Самообразование по теме: Тема: «Развитие познавательно исследовательской деятельности через экспериментирование с детьми младшего и среднего возраста»
материал по окружающему миру
Самообразование по теме:
Тема: «Развитие познавательно исследовательской деятельности через экспериментирование с детьми младшего и среднего возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 90.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №92 общеразвивающего вида»
Самообразование по теме:
Тема: «Развитие познавательно исследовательской деятельности через экспериментирование с детьми младшего и среднего возраста»
Воспитатель: Баталова Мария Николаевна
2019 - 2020 год
План по самообразованию на 2019 - 2020 учебный год
Цель работы по теме самообразования: создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников (3-4 лет) как основы интеллектуально – личностного, творческого развития.
Для достижения поставленной цели определила ряд задач:
- изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
- рассмотреть основные понятия, термины, методы и формы работы с детьми используемые в проведении и описании педагогического опыта;
- разработать перспективное планирование по экспериментальной деятельности;
- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
- внедрить современные педагогические технологии в процесс обучения детей;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников;
- обобщать и распространять собственный педагогический опыт.
Актуальность темы:
Детство - пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации. Детское экспериментирование - замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.
Ребёнок в младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. ФГОС требует от педагогов создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности.
Перспективный план работы по теме самообразования
Этапы работы | Содержание работы | Сроки | Примечания результат |
Теоретический этап (начальный) | Изучение методической литературы,интернет ресурсовпо заданной теме, сбор материалов для последующей работы по самообразованию. | В течение года | Аннотация на методическую литературу |
Изучение состояния организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ. | Сентябрь 2019 г. | Анкета для педагогов | |
Практический этап (основной) | Выявление степени участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка | Октябрь 2019 г. | Анкета для родителей. |
Составление перспективного планирования по теме самообразования. | Ноябрь – декабрь 2019 г. | Перспективные планы. | |
Оформление наглядной просветительской информации для родителей (стендовая информация, памятки, буклеты). | В течение всего периода | Консультации для родителей. | |
Привлечение родителей к оснащению и оформлению развивающей предметно-пространственной среды в группе для развития поисково-познавательной деятельности детей. | Декабрь 2019 г. | Привлечение родителей к оснащению в группе центра «Почемучка». | |
Проведение мастер - класса для родителей:«Как мы проводим опыты дома». | Декабрь 2019 г. | Конспект мероприятия.Презентация: «Домашние опыты». | |
Проведение ООД «Что растёт вниз головою, и не летом, а зимою», «Радужный свет» по познавательному развитию с элементами экспериментирования. | Январь - Февраль 2020 г. | Конспекты мероприятий | |
Участие в конкурсах и выставках различного уровня. | В течение года | ||
Разработкасемейного проекта «Опыты на кухне». | Февраль 2020 г. | Методическая копилка | |
Деловая игра с педагогами ДОУ «Что? Где? Почему?». | Март 2020 г. | Конспект мероприятия | |
Конкурс среди родителейподелок из бумаги «Бумажная фантазия». Фотовыставка «Маленькие фокусники». | Март - Апрель 2020 г. | Выставка поделок, фотографий. | |
Родительское собрание: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно - экспериментальной деятельности». | Май 2020 г. | Конспект собрания, презентация. | |
Написание отчета о проделанной работе. | Май 2020 г. | Отчет по самообразованию. | |
Распространение полученного опыта на сайтах социального и дошкольного образования. | Март - май 2020 | Публикация статей |
Перспективно - тематический план работы с детьми
в разновозрастной группе (3-4 лет)
