Интегрированное занятие по познавательной деятельности в подготовительной группе «Воздух – невидимка»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Халяпина Ольга Михайловна

 

Занятие направлено на закрепление с детьми понятия «воздух»  и его свойств(легкость, прозрачность, невидимость), роли воздуха в жизни человека и живой природы, понятие ветра (движение воздуха), его характерных особенностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozduh-nevidimka_otkrytoe_zanyatie_halyapinoy_o.m..doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное  занятие

по познавательной деятельности

в подготовительной группе

«Воздух – невидимка»

Цель:

закрепить с детьми понятие «воздух»  и его свойства (легкость, прозрачность, невидимость), роль воздуха в жизни человека и живой природы, дать понятие ветра (движение воздуха), его характерных особенностей, вспомнить о пользе и вреде ветра, закрепить и расширить словарный запас детей, развивать речь, воспитывать интерес к окружающей жизни, экспериментированию, прививать любознательность.

Материал демонстрационный:

Кукла Воздушинка, ведерко с водой, игрушка из бумаги – водолаз, пустой прозрачный стакан, клеенка, магнитофон, кассета с записью ветра, кассета с музыкой Вивальди,  набор карточек с изображением разных ветров, портреты «злого», «доброго» ветров, магнитики, 2 школьные доски, знаки.

Материал раздаточный:

Пакетики, пластмассовые стаканы с водой, трубочки, веера,

музыкальные инструменты, бутылочки пластмассовые, воздушные пузыри.

Ход занятия

В группу воспитатель вносит игрушку -  надувную куклу.

Кукла:

- Куда я прилетела?  Наверное, в детский сад. Здравствуйте, девочки!

Здравствуйте, мальчики! Я хочу с вами познакомиться. Меня зовут Воздушинка.

- А вы умеете летать?    (нет)

- Посмотрите, что я умею делать! (летает из стороны в сторону, поднимается к потолку, опускается.)

Воспитатель:

-Ребята, а почему Воздушинка летает, как думаете?  Давайте посмотрим, какая она. (Трогают руками куклу, выясняют, что она легкая, мягкая, воздушная).

- А что еще может быть воздушным? (мыльные пузыри, воздушный шар, шарик, дирижабль).

Кукла:

- А как вы думаете, что у меня внутри?

А кто думает по-другому? (спрашиваю 2-3 детей)  (воздух)

Воспитатель:

-Подумайте, а нужен ли воздух? Зачем? ( Воздух нужен, мы им дышим)

-Кто еще дышит воздухом? (птицы, насекомые, морские животные, деревья, цветы и т. д.)

- А как можно назвать все это одним словом? (живая природа)

- Внутри Воздушинки есть воздух, а внутри нас есть или нет?

Давайте проверим.

Опыт 1:

Поднесите свои ладони ко рту или к носу. Что почувствовали? (тепло от вашего дыхания)

- Сядем за столы

Опыт 2:

- Перед вами стакан с водой и трубочка. (Трубка в стакане с водой) Будем вдыхать носом, а выдыхать в трубочку.

- Что наблюдаем? Воздух выходит из нас в виде воздушных пузырьков.

- Какой сделаем вывод? (У нас внутри есть воздух, мы им дышим.)

- Поставьте стаканы на поднос.

- Откуда же попадает к нам воздух? Где он находится? ( Воздух находится вокруг нас).

-Подойдите и встаньте передо мной. Внимательно посмотрите налево, направо, вверх, вниз. Закройте глаза. Откройте. Вы видите воздух? (нет) Значит, воздух какой? ( Воздух невидимый, прозрачный, легкий).

Спросить нескольких детей.

- Ребята, как вы думаете, а в стакане есть что-нибудь или он пустой? (показываю пустой, прозрачный пластмассовый стакан)

- Посмотрите в него.

Давайте проверим, есть ли что в стакане.

Опыт 3:

- У меня отважный водолаз. Посмотрите, из чего я его сделала?

(из бумаги). Он стоит на плоту.  Опустим водолаза, вместе с плотом на  воду. А теперь накроем водолаза  пустым стаканом, и медленно будем погружать стакан  в воду. Водолаз будет опускаться все глубже и глубже. Посмотрите он уже на дне.

- Как вы думаете, водолаз будет мокрый или сухой, когда мы вытащим его из воды?

- Медленно поднимем стакан из воды, всплывает и наш водолаз.

- Проверьте, намок он или нет?

- Какой вывод мы сделаем? (Водолаз не намок. Почему? Потому, что стакан вовсе не пустой. Его занимает воздух, который  не впускает во внутрь воду).

- Вы видите в стакане воздух? (Нет, он невидим)

 -Раз воздух мы не видим, попробуем его поймать. Воздушинка принесла нам волшебные пакетики.

- Возьмите их в руки.

Опыт 4:

Ловим воздух. Закручиваем пакет.

Вывод: воздух можно поймать.

- А теперь поиграем с воздухом и пакетиками. Следите за движением вашего пакета.

