей воспитанников показал, что родители заинтересованы в том, чтобы дети больше узнали о птицах родного края, чтобы дети учились заботиться о птицах | 1. Редко используются в работе ИКТ; 2. Не ведутся индивидуальные карты развития воспитанников. 3. Недостаточно используется интеграция в психолого-педагогической работе (мало взаимодействия с узкими специалистами) |
Проблема: Дети совсем не знают птиц, не знают об их трудностях зимой, не задумываются о возможности помочь им. Как познакомить детей с птицами? Как развивать у детей чувство заботы о птицах? Как воспитывать познавательный интерес детей к птицам и желание отражать полученные знания в творчестве? Как вовлекать родителей в образовательный процесс по ознакомлению детей с птицами?
Цель проекта: научить детей бережному отношению к птицам посредством познания птиц.
Задачи:
- формировать познавательный интерес к жизни птиц;
- формировать у детей четкие представления о птицах родного края;
- обогащать словарный запас, развивать связную речь;
- воспитывать добрые чувства к птицам, тем самым формируя гуманное отношение к природе, и птицам в частности;
- вовлечь родителей в образовательный процесс по ознакомлению детей с птицами.
Ожидаемые результаты:
- У детей сформирован познавательный интерес к жизни птиц;
- у детей сформированы представления о птицах родного края;
- дети проявляют познавательный интерес в ходе наблюдений за птицами, прилетающими на территорию детского сада и встречающимися в роще;
- у детей сформировано правильное отношение к природе;
- родители являются активными участниками образовательного процесса.
Ресурсы проекта
Необходимые условия для реализации проекта:
- интерес детей и родителей;
- материальное обеспечение проекта;
- методические разработки;
- интеграция со специалистами детского сада.
Материально-технические ресурсы:
- иллюстрации птиц нашего края;
- репродукции картин художников, изображающих птиц;
- дидактический материал: С.Вохринцева «Птицы», «Перелетные птицы», «Обитатели Арктики и Антарктики», «Животный мир», «Зимующие и перелётные птицы», «Птицы в картинках», лото «Птицы», карта животного и растительного мира; разрезные картинки.
- художественная литература для детей;
- настольно-печатные игры;
- проектор, ноутбук;
- фотоальбом «Птицы родного края».
Кадровые ресурсы: взаимосвязь с методистом ДОУ, музыкальным руководителем.
Нормативно-правовые ресурсы: соблюдение СанПиН в плане режима, организация детской деятельности в ДОУ.
Этапы проекта
Подготовительный этап:
- постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
- подбор художественной и научно-популярной литературы, иллюстраций и картин с изображением птиц;
- изготовление настольно-печатных и дидактических игр, приобретение магазинных игр о птицах;
- изготовление опорных карточек для наблюдений;
- оформление картотеки наблюдений за птицами.
Работа с детьми:
- проведения мониторинга для выяснения уровня представлений детей о птицах;
- организация наблюдений за птицами, прилетающими на территорию детского сада.
Работа с родителями:
- анкетирование родителей «Формирование экологических представлений у детей»;
- привлечение к изготовлению пособий и атрибутов.
Основной этап:
Работа с детьми:
- проведение бесед о птицах, по содержанию стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой»;
- организация наблюдения за птицами, прилетающими на территорию детского сада и встречающимися в роще (голубь, воробей, ворона, скворец, дятел, кукушка и др.); рассматривание проблемных ситуаций: Почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет? Когда воздух можно почувствовать? Как воздух помогает птицам летать? Какие птицы не умеют летать? Почему?
- организация экспериментальной деятельности: роль птиц в жизни разных деревьев (птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве). Почему мы говорим: Как с гуся вода? Проведение опыта: промасленное перо опустить в воду, оно не тонет и не намокает, так как жир отталкивает воду.