Месяц | Мероприятия | Цель и задачи | Ответственный |
Сентябрь | Тема: «Человек» | ||
Младшая группа (3-4 года) | |||
Музыкально-дидактическая игра «Где же, где же, наши ножки? » | Учить ритмично и выразительно двигаться, владеть своим телом. | Воспитатели, музыкальный руководитель | |
Работа в центре творчества «Нарисуй свой портрет». | Продолжать знакомить со строением тела человека и пространственным расположением его частей. | Воспитатели | |
На прогулке - подвижная игра «Попрыгай!» | Закрепить знания детей о частях тела, развивать мелкую и общую моторику тела. | Воспитатели | |
ООД «Уроки Мойдодыра» | Закрепить знания детей о предметах личной гигиены, культурно-гигиенических навыках - последовательность действий. | Воспитатели | |
Проблемная ситуация«Что было бы, если бы у нас не было помощников (части тела)?» | Закрепить представление детей о внешнем строении человека. Учить высказывать своё мнение, делать простые умозаключения. | Воспитатели | |
Д/и «Угадай по описанию» | Закреплять знания детей о строении человека, частях тела. | Воспитатели | |
Настольно - печатная игра «Тени» | Закреплять знания детей о человеке, частях тела, умения находить их по контурным изображениям. | Воспитатели | |
Развлечение «Путешествие в волшебную страну». | Учить выделятьособенности объектаисследования. | Воспитатели, музыкальный руководитель | |
Средняя группа (4-5 лет) | |||
Тайный похититель варенья. | Познакомить с понятием «отпечатки пальцев», показать способ их получения. | Воспитатели | |
Проблемная ситуация «Как помочь повару?» | Познакомить детей с особенностями работы органа обоняния - носа, органа позволяющего определить запахи. | Воспитатели | |
ООД « Слушай во все уши». | Помочь понять значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека. | Воспитатели | |
Д/и «Полезная еда». | Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. Развивать умение бережно и внимательно относиться к своему организму и здоровью. | Воспитатели | |
Чтение стихотворения С.Маршака «Одна дана нам голова». Загадки про органы чувств. | Продолжать знакомить детей с организмом человека.Учить отгадывать загадки. | Воспитатели | |
И/у «Ящик ощущений» | Развивать тактильную чувствительность. | Воспитатели, музыкальный руководитель | |
Д/и «Отгадай на вкус» | Помочь определить пищу на вкус (не глядя на нее). | Воспитатели | |
Развлечение «Путешествие в волшебную страну». | Закреплять умение выделять особенности объекта исследования, обобщать полученные знания. | Воспитатели | |
Октябрь | Тема: «Неживая природа. Воздух» | ||
Младшая группа (3-4 года) | |||
Опыт «Воздух повсюду». | Помочь обнаружить воздух в окружающем пространстве, объяснить его необходимость для жизни. | Воспитатели | |
Наблюдение на прогулке за ветерком. | Познакомить детей с одним из свойств воздуха - движением; движение воздуха - это ветер. | Воспитатели | |
ООД «Невидимка - воздух». | Подвести детей к пониманию, что воздух есть в окружающем пространстве, что он невидимый. | Воспитатели | |
Игр.ситуация «Поможем галчонку найти воздух». | Помочь выявить свойство воздуха - невидимость. | Воспитатели | |
Свободная деятельность детей - игры с вертушками. | Продолжать формировать у детей познавательный интерес к природе: знания о ветре, о его значении для человека. | Воспитатели | |
Чтение сказки «Добрый воздух». | Формировать умение слушать худ.произведение, отвечать на вопросы. | Воспитатели | |
ООД «У нас в гостях Пятачок с воздушным шариком» | Знакомить с качественными характеристиками воздуха. Развивать умение детей решать проблемные задачи. | Воспитатели | |
Развлечение «Воздух, ты где? | Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха | Воспитатели, инструктор по физкультуре | |
Средняя группа (4-5 лет) | |||
ООД «Где спрятался воздух?» | Обнаружить воздух в разных предметах; доказать и выявить, что воздух легче воды и обладает силой. | Воспитатели | |
Опыт «Почему кораблики не плывут» | Учить обнаруживать воздух, образовать ветер. | Воспитатели | |
Наблюдение «Ветер, ветер ветерок» | Учить детей наблюдать, и самостоятельно делать выводы. | Воспитатели | |
Беседа «Летающие семена» | Учить обнаруживать воздух в окружающем пространстве. | Воспитатели | |
