План по самообразованию по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности через нетрадиционные техники рисования"за 2022-2023гг
материал (младшая группа)
План по самообразованию по теме: "Развитие познавательно-исследовательской деятельности через нетрадиционные техники рисования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей
через нетрадиционные техники рисования»
2022-2023гг
Воспитатель: Шлидт Екатерина
Витальевна
г. Барнаул
2022 г
Пояснительная записка
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
Каждый ребенок, начиная с 2 - 3 лет и до подросткового возраста с упоением рисует. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне. Копируя окружающий мир, они изучают его. Дети рисуют все, что видят, знают и слышат.
Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь нет слова «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том, что его радует, что его огорчает.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
- Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- Внимания и усидчивости;
- Мышления;
- Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, а также развитию детского изобразительного творчества.
- Рисование в несколько рук, как коллективная форма творчества, сближает детей.
- Способствует ослаблению возбуждения у слишком эмоционально расторможенных детей.
Цель:
Формирование познавательно-исследовательской деятельности детей через нетрадиционные техники риования.
Задачи:
- Развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества.
- Прививать умение производить точные движения кистью, нетрадиционными материалами.
- Формировать целостную картину мира;
- Расширять кругозор детей;
- Учить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи следующих стимулов:
- создание игровой мотивации и эмоционально-благоприятной среды;
- сюрпризные моменты;
- стихи, загадки и песни;
- ознакомление с произведениями изобразительного искусства;
- разговор о героях сказок и любимых мультфильмов;
- решение проблемной ситуации, просьба о помощи;
- музыкальное сопровождение.
Средства обучения: наглядные, словесные и практические методы:
- наблюдения с детьми;
- обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
- объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;
- показ способов действия;
- игровые приемы;
- совместный анализ выполненной работы.
Форма обучения:
специально организованная непосредственно образовательная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования.
Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков.
Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы.
Предполагаемый результат:
- У детей повысится уровень художественных способностей;
- Дети приобретут ценный опыт творческого воплощения замыслов, освоят правила безопасности во время работы;
- Освоят технику нетрадиционного рисования.
Педагогическая диагностика
Уровень подготовки знаний воспитанников ДОУ можно также определить,
воспользовавшись разработкой д-ра пед. наук профессора Т.С. Комаровой «Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества».
Анализ продукта деятельности
1. Передача формы:
3 балла – передана точно, части предмета расположены верно, пропорции соблюдаются, четко передано движение;
2 балла – есть незначительные искажения, движение передано неопределенно;
1 балл – искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое.
2. Композиция:
3балла – расположение по всему листу, соблюдается
пропорциональность в изображении разных предметов;
2 балла – на полосе листа, в соотношении по величине есть незначительные искажения;
1 балл – композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана не верно.
3. Цвет:
3 балла – передан реальный цвет предмета; цветовая гамма разнообразна;
2 балла – есть отступления от реальной окраски; преобладание нескольких цветов или оттенков;
3 балла – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.
4. Ассоциативное восприятие пятна:
3 балла – самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы;
2 балла – справляется при помощи взрослого;
1 балл – не видит образов в пятне и линиях.
Анализ процесса деятельности
1. Изобразительные навыки:
3 балла – легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами;
2 балла – испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами;
1 балл - рисует однотипно, материал использует неосознанно.
2. Регуляция деятельности:
3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу; заинтересован предложенным заданием;
2 балла –эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности;
1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности.
3. Уровень самостоятельности, творчества:
3 балла – выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения;
2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла; 1 балл – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, неинициативен, не стремится к полному раскрытию замысла.
Шкала уровней: 0-8 – низкий уровень; 9-16 – средний уровень; 17-21 – высокий уровень.
Перспективное планирование по теме самообразования
на 2022 – 2023 уч. год
Вторая младшая группа
Сентябрь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Компот из ягод» | Рисование пальцами | Познакомить детей с техникой пальчикового рисования. Развивать умение рисовать двумя пальчиками одновременно. Развивать мелкую моторику рук. | Гуашь в мисочках различных цветов, влажные салфетки, иллюстрации. |
2. | «Огуречик, огуречик» | Рисование руками | Познакомить детей с детей техникой рисования боковой стороной ладони. Закрепить у детей представление о зеленом цвете. Воспитывать у ребят внимание. | Гуашь в мисочках зеленого цвета, влажные салфетки, иллюстрации. |
Работа с родителями | Консультация для родителей «Развиваем руку ребенка» |
Октябрь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
2 | «Крошки-осьминожки» | Рисование ладошками | Учить создавать выразительные образы морских существ с помощью волнистых линий (водоросли, щупальца осьминога). Придавать изображениям забавный образ. Развивать восприятие, чувство формы, ритма, цвета. Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность. | Ватман, гуашь различных цветов, мисочки для краски, влажные салфетки. |
2. | «Петушок» | Рисование ладошками | Совершенствовать умение делать отпечатки ладонью и дорисовывать их до определенного образа петушка. Учить наносить гуашь на ладонь несколько цветов одновременно. Развивать творческое воображение. выразительности. | Гуашь в мисочках различных цветов, влажные салфетки, иллюстрации. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. Консультация для родителей «Рисование пальчиковыми красками» |
