Конспект образовательной деятельности: «Ребенок и окружающий мир»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект образовательной деятельности:

«Ребенок и окружающий мир»

Тема: «Космос»

Возрастная группа: группа компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aprel.docx30.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Тат. Каргалинская СОШ»

 

Конспект образовательной деятельности:

«Ребенок и окружающий мир»

Тема: «Космос»

Возрастная группа: группа компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет №3

Подготовила воспитатель:

Нуриева Г.М.

        13.04.21

 2021г

Организационно-методическая информация

Содержание

Примечание

1.

Тема образовательной деятельности

«Космос»

2.

Доминирующая образовательная область

«Познавательное развитие» 

3.

Виды  деятельности детей

Коммуникативная: беседа

Продуктивная: выполнение заданий

Двигательная: физминутка

4.

Методы и приемы реализации содержания занятия

4.1

Общепедагогические методы и приемы

Метод формирования сознания: беседа

Метод стимулирования и мотивации деятельности: наглядный материал

Метод организации деятельности, общения и формирования опыта: выполнение заданий, физкультминутка

4.2.

Интеграция образовательных областей

 «Физическое развитие» (предупреждение утомления на занятии)

«Социально-коммуникативное» (развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками)

«Познавательное развитие» (расширение кругозора)

5.

Возрастная группа:

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

6.

Цель:

Расширение представлений детей о космосе.

Задачи:

Планируемый результат

6.1

Воспитательные:

- воспитывать внимательность, умение слушать и слышать воспитателя и товарищей;

- воспитывать нравственные качества взаимопомощь;

- воспитание культуры речевого общения

дети умеют слушать взрослого и не перебивают сверстников

6.2

Развивающие:

- развивать мыслительные способности, воображение.

- развивать логическое мышление, воображение;

у детей развита речь, расширен словарный запас

6.3

Образовательные:

- уточнить и систематизировать полученные знания о космосе, космонавтах, созвездиях;

- закрепить название планет, их последовательность расположения от солнца;

развита познавательная активность детей, закреплены знаний детей о строении Солнечной системы, созвездиях

7.

Возможные затруднения детей и способы их преодоления

Затруднения

Способы преодоления

Расположение планет

Использование наглядного материала

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Иллюстрации, музыкальное сопровождение, портреты Ю.А.Гагарина, В. В. Терешковой,

К.Э. Циолковского, С.П.  Королева.

9

Подготовка к образовательной деятельности в режимные моменты

Беседа, рассматривание картинок, чтение художественной литературы

Ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей

Этап

Содержание

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему

Организационный момент.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: У нас сегодня занятие «Ребенок и окружающий мир». Ребята, сначала, давайте вспомним правила поведения во время занятия.

1.2

Мотивация деятельности детей

Звучит космическая музыка.       

Воспитатель: Ребята, что вы слышите?

Воспитатель: Какая музыка?            

Дети: космическая, загадочная, фантастическая, таинственная.

Воспитатель: Какие чувства она у вас вызывает, какое настроение?            

3 мин

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности)

Воспитатель: Какие желания вызывает?  К чему побуждает?

 Предполагаемые ответы детей: Хочется полететь в космос.

Воспитатель: Мы можем без всякой подготовки взять и полететь в космос? Кто может  полететь в космос?                                                

Воспитатель: Какими должны быть космонавты? Что должен уметь и знать космонавт?  Чтобы стать космонавтами нужно пройти специальную подготовку. Мы сейчас с вами и посмотрим, что вы знаете о космосе, что вы умеете и  смогли ли бы вы стать космонавтами.  

II.

Основная часть:

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний

Воспитатель: 12 апреля в России отмечают День космонавтики.

Воспитатель: почему этот праздник так называется?

Дети: это праздник космонавтов.

Воспитатель: это праздник не только космонавтов, но и тех, кто участвует в разработке, строительстве и испытании космических ракет, спутников, всей космической техники. Кто такие космонавты?

Ответы детей.

Воспитатель: до того, как в космос поднялся первый человек, туда отправляли искусственные спутники, лунные и межпланетные автоматические станции. И только потом на космических орбитах появились люди. Их стали называть космонавтами

Как вы думаете, почему человек хотел полететь в космос?

Дети: ответы детей.

Презентация «Космос»

Воспитатель: «С древности люди, наблюдая за небом и звездами, хотели узнать, что же такое звезды, почему они такие яркие. (cлайд ). Ученые придумали специальные приборы – телескопы, чтобы наблюдать за звездами. Из этих наблюдений люди узнали, что кроме Земли существуют и другие планеты.(слайд ). Какие планеты вы знаете? (слайды)

Меркурий - самая быстрая планета в Солнечной системе. Днем на планете жарко, а ночью бывает ледяной дождь. Это самая первая планета в Солнечной системе, ближе всего к Солнцу. Её ещё называют “неуловимая планета на Меркурии наблюдаются самые резкие перепады температур в Солнечной системе, да и орбита планеты очень вытянута, поэтому температура поверхности меняется резко

Венера. Это самая горячая планета.

