Самообразование по теме: Тема: «Развитие познавательно исследовательской деятельности через экспериментирование с детьми младшего и среднего возраста»
материал по окружающему миру

Баталова М.Н

Самообразование по теме:

 

 

Тема: «Развитие познавательно исследовательской деятельности через экспериментирование с детьми младшего и среднего возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx90.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №92 общеразвивающего вида»

 

Самообразование по теме:

Тема: «Развитие познавательно исследовательской деятельности через экспериментирование с детьми младшего и среднего возраста»

                           Воспитатель: Баталова Мария Николаевна

2019 - 2020 год

План по самообразованию на 2019 - 2020 учебный год

Цель работы по теме самообразования:  создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников (3-4 лет) как основы интеллектуально – личностного, творческого развития.

Для достижения поставленной цели  определила ряд задач:

- изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

- рассмотреть основные понятия, термины, методы и формы работы с детьми  используемые в проведении и  описании педагогического опыта;

- разработать перспективное планирование по экспериментальной деятельности;

- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

- внедрить современные педагогические технологии в процесс обучения детей;

- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;        

- объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников;

- обобщать и распространять собственный педагогический опыт.

Актуальность темы:

Детство - пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации. Детское экспериментирование - замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.

Ребёнок в младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Одним из основных направлений развития ребёнка согласно ФГОС, является познавательное развитие, таким образом, познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) приобретает колоссальное значение в процессе становления ребёнка. ФГОС требует от педагогов создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Умение видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности.

Перспективный план  работы по теме самообразования

        

Этапы работы

Содержание работы

Сроки  

Примечания

результат

Теоретический этап

(начальный)

Изучение методической литературы,интернет  ресурсовпо заданной теме, сбор материалов для последующей работы по самообразованию.

В течение года

Аннотация на методическую литературу

Изучение состояния организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ.

Сентябрь

2019 г.

Анкета для педагогов

Практический

этап

(основной)

Выявление степени участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка

Октябрь

2019 г.

Анкета для родителей.

Составление перспективного планирования по теме самообразования.

Ноябрь – декабрь

2019 г.

Перспективные планы.

Оформление наглядной просветительской информации для родителей (стендовая информация, памятки, буклеты).

В течение всего

 периода

Консультации для родителей.

Привлечение родителей к оснащению и оформлению развивающей предметно-пространственной среды в группе для развития поисково-познавательной деятельности детей.

Декабрь

2019 г.

Привлечение родителей к оснащению в группе центра «Почемучка».

Проведение мастер - класса для родителей:«Как мы проводим опыты дома».

Декабрь 2019 г.

Конспект  мероприятия.Презентация: «Домашние опыты».

Проведение ООД «Что растёт вниз головою, и не летом, а зимою», «Радужный свет» по познавательному развитию с элементами экспериментирования.

Январь - Февраль

2020 г.

Конспекты  мероприятий

Участие в конкурсах и выставках различного уровня.

В течение года

Разработкасемейного проекта «Опыты на кухне».

Февраль

2020 г.

Методическая копилка

Деловая игра с педагогами ДОУ «Что? Где? Почему?».

Март

2020 г.

Конспект  мероприятия

Конкурс среди родителейподелок из бумаги «Бумажная фантазия».

Фотовыставка «Маленькие фокусники».

Март - Апрель

2020 г.

Выставка поделок, фотографий.

Родительское собрание: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно -  экспериментальной деятельности».

Май

2020 г.

Конспект собрания, презентация.

Написание отчета о проделанной работе. 

Май

2020 г.

Отчет по самообразованию.

Распространение полученного опыта на сайтах социального и дошкольного образования.

Март -  май 2020

Публикация статей

Перспективно - тематический  план работы с детьми

в разновозрастной группе (3-4 лет)

Месяц

Мероприятия

Цель и задачи

Ответственный

Сентябрь

Тема: «Человек»

Младшая группа (3-4 года)

Музыкально-дидактическая игра «Где же, где же, наши ножки? »

Учить ритмично и выразительно двигаться, владеть своим телом.

