"Путешествие в мир народных мастеров"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательному развитию.
Тема: «Путешествия в мир народных мастеров»
(старшая группа)
Цель: воспитывать у детей уважение к труду народных мастеров. Продолжить знакомства с историей народного творчества.
Задачи:
Образовательная: знакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством (Хохлома, Дымково, Жостово); характерными особенностями.
Развивающая: развивать умения различать орнаменты народного творчества.
Воспитательная: воспитывать у детей уважение к труду народных мастеров.
Материалы и оборудования: Оформление рисунками работ по народному декоративно - прикладному творчеству: «Хохлома», «Дымково», «Жостово». Столы с дымковскими игрушками, хохломской посудой, жостовскими подносами.
Ход занятия.
- Дети, сегодня у нас будет необычное занятие. Я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в мир искусства на волшебном поезде. А чтобы это путешествие вам запомнилось, на каждой станции я расскажу вам много интересного и необычного. Вы согласны? Тогда в путь. Занимайте свои места. (Дети садятся в «поезд», «поезд» отправляется).
1. - Как быстро мчится поезд. А вот и станция. Какая-то на ней вывеска. Как вы думаете, на какой станции мы оказались?
-Хохлома!
-Верно, а как вы узнали?
-На вывеске хохломской узор - травка, завитки, ягодки.
-Давайте погостим на этой станции, полюбуемся красотой хохломской росписи и узнаем что-то интересное.
(дети выходят из «поезда» подходят к столам)
- Дети, посмотрите внимательно и ответьте, каким одним словом можно назвать эту группу предметов? (посуда)
- Чем похожи эти предметы? (сделаны из дерева, расписаны узором, состоящим из элементов хохломской росписи - завитки, травка, ягодки, листочки -золотистого, чёрного, красного цвета).
Воспитатель:
- Да, ребята, эта волшебная сказочная роспись родилась давным-давно.
Издавна в маленьких заволжских деревеньках делали и расписывали деревянную посуду и везли её в большое село Хохлома. А из Хохломы на ярмарки в разные города посуду развозили, продавали и кричали «Кому посуду для пищи-окрошки, чудо-блюдо да чашки-ложки!» А их спрашивали: «Откуда посуда?» Мастера отвечали: «К вам приехала сама Золотая Хохлома!» так и повелось Хохлома да Хохлома. Стали посуду называть хохломской.
В: - А как же начинался этот удивительно красивый промысел? Хотите узнать?
- Об этом даже сказку придумали. Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сделал, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал посыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар-птица. Он и её угостил. Задела Жар-птица золотым крылом чашу с кашей, потеряла перо и стал мужичок тем пером посуду расписывать.
В: - А вы знаете, ведь в своей росписи мастера отразили красоту родной природы. Проявили свою фантазию, воплощали мечты о сказочной красоте.
- Какие же элементы хохломского узора использовали художники?
(травный орнамент, ведущий стебель -криуль, листочки, ягодки - клубнички)
-Да, доброй славой пользовались в народе умельцы. Любуясь их работами говорят так: «Не то дорого, что чистого золота, а то дорого, что доброго мастера».
- А теперь наш путь лежит дальше. Садимся в вагоны. За окном осталась какая станция? (Хохлома). Чему научились вы у народных умельцев? (ответы детей)
Звучит «Барыня»
- - Вот мы и не заметили, как приехали на другую станцию. Как вы думаете на какую? (вывеска) - Дымково!
- Да, дети, это родина знаменитой дымковской игрушки. Как же появилась на свет дымковская игрушка?
Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно. Один дым. Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: копали землю, готовили еду, пасли скотину, а дети шутили, играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек как у нас.
- И задумались тогда взрослые: чем порадовать детишек? Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом, разведённым в молоке, расписали красками. Так и появились дымковские игрушки. Яркие, весёлые, задорные - полюбились они детям.
В: - давайте погостим на станции Дымково да полюбуемся игрушками. Дети, посмотрите внимательно и скажите, какими элементами украшают мастера свои игрушки (кольца, круги, точки, дуги, мазки...).