Венера “хвастается” своей самой плотной атмосферой среди планет земной группы и самым медленным вращением вокруг оси. Атмосфера –это газовая оболочка вокруг планет. По размерам Венера довольно близка к Земле.

Рельеф Венеры состоит из обширных равнин, горных цепей. На планете происходит извержение вулканов, выявлены многочисленные кратеры.

ЗЕМЛЯ - Планета, на которой мы живем.

Планета Земля- третья от Солнца планета Солнечной системы.

Ее возраст примерно 4,5 миллиарда лет. Земля вращается вокруг своей оси, делая один оборот за 24 часа. А вокруг Солнца -за один год. Имеет атмосферу. У Земли есть спутник- Луна.

Марс -красная планета. На ней большое количество железа и покрыта она красно-оранжевым песком

Марс оказался безводной холодной пустыней, больше похожей на Луну, чем на нашу Землю, почти вдвое меньше Земли по размерам и в девять раз – по массе.

Планета красная потому, что в поверхностных породах много окиси железа. Похвастаться Марс может своими высокими горами и вулканами

Юпитер – повелитель неба Это самая большая планета в Солнечной системе

 Бешеное вращение планеты вокруг оси приводит и к тому, что в атмосфере “гуляют” шальные ветры. Температура на Юпитере низкая -140°С,

Сатурн – властелин колец. Вокруг планеты есть кольца. Сатурн окружают кольца, они состоят из обломков льда и камней.

Сатурн, наверное, наиболее красивая планета, если смотреть на нее в телескоп. Сказочные кольца Сатурна нельзя спутать ни с какими другими объектами Солнечной системы.

Планета, “открытая на кончике пера” – Уран Это одна из самых дальних от солнца и поэтому холодных планет. Она лежит на боку, потому что однажды испытала столкновение. Планета окутана облаками и имеет несколько колец.

Так же, как и у других планет-гигантов Солнечной системы, у Урана имеется система колец и 27 спутников. Ось вращения Урана лежит как бы “на боку” относительно плоскости обращения этой планеты вокруг Солнца.

Нептун – властелин морей тёмно-синяя планета, на которой всегда дуют ветры из ядовитых облаков.

Вокруг планеты существуют пять колец: два ярких и узких и три более слабых.

Плутон – карликовая планета. Она теперь не относится к Солнечной системе. Это очень холодная планета.

Планета находится очень далеко от солнца и она очень маленькая.

Воспитатель: Молодцы, верно! Людям хотелось узнать, есть ли жизнь на этих планетах, похожи ли жители планет на землян. Чтобы узнать это, надо долететь до планет.

На самолете можно полететь в космос?»

Дети: ответы детей.

Воспитатель: полететь в космос можно с помощью космических летательных аппаратов (слайд ) - (ракета, космический спутник).  Изобрели эти летательные аппараты великие русские ученые:

( картинка ) - ракету Константин Эдуардович Циолковский, а космический спутник – Сергей Павлович Королев.

Воспитатель: кто же первым полетел в космос?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Первым полетели: Собаки – Белка и Стрелка, затем человек – космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Как вы думаете, каким должен быть космонавт?»

Дети: у космонавта должно быть крепкое здоровье, он должен быть выносливым, смелым, бесстрашным, находчивым.

Воспитатель: в полете космонавт попадает в непривычные условия; чтобы выдержать все нагрузки в космосе, космонавты готовятся к полетам долгие годы (занимаются спортом, живут в специальных камерах, испытывают свои возможности на различных вращающих снарядах, изучают космический корабль, учатся управлять им и работать на нем и обязательно делают зарядку.  Давайте мы с вами тоже сделаем зарядку).

Физминутка «Будем прыгать и скакать»!

Раз, два, три, четыре, пять! 
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.) 
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.) 
Раз, два, три. 
Наклонился левый бок. 
Раз, два, три. 
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.) 
И дотянемся до тучки. 
Сядем на дорожку, (Присели на пол.) 
Разомнем мы ножки. 
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.) 
Раз, два, три! 
Согнем левую ножку,
 
Раз, два, три. 
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.) 
И немного подержали. 
Головою покачали (Движения головой.) 
И все дружно вместе сели. (Сели.)

7 мин

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Когда Юрий Гагарин впервые полетел в космос, весь наш народ следил за этим полетом, все волновались за первого космонавта. И когда он благополучно приземлился, вся страна радовалась. Люди выходили на улицы городов, собирались на площадях и праздновали это знаменательное событие. Все люди нашей страны гордились, что именно российский гражданин первым в мире полетел в космос. После Юрия Гагарина в космосе побывало очень много российских космонавтов, среди них были женщины-космонавты (слайд). Валентина Терешкова (показ иллюстрации), Светлана Савицкая (показ иллюстрации).

