Конспект открытого занятия по речевому развитию c помощью игровых технологий и мнемотаблиц «Лесная прогулка»
план-конспект занятия по окружающему миру

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_lesnaya_progulka_igrovye.docx26.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

по речевому развитию

c помощью игровых технологий и мнемотаблиц

«Лесная прогулка».

    Цель: закрепить знания детей о диких животных с помощью игровых технологий и мнемотаблицы.

    Задачи:  

  1. Образовательные:

Связная речь: упражнять в описывании животного при помощи мнемо-таблицы, добиваться ответов от детей полным предложением.  

Звуковой анализ: закреплять умение детей различать на слух слова с определенным звуком в начале, в середине и в конце слова и правильно произносить его;

Грамматика: упражнять в изменении существительных при помощи суффиксов: -ик-, -ок-, -чк-,  

Словарная работа: закреплять умение детей использовать в речи слова-обобщения, пополнять словарь детей существительными с  уменьшительно-ласкательными суффиксами.  

2. Развивающие:  

- Развивать координацию речи с движением, фонематический слух, память, внимание, логическое мышление, сообразительность, грамматический строй речи, мелкую моторику рук; развивать темп речи

3. Воспитательные:

-  Воспитывать любовь и бережное отношение к природе и животным.

   Материал: снежинки, «следы», елочка, мячик, сугроб, пенек, дуги, компьютер, проектор, экран, презентация, мнемотаблица.

   Предварительная работа: Рассматривание альбома «Дикие животные», дидактические игры «Кто, где живёт?», «Назови ласково». Беседы о временах года, о зимней одежде людей. Чтение художественной литературы о животных.

Ход ООД

 (В группе на полу по кругу разложены снежинки).

    Воспитатель:

"Собрались все дети в круг, (дети встают на снежинки)

Я твой друг (руки к груди) и ты мой друг (протягивают руки друг к другу).

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки).

И  друг другу улыбнёмся" (улыбаются)

   Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам прилетела снежинка! (берет снежинку), а на ней что-то написано! Давайте прочитаем!

   «Здравствуйте девочки и мальчики, детского сада «Аленка»! Мы лесные жители - приглашаем вас в гости познакомиться и поиграть в разные игры! Будем очень рады встрече с вами!»

Ребята, ну что? Мы принимаем приглашение наших лесных друзей?

(ответы детей)

   Воспитатель: Тогда нам нужно теплее одеться, ведь в лесу холодно, и отправляться  в путь! Ребята, а какую одежду носят люди зимой?

(ответы детей).

   Воспитатель: Молодцы! Правильно! Давайте одеваться!

   Двигательное упражнение «Одеваемся на прогулку».

(выполнение движений по тексту)

Очень холодно зимой, (погладить себя за плечи)

Но мы пойдем гулять с тобой (шаги на месте)

Я надену шапку, (имитируем движение «надеваем шапку»)

Я надену шубку (показываем, как надеваем шубку)

Я надену шарфик, потуже завяжу («завязываем» шарфик)

А потом красивые, теплые, пушистые, (показываем кисти рук)

Крошки – рукавички на ручки натяну (поглаживаем тыльную сторону ладоней)

И хотя я маленький (руки на пояс)

У меня есть валенки (ноги поочередно выставляем на пяточку)

Возьму с собою санки в лесочек я пойду (шаги на месте)

На горку поднимусь (руки поднять вверх)

И с горки прокачусь! У-у-у-ух! (быстрое движение рук вниз)  

 Воспитатель: Ну, вот мы и собрались на прогулку, только забыли взять с собой нашего веселого друга – это наш язычок, без которого нам не обойтись. А чтобы язычку было интересней давайте с ним поиграем.

Артикуляционные упражнения:

 - заборчик – трубочка (на счет 1,2 - 5 раз)

 - горбик – блинчик ( на счет 1,2 – 5 раз)

 - лошадка (быстро, медленно, остановилась).

   Воспитатель: Ребята, повернитесь друг за другом и пойдёмте по тропинке.   ( по дороге к «полянке» разложены «следы», дети должны пройти по ним след в след). Вот прекрасная полянка, присаживайтесь на пенёчки (стульчики). Мы с вами в лесу, здесь свежий воздух, давайте наполним наш организм чистым и свежим воздухом: вдох носиком, выдох – ртом.  

Дети, посмотрите, это кто к нам пришел? (На экране появляется картинка лисы, а затем мнемотаблица). Опишите этого зверька. Кто это? Чем покрыто его туловище? Какого цвета его шерсть? Где живет? Что делает зимой? Назови его семью: мама, папа, детеныш.

