План по самообразованию по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности через нетрадиционные техники рисования"за 2022-2023гг
материал (младшая группа)
План по самообразованию по теме: "Развитие познавательно-исследовательской деятельности через нетрадиционные техники рисования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей
через нетрадиционные техники рисования»
2022-2023гг
Воспитатель: Шлидт Екатерина
Витальевна
г. Барнаул
2022 г
Пояснительная записка
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
Каждый ребенок, начиная с 2 - 3 лет и до подросткового возраста с упоением рисует. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне. Копируя окружающий мир, они изучают его. Дети рисуют все, что видят, знают и слышат.
Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь нет слова «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том, что его радует, что его огорчает.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
- Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- Внимания и усидчивости;
- Мышления;
- Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, а также развитию детского изобразительного творчества.
- Рисование в несколько рук, как коллективная форма творчества, сближает детей.
- Способствует ослаблению возбуждения у слишком эмоционально расторможенных детей.
Цель:
Формирование познавательно-исследовательской деятельности детей через нетрадиционные техники риования.
Задачи:
- Развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества.
- Прививать умение производить точные движения кистью, нетрадиционными материалами.
- Формировать целостную картину мира;
- Расширять кругозор детей;
- Учить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи следующих стимулов:
- создание игровой мотивации и эмоционально-благоприятной среды;
- сюрпризные моменты;
- стихи, загадки и песни;
- ознакомление с произведениями изобразительного искусства;
- разговор о героях сказок и любимых мультфильмов;
- решение проблемной ситуации, просьба о помощи;
- музыкальное сопровождение.
Средства обучения: наглядные, словесные и практические методы:
- наблюдения с детьми;
- обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;
- объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;
- показ способов действия;
- игровые приемы;
- совместный анализ выполненной работы.
Форма обучения:
специально организованная непосредственно образовательная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования.
Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков.
Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы.
Предполагаемый результат:
- У детей повысится уровень художественных способностей;
- Дети приобретут ценный опыт творческого воплощения замыслов, освоят правила безопасности во время работы;
- Освоят технику нетрадиционного рисования.
Педагогическая диагностика
Уровень подготовки знаний воспитанников ДОУ можно также определить,
воспользовавшись разработкой д-ра пед. наук профессора Т.С. Комаровой «Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества».
Анализ продукта деятельности
1. Передача формы:
3 балла – передана точно, части предмета расположены верно, пропорции соблюдаются, четко передано движение;
2 балла – есть незначительные искажения, движение передано неопределенно;
1 балл – искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое.
2. Композиция:
3балла – расположение по всему листу, соблюдается
пропорциональность в изображении разных предметов;
2 балла – на полосе листа, в соотношении по величине есть незначительные искажения;
1 балл – композиция не продумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передана не верно.
3. Цвет:
3 балла – передан реальный цвет предмета; цветовая гамма разнообразна;
2 балла – есть отступления от реальной окраски; преобладание нескольких цветов или оттенков;
3 балла – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.
4. Ассоциативное восприятие пятна:
3 балла – самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы;
2 балла – справляется при помощи взрослого;
1 балл – не видит образов в пятне и линиях.
Анализ процесса деятельности
1. Изобразительные навыки:
3 балла – легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами;
2 балла – испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами;
1 балл - рисует однотипно, материал использует неосознанно.
2. Регуляция деятельности:
3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого и критично оценивает свою работу; заинтересован предложенным заданием;
2 балла –эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена, занижена), заинтересован процессом деятельности;
1 балл – безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктом собственной деятельности.
3. Уровень самостоятельности, творчества:
3 балла – выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения;
2 балла – требуется незначительная помощь, с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла; 1 балл – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, неинициативен, не стремится к полному раскрытию замысла.
Шкала уровней: 0-8 – низкий уровень; 9-16 – средний уровень; 17-21 – высокий уровень.
