Ознакомление с окружающим миром «Нева – главная река нашего города»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Головань Галина Михайловна

Цель: расширение представлений детей о Неве.

Задачи: О- познакомить детей с главной рекой Санкт-Петербурга, её набережными,  основными рукавами, объяснить значение Невы для города (ПР), закрепление представлений об Адмиралтействе, Р- обогащение активного словаря за счёт слов: набережная, гранит, флот, корабль, шпиль (РР), В- формирование интереса и воспитание чувства принадлежности к объектам родного города (СКР).

Материалы: фланелеграф, карта Санкт-Петербурга, иллюстрации с изображением Невы, разрезная картинка «Кораблик на шпиле Адмиралтейства», раскраска «Адмиралтейство», цветные карандаши, мнемотаблица к стихотворению «знаменитая Нева».

Предварительная работа: рассматривание карты Санкт-Петербурга, беседы о городе.

Интеграция образовательных областей: СКР, ПР, РР, ХЭР, ФР.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neva.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта организованной образовательной деятельности (занятия)

Группа: старшая

Тема: «Нева – главная река нашего города»

Цель: расширение представлений детей о Неве.

Задачи: О- познакомить детей с главной рекой Санкт-Петербурга, её набережными,  основными рукавами, объяснить значение Невы для города (ПР), закрепление представлений об Адмиралтействе, Р- обогащение активного словаря за счёт слов: набережная, гранит, флот, корабль, шпиль (РР), В- формирование интереса и воспитание чувства принадлежности к объектам родного города (СКР).

Материалы: фланелеграф, карта Санкт-Петербурга, иллюстрации с изображением Невы, разрезная картинка «Кораблик на шпиле Адмиралтейства», раскраска «Адмиралтейство», цветные карандаши, мнемотаблица к стихотворению «знаменитая Нева».

Предварительная работа: рассматривание карты Санкт-Петербурга, беседы о городе.

Интеграция образовательных областей: СКР, ПР, РР, ХЭР, ФР.

Этап/

продолжительность

Содержание совместной деятельности

Методы, формы, приёмы, возможные виды деятельности

Педагог

Дети

Вводная часть.

Организационный момент.  

Приветствие «Подари улыбку».

Говорят слова приветствия.

Мотивационная игра.

- Сегодня я хочу вам показать один необычный рисунок. (вывешиваю на фланелеграф карту Санкт-Петербурга). Как вы думаете, что это, и что здесь изображено?

- Давайте рассмотрим карту Санкт-Петербурга. Как вы считаете, что на карте нарисовано синим цветом? Да, действительно в нашем городе много рек, речушек, каналов. Наш город построен на островах. (демонстрирует карту-схему «Санкт-Петербург с высоты птичьего полёта»).

Д/и «Найди остров». Демонстрирует разложенные на столе вырезанные из бумаги острова: Елагин, Каменный, Аптекарский, Крестовский, Петроградский, Петровский, Декабристов, Васильевский, Заячий, Адмиралтейский. Предлагает найти нужный остров на карте-схеме и совместить их (проговаривает с детьми названия островов).

- Молодцы! В Санкт-Петербурге около 93 рек и речушек, каналов и проток. Сегодня мы поговорим об одной из них.

Читает отрывок стихотворения С. А. Скаченкова «Праздник на Неве»:

Как вода прохладой дразнит
В этот жаркий летний час.
На Неве сегодня праздник
Корабли в гостях у нас.
Кораблям Нева знакома.
Позади штормят моря.
На Неве они, как дома,
Здесь отдали якоря.
Ветры Балтики прохладны,
Ветры флаги теребят.
Вид Невы такой нарядный -
Даже львы - и те не спят.

- Кто догадался, о какой реке это стихотворение?

Рассматривают карту, отвечают на вопросы, рассуждают, прикрепляют острова к карте-схеме, проговаривают их названия, слушают стихотворение.

Демонстрация карты, дидактическая игра, вопросы, художественное слово.

Основная часть.

- Мы сегодня будем говорить о главной реке нашего города. Как и у каждого человека у реки есть свое имя – Нева. А что означает слово Нева? Некоторые ученые – краеведы полагают, что «не» значит «новая», а «ва» - «вода» другие переводят это название, как: «текущая среди мхов река». Нева разливается на пять рукавов: Большая Нева, Малая Нева, Большая Невка, Средняя Невка, Малая Невка (предложить детям показать реки на карте).

- Как вы думаете, какую пользу приносит Нева городу? Давайте вспомним стихотворение «Знаменитая Нева» (демонстрирует мнемотаблицу к стихотворению). А почему Нева труженица? По ней ходят не только речные трамвайчики, но и огромные грузовые, пассажирские корабли. На пристани огромные краны – идёт разгрузка грузов (демонстрация фото). Почему Неву называют красавицей? Вдоль реки стоят очень красивые здания, памятники, а ещё можно спуститься к воде и эти спуски тоже украшают львы, сфинксы, вазы (демонстрация фото). А ещё Санкт-Петербург знаменит тем, что на одной из набережных Невы находится здание, благодаря которому наш город был назван городом морской славы.

Д/и «Собери картинку». На столе – кусочки разрезной картинки «Кораблик на шпиле Адмиралтейства». Предлагает детям собрать картинку.

- Какое получилось изображение? Может быть кто-нибудь знает, на каком здании находится этот кораблик? Это кораблик на шпиле Адмиралтейства (демонстрация фото). По замыслу императора Петра I здесь строили военные парусные корабли. Именно отсюда началась история Российского флота (что это?). Адмиралтейство сооружалось как крепость, чтобы защитить строящиеся корабли от нападения врагов. В настоящее время здесь находится военное училище.

Рассматривают карту Санкт-Петербурга, слушают объяснение педагога, показывают рукава Невы, рассуждают, читают наизусть с помощью мнемотаблицы стихотворение, отвечают на вопросы.

Показ, объяснение, вопросы, дидактическая игра, объяснение значения слова.

Динамическая пауза.

Физминутка.

Вот и вышли на Неву,

Посмотрели на волну,

Удивились широте,

Этой праздничной реке,

Где дворцы глядятся в воду,

Где не счесть красот природы,

Где кружатся над волной

Чайки громкою толпой.

Выполняют упражнение в соответствии с текстом.

Практическая работа.

Предлагает детям раскраску «Адмиралтейство»

Раскрашивают цветными карандашами.

Заключительная часть.

Рефлексия.

С какой рекой нашего города мы сегодня знакомились? Что нового и интересного узнали?

Отвечают на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Путешествие по реке Амур"

В занятии мы отправляемся в путешествие по реке Амур. Сначало идет беседа, потом мы собираем разрезные картинки с достопримечательностями города Комсомольска-на-Амуре. Знакомим детей с коренными жител...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по теме «Нева-главная река нашего города» с детьми подготовительной группы.

Цель: познакомить детей с главной рекой нашего города –Невой. Задачи: Образовательные задачи.Показать красоту Невы. Объяснить, почему Неву называют красавицей, труженицей, кормилицей. Совершенств...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром "Прогулка к реке"

В процессе занятия дети знакомятся с речными камнями, их свойствами, учатся подбирать антонимы, быть дружелюбными, любознательными, развивают мелкую моторику рук, отгадывают загадки....

Презентация. "Река Нева - главная река нашего города."

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 Красносельского района Санкт-Петербурга ПрезентацияТема: "Река Нева - главная река нашего города"....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Самый главный орган чувств"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Самый главный орган чувств"...

конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром "Верба - главный символ на Руси"

Данный конспект направлен на расширение у дошкольников представлений о празднике Вербное Воскресенье....