Воспитатели, музыкальный руководитель

Работа в центре творчества «Нарисуй свой портрет».

Продолжать знакомить со строением тела человека и пространственным расположением его частей.

Воспитатели

На прогулке -  подвижная игра «Попрыгай!»

Закрепить знания детей о частях тела, развивать мелкую и общую моторику тела.

Воспитатели

ООД «Уроки Мойдодыра»

Закрепить знания детей о предметах личной гигиены, культурно-гигиенических навыках - последовательность действий.

Воспитатели

Проблемная ситуация«Что было бы, если бы у нас не было помощников (части тела)?»

Закрепить представление детей о внешнем строении человека.

Учить высказывать своё мнение, делать простые умозаключения.

Воспитатели

Д/и «Угадай по описанию»

Закреплять знания детей о строении человека, частях тела.

Воспитатели

Настольно - печатная игра «Тени»

Закреплять знания детей о человеке, частях тела, умения находить их по контурным изображениям.

Воспитатели

Развлечение «Путешествие в волшебную страну».

Учить выделятьособенности объектаисследования.

Воспитатели, музыкальный руководитель

Средняя группа (4-5 лет)

Тайный похититель варенья.

Познакомить с понятием «отпечатки пальцев», показать способ их получения.

Воспитатели

Проблемная ситуация  «Как помочь повару?»

Познакомить детей с особенностями работы органа обоняния - носа, органа позволяющего определить запахи.

Воспитатели

ООД « Слушай во все уши».

Помочь понять значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека.

Воспитатели

Д/и «Полезная еда».

Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека.

Развивать умение бережно и внимательно относиться к своему организму и здоровью.

Воспитатели

Чтение стихотворения С.Маршака «Одна дана нам голова».

Загадки про органы чувств.

Продолжать знакомить детей

с организмом человека.Учить отгадывать загадки.

Воспитатели

И/у «Ящик ощущений»

Развивать тактильную чувствительность.

Воспитатели, музыкальный руководитель

Д/и «Отгадай на вкус»

Помочь определить пищу на вкус (не глядя на нее).

Воспитатели

Развлечение «Путешествие в волшебную страну».

Закреплять умение выделять

особенности объекта

исследования, обобщать

полученные знания.

Воспитатели

Октябрь

Тема: «Неживая природа. Воздух»

Младшая группа (3-4 года)

Опыт «Воздух повсюду».

Помочь обнаружить воздух в окружающем пространстве, объяснить его необходимость для жизни.

Воспитатели

 Наблюдение на прогулке за ветерком.

Познакомить детей с одним из свойств воздуха - движением; движение воздуха - это ветер.

Воспитатели

ООД «Невидимка - воздух».

Подвести детей к пониманию, что воздух есть в окружающем пространстве, что он невидимый.

Воспитатели

Игр.ситуация «Поможем галчонку найти воздух».

Помочь выявить свойство воздуха - невидимость.

Воспитатели

Свободная деятельность детей - игры с вертушками.

Продолжать формировать у детей познавательный интерес к природе: знания о ветре, о его значении для человека.

Воспитатели

Чтение сказки «Добрый воздух».

Формировать умение слушать   худ.произведение, отвечать на вопросы.

Воспитатели

ООД «У нас в гостях Пятачок с воздушным шариком»

Знакомить с качественными характеристиками воздуха.

Развивать умение детей решать проблемные задачи.

Воспитатели

Развлечение «Воздух, ты где?

Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха

Воспитатели,

инструктор по физкультуре

Средняя группа (4-5 лет)

ООД «Где спрятался воздух?»

Обнаружить воздух в разных предметах; доказать и выявить, что воздух легче воды и обладает силой.

Воспитатели

Опыт «Почему кораблики не плывут»

Учить обнаруживать воздух, образовать ветер.