ООД - Поиск воздуха «Что в пакете?» | Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя. | Воспитатели | |
Игры на прогулке с воздушным шариком и соломинкой. | Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его. | Воспитатели | |
Чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» | Формировать умение слушать худ.произведение, вступать в разговор в ходе беседы. | Воспитатели | |
Развлечение «Воздух, ты где? | Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха | Воспитатели групп, инструктор по физкультуре | |
Ноябрь | Тема: «Физические явления. Теплота» | ||
Младшая группа (3-4 года) | |||
Д/и «Чудесный мешочек» | Познакомить с предметами, проводящими тепло. | Воспитатели | |
Привитие культурных гигиенических навыков. Д/и «Мыло - фокусник». | Знакомство детей со свойствами и назначением мыла; закреплять правила безопасности при работе с мылом. | Воспитатели | |
ООД «Где живёт теплота?». | Закрепление понятия об источниках тепла (солнце, батарея, руки, пламя свечи и др.) | Воспитатели | |
Наблюдение - Кому нужно тепло? | Формирование у детей элементарных понятий о важности тепла и его значении в жизни человека. | Воспитатели | |
Игроваяситуация «От чего кружка стала тёплой?» | Учить устанавливать причинно-следственные связи. | Воспитатели | |
Д/и «Тёплый – холодный». | Ознакомление с предметами, по-разному проводящими тепло. Научить определять на ощупь, какой предмет самый тёплый. | Воспитатели | |
ООД «Тепловые банки». | Создать условия для развития умения дифференцировать предметы по температурному признаку (горячий, теплый, холодный). | Воспитатели | |
Проблемная ситуация «Как согреть Кате ручки?» | Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла). | Воспитатели | |
Средняя группа (4-5 лет) | |||
Чтение сказки «Сказка солнечного лучика» | Дать представление о том, что солнце излучает тепло. | Воспитатели | |
Д/и «Добрый и злой огонь» | Выяснить, что огонь дает тепло. Закрепить правила поведения дома. | Воспитатели | |
Проблемная ситуация «Куколке холодно». | Учить устанавливать причинно-следственные связи. Делать выводы. | Воспитатели | |
Опыт: «Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?» | Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, сохранение тепла). | Воспитатели | |
И/у «Кто нагрел предметы?» | Уточнитьпредставления о физическом явлении - теплоте. | Воспитатели | |
Д/и «Волшебная коробка» | Научить определять температурные качества веществ и предметов. | Воспитатели | |
Эксперимент «Почему варежки, полежав на батарее, становятся сухими?» | Учить отстаивать собственную точку зрения, доказывать правоту. | Воспитатели | |
Зачем зайчикудругая шубка? - исследование | Выявить зависимость измененийв жизни животных от изменений в неживой природе. | Воспитатели | |
Декабрь | Тема: «Неживая природа. Вода» | ||
Младшая группа (3-4 года) | |||
Чтение сказки «Путешествие капельки». | Знакомство с разными состояниями воды, значением ее для природы и человека. | Воспитатели | |
Опыт «Вода льется из крана…» | Познакомить со свойствами воды - текучестью. | Воспитатели | |
ООД «Цветные капельки». | Выяснить с детьми свойства воды. Показать, что вода может иметь цвет. | Воспитатели | |
Проблемная ситуация «Как зайке не промокнуть под дождем?» | Развивать умение видеть и принимать проблемную ситуацию; умение выбиратьрешения. | Воспитатели | |
Игра - драматизация - потешки «Водичка, водичка…». | Во время игры учить проговаривать слова, выполнять движения по тексту потешки. | Воспитатели | |
Наблюдение «Лужи после дождя». | Развитие познавательной активности в процессе формирования представлений о сезонных изменениях в природе. | Воспитатели | |
ООД «Где живут капельки воды?» | Обобщить знания детей о воде, ее применении; учить экономно расходовать воду. | Воспитатели | |
Д/и «Как вода гулять отправилась». | Дать представление о там, чтоводу можно собиратьразличными предметами: губкой,пипеткой, грушей, салфеткой. | Воспитатели | |
Средняя группа (4-5 лет) | |||
Опыт: «Испарение воды» | Познакомить детей с такими явлениями, как испарение воды и высыхание и установить зависимость этих явлений от температуры. | Воспитатели | |
