конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром "Верба - главный символ на Руси"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Липовская Анна Владимировна

Данный конспект направлен на расширение у дошкольников представлений о празднике Вербное Воскресенье. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_okruzhayushchemu.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       

                                                                         

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Дачновская средняя общеобразовательная школа» городского округа Судак детский сад «Капелька».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

Тема: « Верба — главный символ на Руси»

Подготовила воспитатель:

 Липовская А.В.

Судак 2024 г.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

Тема: « Верба — главный символ на Руси»

Группа: младшая

Интеграция образовательных областей:

 «Познание» (формирование целостной картины мира, «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская.

 Цели: знакомить с характерными особенностями весенних деревьев, воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней.

 Материалы и оборудование: презентация, картинки с изображением веточек вербы, пластилин, доски для лепки, цветной картон, вата.

Задачи:

1.Расширять и систематизировать знания детей о дереве – первоцвете, о его особенностях, о весенних обрядах связанных с этим деревом, о пользе для человека.

2.Развивать фантазию.

3.Воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа: наблюдение за вербой, за появлением почек, пушков.

Чтение В. С. Моложавенко «Тайна красоты», рисование ветки вербы. Чтение книги «Лесная мозаика»

Ход занятия:

Воспитатель: Какое сейчас время года? Кто приносит весну?

Дети: Солнце начинает нагревать землю, тает снег, появляются проталинки, появляются и набухают почки, появляются первоцветы, насекомые и т.д.).

Воспитатель: Хотите узнать об очень удивительном, неприхотливом, выносливом дереве, у которого сначала появляются цветы, а затем листья?

(показ картинок, вазы с ветками ивы)

Воспитатель: Какое это дерево?

Дети: верба.

Воспитатель: Название выходит из древнего слова «вива» значит плести, вить. Слово «верба» в основе имеет корень со значением «вить» «вращать».

В народе живет много поверий и преданий о вербе. В дни, когда распускается верба, люди празднуют торжество весеннего солнца и просыпающейся от зимней спячки природы.

- Где растет верба? (на берегах рек, на опушке леса, около оврагов)

Она растет отдельным деревом? (растет кустом, дружной семьей)

- Рассмотрим ветки в вазе.

Что вы видите на ветках?

Расскажите о почках. (ответы детей)

УТОЧНИТЬ: ее ветки первыми оживают по весне, покрываясь мягкими, пушистыми комочками – сережками.

Ветка вербы в доме весной – обычай древний. Не всякое дерево красиво без листьев. Но ива своими сережками заменит на исходе зимы любой цветочный букет. (рассмотреть пасхальные открытки)

Раньше люди верили в чародейную силу ветки вербы. Считалось, что ветка вербы, брошенная против ветра, прогоняет бурю, а если ее бросить в пламя пожара, огонь будет укрощен. Ветка, воткнутая в землю, легко приживается. Поэтому ее называют «живучей».

Бывает и человек ее вырубит, ветки обломает, звери кору обгрызут, но она все живет.

В вербное воскресенье нужно: «отхлестать» вербой друг друга: сила вербы должна была передаваться тому, кого ею хлестали. Чтобы не болеть, нужно было съесть девять сережек, освещенной в церкви вербы.

Игра «Хорошо - плохо»

- красота от ивового букета - пыльца вызывает аллергию

- польза – настой из ивовой коры - у людей

служит лекарством

- ивовые стволы гнут под дуги

- из тонких ветвей плетут корзины

- изготовляют мебель

- корм для животных

Загадка:

Что это? Лучом согретые едва,

отдать дымок спешат комочки, пока спеленута листва» (В. Маяковский)

Что за комочки? (почки)

Чем спеленута листва? (чешуйками)

Что да дымок? (серая пыльца)

Что же в начале появляется на ветках? (не листочки, а пушистые комочки)

Дидактическое упражнение «На что похоже?»

На бусинки, на маленьких серых зайчиков, на капельки росы, на пушинки, на ушки у зайчат.....

- А это что? (белые пушистые волосики)

Они защищают почку от заморозков, резких колебаний температуры. Почки покрыты чешуйками, напоминающих колпачок. Когда чешуйки отпадут, появляются цветы – сережки. Цветки у вербы очень мелкие. Чтобы быть заметнее, верба собрала их в душистые комочки. Вербу очень любят насекомые. Как только они проснуться – ива «зажужжит» на разные голоса. Это отличный медонос.

Подведение итогов занятия, рефлексия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (познавательное развитие) "Символы Краснодарского края"

В этом конспекте даётся детям материал о геральдике Краснодарского края (герб, гимн, флаг)....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Ознакомление детей с государственными символами России"

Тема: Ознакомление детей с государственными символами России.Цель: формирование патриотических чувств на основе обогащения знаний о Родине.Задачи:- познакомить детей с главными символами России (герб,...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Глаза – главные помощники человека»

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим (валеология).Цель занятия:дать детям представление об одном из органов чувств - зрение, объяснить меры предосторожности и правила ухода за глазами....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "Зимние забавы на Руси" в подготовительной группе

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "Зимние забавы на Руси" в подготовительной группе...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы "Праздники на Руси"

В настоящее время детей сложно удивить. Они пресытились мультфильмами, обилием игрушек и "взрослой" информацией. Они с легкостью пользуются гаджетами,  много знают, но единовременно мы ...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Берёза — символ русской природы и символ России»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Берёза — символ русской природы и символ России»...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром дошкольников подготовительной группы «Путешествие по реке времени» «Как жили люди на Руси»

Интеграция образовательных областей:социально-коммуникативная, речевая, познавательная, физическая, художественно-эстетическая.Виды деятельности:— познавательно-исследовательская;— коммуни...