Воспитатели

Наблюдение «Ветер, ветер ветерок»

Учить детей наблюдать, и самостоятельно делать выводы.

Воспитатели

Беседа «Летающие семена»

Учить обнаруживать воздух в окружающем пространстве.

Воспитатели

ООД - Поиск воздуха «Что в пакете?»

Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя.

Воспитатели

Игры на прогулке с воздушным шариком и соломинкой.

Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его.

Воспитатели

Чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»

Формировать умение слушать   худ.произведение, вступать в разговор в ходе беседы.

Воспитатели

Развлечение «Воздух, ты где?

Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха

Воспитатели

групп,

инструктор по физкультуре

Ноябрь

Тема: «Физические явления. Теплота»

Младшая группа (3-4 года)

Д/и «Чудесный мешочек»

Познакомить с предметами, проводящими тепло.

Воспитатели

Привитие культурных гигиенических навыков.

Д/и «Мыло - фокусник».

Знакомство детей со свойствами и назначением мыла;

закреплять правила безопасности при работе с мылом.

Воспитатели

ООД  «Где живёт теплота?».

Закрепление понятия об источниках тепла (солнце, батарея, руки, пламя свечи и др.)

Воспитатели

Наблюдение - Кому нужно тепло?

Формирование у детей элементарных понятий о важности тепла и его значении в жизни человека.

Воспитатели

Игроваяситуация «От чего кружка стала тёплой?»

Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитатели

Д/и «Тёплый – холодный».

Ознакомление с предметами, по-разному проводящими тепло.

Научить определять на ощупь, какой предмет самый тёплый.

Воспитатели

ООД «Тепловые банки».

Создать условия для развития умения дифференцировать предметы по температурному признаку (горячий, теплый, холодный).

Воспитатели

Проблемная ситуация

«Как согреть Кате ручки?»

Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла).

Воспитатели

Средняя группа (4-5 лет)

Чтение сказки «Сказка солнечного лучика»

Дать представление о том, что солнце излучает тепло.

Воспитатели

Д/и «Добрый и злой огонь»

Выяснить, что огонь дает тепло. Закрепить правила поведения дома.

Воспитатели

Проблемная ситуация «Куколке холодно».

Учить устанавливать причинно-следственные связи. Делать выводы.

Воспитатели

Опыт: «Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?»

Выявить условия, при которых предметы могут согреваться

 (трение, сохранение тепла).

Воспитатели

И/у «Кто нагрел предметы?»

Уточнитьпредставления о физическом явлении - теплоте.

Воспитатели

Д/и «Волшебная коробка»

Научить определять температурные качества веществ и предметов.

Воспитатели

Эксперимент «Почему варежки, полежав на батарее, становятся сухими?»

Учить отстаивать собственную точку зрения, доказывать правоту.

Воспитатели

Зачем зайчикудругая шубка? - исследование

Выявить зависимость измененийв жизни животных от изменений в неживой природе.

Воспитатели

Декабрь

Тема: «Неживая природа. Вода»

Младшая группа (3-4 года)

Чтение сказки «Путешествие капельки».

Знакомство с  разными состояниями воды, значением ее для природы и человека.

Воспитатели

Опыт «Вода льется из крана…»

Познакомить со свойствами воды - текучестью.

Воспитатели

ООД «Цветные капельки».

Выяснить с детьми свойства воды. Показать, что вода может иметь цвет.

Воспитатели

Проблемная ситуация «Как зайке не промокнуть под дождем?»

Развивать умение видеть и принимать проблемную ситуацию; умение выбиратьрешения.

Воспитатели

Игра - драматизация  - потешки «Водичка, водичка…».

Во время игры учить проговаривать слова, выполнять движения по тексту потешки.

Воспитатели

Наблюдение «Лужи после дождя».

Развитие познавательной активности в процессе

формирования представлений о сезонных изменениях в природе.

Воспитатели

ООД «Где живут капельки воды?»