Перспективное планирование по теме самообразования
на 2022 – 2023 уч. год
Вторая младшая группа
Сентябрь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Компот из ягод» | Рисование пальцами | Познакомить детей с техникой пальчикового рисования. Развивать умение рисовать двумя пальчиками одновременно. Развивать мелкую моторику рук. | Гуашь в мисочках различных цветов, влажные салфетки, иллюстрации. |
2. | «Огуречик, огуречик» | Рисование руками | Познакомить детей с детей техникой рисования боковой стороной ладони. Закрепить у детей представление о зеленом цвете. Воспитывать у ребят внимание. | Гуашь в мисочках зеленого цвета, влажные салфетки, иллюстрации. |
Работа с родителями | Консультация для родителей «Развиваем руку ребенка» |
Октябрь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
2 | «Крошки-осьминожки» | Рисование ладошками | Учить создавать выразительные образы морских существ с помощью волнистых линий (водоросли, щупальца осьминога). Придавать изображениям забавный образ. Развивать восприятие, чувство формы, ритма, цвета. Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность. | Ватман, гуашь различных цветов, мисочки для краски, влажные салфетки. |
2. | «Петушок» | Рисование ладошками | Совершенствовать умение делать отпечатки ладонью и дорисовывать их до определенного образа петушка. Учить наносить гуашь на ладонь несколько цветов одновременно. Развивать творческое воображение. выразительности. | Гуашь в мисочках различных цветов, влажные салфетки, иллюстрации. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. Консультация для родителей «Рисование пальчиковыми красками» |
Ноябрь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Волшебный лес» | Печать листьями | Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Упражнять смешивать краски прямо на листьях при печати. Учить рисовать лес, передавая его характер используя лисья-штампы как средство выразительности. | Листья деревьев разной величины. Гуашь в мисочках, салфетки, иллюстрации. |
2. | «Деревья с разноцветными листьями» | Различные | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата. | Бумага, цветная гуашь, листья, кисти, поролон. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. |
Декабрь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Елочка-красавица» | Тычок жесткой полусухой кистью | Совершенствовать умение опускать кисть в гуашь и ударять ею по бумаге, держа вертикально. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата. | Тонированная бумага, гуашь коричневого, зеленого и белого цвета, кисть. |
2. | «Укрась рукавицу» по замыслу | Различные | Закреплять умение самостоятельно использовать знакомые нетрадиционные техники рисования. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развивать координацию движения рук. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа. | Лист бумаги формы рукавицы, гуашь, кисть, ватные палочки, поролон. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. |
Январь
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Зимний лес» | Рисование пальчиками | Закреплять умение детей передавать в рисунке красоту зимнего леса. Развивать чувство композиции. | Бумага, гуашь коричневого, синего и белого цвета. |
2. | «Звездное небо» | Рисование пальчиками | Закреплять умение детей передавать красоту неба. | Цветная бумага синего цвета, гуашь желтого цвета. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. |
Февраль
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | Подарок для папы» | Печать по трафарету, рисование пальчиком | Закреплять умение пользоваться знакомыми нетрадиционными техниками рисования. Учить располагать изображения на листе. Развивать чувство композиции. | Открытка, гуашь разного цвета. |
2. | «Салют» | Рисование штампом (втулкой) | Упражнять детей в рисовании штампом. Учить примакивать штамп к краске различных цветов, располагая изображение на листе. | Цветная бумага черного цвета, широкие тарелочки, гуашь различных цветов. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. Консультация для родителей «Значение рисования нетрадиционными способами» |
Март
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Открытка для мамы» | Печать по трафарету | Совершенствовать навыки детей при использовании техники рисования «печатка». Развивать цветовосприятие, чувство композиции. Развивать глазомер. | Гуашь различных цветов, мисочки для краски, влажные салфетки, картон гофрированный. |
2. | «Ветка мимозы» | Рисование пальчиками | Совершенствовать навыки нетрадиционного рисования, используя знакомые техники. Развивать творческое мышление и воображение. | Гуашь зеленого и желтого цвета, тонированная бумага, кисть, влажные салфетки. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. |
Апрель
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Солнышко» | Рисование ладошками | Закреплять умение рисовать ладошками. | Тонированная бумага, гуашь в тарелочках желтого цвета, жесткая кисть, салфетки. |
2. | «Ласковый котенок» | Рисование пальчиками | Совершенствовать умение детей раскрашивать образ животного пальчиками. | Раскраски с образом котенка, гуашь различных цветов, иллюстрации. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. |
Май
Работа с детьми | ||||
№ п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание | Оборудование |
1. | «Одуванчики» | Рисование ватными палочками | Познакомить с техникой рисования ватными палочками. Учить дорисовывать недостающие детали. Развивать чувство композиции. | Иллюстрации одуванчиков, гуашь зелёная и желтая в мисочках, ватные палочки. |
1. | «Веточка сирени» | Рисование ватными палочками | Закреплять умение рисовать ватными палочками. Учить дорисовывать недостающие детали кисточкой. Развивать чувство композиции. | Открытка из цветной бумаги с нарисованной веточкой, гуашь зелёная и сиреневая в мисочках, ватные палочки, кисти. |
Работа с родителями | Выставки детских рисунков для родителей. |
Литература:
- Журнал «Воспитатель» № 1,5,12 2010 год.
- Журнал «Управление» № 4,5 2009 год.
- Нетрадиционные техники рисования, интегрированные занятия
- Т.А. Цквитария.
- Нетрадиционные техники рисования в детском саду А.В. Никитина 2010г.
- Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.:ТЦ Сфера, 2007.-128с
7. К.К. Утробина, Г.Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с
детьми 3 – 7 лет»
8. М.Д. Лахутин «Как научиться рисовать»
9. О.М. Сахарова «Я рисую пальчиками»
10. А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки»
11. И.А. Шаляпина «Нетрадиционное рисование с дошкольниками».
20 познавательно-игровых занятий. –М.: ТЦ Сфера, 2023.-64с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования»
Цель:- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;- Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверст...
Отчёт по самообразованию.Тема: «Развитие мелкой моторики рук, через нетрадиционную технику рисования»
Отчёт по самообразованию. Тема: «Развитие мелкой моторики рук, через нетрадиционную технику рисования» Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, ...
План по самообразованию. Тема: «Ознакомление детей дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования в процессе экспериментальной деятельности».
Актуальность темы:«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Д...
План по самообразованию:" Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования подготовительная группа".
Формировать умение детей выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве,развивать потребность к созданию нового образа творческой деятельности.Задача:расширять ...
План саморазвития воспитателя. Тема: «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования»
отчет по самообразованию воспитателя старшей группы по теме"Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования"...
План по самообразованию во второй младшей группе на тему "Нетрадиционные техники рисования"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25987177","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
План по самообразованию на тему "Развитие познавательно-исследовательской деятельности через нетрадиционные техники рисования"на 2023-2024гг
План по самообразованию по теме: "Развитие познавательно-исследовательской деятельности через нетрадиционные техники рисования" за 2023-2024гг...