- организация непосредственно образовательной деятельности;
- рассматривание иллюстраций, картин, фотографий с изображением птиц;
- организация игровой деятельности:
- дидактические игры: «Страна птиц», «Подбери птице хвост (клюв), «Покорми птиц зимой», «Найди лишнюю птицу», «Мозаика», «Найди перелетных и зимующих птиц», «Найди по описанию», «Кого не стало?», «Назови ласково»;
- Пальчиковые игры: «Есть у каждого свой дом», «Воробьи», «Птички», «Кто спит зимой?», «Сорока», «Снегирек» и др.;
- Игры на развитие дыхания: «Чей листок раньше улетит?», «Чья снежинка улетит дальше?»;
- Игровые упражнения: «Чему человек научился у птиц?», «Что мы можем сделать для птиц? Животных? Деревьев?», «Лес шумит», «Хочу быть птичкой», «Птички»;
- Лабиринты «Помоги цыплятам прийти к курице», «Помоги утенку приплыть к водоему»;
- Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Охотники и утки» и др..
- чтение художественной литературы (М. Горький «Воробьишко», В. Бианки «Сова», чтение потешки «Гуси, вы гуси», И. Белоусов. «Весенняя гостья», А. Яншин «Покормите птиц», Т. Волжина «Где чей дом?», Е. Благинина «Стрижи», стихотворение к репродукции В. Бакшеева «Голубая весна», чтение и пересказ Л. Яхнин «Дятел», Г. Скребицкий и В. Чаплина «Посмотри вокруг», «Чем дятел зимой кормится», заучивание стихотворений про птиц);
- просмотр видеофильма;
- изобразительная деятельность «Птичий двор», «Птица у моего окна»; лепка «Птички—свистульки», «Птички—игрушки»; аппликация «Снегири на ветках», «Сказочная птица», конструирование «Кормушки для птиц».
Работа с родителями:
- проведение конкурса «Кормушка своими руками»;
- консультации для родителей «Как знакомить дошкольников с природой», «Птичья столовая» и т. д.
- привлечение к конкурсу семейных творческих работ «Моя любимая птица»;
- проведение родительского собрания «Формирование основ экологической культуры у дошкольников».
Заключительный этап:
- проведение выставок детских работ;
- проведение праздничного досуга «В Стране птиц»;
- презентация результатов проекта на педсовете.
В результате реализации проектной деятельности:
- У детей начал формироваться познавательный интерес к жизни птиц;
- Дети узнают и называют птиц, прилетающих на территорию детского сада и встречающихся в роще;
- У многих детей сформировалось бережное отношение к природе (дети приносят корм для птиц, прилетающих на территорию детского сада);
- Родители стали активными участниками образовательного процесса, у них повысился уровень экологического образования (несколько семей смастерили кормушки для птиц и развесили их в роще, регулярно подкармливают птиц).
Перспективы дальнейшего развития проекта.
В перспективе разработка проекта «Красная книга Чувашии» с более подробным ознакомлением с редкими птицами нашей республики, организация акции «Берегите птиц», проведение детско-родительского развлечения «Лесная прогулка».
ЛИТЕРАТУРА
- Горбунова Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
- Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005.
- Лопатина А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.
- Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С.40-49.
- Электронный ресурс: http://dou138.ru/article.asp?id_text=172http://festival.1september.ru/articles/419784/ http://semeinajakultura.ru/publ/scenarii_k_prazdnikam/sinichkin_den/12-1-0-103
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
занятие по ознакомлению с окружающим миром "Насекомые, наши маленькие друзья" средняя группа
интегрированное занятие по окружающему миру...
Проект «Наши пернатые друзья!» Средняя группа.
формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....
Занятие по ознакомлению с окружающим миром "Наши друзья" (средняя группа)
Занятие по ознакомлению с окружающим миром "Наши друзья" (средняя группа)...
Проект "Наши пернатые друзья"" средняя группа
Проект для детей 4-5 лет, познавательно-образовательный, групповой,среднесрочный....
Проект "Витамины - наши друзья", средняя группа
Проект "Витамины - наши друзья", средняя группа....
Конспект занятия - развлечения «Птички – наши друзья». (средняя группа).
Закрепить знания о птицах, полученные детьми в процессе реализации настоящего проекта; создать детям радостное настроение от участия в занятии-развлечении....
Беседа: «Кошка и собака – наши друзья» Средняя группа
Беседа: «Кошка и собака – наши друзья»...