Беседа «С водой и без воды» | Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло) | Воспитатели | |
Опыт «Взаимодействие воды и снега» | Познакомить детей с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе тает снег. | Воспитатели | |
Работа с лэпбуком «Бродит капелька по свету» | Продолжать знакомить детей со свойствами воды. | Воспитатели | |
Пузырьки- спасатели | Выявить, что воздух легче воды, имеет силу | Воспитатели | |
ООД «Пар - это тоже вода». | Познакомить детей с одним из состояний воды - паром. | Воспитатели | |
Хозяйственно-бытовой труд - уборка групповой комнаты «Горячо - холодно» | Познакомить со способом получения теплой воды,развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы. | Воспитатели | |
Развлечение «Царица Водица» | Донести до детей, что вода - это источник жизни. Воспитывать бережное отношение к воде. | Воспитатели, музыкальный руководитель | |
Январь | Тема: «Неживая природа. Снег. Лёд». | ||
Младшая группа (3-4 года) | |||
Игровая ситуация «К нам пришел снеговик» | Учить давать характеристику состоянию и свойствами воды. | Воспитатели | |
ООД «Поможем Степашке - как из снега получить воду?» | Формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле). | Воспитатели | |
Д/и «Согреем снежинку». | Познакомить со свойствами снега в зависимости от температуры воздуха | Воспитатели | |
«Играем с льдинками» - свободная деятельность детей на прогулке. | Объяснить, что лёд - твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. | Воспитатели | |
ИКТ мультфильм «Маша и медведь» серия - «Следы на снегу». | Развивать наблюдательность. Учить высказывать своё мнение. | Воспитатели | |
ООД «Что растёт вниз головою, и не летом, а зимою». | Продолжать знакомить детей со свойствами воды: превращение в лёд (сосульку), в тепле тает и снова превращается в воду. | Воспитатели | |
Д/и «Ледяная горка для куклы Маши» - на прогулке. | Познакомить детей с процессом получения льда из воды. Изучение свойства льда. | Воспитатели | |
Развлечение «Праздник снега» | Создание радостной и праздничной атмосферы у детей посредством игр со снегом. | Воспитатели, инструктор по физкультуре | |
Средняя группа (4-5 лет) | |||
Рассматривание альбома «Зима». | Закрепить признаки зимы. Учить видеть красоту природы зимой. | Воспитатели | |
Д/и «У кого, какой след». | Развивать умение узнавать следы на снегу. | Воспитатели | |
Беседа: «Снежинка – гостья с неба». Рассматривание снежинок через лупу. | Знакомить со свойствами воды: при охлаждении замерзает и превращается в лед. | Воспитатели | |
ООД «Почему снег хрустит?» | Сравнивать свойства снега и воды: прозрачность, текучесть - хрупкость твердость. | Воспитатели | |
Опыт «Тающий лед». | Выявить, что лед - твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. | Воспитатели | |
Изготовление цветных льдинок и сосулек для украшения деревьев на групповомучастке. | Развивать умение сосредоточиться; развивать самостоятельность. | Воспитатели | |
Беседа: «Твердая вода. Почемуне тонут айсберги?». | Уточнитьпредставления о свойствах льда. Дать представление обайсбергах, опасности для судоходства. | Воспитатели | |
Зимнее развлечение «Праздник снега». | Создание радостной и праздничной атмосферы у детей посредством игр со снегом. | Воспитатели | |
Февраль | Тема: «Физические явления. Звук. Свет» | ||
Младшая группа (3-4 года) | |||
Д/и «Узнай, что звучит». | Научить определять происхождение звука, предмет по издаваемому звуку. | Воспитатели | |
Вечер загадок от бабушки Арины» (физические явления). | Формирование мыслительных операций – анализ, сравнение. Развивать познавательную деятельности детей. | Воспитатели | |
ООД«Почему комар пищит, а шмель жужжит?» | Развивать умение сравнивать звуки, определять их источники. | Воспитатели | |
Д/и «Определи по звуку». | Упражнять органы слуха в определении и различении разных звуков. | Воспитатели | |
Игровая ситуация «Почему Мишутка пищал?» | Выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера. | Воспитатели | |
Музыкально-дидактическая игра «Музыка или шум». | Закреплятьумение определять происхождение звука, предмет по издаваемому звуку и различать музыкальные и шумовые звуки. | Воспитатели, музыкальный руководитель | |