Обобщить знания детей о воде, ее применении; учить экономно расходовать воду.

Воспитатели

Д/и «Как вода гулять отправилась».

Дать представление о там, чтоводу можно собиратьразличными предметами: губкой,пипеткой, грушей, салфеткой.

Воспитатели

Средняя группа (4-5 лет)

Опыт: «Испарение воды»

Познакомить детей с такими явлениями, как испарение воды и высыхание и установить зависимость этих явлений от температуры.

Воспитатели

Беседа «С водой и без воды»

Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений  

(вода, свет, тепло)

Воспитатели

Опыт «Взаимодействие воды и снега»

Познакомить детей с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе тает снег.

Воспитатели

Работа с лэпбуком

«Бродит капелька по свету»

Продолжать знакомить детей со свойствами воды.

Воспитатели

Пузырьки- спасатели

Выявить, что воздух легче воды, имеет силу

Воспитатели

ООД «Пар - это тоже вода».

Познакомить детей с одним из состояний воды - паром.

Воспитатели

Хозяйственно-бытовой труд - уборка групповой комнаты «Горячо - холодно»

Познакомить со способом получения теплой воды,развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы. 

Воспитатели

Развлечение «Царица Водица»

Донести до детей, что вода - это источник жизни. Воспитывать бережное отношение к воде.

Воспитатели, музыкальный руководитель

Январь

Тема: «Неживая природа. Снег. Лёд».

Младшая группа (3-4 года)

Игровая ситуация «К нам пришел снеговик»

Учить давать характеристику состоянию и свойствами воды.

Воспитатели

ООД «Поможем Степашке - как из снега получить воду?»

Формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).

Воспитатели

Д/и «Согреем снежинку».

Познакомить со свойствами снега в зависимости от температуры воздуха

Воспитатели

 «Играем с льдинками» - свободная деятельность детей на прогулке.

Объяснить, что лёд - твердое вещество, плавает,  тает, состоит из воды.

Воспитатели

ИКТ мультфильм «Маша и медведь» серия - «Следы на снегу».

Развивать наблюдательность.

Учить высказывать своё мнение.

Воспитатели

ООД «Что растёт вниз головою, и не летом, а зимою».

Продолжать знакомить детей со свойствами воды: превращение в лёд (сосульку), в тепле тает и снова превращается в воду.

Воспитатели

Д/и «Ледяная горка для куклы Маши» -  на прогулке.

Познакомить детей с процессом получения льда из воды.

Изучение свойства льда.

Воспитатели

Развлечение «Праздник снега»

Создание радостной и праздничной атмосферы у детей посредством игр со снегом.

Воспитатели, инструктор по физкультуре

Средняя группа (4-5 лет)

Рассматривание альбома «Зима».

Закрепить признаки зимы. Учить видеть красоту природы зимой.

Воспитатели

Д/и «У кого, какой след».

Развивать умение узнавать следы на снегу.

Воспитатели

Беседа: «Снежинка – гостья с неба». Рассматривание снежинок через лупу.

Знакомить со свойствами воды: при охлаждении замерзает и превращается в лед.

Воспитатели

ООД «Почему снег хрустит?»

Сравнивать свойства снега и воды: прозрачность, текучесть - хрупкость твердость.

Воспитатели

Опыт «Тающий лед».

Выявить, что лед - твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

Воспитатели

Изготовление цветных льдинок и сосулек для украшения деревьев на групповомучастке.

Развивать умение сосредоточиться; развивать самостоятельность.

Воспитатели

Беседа: «Твердая вода. Почемуне тонут айсберги?».

Уточнитьпредставления о

свойствах льда. Дать представление обайсбергах,

опасности для судоходства.

Воспитатели

Зимнее развлечение «Праздник снега».

Создание радостной и праздничной атмосферы у детей посредством игр со снегом.

Воспитатели

Февраль

Тема: «Физические явления. Звук. Свет»

Младшая группа (3-4 года)

Д/и «Узнай, что звучит».

