Конспект НОД «Обитатели воды» в старшей группе
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)
КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
На тему: «Обитатели воды» с использованием информационно-коммуникативной и здоровьесберегающей технологий.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Речевое развитие:
Побуждать детей давать полные ответы на вопросы воспитателя.
Обогащать словарный запас, развивать связную речь.
Побуждать образовывать прилагательные от существительных.
Познавательное развитие:
Вызвать у детей познавательный интерес.
Расширять у детей знания и представления о водных обитателях- рыбах, их внешнем виде, защитной окраске, среде обитания.
Побуждать выражать положительные эмоции (интерес, радость, восхищение)во время разгадывания загадок о рыбах.
Закрепить математические понятия «поровну», «столько же» во время проведения дидактической игры.
Социально - коммуникативное развитие:
Побуждать детей активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и родителями в решении игровых и познавательных задач.
Продолжать накапливать опыт доброжелательного отношения друг к другу.
Художественно –эстетическое развитие:
Развивать фантазию, воображение во время выполнения пластилинографии «Аквариум»
Развивать мелкую моторику во время работы с шаблоном.
Формировать положительные эстетические чувства и эмоции при прослушивании музыкальной композиции «Аквариум» К. Сен-Санса.
Физическое развитие:
Упражнять детей в выполнении физических упражнений, умении сопровождать их стихотворением.
Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции.
Ход НОД.
1. Путешествие.
Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие на корабле. Вы будете в роли исследователей. Узнаете много нового и интересного.
- Ребята, а где может плавать корабль? (по реке, по морю, по океану).
Правильно, по водным просторам. Мы с вами будем путешествовать по воде и исследовать водных обитателей. О ком пойдет сегодня речь, вы узнаете,отгадав загадку:
Плаваю под мостиком и виляю хвостиком.
По земле не хожу, рот есть- не говорю. (Рыба)
2. Что мы знаем о рыбах?
- Давайте вспомним отличительные признаки рыб от других животных?
- Плавают в воде;
- Имеют обтекаемое тело;
- Тело покрыто чешуей;
- Есть жабры для дыхания;
- Имеют центральную кость- позвоночник;
- Передвигаются с помощью плавников и хвоста;
- Появляются на свет из икринок.
(Ответы детей воспитатель сопровождает показом моделей)
- Чем питаются рыбы?
- Насекомыми;
- Маленькими рачками;
- Листьями и стеблями водорослей;
-ищники:
- Планктоном;
- Мелкими рыбешками;
- Икрой;
- Лягушками и даже детенышами водоплавающих птиц.
- Как мы называем водных обитателей:
* живущих в море? (морские);
* живущих в реке? (речные);
* в аквариуме? (аквариумные).
Сегодня мы с вами познакомимся с этими водными обитателями поближе.
3. Речные рыбы.
На Земле много водоемов с пресной водой- реки, озера, пруды, каналы, ручьи. В них встречается большое разнообразие рыб. (Слайд № 2)
Давайте познакомимся с некоторыми из них.
(Показ слайдов на интерактивной доске. Дети узнают и называют знакомых речных обитателей)
Карась. (Слайд № 3)
Щука. (Слайд № 4)
Окунь. (Слайд № 5)
Судак. (Слайд № 6)
Карп. (Слайд № 7)
Сом. (Слайд № 8)
4. Морские обитатели.
Жизнь в морях и океанах необычайно разнообразна. (Слайд № 9)Там обитает более 25 тыс. видов рыб. Самые красивые и необычные – это морские рыбы. Давайте вспомним некоторых из них.
(Показ слайдов. Дети узнают и называют знакомых морских обитателей)
Морская звезда. (Слайд № 10)
Морской конек. (Слайд № 11)
Морской ёж. (Слайд № 12)
Дельфин. (Слайд «13)
Кит. (Слайд № 14)
Акула. (Слайд № 15)
5. Аквариумные рыбки.
Третий тип рыб – аквариумные. (Слайд № 16). Первые аквариумы появились в Древнем Египте. Египтяне устанавливали специальные бассейны для рыб в садах и парках. Первым человеком, который решил разводить золотых рыбок в деревянных бочках, был китайский правитель Тин Цян.В наше время аквариумы можно встретить повсюду: дома, в школе, в офисах. Аквариумные рыбки очень красивы. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Золотые рыбки. (Слайд № 17)
Скалярии.