Лиса: Здравствуйте, ребятки, вы меня узнали?

(ответы детей)

Лиса: Кто я?

(ответы детей)

Лиса: Как я рада, что вы меня узнали! Я давно уже вас жду! Вот хотела у вас спросить, вы знаете как шумит ветер?

Дети: ш-ш-ш-ш,

Лиса: а как воет вьюга?

Дети: у-у-у-у

Лиса:  а как скрипит снежок под ногами?

Дети: с-с-с-с

Лиса:  А теперь давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:

песенку ветра (Ш) - шапка,  шуба, конфета, шишка, бумага, машина;

песенку вьюги (У) - улитка, удочка, ежик, волк, рука, утюг,

песенку  поскрипывания снега (С) - стол, слива, белка, ананас, вода,  самолёт, дерево.

Лиса: Какие вы молодцы! Мне очень понравилось с вами играть! Дальше на своем пути вы встретите много лесных жителей! Идите по извилистой дорожке! До свидания, дети.

Дети: До свидания, лисичка!

Воспитатель: Смотрите, а что это там за зверек промелькнул. Вы его узнали, а давайте его опишем. (На экране появляется картинка лисы, а затем мнемотаблица). Кто это? Чем покрыто его туловище? Какого цвета его шерсть? Где живет? Что делает зимой? Назови его семью: мама, папа, детеныш.

Белочка: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Вот мы и встретились!

Дети: Здравствуй, белочка!

Белочка: Давайте поиграем! Я буду называть слова, а вы должны сказать, как они называются одним словом.

Дидактическая игра: "Назови одним словом"

Белочка: стол, стул, диван, шкаф, кровать, кресло 

Дети: мебель;

Белочка: берёза, дуб, ель, клен, сосна, тополь

Дети: деревья;

Белочка: скворец, снегирь, сова, сорока, воробей, ласточка

Дети: птицы;

Белочка: яблоко, груша, слива, вишня, абрикос, персик

Дети: фрукты;

Белочка: кукла, машинка, пирамидка, неваляшка, кубики, паровозик  

Дети: игрушки;

Белочка: лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик

Дети:  животные  

Белочка: Молодцы! А теперь поиграйте со мной в игру "Маленький - большой"

Белочка: У зайчика маленькие лапки, а у волка - большие

Дети: лапищи.

Белочка: У зайчика маленький носик, а у волка - большой

Детиносище.

Белочка: У зайчика маленькие глазки, а у волка - большие

Дети: глазищи.

Воспитатель: Спасибо, белочка за игры, но нам пора идти дальше!

Белочка: Я рада, что мы поиграли и подружились! Теперь идите через снежные сугробы и там встретите моего хорошого друга! До свидания!

Дети: До свидания!

(По дороге разложены различные модули для препятствий: подлезания, перешагивание).

Воспитатель: Ребята, пойдёмте друг за другом, переступая через сугробы.

Посмотрите, сколько снега намело! Как же нам пройти? А вот и снежный лаз, давайте по нему проползём!

Смотрите, какие-то пенёчки, давайте присядем и отдохнём.

А кто это там выглядывает? Правильно – это зайчик! Давайте опишем этого зверька. (На экране появляется картинка лисы, а затем мнемотаблица). Кто это? Чем покрыто его туловище? Какого цвета его шерсть? Где живет? Что делает зимой? Назови его семью: мама, папа, детеныш.

Воспитатель: Здравствуй, зайчик!

Зайчик: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: А почему ты прячешься?

Зайчик: Я боюсь.

Воспитатель: Не бойся, мы тебя не обидим. Мы пришли с тобой поиграть.

Зайчик: А тогда давайте сыграем в игру «Назови ласково». А правила игры вам расскажет воспитатель.

Воспитатель: Я буду вам называть слово и бросать мячик, а вы в ответ должны назвать слово ласково и бросить мячик мне!  

Дидактическая игра "Назови ласково"

ветер - ветерок, белка - белочка, ветка - веточка, куст - кустик, лиса - лисичка, холод – холодок, снег – снежок, елка – елочка, туча - тучка, облако- облачко.

Зайчик: Молодцы! Мне так понравилось с вами играть. Идите дальше, обходите ёлочки и увидите еще одного лесного жителя. Счастливого пути!

Воспитатель: Ой, кто это вышел из-за елочки? Вы узнали его, а теперь опишем этого зверя. (На экране появляется картинка лисы, а затем мнемотаблица). Кто это? Чем покрыто его туловище? Какого цвета его шерсть? Где живет? Что делает зимой? Назови его семью: мама, папа, детеныш.