Научить определять происхождение звука, предмет по издаваемому звуку.

Воспитатели

Вечер загадок от бабушки Арины» (физические явления).

Формирование мыслительных операций – анализ, сравнение.

Развивать познавательную

деятельности детей. 

Воспитатели

ООД«Почему комар пищит, а шмель жужжит?»

Развивать умение сравнивать звуки, определять их источники.

Воспитатели

Д/и «Определи по звуку».

Упражнять органы слуха в определении и различении разных звуков.

Воспитатели

Игровая ситуация «Почему Мишутка пищал?» 

Выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера. 

Воспитатели

Музыкально-дидактическая игра «Музыка или шум».

Закреплятьумение определять происхождение звука, предмет по издаваемому звуку и различать музыкальные и шумовые звуки.

Воспитатели,

музыкальный руководитель

ООД «Коробочка с секретом».

Развитие познавательной активности ребенка  в процессе анализа различных звуков.

Воспитатели

Д/и «Кто сказал - Мяу?»

Тренировать органы слуха и активизировать внимание и слуховую память детей.

Воспитатели

Средняя группа (4-5 лет)

Беседа- игра: «Почему все звучит?»

Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебания предмета.

Воспитатели

Д/и «Что я слышу?»

Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов.

Воспитатели

Опыт «Поющая струна».

Помочь выявить причины происхождения

низких и высоких звуков

Воспитатели

Музыкально-дидактическая игра «Веселый оркестр»

Учить определять по издаваемому звуку музыкальный инструмент.

Воспитатели

Беседа: «Свет повсюду».

Показать значение света. Объяснить, что источники света могут быть природные -

(солнце, луна, костер). Искусственные - изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

Воспитатели

Наблюдение на прогулке

«Свет и тень».

Познакомить с образованием тени отпредметов, установить сходство тени иобъекта,создатьспомощьютенейобразы.

Воспитатели

ООД «Радужный свет»

Познакомить детей со свойствами света превращаться в радужный спектр.Упражнять в изготовлении мыльных пузырей по схеме - алгоритму. 

Воспитатели

И/у «Передача солнечного зайчика»

Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения предмета. Учить детей делиться впечатлениями от наблюдений, делать самостоятельно умозаключения.

Воспитатели

Март

Тема: «Рукотворный мир. Свойства материалов. Бумага. Дерево»

Младшая группа (3-4 года)

Работа с лэпбуком

«Мир бумаги»

Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества и свойства.

Воспитатели

Работа в центре художественного творчества – складывание оригами «Красивый цветок».

Расширение представлений детей о бумаги.Формировать умение распознавать качества бумаги (цвет, гладкость, шершавость) и свойства (мнётся, рвётся).

Воспитатели, музыкальный руководитель

ООД «Откуда к нам пришла бумага?»

Способствовать развитию интереса детей к познавательно исследовательской деятельности, обновить знания детей о процессе изготовления бумаги.

Воспитатели

Проблемная ситуация «Что шуршит?»

Научить узнавать предметы, сделанные из бумаги.

Воспитатели

Трудовые поручения «Большая стирка у куклы Кати».

Объяснить детям, что не всё можно стирать в воде. Проанализировать результат.

Воспитатели

ООД «Бумажный мост».

Знакомство со свойством бумаги - плотность.

Воспитатели

Д/и Цветы лотоса».

Пополнять знания детей о характеристиках бумаги, развивать наблюдательность. 

Воспитатели

Игровая ситуация «Поможем Хомке перенести горох на листочке бумаги».

Развивать познавательный интерес, желание рассуждать и доказывать.

Воспитатели

Средняя группа (4-5 лет)

ООД «Путешествие в прошлое бумаги»

Знакомство с историей возникновения и изготовления бумаги.

Воспитатели

Конструирование «Мебель для куклы Ани»

Показать возможность преобразования предметов, используя дополнительные детали.

Воспитатели

Опыт: «Откуда стулпришел?»

