Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Микулич Светлана Евгеньевна

Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovaya_kultura_rechi._podgotovka_k_obucheniyu_gramote.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности

для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».

Цель: совершенствование звукопроизношения, слухового внимания и восприятия детей.

Задачи:

Обучающие:

1. Обучать навыкам четкого произношения звуков (ч) и (р).

2. Учить определять количество и порядок слов в предложении.

3. Составлять правильно предложения.

Развивающие:

1. Развивать фонематический слух.

2. Развивать познавательный интерес и речь.

3. Развивать внимание.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к художественным произведениям.

2. Вызвать эмоциональный отклик детей.

3. Воспитывать умение слушать.

Методы и приёмы:

1. Наглядные – полоски длинные и короткие, рассматривание картинок.

2. Словесные – художественное слово, рассказ воспитателя, объяснение, беседа, хоровые и индивидуальные ответы, физминутка, словесные игры: «Посчитай слова и составь правильно предложение», «Послушай и узнай звук», упражнения «Определи место звука в слове», «Сосчитай звуки».

Оборудование: портрет русского поэта Алексея Плещеева, магнитная доска, предметные картинки, полоски из картона длинные и короткие, кружки разного цвета, лист бумаги, карандаши, цифры, решетки из трех окошек – ячеек, фишки.

Ход НОД:

Воспитатель. - Ребята, посмотрите и скажите, что за предметы лежат перед ними и для чего они нужны на занятии по развитию речи (картинки, карточки с цифрами, кружки разного цвета из математических наборов, полоски картона, листы бумаги, карандаши).

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель. (следит за правильностью употребления детьми сложноподчиненных предложений). - Хорошо. Ребята, очень скоро каждый из вас пойдёт в школу, но чтобы быть умными и хорошо учится, вы прежде должны уметь правильно говорить, составлять интересные и правильные предложения. Это нужно для того, чтобы люди, с которыми вы будете общаться, вас хорошо понимали. Ведь с грамотным человеком приятно поговорить, не правда ли?

Воспитатель. – А в начали нашего занятия проведем артикуляционную разминку (2-3 раза)

Слово в словаре нашла

И всю фразу поняла.

Ре  -ре - ре – слово ищем в словаре.

Рю – рю - рю- благодарны словарю

                                     (Е.Грищук)

Воспитатель. - Сегодня, мы с вами на занятии поиграем в разные интересные игры.

Игра «Послушай и узнай звук»

Воспитатель. - Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите в слове звук Ч, а если его там не будет, вы кладёте руки на коленки.

Слова: чашка, журавль, чемодан, поранил, счастье, завял, вечер, девочка, балерина, корова, мечта, слон.

- Хорошо, а теперь слушаем ещё один звук, это звук –Р.

 Слова: рот, крот, вилка, тапочки, мраморный, красивый, веник.

Воспитатель. - Хорошо, ребята, многие правильно выполняли задание. Старайтесь быть внимательными и самостоятельно выполнять задание.

Воспитатель. Следующие упражнение «Сосчитай звуки».

Воспитатель. - Ребята, сейчас я вам прочту отрывок из стихотворения Г. Лагдзынь «Расскажи», а вы послушайте его и сосчитайте слова со звуком «р», а затем покажите мне карточку с соответствующей цифрой.

Отрывок из стихотворения Г. Лагдзынь «Расскажи».

Ты куда летишь, сорока?

Расскажи!

Нам дорогу в лес дремучий,

Покажи!

Ответы детей.

Воспитатель. - Хорошо, молодцы, многие из вас внимательно слушали и считали звуки, а некоторым нужно ещё потренироваться.

Воспитатель. - Ребята, а какой звук «р», как он произноситься? Давайте попробуем его произнести.

Выставляет на доску картинки: рыба, река, рак.

 Дети называют звук, «рычат», произносят звук вместе с воспитателем, затем индивидуально.

Воспитатель. -Что мы с вами сейчас делали?

Дети. Рычали.

Воспитатель. -Правильно, этот звук так и называется – рычащий.

 Воспитатель. -Послушайте загадку.

Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас.

(часы)

Воспитатель. - Сколько в тексте загадки слов со звуком «ч»? - Посчитайте и покажите карточки с соответствующей цифрой.

Дети аналогично считают с помощью карточек этот звук.

Упражнение «Определи место звука в слове»

Воспитатель. – А теперь, внимание, надо определить место звука в слове. Для это подвиньте решетки из трех окошек - ячеек и определить место звука ч в словах: чашка, обруч, ручей. Слушайте внимательно.

Дети используя фишки отмечают позицию звука ч в словах.

(После выполнения каждого задания ребенок убирает фишку).

Воспитатель. - Молодцы, почти все справились с заданием.

Воспитатель. - Ребята, а что такое слог, кто может сказать?

Дети. Он состоит из букв.

Воспитатель. - Правильно, вот, например, слово чашка начинается на «ча». - Сколько звуков вы слышите?

Дети. Два.

Воспитатель. -Назовите эти два звука.

Ответы детей.

Воспитатель. -Два звука – это уже слог, то есть часть слова. Постарайтесь вспомнить слова, начинающиеся на слог «ча».