ООД «Коробочка с секретом». | Развитие познавательной активности ребенка в процессе анализа различных звуков. | Воспитатели | |
Д/и «Кто сказал - Мяу?» | Тренировать органы слуха и активизировать внимание и слуховую память детей. | Воспитатели | |
Средняя группа (4-5 лет) | |||
Беседа- игра: «Почему все звучит?» | Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебания предмета. | Воспитатели | |
Д/и «Что я слышу?» | Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов. | Воспитатели | |
Опыт «Поющая струна». | Помочь выявить причины происхождения низких и высоких звуков | Воспитатели | |
Музыкально-дидактическая игра «Веселый оркестр» | Учить определять по издаваемому звуку музыкальный инструмент. | Воспитатели | |
Беседа: «Свет повсюду». | Показать значение света. Объяснить, что источники света могут быть природные - (солнце, луна, костер). Искусственные - изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). | Воспитатели | |
Наблюдение на прогулке «Свет и тень». | Познакомить с образованием тени отпредметов, установить сходство тени иобъекта,создатьспомощьютенейобразы. | Воспитатели | |
ООД «Радужный свет» | Познакомить детей со свойствами света превращаться в радужный спектр.Упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме - алгоритму. | Воспитатели | |
И/у «Передача солнечного зайчика» | Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения предмета. Учить детей делиться впечатлениями от наблюдений, делать самостоятельно умозаключения. | Воспитатели | |
Март | Тема: «Рукотворный мир. Свойства материалов. Бумага. Дерево» | ||
Младшая группа (3-4 года) | |||
Работа с лэпбуком «Мир бумаги» | Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества и свойства. | Воспитатели | |
Работа в центре художественного творчества – складывание оригами «Красивый цветок». | Расширение представлений детей о бумаги.Формировать умение распознавать качества бумаги (цвет, гладкость, шершавость) и свойства (мнётся, рвётся). | Воспитатели, музыкальный руководитель | |
ООД «Откуда к нам пришла бумага?» | Способствовать развитию интереса детей к познавательно исследовательской деятельности, обновить знания детей о процессе изготовления бумаги. | Воспитатели | |
Проблемная ситуация «Что шуршит?» | Научить узнавать предметы, сделанные из бумаги. | Воспитатели | |
Трудовые поручения «Большая стирка у куклы Кати». | Объяснить детям, что не всё можно стирать в воде. Проанализировать результат. | Воспитатели | |
ООД «Бумажный мост». | Знакомство со свойством бумаги - плотность. | Воспитатели | |
Д/и Цветы лотоса». | Пополнять знания детей о характеристиках бумаги, развивать наблюдательность. | Воспитатели | |
Игровая ситуация «Поможем Хомке перенести горох на листочке бумаги». | Развивать познавательный интерес, желание рассуждать и доказывать. | Воспитатели | |
Средняя группа (4-5 лет) | |||
ООД «Путешествие в прошлое бумаги» | Знакомство с историей возникновения и изготовления бумаги. | Воспитатели | |
Конструирование «Мебель для куклы Ани» | Показать возможность преобразования предметов, используя дополнительные детали. | Воспитатели | |
Опыт: «Откуда стулпришел?» | Развить ретроспективный взглядна предметы, сделанные издерева -ориентироваться в прошлом и настоящем стула. | Воспитатели | |
Д/и «Опишипредмет» | Научить понимать назначениепредметов домашнего обихода | Воспитатели | |
Опыт «Бантикиз бумаги | Закрепить представления освойствах бумаги (мнется,рвется, размокает в воде) | Воспитатели | |
ООД «Поможем Буратино» | Познакомить детей со свойствами дерева. | Воспитатели | |
Эксперимент «Тонет - не тонет» | Развивать умение определять существенные признаки и свойства материала (структуру поверхности, твердость, прочность, не тонет, легкое). | Воспитатели | |
Д/и «Найди предметы из дерева» | Помочь овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта. | Воспитатели | |
Апрель | Тема: «Неживая природа. Камни» | ||
Младшая группа (3-4 года) | |||
Беседа «Что мы знаем о камнях». | Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения и навыки. | Воспитатели | |