Развить ретроспективный взглядна предметы, сделанные издерева -ориентироваться в прошлом и настоящем стула.

Воспитатели

Д/и «Опишипредмет»

Научить понимать назначениепредметов домашнего обихода

Воспитатели

Опыт «Бантикиз бумаги

Закрепить представления освойствах бумаги (мнется,рвется, размокает в воде)

Воспитатели

ООД «Поможем Буратино»

Познакомить детей со свойствами дерева.

Воспитатели

Эксперимент «Тонет - не тонет»

Развивать умение определять существенные признаки и свойства материала (структуру поверхности, твердость, прочность, не тонет, легкое).

Воспитатели

Д/и «Найди предметы из дерева»

Помочь овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта.

Воспитатели

Апрель

Тема: «Неживая природа. Камни»

Младшая группа (3-4 года)

Беседа «Что мы знаем о камнях».

Развивать у детей 

познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения и навыки.

Воспитатели

Работа в центре сенсорного развития

Д/и «Каменная дорога».

Продолжать знакомить детей со свойствами камней: твёрдые, тяжёлые, большие, маленькие, могут хорошо вдавливаться в мокрый песок.

Воспитатели

Рассматривание альбома «Простые и ценные камни».

Развитие наблюдательности.

Познакомить детей с разнообразием камней по форме, размерам, окраске, прочности.

Воспитатели

ООД «Удивительные камешки».

Учить определять качества и свойства предметов  (камней) путём исследования.

Воспитатели

Д/и «Достань камешек».

Закрепление свойств камней по форме, по весу, развитие внимания, координации движений.

Воспитатели

Чтение «Сказка о камешке».

Развивать умение слушать сказку отвечать на вопросы по содержанию,

Воспитатели

ООД «Камешек, ты откуда?

Учить разрешать противоречия, самостоятельно находить признаки отличия и сходства, камней, устанавливать связи между явлениями природы.

Воспитатели

Игровая ситуация «Как камень кота наказал».

Обобщить и систематизировать знания о камнях.

Воспитатели

Средняя группа (4-5 лет)

Рассматривание коллекции  камней.

Дать представление о том, что камни бывают разными: речными и морскими, драгоценными и др.

Воспитатели

Опыт: «Может ли камень менять форму»

Развивать умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый).

Воспитатели

Д/и «Чудесный мешочек»

Развитие тактильных ощущений, умение делать выводы, отстаивать свою точку зрения.    

Воспитатели

Работа в центре изодеятельности «Рисуем на камнях»

Развитие мелкой моторики рук.

Прививать детям художественный вкус.

Воспитатели

Рассматривание

фотографий

«Каменные скульптуры»

Развивать интерес разным камушкам. Учить детей делать самостоятельно умозаключения.

Воспитатели

ООД « Почему камни бывают разноцветными»

Объяснить опытным путем, почему некоторые камни могут сочетать в себе несколько цветов.

Воспитатели

С/р игра на прогулке «Каменный город»

Дать представление, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог.

Воспитатели

Чтение - И.Н.Рыжова «О чем шептались камушки».

Развивать умение слушать педагога, отвечать на вопросы, строя развернутые фразы.

Воспитатели

Май

Тема: «Неживая природа. Песок. Глина»

Младшая группа (3-4 года)

Проблемная ситуация «Как играть в песок без совка».

Развивать познавательный интерес, желание рассуждать и доказывать.

Воспитатели

Д/и «Раз песчинка, два песчинка».

Формирование знаний о важности песка в жизнедеятельности человека.

Воспитатели

На прогулке - с/р игра «Песочный замок».

Продолжать знакомить детей с элементарными свойствами песка: влажный - формуется; сухой - сыплется.

Воспитатели.

ООД «Пирожки для Мишки».

Расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать.

Воспитатели

 Работа центре сенсорного развития - «Песочная страна».

Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость. Познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Воспитатели

Опыт«Вот ведерко, вот совок»

Закрепить знания о свойствах песка: сухой и мокрый.

Воспитатели

ООД«Мы - волшебники»

Продемонстрировать свойства песка: сыпучесть, рыхлость; изменение его свойств при взаимодействии с водой.

Воспитатели

Д/и «Найди шарик».

Закрепление знаний о свойствах песка; знакомство с качествами предметов- размером, формой.

Воспитатели

Средняя группа (4-5 лет)

ООД «Цветной песок»

Познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться теркой.

Воспитатели

Беседа: «Кто может жить в песке?»

Закрепление умения определять качества и свойства песка путём исследования.

Воспитатели

Проблемная ситуация «Как получить чистый песок?»

Познакомить детей со способом отделения камешков от песка с помощью сита,

Воспитатели

Опыт«Куда исчезла

вода?»

Определить, что песок и

глина по-разному впитывают воду.

Воспитатели

Рассказ + презентация «Для чего нужна глина?»

Знакомство со свойствами глины.Развивать любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей.

Воспитатели

ООД  «Поможем Незнайке сравнить влажный песок и влажную глину?»

На основе сравнения выявить отличительные свойства влажного песка и влажной глины. Развивать умение устанавливать логическую связь, обозначать действие словом.

Воспитатели

С/р игра на прогулке «Испечем пироги для гостей»

Развивать умение выделять свойства песка, обосновывать свой выбор.

Создать радостное настроение.

Воспитатели

Перспективный план работы с педагогами ДОУ

Месяц

Мероприятия

Цель и задачи

Сентябрь

Анкетирование педагогов «Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников».

Изучение состояния организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ.

 Выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников.

Октябрь

Рекомендации по созданию и оснащению развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ для обучения правилам опытно-экспериментальной деятельности. 

Создание условий для комфортной и безопасной среды для ребёнка в группе.

Ноябрь

Консультация «Требования к проведению наблюдений».

Расширение знаний педагогов в вопросах организации и проведению с детьми наблюдений.

Декабрь

Семинар-практикум «Детское экспериментирование – ведущий метод познавательно-исследовательской деятельности дошкольников».

Поделиться опытом работы с педагогами ДОУ, продемонстрировать и осуществить совместно несколько опытов-экспериментов.

Январь

Открытый показ ООД «Весёлая прогулка» по познавательному развитию с элементами экспериментирования.

Дать детям возможность включаться в совместные с взрослыми практические познавательные действия, изучая свойства снега.

Февраль

Консультация «Формирование познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на прогулке».

Познакомить педагогов с особенностями детского экспериментирования и с методическими требованиями к подготовке и проведению экспериментов

Март

Деловая игра «Что? Где? Почему?».

Расширение знаний педагогов о развитии познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Апрель

Доклад  «Познавательно-исследовательская деятельность в условиях ФГОС в ДОУ».

Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствование педагогического мастерства.

Май

Отчётная презентация по теме самообразования.

Представление результата работы за год.

Перспективный план работы с родителями

Месяц

Мероприятия

Цель и задачи

Сентябрь

Анкетирование родителей

«Организация познавательно-исследовательскойдеятельности ребенка дома».

«Выявление отношения родителей к поисково-

исследовательской активности детей»

Индивидуальные беседы по результатам опроса.

Выявление степени участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.

Октябрь

Оснащение центра поисково-исследовательской деятельности Почемучка».

Родительское собрание «Детское экспериментирование. Что сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал?».

Домашнее задание - изготовление вертушек.

Развлечение «Воздух, ты где?

Привлечь родителей к созданию предметно-пространственной среды в группе.

Укрепление детско-родительских отношений.

Ноябрь

Буклет для родителей: «Правила при организации исследовательской работы с детьми дома».

ООД  «Где живёт теплота?»

Познакомить с необходимыми правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.

Декабрь

Мастер - класс:«Как мы проводим опыты дома»

Презентация: «Домашние опыты».