Воспитатель: «Имена каких космонавтов вы знаете?

Воспитатель: Алексей Леонов – первый космонавт, который вышел в открытый космос. Многие космонавты летали в космос не один раз и работали в космосе по нескольку месяцев. Труд космонавтов по достоинству оценивают, все космонавты удостоены высоких наград».

10 мин

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Игра «Расположи планеты правильно»

Сейчас вы возьмете картинки  планет и превратитесь в планеты. В центре располагается «Солнце». У Солнца есть ленты-лучики. На каждой ленте цифра, которая обозначает порядковый номер планеты. Я вам буду зачитывать стихотворение, когда вы услышите название своей планеты вы подходите и берете свою ленту. А когда все планеты соберутся вы начинаете двигаться вокруг солнца.

У каждой планеты свой собственный путь,
Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть.
Вокруг Солнца вращаются наши планеты,
По- разному все они солнцем согреты.

Встречает первым солнечные бури
Неуловимый, маленький Меркурий.
Второй, за ним, летит Венера
С тяжёлой, плотной атмосферой.
А третьей, кружит карусель,
Земная наша колыбель.
Четвёртый – Марс, планета ржавая,
Красно – оранжевая самая.
Пятый- Юпитер, очень уж большой
На звёздном небе виден хорошо.
Шестой – Сатурн, в шикарных кольцах,
Очаровашка, под лучами солнца.
Седьмой – Уран, прилёг как лежебока,
Ведь труден путь его далекий.
Восьмой – Нептун, четвёртый газовый гигант
В красивой голубой рубашке франт.
Плутон не в солнечной системе,

Эту планету холод страшный сковал

Теплом ее солнечный луч не достал
Кружится хоровод планет

У каждой свой размер и цвет

Для каждой путь определен

Но только на Земле мир жизнью заселен.

7 мин

III.

Заключительная часть

Анализ и самоанализ деятельности детей

Вам понравилось сегодняшнее занятие? Что для себя узнали нового? Как вы  думаете, могли бы вы стать космонавтами. И что для этого вам нужно будет?

3 мин

Дальнейшая разработка темы

Культурные практики/ виды деятельности детей/ мероприятий

Содержание

Примечание

1.

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

1.1

Лепка

«Наша планета»

В группе

Рисование

«Этот загадочный космос»

В семье

2

Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности

2.1

Ребенок сам

Сюжетно-ролевая игра «Космонавты»

В группе

2.2

Ребенок по приглашению педагога

Подвижная игра «Ждут вас быстрые ракеты»

В группе

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Подготовительная группа, 53стр

2. Электронный ресурс. Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2018/03/20/obrazovatelnaya-deyatelnost-v-podgotovitelnoy-gruppe-tema


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности «ознакомление с окружающим» в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: «Космос без границ»

Конспект образовательной деятельности «ознакомление с окружающим»  в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: «Космос без границ».Образовательная деятельность направлена на формирования у д...

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Ребенок и окружающий мир. Предметное окружение. Тема: "Мы изобретатели".

Расширять и уточнять представления детей о предметном мире. Обогащать представления о видах транспорта: наземном, воздушном, водном. Формировать представления о предметах облегчающих труд людей. Углуб...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению окружающим миром «Зимние забавы» с детьми средней группы.

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению окружающим миром«Зимние забавы»  с детьми средней группы....

План-конспект организованной образовательной деятельности «Ребенок и окружающий мир» (АМО-технологии) на тему: «Овощи и фрукты» в старшей группе

Представлен конспект занятия для старшей группы по окружающему миру с элементами АМО технологий, целью которого является уточнить знания об овощах и фруктах, познакомить с новыми овощами и фрукта...

Консультация "Роль семьи в исследовательской деятельности ребенка в познании окружающего мира"

Для развития исследовательской деятельности ребенка необходимо прежде всего, чтобы   взрослые  поддерживали  его любопытство и интерес, предоставляли  больше возможностей в...

Конспект образовательной деятельности «Ознакомление с окружающим миром, развитие речи». Тема: «Домашние питомцы» Образовательные области (познавательное развитие, речевое развитие) Группа компенсирующей направленности для воспитанников с интеллектуальной

Конспект образовательной деятельности «Ознакомление с окружающим миром, развитие речи». Тема: «Домашние питомцы»Образовательные области (познавательное развитие, речевое развит...

Образовательная деятельность «Ребенок и окружающий мир» Тема: «Лук-лучок, зеленый пучок»

Сценарий образовательной деятельностиОбразовательная деятельность «Ребенок и окружающий мир»Тема: «Лук-лучок, зеленый пучок»...