Статья на тему : «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования.»
статья (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Статья на тему : «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования.»
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности - к экспериментированию.
Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
Важнейшим условием формирования знаний о взаимосвязях в природе является наличие у детей определенного запаса фактических сведений, полученных в результате ощущений и восприятий предметов и явлений. Установление взаимосвязей существующих в природе, помогает ребенку объяснить наблюдаемое явление, а значит, понять его. Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями используют элементарные опыты.
В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности - наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.
В старшем дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факты, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений.
Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества.
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).
Цели экспериментирования можно отнести:
- Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
- Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
- Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
- Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.)
Демонстрационные эксперименты проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую .
Положительные стороны демонстрационного метода:
- Практически исключены ошибки при проведении опытов, при демонстрации всего одного объекта воспитателю легче распределить внимание между объектом и детьми, установить с ними контакт, следить за качеством усвоения знаний.
- Во время демонстрационных наблюдений проще следить за соблюдением дисциплины, уменьшен риск нарушений правил безопасности и возникновения непредвиденных ситуаций.
- Проще решаются вопросы гигиены.
Демонстрационные эксперименты имеют и слабые стороны:
- Объекты находятся далеко от детей, и дети не могут рассмотреть мелкие детали. Каждому ребенку объект виден под каким-то одним углом зрения. Ребенок лишен возможности осуществлять обследовательские действия, рассматривать объект со всех сторон.
- Восприятие осуществляется в основном с помощью одного (зрительного, реже двух анализаторов; не задействованы тактильный, двигательный, вкусовой и иные анализаторы.
- Сравнительно низок эмоциональный уровень восприятия.
- Затруднена индивидуализация обучения.
Фронтальный метод – самый интересный для детей, это когда эксперимент проводят сами дети.
Эксперименты этого типа компенсируют недостатки демонстрационных экспериментов. Но они тоже имеют свои «плюсы» и «минусы».
Сильные стороны фронтальных экспериментов выражаются в том, что дети могут:
- хорошо видеть мелкие детали;
- рассмотреть объект со всех сторон;
- использовать для обследования все анализаторы;
- реализовать заложенную в них потребность к деятельности;
- работать в индивидуальном ритме, уделять каждой процедуре столько времени, сколько требуется при своем уровне подготовленности и сформированности навыков.
- эмоциональное воздействие фронтальных игр-экспериментов намного выше, чем демонстрационных;
- процесс обучения индивидуализирован.
Слабые стороны фронтального метода:
- Труднее найти много объектов.
2. Во время фронтального эксперимента труднее следить за ходом процесса познания, за качеством усвоения знаний каждым ребенком.
3. Труднее установить контакт с детьми.
4. Постоянно возникает несинхронность в работе детей.
5. Повышается риск ухудшения дисциплины.
6. Повышается риск нарушения правил безопасности и возникновения различных непредвиденных или нежелательных ситуаций.
Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса.
- Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и экспериментов.
-Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности
- Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).
-Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).
Для того что бы осуществлять экспериментирования должна иметься предметно -пространственная среда, которая соответствует требованиям безопасности и доступности. В группах должно иметься необходимый инвентарь и оборудование для опытов: лупы, пробирки, баночки, салфетки, трубочки, ватные палочки, пипетки. Природный и бросовый материал: песок, глина, шишки сосны, ели, семена клена, арбуза, дыни, фасоль, фантики, пробки, бутылочки, емкости с землей для посадка растений и т. д.
Для неструктурированных материалов (стол «песок - вода» или ёмкость для воды, песка, мелких камней и т. д.).
В каждой группе достаточное количество дидактических игр, альбомы о природе, познавательные книги о животных, птицах, насекомых, раскраски, энциклопедии на разные темы, которые меняются в зависимости о темы недели. Папки с карточками – схемами для самостоятельного проведения эксперимента. Такие, например, смешивание красок, сделаем мыльные пузыри, измерение высоты стула, сколько ложек песка в стакане и т.д.
В группах имеются такие коллекции: «Крупы», «Семена», «Ракушки», «Камни», «Кожа», «Ткани», «Листья», «Лекарственные травы», «Фантики», «Календари», «Часы», «Бумага», «Бабочки», «Насекомые», «Животные дикие и домашние» и т.д.
Материал должен находиться в свободном доступе и меняться в соответствии с комплексно-тематическим планированием, обеспечивая максимально поддержание интереса дошкольников к деятельности.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно - исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой - начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно - следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину.
Процесс познания - творческий процесс, и наша задача - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
Консультация для воспитателей на тему: Развитие познавательно - исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Экспериментальная деятельность способствует интеллектуальному развитию ребенка, помогает осознать как много интересных вещей есть в окружающем мире, учит самостоятельно думать, принимать решения...
Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования
Формирование личностных качеств, способствующих успешной социализациии дальнейшему образованию и самообразованию...
Развитие познавательно - исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования
Опыт работы по познавательно - исследовательской деятельности...
«Работа с родителями по развитию познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования».
Взаимодействие детского сада и семьи играет важную роль в развитии ребенка. Для ребенка важно, чтобы родители поддерживали его интерес. Задача воспитателя в том, чтобы выстроить партнерские отношения ...
Статья "Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования""
Статья "Методические рекомендации по использованию настольной ширмы "...