Консультация «Значение познавательно-исследовательской деятельности для детей средней группы».

Предложить практические рекомендации, по организации игр и экспериментов в домашних условиях.

Январь

Консультация «Как развивать любознательность ребенка?».

Буклет «Экспериментирование в зимнее время или занимательные опыты со снегом».

Расширение знаний педагогов в вопросах организации и проведению с детьми опытов и экспериментов.

Февраль

Семейный проект «Опыты на кухне».

Консультация «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников».

Ознакомление родителей с

методами и формами работы попознавательно-исследовательской деятельности  дошкольников

Март

Конкурсы:«Бумажная фантазия»,

Фотовыставка «Маленькие фокусники».

Рекомендации: «Проведите с детьми дома…»

Побудить родителей к совместной творческой деятельности с детьми.Укрепление детско-родительских отношений.

Апрель

Оформление коллекции «Эти удивительные камни».

Беседа: «Развитие исследовательских способностей детей 4-5 лет в игре на прогулке».

Привлечение родителей к оснащению центра «Почемучка».

Май

Родительское собрание «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности».Форма - Круглый стол с представлением презентации.

Обсуждение полученных результатов проведенной работе попоисково-исследовательской деятельности.

Ожидаемый результат.

Дети 3-4 лет способны:

- с помощью взрослого использовать действия моделирующего характера в соответствии с задачей и содержанием алгоритма деятельности;

- осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности;

- активно включаться в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются ранее скрытые свойства изучаемого объекта.

Дети 4-5 лет способны:

-проявлять устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;

- исследовать различные объекты окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий;

-предложить возможные решения;

-проверить эти возможные решения;

- проявлять инициативу и творчество в решении поставленных задач.

Для педагогов:

- повышение профессионализма по данной теме;

-  внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;

-  самореализация.

Для родителей:

- повышение компетентности родителей воспитанников по экспериментальнойдеятельности;

- возможность применять опытно – исследовательскую деятельность с детьми в домашних условиях;

- укрепление детско-родительских отношений.

- качественное и заинтересованное участие родителей в образовательном процессе ДОО.

Вывод:

В процессе экспериментирования у детей формируются не только

интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать собственную точку зрения, доказывать правоту, определить причины неудачи опытно - экспериментальной деятельности делатьэлементарные выводы. Интеграция исследовательской работы с другими видамидетской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяетсоздать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойстваматериалов, веществ.

Анализ  литературы:

1. Баранова Е.В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. – Ярославль: Академия развития, 2009. – 112 с.

2. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста. /Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.

3. Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом:

занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. /Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2010. - 64 с.

4. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших

Дошкольников/ / Ж. Ребенок в детском саду. 2003. № 3, 4, 5. 2002. №1

5. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой.

Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – М.:

Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.

6. Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для

дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.

7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников:

Методические рекомендации/ Под общ.ред. Л.Н.Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2003. – 64с.

8. Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Ж. Вопросы психологии. 1985. №2.

9. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей // Дошкольное воспитание. 2005. №1.

Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной     деятельности на интернет сайте: http://nsportal.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования

Формирование личностных качеств, способствующих успешной социализациии дальнейшему образованию и самообразованию...

План самообразования по теме: Тема: «Развитие познавательно исследовательской деятельности через экспериментирование с детьми младшего возраста»

План самообразования по теме:  Тема: «Развитие познавательно исследовательской деятельности через экспериментирование с детьми младшего  возраста»...

План по самообразованию по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности через нетрадиционные техники рисования"за 2022-2023гг

План по самообразованию по теме: "Развитие познавательно-исследовательской деятельности через нетрадиционные техники рисования"...

План по самообразованию на тему "Развитие познавательно-исследовательской деятельности через нетрадиционные техники рисования"на 2023-2024гг

План по самообразованию по теме: "Развитие познавательно-исследовательской деятельности через нетрадиционные техники рисования" за 2023-2024гг...