НОД подготовительная группа "Свойства воздуха"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Дети подготовительной группы изучают, закрепляют, делают выводы о свойстве воздуха. Представлены опыты и техника кляксография.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по экспериментированию
Подготовил воспитатель: Гроза Л.Н.
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Тема НОД: «Свойства воздуха».
Цель: Формирование представлений детей о воздухе и его свойствах. Развитие познавательных способностей детей в процессе экспериментирования, расширение кругозора.
Задачи:
- Способствовать обогащению и закреплению знаний о воздухе и его свойствах, расширению представлений детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.
- Приучать детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
- Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования. Активизировать речевую деятельность детей.
- Воспитывать навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
- Формировать основы безопасности детей при проведении опытов.
Словарная работа: свойства воздуха – невидимый, движется, занимает всё свободное место, не имеет своего запаха, не имеет формы.
Предварительная работа. Рассматривание энциклопедий, наблюдения на прогулках, беседы «Живая и неживая природа».
Оборудование и материалы: слайдовая презентация «Свойства воздуха», компьютер, разрезные картинки с изображением свойств воздуха, подставки на столы с надписью лаборатория, пустые стаканы, салфетки, пластилин, емкости с водой, воздушные шары разной формы, трубочки для коктейля, стаканы с водой, целлофановые пакеты, зубочистки, корочка апельсина, камни, капсула из под киндера, два одинаковых листа бумаги, краски, кисточки, стакан с водой, лист бумаги для рисования, корзина с конвертами.
Этап НОД | Содержание. Действия педагога | Действия детей. Результат. |
Организационный момент | Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Раздувайся пузырь». Вместе с детьми берём друг друга за руки и образуем небольшой круг. Затем произносим слова и выполняем движения, играя в игру «Раздувайся пузырь». Раздувайся пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся. Он летел, летел, За ветку зацепился, Да и лопнул Ребята, когда пузырь лопнул, что из него вышло? Как вы думаете? Скажите, пожалуйста, а что такое воздух? Где есть воздух? А кто дышит воздухом? Можно жить без воздуха? Почему? | Дети берутся за руки, произносят слова и выполняют движения Ответы детей: Воздух. Воздух, это то чем мы дышим. Воздух есть везде. |
Актуализация знаний выход на проблему. Мотивация. | Сегодня мы с вами поговорим о воздухе и узнаем свойства воздуха как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Давайте мы с вами их повторим. 1. На столах ничего не трогать без разрешения. 2. Соблюдать тишину, не мешать другим, работать тихо, аккуратно, внимательно. 3. Приступать к выполнению опыта только после объяснения. 4. Бережно, аккуратно обращаться с оборудованием. Поработал – аккуратно положи на место. 5. После опытов вытирать руки салфеткой. Вот теперь мы готовы, пройдем в лабораторию № 1, занимайте свои места. Что такое воздух? Где он? Куда спрятался? На эти и другие вопросы нам предстоит ответить | Ответы детей: Лаборатория Дети рассказывают правила поведения в лаборатории |
Открытие нового знания. | Эксперимент №1 «Поймаем воздух». Предлагает детям взять пакет и ответить на вопрос: Что в нем? Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом? Теперь проткнём пакет зубочисткой и приложим к щеке. Что мы чувствуем? Развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух? Слайд «Воздух невидимый». Эксперимент №2 «Как работает воздух». Ребята, мы с вами проверим, как работает воздух. Дети, у вас на столах лежат два одинаковых листа бумаги. Скомкайте один лист бумаги. Встаньте на ноги, возьмите в обе руки ваши листы бумаги, поднимите их вверх на одинаковую высоту, затем одновременно бросьте смятый и ровный листок. Какой листок приземлился раньше? Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть движение воздуха? Слайд «Воздух движется» Эксперимент №3 «Пустой стакан». Посмотрите, дети, у меня в руках стакан. Как вы думаете, он пустой? Вот мы сейчас проверим. Нам понадобится емкость с водой и этот стакан. Закрепим на дне стакана салфетку с помощью пластилина. Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно. Что вы видите? Попадает ли вода в стакан? Вынем стакан и посмотрим на салфетку. Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод? Слайд «Воздух занимает все свободное пространство». Эксперимент №4 «Прозрачность». Возьмите лист бумаги. Посмотрите на меня через него. Вы меня видите? Почему? -А через воздух все видно? Слайд «Воздух не имеет цвета». Гимнастика для глаз Ветер дует нам в лицо. Часто моргают веками. Закачалось деревцо. Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо. Ветер тише, тише, тише... Медленно приседают, опуская глаза вниз. Деревца все выше, выше. Встают и глаза поднимают вверх. Эксперимент №5 «Воздушные шары». Все предметы имеют форму: мяч круглый, кубик квадратный. А воздух какой формы? Давайте надуем воздушные шарики. -Что происходит? Слайд «Воздух не имеет формы». Эксперимент № 6 «Имеет ли воздух вес?» Это мы сейчас проверим. Давайте на весы положим два пустых воздушных шарика. Они имеют одинаковый вес. Один шарик надули, то есть наполнили воздухом, и он стал тяжелее (ниже на весах, чем шарик пустой). Какой шарик стал тяжелее? Слайд «Воздух имеет вес». Эксперимент №7 «Чем пахнет воздух». А имеет ли воздух запах? Чем может пахнуть воздух? Предлагает убедиться в том, что чистый воздух не имеет запаха. Запах ему придают окружающие вещества. Педагог предлагает размять апельсиновую корку и ответить на вопрос, каким стал запах воздуха? Слайд «Воздух не имеет запаха». Эксперимент №8 «Воздух не имеет вкуса». Ребята, воздух имеет вкус? Мы можем его попробовать? Откройте рот и вдохните. Попробуйте полизать воздух. Какой вывод мы можем сделать? Воздух имеет вкус? Слайд «Воздух не имеет вкуса». Эксперимент №9 «Воздух легче воды». Возьмите в руки камешки и бросьте их в воду. Что произошло? Почему? Камни тяжелые, поэтому они утонули. Если мы пластиковые капсулы опустим в воду, они утонут? Давайте проверим. Странно, камни утонули, а капсулы нет. Почему так происходит? Убедимся в этом еще раз. На столе, у каждого стоит стакан с водой и трубочки. Подуйте тихонько в трубочку. Что происходит? Что вы видите? Что появилось на поверхности воды? Слайд «Воздух легче воды». Воздух находится вокруг нас повсюду. Мы вдохнули глубоко, дышим мы легко-легко. Подыши одной ноздрей, а потом другой. И к тебе придет покой. Уважаемые ученые, мы с вами говорили о свойствах воздуха, но ничего не сказали о значении воздуха для человека и всего живого. Может человек жить без воздуха? Давайте проверим. Закройте рот и зажмите нос двумя пальцами. Почему открыли рот и убрали пальцы? Чего не хватало? Хорошо было без воздуха? Что будет, если чистый и хороший воздух закончится? Здоровье человека зависит от того, как мы дышим и чем мы дышим. Отличается воздух в городе от воздуха в лесу? Слайд «Город, лес». Давайте рассмотрим картины. Где воздух чище? Что загрязняет воздух в городе? Что делать, чтобы воздух был чистым? | Дети предлагают свои варианты ответов: ничего нет, он пустой. Дети ловят воздух пакетами и закручивают его, отвечают, что пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку. Дети мнут один лист бумаги, встают на ноги и отпускают одновременно смятый и ровный листок. Ответ детей Раньше приземлился смятый лист. Вывод: смятый листок упал на пол раньше, так как ровный листок опускается, плавно кружась. Его поддерживает воздух. Ответы детей. Стакан пустой. Проводят эксперимент, отвечают на вопросы. Делают вывод: в стакане находится воздух, он не пускает туда воду. Это показывает, что воздух занимает всё свободное место. Проводят эксперимент, отвечают на вопросы. Делают вывод: Воздух прозрачен, так как через него видны окружающие предметы. И не имеет цвета. Дети проговаривают слова и выполняют движения глазами, телом Дети надувают воздушные шары разной формы. Отвечают на вопросы. Воздух приобретает форму того шарика, который мы только что надули. Дети размышляют и делают вывод: воздух не имеет формы. Дети