Гурами.
Меченосец
Телескоп.
6. Дидактическая игра «Найди дом для рыбок».
Задание: положить кружок (построить дом) около соответствующей рыбы. Рыба речная – зеленый кружок, рыба морская – синий.
Педагог читает загадки:
На дне, где тихо и темно лежит усатое бревно. (Сом)
Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.
На дне один лежит плоский блин. (Камбала)
Камбала - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубине. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов.
Драчун и забияка. Живет в воде. Кости на спине. И щука не проглотит. (Ёрш)
Острые и колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом.
Хвостом виляет, зубастая, а не лает. (Щука)
Щука – одна из крупных речных рыб.
Живу глубоко, плыву легко. Зубастая, большая, а рыба морская. (Акула)
Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантская акулы – самые большие рыбы.
Я всеми и всегда узнаюсь без труда. Полосатый пиджачок, ярко- красный плавничок. (Окунь)
Правильно, это речная рыба. Тело окуня покрыто очень колючей чешуей.
-Молодцы, отличные домишки у вас получились. Давайте посчитаем. (3 – зеленых, 3- синих). Как еще можно сказать? (поровну, столько же и др.)
7. Физминутка.
Рыбки весело резвятся
В чистой, тепленькой воде. (Произвольно машут руками, двигают ногами)
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке. (присели, подпрыгнули головки к коленям- «спрятались», поднялись, выполняют плавательные движения руками)
8. Пластилинография «Аквариум».
Работа выполняется под музыку К. Сен- Санса «Аквариум»
Дети обводят шаблоны рыбки, распределяют цвета, выполняют пластилинографию, дополняют работу цветными камушками, водорослями, гротом.
9. Выставка детских работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_obitateli_vody_v_starshey_gruppe.docx | 17.87 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
На тему: «Обитатели воды» с использованием информационно-коммуникативной и здоровьесберегающей технологий.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Речевое развитие:
Побуждать детей давать полные ответы на вопросы воспитателя.
Обогащать словарный запас, развивать связную речь.
Побуждать образовывать прилагательные от существительных.
Познавательное развитие:
Вызвать у детей познавательный интерес.
Расширять у детей знания и представления о водных обитателях- рыбах, их внешнем виде, защитной окраске, среде обитания.
Побуждать выражать положительные эмоции (интерес, радость, восхищение)во время разгадывания загадок о рыбах.
Закрепить математические понятия «поровну», «столько же» во время проведения дидактической игры.
Социально - коммуникативное развитие:
Побуждать детей активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и родителями в решении игровых и познавательных задач.
Продолжать накапливать опыт доброжелательного отношения друг к другу.
Художественно –эстетическое развитие:
Развивать фантазию, воображение во время выполнения пластилинографии «Аквариум»
Развивать мелкую моторику во время работы с шаблоном.
Формировать положительные эстетические чувства и эмоции при прослушивании музыкальной композиции «Аквариум» К. Сен-Санса.
Физическое развитие:
Упражнять детей в выполнении физических упражнений, умении сопровождать их стихотворением.
Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции.
Ход НОД.
1. Путешествие.
Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие на корабле. Вы будете в роли исследователей. Узнаете много нового и интересного.
- Ребята, а где может плавать корабль? (по реке, по морю, по океану).
Правильно, по водным просторам. Мы с вами будем путешествовать по воде и исследовать водных обитателей. О ком пойдет сегодня речь, вы узнаете,отгадав загадку:
Плаваю под мостиком и виляю хвостиком.
По земле не хожу, рот есть- не говорю. (Рыба)
2. Что мы знаем о рыбах?
- Давайте вспомним отличительные признаки рыб от других животных?
- Плавают в воде;
- Имеют обтекаемое тело;
- Тело покрыто чешуей;
- Есть жабры для дыхания;
- Имеют центральную кость- позвоночник;
- Передвигаются с помощью плавников и хвоста;
- Появляются на свет из икринок.
(Ответы детей воспитатель сопровождает показом моделей)
- Чем питаются рыбы?
- Насекомыми;
- Маленькими рачками;
- Листьями и стеблями водорослей;
-ищники:
- Планктоном;
- Мелкими рыбешками;
- Икрой;
- Лягушками и даже детенышами водоплавающих птиц.
- Как мы называем водных обитателей:
* живущих в море? (морские);
* живущих в реке? (речные);
* в аквариуме? (аквариумные).