(ответы детей)

Волк: Доброе утро, дети! А вы любите загадки? И даже знаете, кто живёт в лесу? Давайте проверим.

Дидактическая игра «Загадаю - отгадай»

Рыжая плутовка 

Спряталась под ёлкой. 

Зайца ждёт хитрюга та. 

Как зовут её?..

(лиса) 

Рыже-огненный комочек, 

С хвостиком как парашют, 

По деревьям быстро скачет, 

Был он там… 

Теперь уж тут. 

Быстрый он как стрелочка. 

Так ведь это…

(белочка) 

Лежала между ёлками 

Подушечка с иголками. 

Тихонечко лежала, 

Потом вдруг убежала. 

          (ёж)

Косолапый и большой, 

Спит в берлоге он зимой. 

Любит шишки, любит мёд, 

Ну-ка, кто же назовет? 

(медведь)

У косого нет берлоги, 

Не нужна ему нора. 

От врагов спасают ноги, 

А от голода – кора. 

(заяц)

Серый, страшный и зубастый 

Произвел переполох. 

Все зверята разбежались. 

Напугал зверят тех…

(волк)

 Волк: Молодцы! Много знаете!

Воспитатель: Нам очень понравилось у вас в лесу! Спасибо тебе большое волк за игру, но нам пора прощаться. До свидания, волк!

Волк: До свидания, ребята!

Воспитатель: Ребята! Вы, наверно замерзли. Нам уже пора возвращаться в детский сад.

Двигательное упражнение «По снегу побежали».

(выполнение движений по тексту)

Снег, снег, белый снег.

Засыпает он нас всех. (дети машут руками перед собой.)

Друг за другом дружно встали

И по снегу побежали! (бег на месте)

   Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами вернулись в детский сад. Раздеваемся.

   Двигательное упражнение «Раздеваемся с прогулки».

Мы вернулись в детский сад (шаги на месте)

Нужно нам раздеть ребят (шаги на месте)

Рукавички нужно снять (поглаживание тыльной стороны ладоней)

Шарфик дружно развязать («развязываем» шарфик)

Шубку снимем, шапку тоже (имитация движений «снимаем» шубу, шапку)

А сейчас разуться можем (имитация снимания обуви).

       Воспитатель: Молодцы, присаживайтесь на стульчики. Пока мы гуляли по лесу наши пальчики замерзли, давайте согреем их и сделаем пальчиковую гимнастику.  

  Пальчиковая гимнастика:

Ёж, медведь, барсук, енот

Спят зимою каждый год

Волка, зайца, рысь, лису

И зимой найдёшь в лесу.

   Поочерёдное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного и кончая мизинцем. В обратном направлении от мизинца к указательному. Сначала ребёнок соединяет пальчики одной руки, потом – другой (на ударные слоги) .

   Воспитатель: Ребята, скажите, где мы гуляли? Вам понравилась прогулка? Кого мы встретили в лесу? А кого не встретили, почему мы их не встретили?

 (ответы детей)

  Воспитатель: 

    А какое настроение у вас после прогулки?  Давайте подойдем к столу и выберем свое настроение, и поделимся своим настроением с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятияпо развитию речи в первой младшей группе детского сада "Путешествие в страну сказок"

Это интересное занятие для детей  первой младшей группы, которое я составила сама с применением програмного материала.Малыши очень любят сюрпризные моменты, на этом и строились все этапы занятия....

Коррекция речевого развития детей с ОВЗ ЗПР (5-7 лет) с помощью игровой технологии ТРИЗ «Кольца Луллия».

Коррекция речевого развития детей с ОВЗ ЗПР (5-7 лет) с помощью игровой технологии ТРИЗ «Кольца Луллия»....

Конспект интегрированного занятияпо речевому развитию "В гости к весенней березке"

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в подготовительной компенсирующей группе.Компоненты интеграции: речевое развитие, музыкальная деятельность, трудовая деятельность.Занятие содержи...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука Р с помощью игровых технологий "Морское путешествие" в соответствии с ФГОС.

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука Р с помощью игровых технологий "Морское путешествие" в соответствии с ФГОС....

Конспект занятия по развитию речи с помощью игровых технологий плана-схемы и мнемотаблиц на тему «Весна в лесу»

Конспект занятия по развитию речи с помощью игровых технологий плана-схемы и    мнемотаблиц на тему «Весна в лесу»Цель: закрепить знания детей о диких животных с помощь...

Развитие речевой активности детей с помощью игровых технологий

Игра является одним из главных приемов развития детской речи. Дошкольное детство -  важный период становления и развития ребенка, это возраст активного освоения речи, овладения правильным звукопр...