Дети. Чай, чайник, часы, чашка и т.д.

Воспитатель. - А слова, начинающиеся на слог «ра»?

Дети. Рама, ракушка, ракетка и т.д.

Воспитатель. -Правильно, таких слов довольно много.  Открывает словарь и читает слова, начинающиеся на слог «ча», например, чайка, чародей, чардаш, ча-ча-ча, частушка, частокол. (Аналогично со слогами «ра»).

Воспитатель. -А сейчас давайте представим, что мы самолёты и полетаем.

Физкультминутка «Самолёты полетели».

Вот мотор включился,                         Вращательные движения руками

Пропеллер закрутился,                        перед собой

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

К облакам поднялись,                         Поочередное поднимание колен.

И шасси убрались.

Вот лес – мы тут.                                 Покачивание руками, разведенными

Приготовим парашют.                        в стороны

Толчок, прыжок,                                 Прыжок вверх, руки в стороны.

Летим, дружок.

Парашюты все раскрылись,               Приседание, руки в стороны.

Дети мягко приземлились.

Воспитатель. - Отдохнули, садитесь на места, ребята. Скажите, а что такое предложение?

Дети. - Это много слов

Воспитатель. Правильно, предложение - это несколько слов, связанных друг с другом.

- Посмотрите, на доске портрет русского поэта А. Плещееева. (показывает детям портрет). У него есть замечательное стихотворение «Внучка». Оно начинается так: «Бабушка, ты тоже маленькой была…». Можете ли вы сосчитать слова в этом предложении? -  Сколько в нем четыре или пять слов? Давайте считать:

бабушка – раз, ты – два…и т. д. (дети считают, загибая пальцы)

Воспитатель. -Теперь давайте произнесём слова в строгой последовательности их друг за другом.

Воспитатель указывает на ребенка. Он произносит слово, а все дети – его номер.

Ребенок. - Бабушка.

Дети. - Один

Ребенок. -Ты.

Дети. – Два, и так далее.

Если кто-то поспешил, пропустил слово, все начинается сначала. (играют 2-3 раза с участием других детей.

Воспитатель. - Ребята, посмотрите, у меня на доске одна большая полоска – это предложение, а маленькие полоски у меня на столе – это слова. Сейчас мы поиграем.

Игра «Посчитай слова и составь правильно предложение».

Воспитатель. - Я скажу предложение, а кто- то из вас у доски разложит его по словам, под длинной полоской.

Воспитатель. - Пришла золотая осень. (ребёнок считает и выкладывает количество полосок) и т. д. (ещё 2-3 ребёнка выполняют задание)

Воспитатель. - Хорошо, а теперь поиграем по - другому.

– У тебя, Катя, слово – пришла, у Вики - золотая, у Толи – осень. (раздаёт детям полоски).

– Вам, ребята, нужно стать у доски в той последовательности, в которой произносятся слова в предложении. (игра повторяется 2-3 раза)

Воспитатель. - Ребята, вы молодцы!

Воспитатель. -А кто ни будь из вас, рассматривая книжки, замечал, что в конце предложения всегда ставится точка?

Дети. Да.

Воспитатель. - Когда будете рассматривать книжки, обратите внимание на точки. Вы увидите, что бывают длинные и очень длинные предложения, а бывают предложения короткие и очень короткие. Обязательно обратите на это внимание.

Дети. - Да.

Воспитатель. - Итак, ребята, чему вы сегодня научились, что узнали нового?

Дети. Учились слышать слова и звуки, познакомились со слогом, познакомились с рычащим звуком «р».

Воспитатель. - Как вы думаете, все правильно выполняли задание, внимательно слушали?

Ответы детей.

Воспитатель. - Ребята, у кого не всё получалось, не расстраивайтесь. Мы будем ещё с вами упражняться в играх. У вас все получится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе по образовательной области «Речевое развитие» «Расскажем о Москве»

Упражнять детей в умении составлять монолог-описания, монолог-повествования; напомнить детям о роли понятия «последовательность» при составлении монологов; познакомить детей с главной темой и ст...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе по образовательной области "Речевое развитие" "Помоги щенку найти хозяина"

Закрепить умение детей составлять рассказы описания из личного опыта, обучить детей устному составлению объявлений, состоящих из рассказов в описательной форме, воспитывать чувства сострадания, желани...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Мы дружим с книгами»

Конспект занятия предназначен для педагогов, работающих в среднем дошкольном возрасте, по теме ознакомления с художественной литературой. В конспекте представлены методы и приемы ознакомления детей с ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие». Лексическая тема: «Мебель»

Актуализация словаря по лексической теме «Мебель» посредством дидактических игр и упражнений и развитие грамматического строя речи и с использованием ИКТ....

Конспект непрерывно-образовательной деятельности в средней группе. Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие. ФЭМП Тема: «Солнечная полянка»

 Конспект непрерывно-образовательной деятельности в средней  группе. Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие. ФЭМП Тема: «Солнечная полянка»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по образовательной области «Речевое развитие» На тему: «Дружба»

Цель: Закреплять представление детей о правилах культурного поведения и общения, умения дружить со сверстниками, применять полученные знания на практике.Задачи:Образовательные:- формирование таки...