Работа в центре сенсорного развития Д/и «Каменная дорога». | Продолжать знакомить детей со свойствами камней: твёрдые, тяжёлые, большие, маленькие, могут хорошо вдавливаться в мокрый песок. | Воспитатели | |
Рассматривание альбома «Простые и ценные камни». | Развитие наблюдательности. Познакомить детей с разнообразием камней по форме, размерам, окраске, прочности. | Воспитатели | |
ООД «Удивительные камешки». | Учить определять качества и свойства предметов (камней) путём исследования. | Воспитатели | |
Д/и «Достань камешек». | Закрепление свойств камней по форме, по весу, развитие внимания, координации движений. | Воспитатели | |
Чтение «Сказка о камешке». | Развивать умение слушать сказку отвечать на вопросы по содержанию, | Воспитатели | |
ООД «Камешек, ты откуда? | Учить разрешать противоречия, самостоятельно находить признаки отличия и сходства, камней, устанавливать связи между явлениями природы. | Воспитатели | |
Игровая ситуация «Как камень кота наказал». | Обобщить и систематизировать знания о камнях. | Воспитатели | |
Средняя группа (4-5 лет) | |||
Рассматривание коллекции камней. | Дать представление о том, что камни бывают разными: речными и морскими, драгоценными и др. | Воспитатели | |
Опыт: «Может ли камень менять форму» | Развивать умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый). | Воспитатели | |
Д/и «Чудесный мешочек» | Развитие тактильных ощущений, умение делать выводы, отстаивать свою точку зрения. | Воспитатели | |
Работа в центре изодеятельности «Рисуем на камнях» | Развитие мелкой моторики рук. Прививать детям художественный вкус. | Воспитатели | |
Рассматривание фотографий «Каменные скульптуры» | Развивать интерес разным камушкам. Учить детей делать самостоятельно умозаключения. | Воспитатели | |
ООД « Почему камни бывают разноцветными» | Объяснить опытным путем, почему некоторые камни могут сочетать в себе несколько цветов. | Воспитатели | |
С/р игра на прогулке «Каменный город» | Дать представление, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог. | Воспитатели | |
Чтение - И.Н.Рыжова «О чем шептались камушки». | Развивать умение слушать педагога, отвечать на вопросы, строя развернутые фразы. | Воспитатели | |
Май | Тема: «Неживая природа. Песок. Глина» | ||
Младшая группа (3-4 года) | |||
Проблемная ситуация «Как играть в песок без совка». | Развивать познавательный интерес, желание рассуждать и доказывать. | Воспитатели | |
Д/и «Раз песчинка, два песчинка». | Формирование знаний о важности песка в жизнедеятельности человека. | Воспитатели | |
На прогулке - с/р игра «Песочный замок». | Продолжать знакомить детей с элементарными свойствами песка: влажный - формуется; сухой - сыплется. | Воспитатели. | |
ООД «Пирожки для Мишки». | Расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать. | Воспитатели | |
Работа центре сенсорного развития - «Песочная страна». | Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость. Познакомить со способом изготовления рисунка из песка. | Воспитатели | |
Опыт«Вот ведерко, вот совок» | Закрепить знания о свойствах песка: сухой и мокрый. | Воспитатели | |
ООД«Мы - волшебники» | Продемонстрировать свойства песка: сыпучесть, рыхлость; изменение его свойств при взаимодействии с водой. | Воспитатели | |
Д/и «Найди шарик». | Закрепление знаний о свойствах песка; знакомство с качествами предметов- размером, формой. | Воспитатели | |
Средняя группа (4-5 лет) | |||
ООД «Цветной песок» | Познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться теркой. | Воспитатели | |
Беседа: «Кто может жить в песке?» | Закрепление умения определять качества и свойства песка путём исследования. | Воспитатели | |
Проблемная ситуация «Как получить чистый песок?» | Познакомить детей со способом отделения камешков от песка с помощью сита, | Воспитатели | |
Опыт«Куда исчезла вода?» | Определить, что песок и глина по-разному впитывают воду. | Воспитатели | |
Рассказ + презентация «Для чего нужна глина?» | Знакомство со свойствами глины.Развивать любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей. | Воспитатели | |
ООД «Поможем Незнайке сравнить влажный песок и влажную глину?» | На основе сравнения выявить отличительные свойства влажного песка и влажной глины. Развивать умение устанавливать логическую связь, обозначать действие словом. | Воспитатели | |
