Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvukovaya_kultura_rechi._podgotovka_k_obucheniyu_gramote.docx | 23.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывной образовательной деятельности
для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».
Цель: совершенствование звукопроизношения, слухового внимания и восприятия детей.
Задачи:
Обучающие:
1. Обучать навыкам четкого произношения звуков (ч) и (р).
2. Учить определять количество и порядок слов в предложении.
3. Составлять правильно предложения.
Развивающие:
1. Развивать фонематический слух.
2. Развивать познавательный интерес и речь.
3. Развивать внимание.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к художественным произведениям.
2. Вызвать эмоциональный отклик детей.
3. Воспитывать умение слушать.
Методы и приёмы:
1. Наглядные – полоски длинные и короткие, рассматривание картинок.
2. Словесные – художественное слово, рассказ воспитателя, объяснение, беседа, хоровые и индивидуальные ответы, физминутка, словесные игры: «Посчитай слова и составь правильно предложение», «Послушай и узнай звук», упражнения «Определи место звука в слове», «Сосчитай звуки».
Оборудование: портрет русского поэта Алексея Плещеева, магнитная доска, предметные картинки, полоски из картона длинные и короткие, кружки разного цвета, лист бумаги, карандаши, цифры, решетки из трех окошек – ячеек, фишки.
Ход НОД:
Воспитатель. - Ребята, посмотрите и скажите, что за предметы лежат перед ними и для чего они нужны на занятии по развитию речи (картинки, карточки с цифрами, кружки разного цвета из математических наборов, полоски картона, листы бумаги, карандаши).
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель. (следит за правильностью употребления детьми сложноподчиненных предложений). - Хорошо. Ребята, очень скоро каждый из вас пойдёт в школу, но чтобы быть умными и хорошо учится, вы прежде должны уметь правильно говорить, составлять интересные и правильные предложения. Это нужно для того, чтобы люди, с которыми вы будете общаться, вас хорошо понимали. Ведь с грамотным человеком приятно поговорить, не правда ли?
Воспитатель. – А в начали нашего занятия проведем артикуляционную разминку (2-3 раза)
Слово в словаре нашла
И всю фразу поняла.
Ре -ре - ре – слово ищем в словаре.
Рю – рю - рю- благодарны словарю
(Е.Грищук)
Воспитатель. - Сегодня, мы с вами на занятии поиграем в разные интересные игры.
Игра «Послушай и узнай звук»
Воспитатель. - Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите в слове звук Ч, а если его там не будет, вы кладёте руки на коленки.
Слова: чашка, журавль, чемодан, поранил, счастье, завял, вечер, девочка, балерина, корова, мечта, слон.
- Хорошо, а теперь слушаем ещё один звук, это звук –Р.
Слова: рот, крот, вилка, тапочки, мраморный, красивый, веник.
Воспитатель. - Хорошо, ребята, многие правильно выполняли задание. Старайтесь быть внимательными и самостоятельно выполнять задание.
Воспитатель. Следующие упражнение «Сосчитай звуки».
Воспитатель. - Ребята, сейчас я вам прочту отрывок из стихотворения Г. Лагдзынь «Расскажи», а вы послушайте его и сосчитайте слова со звуком «р», а затем покажите мне карточку с соответствующей цифрой.
Отрывок из стихотворения Г. Лагдзынь «Расскажи».
Ты куда летишь, сорока?
Расскажи!
Нам дорогу в лес дремучий,
Покажи!
Ответы детей.
Воспитатель. - Хорошо, молодцы, многие из вас внимательно слушали и считали звуки, а некоторым нужно ещё потренироваться.
Воспитатель. - Ребята, а какой звук «р», как он произноситься? Давайте попробуем его произнести.
Выставляет на доску картинки: рыба, река, рак.
Дети называют звук, «рычат», произносят звук вместе с воспитателем, затем индивидуально.
Воспитатель. -Что мы с вами сейчас делали?
Дети. Рычали.
Воспитатель. -Правильно, этот звук так и называется – рычащий.
Воспитатель. -Послушайте загадку.
Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час,
А вы, друзья, не бейте нас.
(часы)
Воспитатель. - Сколько в тексте загадки слов со звуком «ч»? - Посчитайте и покажите карточки с соответствующей цифрой.
Дети аналогично считают с помощью карточек этот звук.
Упражнение «Определи место звука в слове»
Воспитатель. – А теперь, внимание, надо определить место звука в слове. Для это подвиньте решетки из трех окошек - ячеек и определить место звука ч в словах: чашка, обруч, ручей. Слушайте внимательно.
Дети используя фишки отмечают позицию звука ч в словах.
(После выполнения каждого задания ребенок убирает фишку).
Воспитатель. - Молодцы, почти все справились с заданием.
Воспитатель. - Ребята, а что такое слог, кто может сказать?
Дети. Он состоит из букв.
Воспитатель. - Правильно, вот, например, слово чашка начинается на «ча». - Сколько звуков вы слышите?
Дети. Два.
Воспитатель. -Назовите эти два звука.
Ответы детей.