Сегодня мы с вами познакомимся с этими водными обитателями поближе.
3. Речные рыбы.
На Земле много водоемов с пресной водой- реки, озера, пруды, каналы, ручьи. В них встречается большое разнообразие рыб. (Слайд № 2)
Давайте познакомимся с некоторыми из них.
(Показ слайдов на интерактивной доске. Дети узнают и называют знакомых речных обитателей)
Карась. (Слайд № 3)
Щука. (Слайд № 4)
Окунь. (Слайд № 5)
Судак. (Слайд № 6)
Карп. (Слайд № 7)
Сом. (Слайд № 8)
4. Морские обитатели.
Жизнь в морях и океанах необычайно разнообразна. (Слайд № 9)Там обитает более 25 тыс. видов рыб. Самые красивые и необычные – это морские рыбы. Давайте вспомним некоторых из них.
(Показ слайдов. Дети узнают и называют знакомых морских обитателей)
Морская звезда. (Слайд № 10)
Морской конек. (Слайд № 11)
Морской ёж. (Слайд № 12)
Дельфин. (Слайд «13)
Кит. (Слайд № 14)
Акула. (Слайд № 15)
5. Аквариумные рыбки.
Третий тип рыб – аквариумные. (Слайд № 16). Первые аквариумы появились в Древнем Египте. Египтяне устанавливали специальные бассейны для рыб в садах и парках. Первым человеком, который решил разводить золотых рыбок в деревянных бочках, был китайский правитель Тин Цян.В наше время аквариумы можно встретить повсюду: дома, в школе, в офисах. Аквариумные рыбки очень красивы. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Золотые рыбки. (Слайд № 17)
Скалярии.
Гурами.
Меченосец
Телескоп.
6. Дидактическая игра «Найди дом для рыбок».
Задание: положить кружок (построить дом) около соответствующей рыбы. Рыба речная – зеленый кружок, рыба морская – синий.
Педагог читает загадки:
На дне, где тихо и темно лежит усатое бревно. (Сом)
Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.
На дне один лежит плоский блин. (Камбала)
Камбала - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубине. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов.
Драчун и забияка. Живет в воде. Кости на спине. И щука не проглотит. (Ёрш)
Острые и колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом.
Хвостом виляет, зубастая, а не лает. (Щука)
Щука – одна из крупных речных рыб.
Живу глубоко, плыву легко. Зубастая, большая, а рыба морская. (Акула)
Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантская акулы – самые большие рыбы.
Я всеми и всегда узнаюсь без труда. Полосатый пиджачок, ярко- красный плавничок. (Окунь)
Правильно, это речная рыба. Тело окуня покрыто очень колючей чешуей.
-Молодцы, отличные домишки у вас получились. Давайте посчитаем. (3 – зеленых, 3- синих). Как еще можно сказать? (поровну, столько же и др.)
7. Физминутка.
Рыбки весело резвятся
В чистой, тепленькой воде. (Произвольно машут руками, двигают ногами)
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке. (присели, подпрыгнули головки к коленям- «спрятались», поднялись, выполняют плавательные движения руками)
8. Пластилинография «Аквариум».
Работа выполняется под музыку К. Сен- Санса «Аквариум»
Дети обводят шаблоны рыбки, распределяют цвета, выполняют пластилинографию, дополняют работу цветными камушками, водорослями, гротом.
9. Выставка детских работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игр с водой в старшей группе (открытый просмотр).
Цель: Расширить представление о свойствах воды (жидкая, прозрачная, не имеет запаха и т.д.).Задачи:1. Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вк...
конспект экспериментирования с водой в старшей группе ДОУ
Знакомим детей со свойствами воды...
Конспект "Какой бывает вода" для старшей группы
Конспект "Какой бывает вода" для старшей группы...
Конспект НОД «Превращения воды», в старшей группе «Капитошки» с использованием исследовательской технологии
Конспект НОД «Превращения воды», в старшей группе «Капитошки» с использованием исследовательской технологии...
Конспект развлечения «День воды» в старшей группе
Конспект развлечения «День воды» в старшей группе...
Конспект ООД «Волшебница вода» для старшей группы
Цель: познакомить детей со свойствами воды....
Конспект экспериментирования с водой в старшей группе
Конспект экспериментирования с водой в старшей группе...