НОД подготовительная группа "Свойства воздуха"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Гроза Любовь Николаевна

Дети подготовительной группы изучают, закрепляют, делают выводы о свойстве воздуха. Представлены опыты и техника кляксография.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_vozduh_podg_gr.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экспериментированию

Подготовил воспитатель: Гроза Л.Н.

Образовательная область: познавательное развитие. 

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Тема НОД: «Свойства воздуха».

Цель: Формирование представлений детей о воздухе и его свойствах. Развитие познавательных способностей детей в процессе экспериментирования, расширение кругозора.

Задачи:

  1. Способствовать обогащению и закреплению знаний о воздухе и его свойствах, расширению представлений детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.
  2. Приучать детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
  3. Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования. Активизировать речевую деятельность детей.
  4. Воспитывать навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
  5. Формировать основы безопасности детей при проведении опытов.

Словарная работа: свойства воздуха – невидимый, движется, занимает всё свободное место, не имеет своего запаха, не имеет формы.

Предварительная работа. Рассматривание энциклопедий, наблюдения на прогулках, беседы «Живая и неживая природа».

Оборудование и материалы: слайдовая презентация «Свойства воздуха», компьютер, разрезные картинки с изображением свойств воздуха, подставки на столы с надписью лаборатория, пустые стаканы, салфетки, пластилин, емкости с водой, воздушные шары разной формы, трубочки для коктейля, стаканы с водой, целлофановые пакеты, зубочистки, корочка апельсина, камни, капсула из под киндера, два одинаковых листа бумаги, краски, кисточки, стакан с водой, лист бумаги для рисования, корзина с конвертами.

Этап НОД

Содержание. Действия педагога

Действия детей. Результат.

Организационный момент

Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Раздувайся пузырь». Вместе с детьми берём друг друга за руки и образуем небольшой круг. Затем произносим слова и выполняем движения, играя в игру «Раздувайся пузырь».

Раздувайся пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся.

Он летел, летел,

За ветку зацепился,

Да и лопнул

Ребята, когда пузырь лопнул, что из него вышло? Как вы думаете? Скажите, пожалуйста, а что такое воздух? Где есть воздух? А кто дышит воздухом? Можно жить без воздуха? Почему?

Дети берутся за руки, произносят слова и выполняют движения

Ответы детей: Воздух.

Воздух, это то чем мы дышим. Воздух есть везде.
Воздухом дышат: люди, птицы, животные, насекомые, растения.

Актуализация

знаний выход на проблему.

Мотивация.

Сегодня мы с вами поговорим о воздухе и узнаем свойства воздуха как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? 

В лаборатории надо соблюдать определенные  правила. Давайте мы с вами их повторим.                 1. На столах ничего не трогать без разрешения.

2. Соблюдать тишину, не мешать другим, работать тихо, аккуратно, внимательно.

3. Приступать к выполнению опыта только после объяснения.

4. Бережно, аккуратно обращаться с оборудованием. Поработал – аккуратно положи на место.

5. После опытов вытирать руки салфеткой.

Вот теперь мы готовы, пройдем в лабораторию     № 1, занимайте свои места.

Что такое воздух? Где он? Куда спрятался? На эти и другие вопросы нам предстоит ответить

Ответы детей:

Лаборатория

Дети рассказывают правила поведения в лаборатории

Открытие  нового знания.

Эксперимент №1 «Поймаем воздух».                   Предлагает детям взять пакет и ответить на вопрос: Что в нем?                                                 Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?                                     Теперь проткнём пакет зубочисткой и приложим к щеке. Что мы чувствуем?                                Развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?                                                     Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух?                                                      Слайд «Воздух невидимый».

Эксперимент №2 «Как работает воздух».

Ребята, мы с вами проверим, как работает воздух. Дети, у вас на столах лежат два одинаковых листа бумаги. Скомкайте один лист бумаги. Встаньте на ноги, возьмите в обе руки ваши листы бумаги, поднимите их вверх на одинаковую высоту, затем одновременно бросьте смятый и ровный листок.

Какой листок приземлился раньше?                         Какой мы можем сделать вывод.                             Как можно увидеть движение воздуха?               Слайд «Воздух движется» 

Эксперимент №3 «Пустой стакан».                     Посмотрите, дети, у меня в руках стакан. Как вы думаете, он пустой? Вот мы сейчас проверим. Нам понадобится емкость с водой и этот стакан. Закрепим на дне стакана салфетку с помощью пластилина. Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно. Что вы видите? Попадает ли вода в стакан? Вынем стакан и посмотрим на салфетку. Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод? Слайд «Воздух занимает все свободное пространство».