С/р игра на прогулке «Испечем пироги для гостей» | Развивать умение выделять свойства песка, обосновывать свой выбор. Создать радостное настроение. | Воспитатели |
Перспективный план работы с педагогами ДОУ
Месяц | Мероприятия | Цель и задачи |
Сентябрь | Анкетирование педагогов «Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников». | Изучение состояния организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ. Выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников. |
Октябрь | Рекомендации по созданию и оснащению развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ для обучения правилам опытно-экспериментальной деятельности. | Создание условий для комфортной и безопасной среды для ребёнка в группе. |
Ноябрь | Консультация «Требования к проведению наблюдений». | Расширение знаний педагогов в вопросах организации и проведению с детьми наблюдений. |
Декабрь | Семинар-практикум «Детское экспериментирование – ведущий метод познавательно-исследовательской деятельности дошкольников». | Поделиться опытом работы с педагогами ДОУ, продемонстрировать и осуществить совместно несколько опытов-экспериментов. |
Январь | Открытый показ ООД «Весёлая прогулка» по познавательному развитию с элементами экспериментирования. | Дать детям возможность включаться в совместные с взрослыми практические познавательные действия, изучая свойства снега. |
Февраль | Консультация «Формирование познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на прогулке». | Познакомить педагогов с особенностями детского экспериментирования и с методическими требованиями к подготовке и проведению экспериментов |
Март | Деловая игра «Что? Где? Почему?». | Расширение знаний педагогов о развитии познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности. |
Апрель | Доклад «Познавательно-исследовательская деятельность в условиях ФГОС в ДОУ». | Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства. |
Май | Отчётная презентация по теме самообразования. | Представление результата работы за год. |
Перспективный план работы с родителями
Месяц | Мероприятия | Цель и задачи |
Сентябрь | Анкетирование родителей «Организация познавательно-исследовательскойдеятельности ребенка дома». «Выявление отношения родителей к поисково- исследовательской активности детей» Индивидуальные беседы по результатам опроса. | Выявление степени участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса. |
Октябрь | Оснащение центра поисково-исследовательской деятельности Почемучка». Родительское собрание «Детское экспериментирование. Что сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал?». Домашнее задание - изготовление вертушек. Развлечение «Воздух, ты где? | Привлечь родителей к созданию предметно-пространственной среды в группе. Укрепление детско-родительских отношений. |
Ноябрь | Буклет для родителей: «Правила при организации исследовательской работы с детьми дома». ООД «Где живёт теплота?» | Познакомить с необходимыми правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома. |
Декабрь | Мастер - класс:«Как мы проводим опыты дома» Презентация: «Домашние опыты». Консультация «Значение познавательно-исследовательской деятельности для детей средней группы». | Предложить практические рекомендации, по организации игр и экспериментов в домашних условиях. |
Январь | Консультация «Как развивать любознательность ребенка?». Буклет «Экспериментирование в зимнее время или занимательные опыты со снегом». | Расширение знаний педагогов в вопросах организации и проведению с детьми опытов и экспериментов. |
Февраль | Семейный проект «Опыты на кухне». Консультация «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников». | Ознакомление родителей с методами и формами работы попознавательно-исследовательской деятельности дошкольников |
Март | Конкурсы:«Бумажная фантазия», Фотовыставка «Маленькие фокусники». Рекомендации: «Проведите с детьми дома…» | Побудить родителей к совместной творческой деятельности с детьми.Укрепление детско-родительских отношений. |
Апрель | Оформление коллекции «Эти удивительные камни». Беседа: «Развитие исследовательских способностей детей 4-5 лет в игре на прогулке». | Привлечение родителей к оснащению центра «Почемучка». |