Но что это такое? (телеграмма)
«Дорогие ребята. Злой волшебник Чернушка заколдовал все наши краски и мы не можем теперь расписывать наши игрушки. Мы просим вас, завершите работу и расколдуйте наши краски» - И тут ещё какие-то карточки в конверте?
В.: - Я знаю, это картинки-хитринки. Нам просто нужно найти эту хитринку.
В: - Да, верно, давайте попытаемся. (Игра «Найди лишний элемент в узоре»)
-Молодцы! Все справились и краски расколдовали.
В.: - Жаль расставаться с этой сказочной станцией, но нас ждёт поезд! Занимайте свои места!
- Да, ребята, чтобы быть настоящим мастером своего дела, художнику нужно знать цвета. Какие цвета вы знаете? (дети перечисляют) Цвета могут быть тёплыми и холодными. Какие цвета называют тёплыми? (которые греют, которые похожи на солнце). Назовите их (красный, розовый, оранжевый, жёлтый).
-Какие цвета называют холодными (похожие на лёд, снег, воду). Назовите их (синий, голубой, фиолетовый).
Звучит «А я полугу»
-Как быстро примчался поезд. А узнать на какую станцию мы попали вам поможет стихотворение.
Жостовская роспись-
Цветов ярких россыпь
Красота лета
В зелени травы.
3. - станция Жостово!
- Правильно! Мы попали на станцию Жостово. Знаете, чем знаменита деревня Жостово?
-Давным-давно в деревне Жостово, что в Московской области, возник промысел металлических подносов. Сначала мастера изготавливали бумажные подносы, а позже стали делать подносы из жести. Их расписывали масляными красками и покрывали лаком. Подносы украшала цветочная роспись. Мастера Жостовского промысла тонко прописывают форму растений, они знают и очень любят цветы и травы.
В:- Какие цвета используют жостовские мастера?
Назовите основные элементы жостовской росписи (жостовский орнамент, элемент, сердечко, лепесток, стебелек, цветок яблони, лилия, листочек).
-Ну вот наше путешествие подошло к концу. И нам пора возвращаться домой. Садитесь в поезд, (звучит музыка).
В.: - смотрите, нас встречают! (одеваю на руку петушка)
П.: - Здравствуйте! Какое у вас сегодня событие? Где же вы были?
Ответы детей: «Мы сегодня путешествовали в мир прикладного искусства. Были на станциях Хохлома, Дымково, Жостово.
Рефлексивный компонент.
В:- Да, мы действительно узнали сегодня много интересного. Наши ребята не только погостили на сказочных станциях, но и узнали, как создают свои изделия народные умельцы, какими необычными и красивыми элементами они украшают их. Мне очень понравилось, что во время путешествия вы были находчивыми и смогли разгадать картинки-хитринки. Хочу сказать всем спасибо, мы были дружными, активными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект "Путешествие в мир народных мастеров"
Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной группеТема: "Путешествие в мир народных мастеров"...
«Путешествие по городам народных мастеров»
Конспект, предназначенный для выявления знаний по видам русской живописи...
НОД «Путешествие по городам народных мастеров» Конспект занятия по рисованию
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возвраста для закрепления знаний о декоративно - прикладном творчестве.Тема:«Путешествие по городам народных мастеров»...
Конспект занятия по рисованию тема:«Путешествие по городам народных мастеров»
Тема:«Путешествие по городам народных мастеров»Цель : Развитие представления детей о декоративно-прикладном искусствеИнтеграция образовательных областейСоциально-коммуникативное развитие, ...
Конспект НОД по изобразительной деятельности в подготовительной группе «Путешествие по городам народных мастеров»
- Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, гжельском, хохломском.- Совершенствовать навыки роспись, используя характерные для каждого промысла элементы и цветную гамму.- Формиро...
Конспект НОД по изобразительной деятельности в подготовительной группе Тема: «Путешествие по городам народных мастеров»
Цель : Развитие представления детей о декоративно-прикладном искусствеЗадачиОбразовательные- Закрепить у детей знания о народных промыслах: дымковском, гжельском, городецком, хохломском, жостовском.- ...