наблюдают за опытом, отвечают на вопросы. Шарик тяжелее, который наполнен воздухом. Дети делают вывод: воздух имеет вес. Дети анализируют вопрос и отвечают на него: свежестью после дождя, едой, которая готовиться на кухне, дымом, если горит костер, духами. Проводят эксперимент, делают вывод: собственного запаха воздух не имеет. Запах ему придают окружающие его вещества. Отвечают на вопросы. Проводят эксперимент. Делают вывод: воздух не имеет вкуса Ответы: камни утонули, капсулы поднялись верх. Плавают они на поверхности воды. Проводят эксперимент, отвечают на вопрос. Капсула не тонет, потому что она легче воды. Делают вывод: воздух легче воды. Воздух очень легкий, всегда стремится на поверхность. Частички воздуха пузырьки поднимаются на поверхность воды. Дети выполняют дыхательные упражнения Дети думают и отвечают на вопросы. Мы не сможем жить без кислорода в воздухе. Дети закрывают рот и зажимают нос двумя пальцами. Дети приходят к выводу, что без воздуха мы жить не сможем. Воздух чище в лесу, чем в городе. Выхлопные газы, дым заводов, фабрик, пожары. На заводах – фильтры для очистки, сажать деревья, поливать тротуары, проветривать помещение, вытирать пыль. |
Закрепление нового знания, повторение | Дети, есть ли воздух в космосе? А что есть в космосе? Слайд «Космос» Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? Эта техника называется кляксография. Слайд «Кляксография». Хотите попробовать нарисовать звёзды? Тогда мы с вами отправляемся в лабораторию №2. Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. Педагог показывает технику кляксографии: нужно капнуть каплю краски на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. | Ответы детей: нет. В космосе есть солнце, луна, звёзды, планеты. Дети самостоятельно рисуют с помощью воздуха выходимого из трубочки Проводиться анализ детских работ. Дети рассказывают о том, что у них получилось. |
Рефлексия (итог НОД) | Ребята пока мы свами рисовали, к нам прилетел воздушный шар. У него в корзине лежат конверты. Давайте узнаем, что в них? В каждом конверте картинка попробуйте собрать и назвать свойства воздуха. Д/Игра «Назови свойство воздуха» Слайд «Свойства воздуха». | Ответы детей: разрезные картинки. Дети собирают разрезные картинки и называют свойства воздуха. |
Продолжение исследования вне НОД | Ребята, предлагаю вам провести самостоятельно опыты с воздушными шариками, дома опыты с воздухом вместе с родителями. |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска
«Детский сад компенсирующего вида № 156»
Конспект НОД по экспериментированию
Тема: «Свойства воздуха»
Подготовительная к школе группа
Подготовил воспитатель:
Гроза Л.Н.
Хабаровск 2021
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по познавательной деятельности в подготовительной группе «Воздух – невидимка»
Занятие направлено на закрепление с детьми понятия «воздух» и его свойств(легкость, прозрачность, невидимость), роли воздуха в жизни человека и живой природы, понятие ветра (движение воздуха), его х...

Комплексное занятие в подготовительной группе «Воздух - самое важное на земле»
Комплексное занятие...

Конспект занятия в подготовительной группе "Воздух и его свойства"
Конспект занятия в подготовительной группе "Воздух и его свойства"...
Проект в подготовительной группе."Воздух-которым мы дышим"
Предлагаю вам призентацию проекта на тему "Воздух, которым мы дышим". Поблема загрязнения окружающей среды в наше время стоит особо остро.Поэтому необходимо проводить работу по формиро...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Воздух, который мы вдыхаем»
В конспекте представлены опыты с воздухом для детей подготовительной группы....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Воздух- невидимка».
Образовательные задачи: Расширять представления о свойствах и роли воздуха в окружающем мире. Углублять и систематизировать представления детей о воздухе, как одного из главных...
Конспект занятия в подготовительной группе «Воздух в жизни человека»
1. Закреплять и уточнять знания детей о воздухе и его свойствах.2. Формировать представления о значении воздуха в жизни человека, животных, растений.3....