Воспитатель. -Два звука – это уже слог, то есть часть слова. Постарайтесь вспомнить слова, начинающиеся на слог «ча».
Дети. Чай, чайник, часы, чашка и т.д.
Воспитатель. - А слова, начинающиеся на слог «ра»?
Дети. Рама, ракушка, ракетка и т.д.
Воспитатель. -Правильно, таких слов довольно много. Открывает словарь и читает слова, начинающиеся на слог «ча», например, чайка, чародей, чардаш, ча-ча-ча, частушка, частокол. (Аналогично со слогами «ра»).
Воспитатель. -А сейчас давайте представим, что мы самолёты и полетаем.
Физкультминутка «Самолёты полетели».
Вот мотор включился, Вращательные движения руками
Пропеллер закрутился, перед собой
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.
К облакам поднялись, Поочередное поднимание колен.
И шасси убрались.
Вот лес – мы тут. Покачивание руками, разведенными
Приготовим парашют. в стороны
Толчок, прыжок, Прыжок вверх, руки в стороны.
Летим, дружок.
Парашюты все раскрылись, Приседание, руки в стороны.
Дети мягко приземлились.
Воспитатель. - Отдохнули, садитесь на места, ребята. Скажите, а что такое предложение?
Дети. - Это много слов
Воспитатель. Правильно, предложение - это несколько слов, связанных друг с другом.
- Посмотрите, на доске портрет русского поэта А. Плещееева. (показывает детям портрет). У него есть замечательное стихотворение «Внучка». Оно начинается так: «Бабушка, ты тоже маленькой была…». Можете ли вы сосчитать слова в этом предложении? - Сколько в нем четыре или пять слов? Давайте считать:
бабушка – раз, ты – два…и т. д. (дети считают, загибая пальцы)
Воспитатель. -Теперь давайте произнесём слова в строгой последовательности их друг за другом.
Воспитатель указывает на ребенка. Он произносит слово, а все дети – его номер.
Ребенок. - Бабушка.
Дети. - Один
Ребенок. -Ты.
Дети. – Два, и так далее.
Если кто-то поспешил, пропустил слово, все начинается сначала. (играют 2-3 раза с участием других детей.
Воспитатель. - Ребята, посмотрите, у меня на доске одна большая полоска – это предложение, а маленькие полоски у меня на столе – это слова. Сейчас мы поиграем.
Игра «Посчитай слова и составь правильно предложение».
Воспитатель. - Я скажу предложение, а кто- то из вас у доски разложит его по словам, под длинной полоской.
Воспитатель. - Пришла золотая осень. (ребёнок считает и выкладывает количество полосок) и т. д. (ещё 2-3 ребёнка выполняют задание)
Воспитатель. - Хорошо, а теперь поиграем по - другому.
– У тебя, Катя, слово – пришла, у Вики - золотая, у Толи – осень. (раздаёт детям полоски).
– Вам, ребята, нужно стать у доски в той последовательности, в которой произносятся слова в предложении. (игра повторяется 2-3 раза)
Воспитатель. - Ребята, вы молодцы!
Воспитатель. -А кто ни будь из вас, рассматривая книжки, замечал, что в конце предложения всегда ставится точка?
Дети. Да.
Воспитатель. - Когда будете рассматривать книжки, обратите внимание на точки. Вы увидите, что бывают длинные и очень длинные предложения, а бывают предложения короткие и очень короткие. Обязательно обратите на это внимание.
Дети. - Да.
Воспитатель. - Итак, ребята, чему вы сегодня научились, что узнали нового?
Дети. Учились слышать слова и звуки, познакомились со слогом, познакомились с рычащим звуком «р».
Воспитатель. - Как вы думаете, все правильно выполняли задание, внимательно слушали?
Ответы детей.
Воспитатель. - Ребята, у кого не всё получалось, не расстраивайтесь. Мы будем ещё с вами упражняться в играх. У вас все получится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе по образовательной области «Речевое развитие» «Расскажем о Москве»
Упражнять детей в умении составлять монолог-описания, монолог-повествования; напомнить детям о роли понятия «последовательность» при составлении монологов; познакомить детей с главной темой и ст...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе по образовательной области "Речевое развитие" "Помоги щенку найти хозяина"
Закрепить умение детей составлять рассказы описания из личного опыта, обучить детей устному составлению объявлений, состоящих из рассказов в описательной форме, воспитывать чувства сострадания, желани...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Мы дружим с книгами»
Конспект занятия предназначен для педагогов, работающих в среднем дошкольном возрасте, по теме ознакомления с художественной литературой. В конспекте представлены методы и приемы ознакомления детей с ...
Конспект НОД для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» Тема «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».
Конспект НОДдля детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»....
конспект по речевому разв. под. гр.Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Снежинка»Карасукского района Новосибирской области.Конспект непосредственно образовательной деятельности в под...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие». Лексическая тема: «Мебель»
Актуализация словаря по лексической теме «Мебель» посредством дидактических игр и упражнений и развитие грамматического строя речи и с использованием ИКТ....
Конспект занятия для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».
совершенствовать звукопроизношение, слуховое внимание и восприятие детей....
- Мне нравится (1)