Ноябрь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Волшебный лес» | Печать листьями | Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Упражнять смешивать краски прямо на листьях при печати. Учить рисовать лес, передавая его характер используя лисья-штампы как средство выразительности. | Листья деревьев разной величины. Гуашь в мисочках, салфетки, иллюстрации. |
2. | «Деревья с разноцветными листьями» | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата. | Бумага, цветная гуашь, листья, кисти, поролон. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. |
Декабрь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Елочка-красавица» | Тычок жесткой полусухой кистью | Совершенствовать умение опускать кисть в гуашь и ударять ею по бумаге, держа вертикально. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата. | Тонированная бумага, гуашь коричневого, зеленого и белого цвета, кисть. |
2. | «Укрась рукавицу» по замыслу | Различные | Закреплять умение самостоятельно использовать знакомые нетрадиционные техники рисования. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развивать координацию движения рук. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа. | Лист бумаги формы рукавицы, гуашь, кисть, ватные палочки, поролон. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. |
Январь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Зимний лес» | Рисование пальчиками | Закреплять умение детей передавать в рисунке красоту зимнего леса. Развивать чувство композиции. | Бумага, гуашь коричневого, синего и белого цвета. |
2. | «Звездное небо» | Рисование пальчиками | Закреплять умение детей передавать красоту неба. | Цветная бумага синего цвета, гуашь желтого цвета. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. |
Февраль
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | Подарок для папы» | Печать по трафарету, рисование пальчиком | Закреплять умение пользоваться знакомыми нетрадиционными техниками рисования. Учить располагать изображения на листе. Развивать чувство композиции. | Открытка, гуашь разного цвета. |
2. | «Салют» | Рисование штампом (втулкой) | Упражнять детей в рисовании штампом. Учить примакивать штамп к краске различных цветов, располагая изображение на листе. | Цветная бумага черного цвета, широкие тарелочки, гуашь различных цветов. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. Консультация для родителей «Значение рисования нетрадиционными способами» |
Март
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Открытка для мамы» | Печать по трафарету | Совершенствовать навыки детей при использовании техники рисования «печатка». Развивать цветовосприятие, чувство композиции. Развивать глазомер. | Гуашь различных цветов, мисочки для краски, влажные салфетки, картон гофрированный. |
2. | «Ветка мимозы» | Рисование пальчиками | Совершенствовать навыки нетрадиционного рисования, используя знакомые техники. Развивать творческое мышление и воображение. | Гуашь зеленого и желтого цвета, тонированная бумага, кисть, влажные салфетки. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. |
Апрель
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Солнышко» | Рисование ладошками | Закреплять умение рисовать ладошками. | Тонированная бумага, гуашь в тарелочках желтого цвета, жесткая кисть, салфетки. |
2. | «Ласковый котенок» | Рисование пальчиками | Совершенствовать умение детей раскрашивать образ животного пальчиками. | Раскраски с образом котенка, гуашь различных цветов, иллюстрации. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. |
Май
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Одуванчики» | Рисование ватными палочками | Познакомить с техникой рисования ватными палочками. Учить дорисовывать недостающие детали. Развивать чувство композиции. | Иллюстрации одуванчиков, гуашь зелёная и желтая в мисочках, ватные палочки. |
1. | «Веточка сирени» | Рисование ватными палочками | Закреплять умение рисовать ватными палочками. Учить дорисовывать недостающие детали кисточкой. Развивать чувство композиции. | Открытка из цветной бумаги с нарисованной веточкой, гуашь зелёная и сиреневая в мисочках, ватные палочки, кисти. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. |
Литература:
- Журнал «Воспитатель» № 1,5,12 2010 год.
- Журнал «Управление» № 4,5 2009 год.
- Нетрадиционные техники рисования, интегрированные занятия
- Т.А. Цквитария.
- Нетрадиционные техники рисования в детском саду А.В. Никитина 2010г.
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.:ТЦ Сфера, 2007.-128с
7. К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с
детьми 3 – 7 лет»
8. М.Д. Лахутин «Как научиться рисовать»
9. О.М. Сахарова «Я рисую пальчиками»
10. А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки»
11. И.А. Шаляпина «Нетрадиционное рисование с дошкольниками».
20 познавательно-игровых занятий. –М.: ТЦ Сфера, 2023.-64с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/16/picture-770453-1476592218.jpg)
План по самообразованию «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования»
Цель:- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверст...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/27/picture-1056730-1543347625.jpg)
Отчёт по самообразованию.Тема: «Развитие мелкой моторики рук, через нетрадиционную технику рисования»
Отчёт по самообразованию. Тема: «Развитие мелкой моторики рук, через нетрадиционную технику рисования» Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, ...
План по самообразованию. Тема: «Ознакомление детей дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования в процессе экспериментальной деятельности».
Актуальность темы:«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Д...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/22/picture-468950-1516653105.jpg)
План по самообразованию:" Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования подготовительная группа".
Формировать умение детей выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве,развивать потребность к созданию нового образа творческой деятельности.Задача:расширять ...
План саморазвития воспитателя. Тема: «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования»
отчет по самообразованию воспитателя старшей группы по теме"Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/16/picture-757719-1694839685.jpg)
План по самообразованию во второй младшей группе на тему "Нетрадиционные техники рисования"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25987177","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/17/picture-1474293-1684316770.jpg)
План по самообразованию на тему "Развитие познавательно-исследовательской деятельности через нетрадиционные техники рисования"на 2023-2024гг
План по самообразованию по теме: "Развитие познавательно-исследовательской деятельности через нетрадиционные техники рисования" за 2023-2024гг...