Физкультминутка «Игра с пакетами»

  1. подкинем пакет вверх и поймаем его внизу
  2. возьмем пакет в правую руку, перекинем через верх в левую руку (наоборот).
  3. покрутим перед собой (внизу, вверху)

Предложить ребятам сесть на ковер.

Воздушинка загадывает загадку:  

- Послушайте мою музыкальную загадку и скажите, что это?

Включить магнитофон,  прослушать запись (музыка ветра).

Ответы детей (ветер, мы услышали звуки ветра)

Воспитатель:

- А можем ли мы увидеть ветер? (нет)

- Сам ветер увидеть нельзя, но можно увидеть признаки ветра. Какие? (Деревья качаются, на воде волны , облака плывут по небу, флюгера на крыше дома вертятся, дым из трубы отклоняется в сторону ветра, зонтик улетает и т. д.)

- А почувствовать ветер можно? (Можно, когда идем по улице, он дует на нас).

Игра в кругу с мячом:

- Какой бывает ветер?

(Ветер бывает:сильный, слабый, теплый, холодный, ледяной, пронизывающий, колючий, прохладный, освежающий, северный, южный, западный, восточный)

- Можно ли создать искусственный ветер? Например, в группе, дома? (Можно, с помощью вентилятора, кондиционера, веера, фена и т. д.)

Опыт 5:

 - Возьмите веера. Встаньте парами. Легко помашите друг на друга. Что почувствовали? (Легкий ветерок) Сильно помашем друг на друга. Что чувствуете теперь? (Ветер усилился)

- Так что же такое ветер?

- Оказывается ветер – это движение воздуха (попросить повторить нескольких детей)

- Воздух стоит – ветра нет, движется ( например, движение веером) – возникает ветер.

- Много разных поступков умеет делать ветер и хороших, и плохих.

Посмотрите на портреты ветра и скажите, на каком портрете ветер, делающий добрые дела, а какой ветер приносит одни несчастья? Почему?

- Предлагаю вам поиграть в игру: «Добрый ветер и злой» 

Разделимся с вами на две команды

Есть у меня картинки, на которых нарисованы дела ветра. Одна команда выберет из своих картинок дела только доброго ветра, а другая дела только злого ветра.  Картинки надо прикрепить  соответственно к портретам доброго и злого ветра.

Проверим, правильно ли вы распределили картинки.

Опыт 6:

-  А теперь попробуем узнать еще одно свойство воздуха. А какое, вы мне сейчас скажите.   Для этого я предлагаю вам взять бутылочки (пузыречки), приложить их к губам и подуть.

- Мы познакомились со свойством воздуха. Скажите с каким?

( при встрече на своем пути препятствий, воздух издает разные звуки)  

- Как вы думаете, где люди используют свойства воздуха издавать звуки? (в духовых музыкальных инструментах)

- Много нового мы сегодня узнали о воздухе, а теперь я предлагаю вам послушать стихотворение и еще раз вспомнить его свойства.

Дети читают стихотворение:

Ты и легкий, и прозрачный,

И не видим ты нигде,

Ни на улице, ни дома,

Ни на крыше, ни в трубе.

Без тебя не жить природе,

Воздух, воздух, наш дружок!

Побежишь скорей в дорогу,

Превратишься в Ветерок.

И любимые игрушки

Есть у Ветра-Ветерка:

У мальчишке на макушке

Три упрямых волоска,

Скрип разбуженной калитки,

Шелест листьев поутру.

Схватишь ты листок бумаги –

И гоняешь по двору.

Или ласточку поймаешь

И подбросишь в облака.

Вот любимые игрушки

Озорного Ветерка.

Кукла:

-  А я хочу вам сделать маленький подарок – свою любимую игрушку -  мыльные пузырьки. ( Дети благодарят куклу).

Кукла:

- До свидания, до скорой встречи.

(уходит)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Воздух- невидимка».

  Образовательные задачи: Расширять представления о свойствах и роли воздуха в окружающем мире. Углублять и систематизировать представления детей о воздухе, как одного из главных...

Занятие по познавательной деятельности в подготовительной группе «Воздух – невидимка»

Занятие по познавательной деятельностив подготовительной группе«Воздух – невидимка»...

Конспект познавательно-исследовательского занятия в подготовительной группе “Воздух-невидимка”.

Конспект познавательно-исследовательского занятия в подготовительной группе  “Воздух-невидимка”.Цель: Способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха: прозрачность, невидим...

Занятие по познавательной деятельности в подготовительной группе "Воздух-невидимка"

Занятие по познавательной деятельности в подготовительной группе...

Конспект НОД по познавательному развитию с детьми подготовительной группы «Воздух – невидимка»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Петродворцового района  г .Санкт- Петербурга    Конспект НОД по познавательному развитию с деть...

Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе «Воздух-невидимка»

Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе «Воздух-невидимка» в подготовительной группе закрепить с детьми понятие «воздух» и его свойства (легкость, прозрачность, нев...