Май | Родительское собрание «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности».Форма - Круглый стол с представлением презентации. | Обсуждение полученных результатов проведенной работе попоисково-исследовательской деятельности. |
Ожидаемый результат.
Дети 3-4 лет способны:
- с помощью взрослого использовать действия моделирующего характера в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности;
- осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности;
- активно включаться в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.
Дети 4-5 лет способны:
-проявлять устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
- исследовать различные объекты окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий;
-предложить возможные решения;
-проверить эти возможные решения;
- проявлять инициативу и творчество в решении поставленных задач.
Для педагогов:
- повышение профессионализма по данной теме;
- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
- самореализация.
Для родителей:
- повышение компетентности родителей воспитанников по экспериментальнойдеятельности;
- возможность применять опытно – исследовательскую деятельность с детьми в домашних условиях;
- укрепление детско-родительских отношений.
- качественное и заинтересованное участие родителей в образовательном процессе ДОО.
Вывод:
В процессе экспериментирования у детей формируются не только
интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать собственную точку зрения, доказывать правоту, определить причины неудачи опытно - экспериментальной деятельности делатьэлементарные выводы. Интеграция исследовательской работы с другими видамидетской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяетсоздать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойстваматериалов, веществ.
Анализ литературы:
1. Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. – Ярославль: Академия развития, 2009. – 112 с.
2. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста. /Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
3. Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом:
занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. /Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2010. - 64 с.
4. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших
Дошкольников/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1
5. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой.
Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – М.:
Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
6. Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для
дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников:
Методические рекомендации/ Под общ.ред. Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.
8. Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2.
9. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей // Дошкольное воспитание. 2005. №1.
Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте: http://nsportal.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования
Формирование личностных качеств, способствующих успешной социализациии дальнейшему образованию и самообразованию...
Статья на тему : «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования.»
Иследовательская деятельность в экспериментировании...
План самообразования по теме: Тема: «Развитие познавательно исследовательской деятельности через экспериментирование с детьми младшего возраста»
План самообразования по теме: Тема: «Развитие познавательно исследовательской деятельности через экспериментирование с детьми младшего возраста»...
План по самообразованию по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности через нетрадиционные техники рисования"за 2022-2023гг
План по самообразованию по теме: "Развитие познавательно-исследовательской деятельности через нетрадиционные техники рисования"...
План по самообразованию на тему "Развитие познавательно-исследовательской деятельности через нетрадиционные техники рисования"на 2023-2024гг
План по самообразованию по теме: "Развитие познавательно-исследовательской деятельности через нетрадиционные техники рисования" за 2023-2024гг...