Конспект НОД «Обитатели воды» в старшей группе
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Малинина Эльвира Игоревна

КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

На тему«Обитатели воды» с использованием информационно-коммуникативной и здоровьесберегающей технологий.

Интеграция образовательных областей«Речевое развитие»«Познавательное развитие»«Социально - коммуникативное развитие»«Художественно- эстетическое развитие»«Физическое развитие».

Задачи:

Речевое развитие:

Побуждать детей давать полные ответы на вопросы воспитателя.

Обогащать словарный запас, развивать связную речь.

Побуждать образовывать прилагательные от существительных.

Познавательное развитие:

Вызвать у детей познавательный интерес.

Расширять у детей знания и представления о водных обитателях- рыбах, их внешнем виде, защитной окраске, среде обитания.

Побуждать выражать положительные эмоции (интерес, радость, восхищение)во время разгадывания загадок о рыбах.

Закрепить математические понятия «поровну»«столько же» во время проведения дидактической игры.

Социально - коммуникативное развитие:

Побуждать детей активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и родителями в решении игровых и познавательных задач.

Продолжать накапливать опыт доброжелательного отношения друг к другу.

Художественно –эстетическое развитие:

Развивать фантазию, воображение во время выполнения пластилинографии «Аквариум»

Развивать мелкую моторику во время работы с шаблоном.

Формировать положительные эстетические чувства и эмоции при прослушивании музыкальной композиции «Аквариум» К. Сен-Санса.

Физическое развитие:

Упражнять детей в выполнении физических упражнений, умении сопровождать их стихотворением.

Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции.

Ход НОД.

1. Путешествие.

Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие на корабле. Вы будете в роли исследователей. Узнаете много нового и интересного.

- Ребята, а где может плавать корабль? (по реке, по морю, по океану).

Правильно, по водным просторам. Мы с вами будем путешествовать по воде и исследовать водных обитателей. О ком пойдет сегодня речь, вы узнаете,отгадав загадку:

Плаваю под мостиком и виляю хвостиком.

По земле не хожу, рот есть- не говорю. (Рыба)

2. Что мы знаем о рыбах?

- Давайте вспомним отличительные признаки рыб от других животных?

- Плавают в воде;

- Имеют обтекаемое тело;

- Тело покрыто чешуей;

- Есть жабры для дыхания;

- Имеют центральную кость- позвоночник;

- Передвигаются с помощью плавников и хвоста;

- Появляются на свет из икринок.

(Ответы детей воспитатель сопровождает показом моделей)

- Чем питаются рыбы?

- Насекомыми;

- Маленькими рачками;

- Листьями и стеблями водорослей;

-ищники:

- Планктоном;

- Мелкими рыбешками;

- Икрой;

- Лягушками и даже детенышами водоплавающих птиц.

- Как мы называем водных обитателей:

* живущих в море? (морские);

* живущих в реке? (речные);

* в аквариуме? (аквариумные).

Сегодня мы с вами познакомимся с этими водными обитателями поближе.

3. Речные рыбы.

На Земле много водоемов с пресной водой- реки, озера, пруды, каналы, ручьи. В них встречается большое разнообразие рыб. (Слайд № 2)

Давайте познакомимся с некоторыми из них.

(Показ слайдов на интерактивной доске. Дети узнают и называют знакомых речных обитателей)

Карась. (Слайд № 3)

Щука. (Слайд № 4)

Окунь. (Слайд № 5)

Судак. (Слайд № 6)

Карп. (Слайд № 7)

Сом. (Слайд № 8)

4. Морские обитатели.

Жизнь в морях и океанах необычайно разнообразна. (Слайд № 9)Там обитает более 25 тыс. видов рыб. Самые красивые и необычные – это морские рыбы. Давайте вспомним некоторых из них.

(Показ слайдов. Дети узнают и называют знакомых морских обитателей)

Морская звезда. (Слайд № 10)

Морской конек. (Слайд № 11)

Морской ёж. (Слайд № 12)

Дельфин. (Слайд «13)

Кит. (Слайд № 14)

Акула. (Слайд № 15)

5. Аквариумные рыбки.

Третий тип рыб – аквариумные. (Слайд № 16). Первые аквариумы появились в Древнем Египте. Египтяне устанавливали специальные бассейны для рыб в садах и парках. Первым человеком, который решил разводить золотых рыбок в деревянных бочках, был китайский правитель Тин Цян.В наше время аквариумы можно встретить повсюду: дома, в школе, в офисах. Аквариумные рыбки очень красивы. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Золотые рыбки. (Слайд № 17)

Скалярии. 