Эксперимент №4 «Прозрачность».

Возьмите лист бумаги. Посмотрите на меня через него. Вы меня видите? Почему?

-А через воздух все видно?

Слайд «Воздух не имеет цвета».

Гимнастика для глаз

Ветер дует нам в лицо.

Часто моргают веками.

Закачалось деревцо.

Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо.

Ветер тише, тише, тише...

Медленно приседают, опуская глаза вниз.

Деревца все выше, выше.

Встают и глаза поднимают вверх.

Эксперимент №5 «Воздушные шары».

Все предметы имеют форму: мяч круглый, кубик квадратный. А воздух какой формы? Давайте надуем воздушные шарики.

-Что происходит?

Слайд «Воздух не имеет формы».

Эксперимент № 6 «Имеет ли воздух вес?»

Это мы сейчас проверим.

Давайте на весы положим два пустых воздушных шарика. Они имеют одинаковый вес.

Один шарик надули, то есть наполнили воздухом, и он стал тяжелее (ниже на весах, чем шарик пустой).  Какой шарик стал тяжелее?                        Слайд «Воздух имеет вес».

Эксперимент №7 «Чем пахнет воздух».                            А имеет ли воздух запах? Чем может пахнуть воздух? Предлагает убедиться в том, что чистый воздух не имеет запаха. Запах ему придают окружающие вещества. Педагог предлагает размять апельсиновую корку и ответить на вопрос, каким стал запах воздуха?                                               Слайд «Воздух не имеет запаха».

Эксперимент №8 «Воздух не имеет вкуса».

Ребята, воздух имеет вкус? Мы можем его попробовать? Откройте рот и вдохните. Попробуйте полизать воздух. Какой вывод мы можем сделать? Воздух имеет вкус?

Слайд «Воздух не имеет вкуса».

Эксперимент №9 «Воздух легче воды».

Возьмите в руки камешки и бросьте их в воду.

Что произошло? Почему?

Камни тяжелые, поэтому они утонули. Если мы пластиковые капсулы опустим в воду, они утонут?

Давайте проверим. Странно, камни утонули, а капсулы нет. Почему так происходит?

Убедимся в этом еще раз.

На столе, у каждого стоит стакан с водой и трубочки. Подуйте тихонько в трубочку.

Что происходит? Что вы видите? Что появилось на поверхности воды?                                              Слайд «Воздух легче воды».                                            Воздух находится вокруг нас повсюду.                                         Мы вдохнули глубоко, дышим мы легко-легко.                                        Подыши одной ноздрей, а потом другой.                                                            И к тебе придет покой.                                  Уважаемые ученые, мы с вами говорили о свойствах воздуха, но ничего не сказали о значении воздуха для человека и всего живого. Может человек жить без воздуха?                     Давайте проверим. Закройте рот и зажмите нос двумя пальцами. Почему открыли рот и убрали пальцы? Чего не хватало? Хорошо было без воздуха? Что будет, если чистый и хороший воздух закончится?  Здоровье человека зависит от того, как мы дышим и чем мы дышим. Отличается воздух в городе от воздуха в лесу?                        Слайд «Город, лес».                                               Давайте рассмотрим картины.                                   Где воздух чище? Что загрязняет воздух в городе? Что делать, чтобы воздух был чистым?

Дети предлагают свои варианты ответов: ничего нет, он пустой.                        Дети ловят воздух пакетами и закручивают его, отвечают, что пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку.
Воздух занял всё место в пакете. 
Из пакета выходит воздух.               Приходят к
выводу: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку. Воздух мы ощущаем кожей

Дети мнут один лист бумаги, встают на ноги и отпускают одновременно смятый и ровный листок.

Ответ детей

Раньше приземлился смятый лист.

Вывод: смятый листок упал на пол раньше, так как ровный листок опускается, плавно кружась. Его поддерживает воздух.

Ответы детей. Стакан пустой.

Проводят эксперимент, отвечают на вопросы. Делают вывод: в стакане находится воздух, он не пускает туда воду. Это показывает, что воздух занимает всё свободное место. 

Проводят эксперимент, отвечают на вопросы. Делают вывод: Воздух прозрачен, так как через него видны окружающие предметы. И не имеет цвета.