Гурами. 

Меченосец

Телескоп. 

6. Дидактическая игра «Найди дом для рыбок»

Задание: положить кружок (построить дом) около соответствующей рыбы. Рыба речная – зеленый кружок, рыба морская – синий.

Педагог читает загадки:

На дне, где тихо и темно лежит усатое бревно. (Сом)

Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.

На дне один лежит плоский блин. (Камбала)

Камбала - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубине. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов.

Драчун и забияка. Живет в воде. Кости на спине. И щука не проглотит. (Ёрш)

Острые и колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом.

Хвостом виляет, зубастая, а не лает. (Щука)

Щука – одна из крупных речных рыб.

Живу глубоко, плыву легко. Зубастая, большая, а рыба морская. (Акула)

Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантская акулы – самые большие рыбы.

Я всеми и всегда узнаюсь без труда. Полосатый пиджачок, ярко- красный плавничок. (Окунь)

Правильно, это речная рыба. Тело окуня покрыто очень колючей чешуей.

-Молодцы, отличные домишки у вас получились. Давайте посчитаем. (3 – зеленых, 3- синих). Как еще можно сказать? (поровну, столько же и др.)

7. Физминутка. 

Рыбки весело резвятся

В чистой, тепленькой воде. (Произвольно машут руками, двигают ногами)

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке. (присели, подпрыгнули головки к коленям- «спрятались», поднялись, выполняют плавательные движения руками)

8. Пластилинография «Аквариум»

Работа выполняется под музыку К. Сен- Санса «Аквариум»

Дети обводят шаблоны рыбки, распределяют цвета, выполняют пластилинографию, дополняют работу цветными камушками, водорослями, гротом.

9. Выставка детских работ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_obitateli_vody_v_starshey_gruppe.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

На тему«Обитатели воды» с использованием информационно-коммуникативной и здоровьесберегающей технологий.

Интеграция образовательных областей«Речевое развитие»«Познавательное развитие»«Социально - коммуникативное развитие»«Художественно- эстетическое развитие»«Физическое развитие».

Задачи:

Речевое развитие:

Побуждать детей давать полные ответы на вопросы воспитателя.

Обогащать словарный запас, развивать связную речь.

Побуждать образовывать прилагательные от существительных.

Познавательное развитие:

Вызвать у детей познавательный интерес.

Расширять у детей знания и представления о водных обитателях- рыбах, их внешнем виде, защитной окраске, среде обитания.

Побуждать выражать положительные эмоции (интерес, радость, восхищение)во время разгадывания загадок о рыбах.

Закрепить математические понятия «поровну»«столько же» во время проведения дидактической игры.

Социально - коммуникативное развитие:

Побуждать детей активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и родителями в решении игровых и познавательных задач.

Продолжать накапливать опыт доброжелательного отношения друг к другу.

Художественно –эстетическое развитие:

Развивать фантазию, воображение во время выполнения пластилинографии «Аквариум»

Развивать мелкую моторику во время работы с шаблоном.

Формировать положительные эстетические чувства и эмоции при прослушивании музыкальной композиции «Аквариум» К. Сен-Санса.

Физическое развитие:

Упражнять детей в выполнении физических упражнений, умении сопровождать их стихотворением.

Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции.

Ход НОД.

1. Путешествие.

Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие на корабле. Вы будете в роли исследователей. Узнаете много нового и интересного.

- Ребята, а где может плавать корабль? (по реке, по морю, по океану).

Правильно, по водным просторам. Мы с вами будем путешествовать по воде и исследовать водных обитателей. О ком пойдет сегодня речь, вы узнаете,отгадав загадку:

Плаваю под мостиком и виляю хвостиком.

По земле не хожу, рот есть- не говорю. (Рыба)

2. Что мы знаем о рыбах?

- Давайте вспомним отличительные признаки рыб от других животных?

- Плавают в воде;

- Имеют обтекаемое тело;

- Тело покрыто чешуей;

- Есть жабры для дыхания;

- Имеют центральную кость- позвоночник;

- Передвигаются с помощью плавников и хвоста;

- Появляются на свет из икринок.

(Ответы детей воспитатель сопровождает показом моделей)

- Чем питаются рыбы?

- Насекомыми;

- Маленькими рачками;

- Листьями и стеблями водорослей;

-ищники:

- Планктоном;

- Мелкими рыбешками;

- Икрой;

- Лягушками и даже детенышами водоплавающих птиц.

- Как мы называем водных обитателей:

* живущих в море? (морские);

* живущих в реке? (речные);

* в аквариуме? (аквариумные).

Сегодня мы с вами познакомимся с этими водными обитателями поближе.

3. Речные рыбы.

На Земле много водоемов с пресной водой- реки, озера, пруды, каналы, ручьи. В них встречается большое разнообразие рыб. (Слайд № 2)

Давайте познакомимся с некоторыми из них.

(Показ слайдов на интерактивной доске. Дети узнают и называют знакомых речных обитателей)

Карась. (Слайд № 3)

Щука. (Слайд № 4)

Окунь. (Слайд № 5)

Судак. (Слайд № 6)

Карп. (Слайд № 7)

Сом. (Слайд № 8)

4. Морские обитатели.

Жизнь в морях и океанах необычайно разнообразна. (Слайд № 9)Там обитает более 25 тыс. видов рыб. Самые красивые и необычные – это морские рыбы. Давайте вспомним некоторых из них.

(Показ слайдов. Дети узнают и называют знакомых морских обитателей)

Морская звезда. (Слайд № 10)

Морской конек. (Слайд № 11)

Морской ёж. (Слайд № 12)

Дельфин. (Слайд «13)

Кит. (Слайд № 14)

Акула. (Слайд № 15)

5. Аквариумные рыбки.

Третий тип рыб – аквариумные. (Слайд № 16). Первые аквариумы появились в Древнем Египте. Египтяне устанавливали специальные бассейны для рыб в садах и парках. Первым человеком, который решил разводить золотых рыбок в деревянных бочках, был китайский правитель Тин Цян.В наше время аквариумы можно встретить повсюду: дома, в школе, в офисах. Аквариумные рыбки очень красивы. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

Золотые рыбки. (Слайд № 17)

Скалярии. 

Гурами. 

Меченосец

Телескоп. 

6. Дидактическая игра «Найди дом для рыбок»

Задание: положить кружок (построить дом) около соответствующей рыбы. Рыба речная – зеленый кружок, рыба морская – синий.

Педагог читает загадки:

На дне, где тихо и темно лежит усатое бревно. (Сом)

Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.

На дне один лежит плоский блин. (Камбала)

Камбала - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубине. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов.

Драчун и забияка. Живет в воде. Кости на спине. И щука не проглотит. (Ёрш)

Острые и колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом.

Хвостом виляет, зубастая, а не лает. (Щука)

Щука – одна из крупных речных рыб.

Живу глубоко, плыву легко. Зубастая, большая, а рыба морская. (Акула)

Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантская акулы – самые большие рыбы.

Я всеми и всегда узнаюсь без труда. Полосатый пиджачок, ярко- красный плавничок. (Окунь)

Правильно, это речная рыба. Тело окуня покрыто очень колючей чешуей.

-Молодцы, отличные домишки у вас получились. Давайте посчитаем. (3 – зеленых, 3- синих). Как еще можно сказать? (поровну, столько же и др.)

7. Физминутка. 

Рыбки весело резвятся

В чистой, тепленькой воде. (Произвольно машут руками, двигают ногами)

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке. (присели, подпрыгнули головки к коленям- «спрятались», поднялись, выполняют плавательные движения руками)

8. Пластилинография «Аквариум»

Работа выполняется под музыку К. Сен- Санса «Аквариум»

Дети обводят шаблоны рыбки, распределяют цвета, выполняют пластилинографию, дополняют работу цветными камушками, водорослями, гротом.

9. Выставка детских работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игр с водой в старшей группе (открытый просмотр).

Цель: Расширить представление о свойствах воды (жидкая, прозрачная, не имеет запаха и т.д.).Задачи:1.    Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вк...

Конспект "Какой бывает вода" для старшей группы

Конспект "Какой бывает вода" для старшей группы...

Конспект НОД «Превращения воды», в старшей группе «Капитошки» с использованием исследовательской технологии

Конспект НОД «Превращения воды»,  в старшей группе «Капитошки» с использованием исследовательской технологии...

Конспект развлечения «День воды» в старшей группе

Конспект развлечения «День воды» в старшей группе...

Конспект ООД «Волшебница вода» для старшей группы

Цель: познакомить детей со свойствами воды....

Конспект экспериментирования с водой в старшей группе

Конспект экспериментирования с водой в старшей группе...