Дети проговаривают слова и выполняют движения глазами, телом

Дети надувают воздушные шары разной формы. Отвечают на вопросы.

Воздух приобретает форму того шарика, который мы только что надули.

Дети размышляют и делают вывод: воздух не имеет формы.

Дети наблюдают за опытом, отвечают на вопросы. Шарик тяжелее, который наполнен воздухом. Дети делают вывод: воздух имеет вес.

Дети анализируют вопрос и отвечают на него: свежестью после дождя, едой, которая готовиться на кухне, дымом, если горит костер, духами.                                  Проводят эксперимент, делают вывод: собственного запаха воздух не имеет. Запах ему придают окружающие его вещества.

Отвечают на вопросы. Проводят эксперимент.

Делают вывод: воздух не имеет вкуса

Ответы: камни утонули, капсулы поднялись верх. Плавают они на поверхности воды.

Проводят эксперимент, отвечают на вопрос. Капсула не тонет, потому что она легче воды. Делают вывод: воздух легче воды. Воздух очень легкий, всегда стремится на поверхность.

Частички воздуха пузырьки поднимаются на поверхность воды.

Дети выполняют дыхательные упражнения

Дети думают и отвечают на вопросы.

Мы не сможем жить без кислорода в воздухе.

Дети закрывают рот и зажимают нос двумя пальцами.

Дети приходят к выводу, что без воздуха мы жить не сможем.

Воздух чище в лесу, чем в городе.

Выхлопные газы, дым заводов, фабрик, пожары.

На заводах – фильтры для очистки, сажать деревья, поливать тротуары, проветривать помещение, вытирать пыль.

Закрепление нового знания, повторение

Дети, есть ли воздух в космосе? А что есть в космосе?  Слайд «Космос»

Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать?  Эта техника называется кляксография.

Слайд «Кляксография». Хотите попробовать нарисовать звёзды?

Тогда мы с вами отправляемся в лабораторию №2.

Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. Педагог показывает технику кляксографии: нужно капнуть каплю краски на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. 

Ответы детей: нет. В космосе есть солнце, луна, звёзды, планеты.

Дети самостоятельно рисуют с помощью воздуха выходимого из трубочки

Проводиться анализ детских работ. Дети рассказывают о том, что у них получилось.

Рефлексия (итог

НОД)

Ребята пока мы свами рисовали, к нам прилетел воздушный шар. У него в корзине лежат конверты. Давайте узнаем, что в них? В каждом конверте картинка попробуйте собрать и назвать свойства воздуха. Д/Игра «Назови свойство воздуха»  Слайд «Свойства воздуха».

Ответы детей: разрезные картинки.

Дети собирают разрезные картинки и называют свойства воздуха.

Продолжение

исследования вне НОД

Ребята, предлагаю вам провести самостоятельно опыты с воздушными шариками, дома опыты с воздухом вместе с родителями.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска

«Детский сад компенсирующего вида № 156»

Конспект НОД по экспериментированию

Тема: «Свойства воздуха»

Подготовительная к школе группа

Подготовил воспитатель:

Гроза Л.Н.

Хабаровск 2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по познавательной деятельности в подготовительной группе «Воздух – невидимка»

 Занятие направлено на закрепление с детьми понятия «воздух»  и его свойств(легкость, прозрачность, невидимость), роли воздуха в жизни человека и живой природы, понятие ветра (движение воздуха), его х...

Конспект занятия в подготовительной группе "Воздух и его свойства"

Конспект занятия в подготовительной группе "Воздух и его свойства"...

Проект в подготовительной группе."Воздух-которым мы дышим"

Предлагаю вам призентацию проекта на тему "Воздух,  которым мы дышим". Поблема загрязнения окружающей среды в наше время стоит особо остро.Поэтому необходимо проводить работу по формиро...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Воздух, который мы вдыхаем»

В конспекте представлены опыты с воздухом для детей подготовительной группы....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Воздух- невидимка».

  Образовательные задачи: Расширять представления о свойствах и роли воздуха в окружающем мире. Углублять и систематизировать представления детей о воздухе, как одного из главных...

Конспект занятия в подготовительной группе «Воздух в жизни человека»

1.     Закреплять и уточнять знания детей о воздухе и его свойствах.2.     Формировать представления о значении воздуха в жизни человека, животных, растений.3....