Открытое занятие . "Путешествие в космос". Окружающий мир (с элементами экспериментирования)
план-конспект урока по окружающему миру (средняя группа)
08 апреля 2021 год
Конспект открытого занятия в старшей группе с элементами экспериментирования «Космос»
провела воспитатель Цыкина Н.А.
Цель: Способствовать развитию познавательного интереса у детей, интеллектуальной активность.
Задачи:
Образовательные:
систематизировать и расширить представление детей о том, что такое космосе, о планетах солнечной системы, звёздах и других космических объектах. Обогащать словарный запас детей словами: «кратеры», «солнечная система», названиями планет, и др.
Развивающие:
развивать у детей навыки экспериментирования. Развивать наблюдательность, активный познавательный интерес, умение делать выводы по результатам экспериментирования.
Воспитательные:
побуждать к проявлению инициативы и любознательности с целью закрепления полученных знаний. Способствовать свободному общению с взрослыми и сверстниками. Воспитание активности, умения работать в коллективе.
Демонстрационный материал:
мультимедиа презентация к занятию, макет солнечной системы, емкость округлой формы для создания мини-космоса, пипетки на каждого ребенка, вещества для проведения опытов и экспериментов: спирт, вода, растительное масло, пищевой краситель, таз с манкой, шарики-прыгуны, кольца от кольцеброса для малоподвижной игры (затем имитация иллюминатора), стол для песка, крашенный рис.
Методические приемы: Наглядные, игровые, словесные, практические
Ход занятия:
Воспитатель заходит вместе с детьми в группу
Воспитатель: - Заходите ребята, вас сегодня ждет увлекательное путешествие в космос. К нам пришли сегодня гости, давайте с ними поздороваемся. Здравствуйте!
-Ребята давайте с вами поиграем в игру (на полу раскиданы кольца, на два меньше чем детей, под музыку дети бегают, музыка останавливается дети становятся на любое кольцо, повторяется 3 раза)
«Ждут нас быстрые ракеты»
Ждут нас быстрые ракеты
Для полётов на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим - места нет!
Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам вместе со мной отправиться в космос и посмотреть, какие планеты существуют в солнечной системе (воспитатель подводит детей к интерактивной доске для показа презентации)
Показ слайдов:
1,2 слайд- Люди с далеких времен всегда хотели научиться летать и побывать в космосе. Прежде чем человек полетел в космос, там побывали животные. Первыми «космонавтами-разведчиками» стали мыши, кролики, насекомые и даже микробы. Потом в космос отправились две собаки Белка и Стрелка.
3,4 слайд - А первым человеком, который полетел в космос, стал Юрия Гагарин. И он полетел ракете под названием «Восток». Потом в космос летали и другие космонавты, и каждый их них в чем-то был первым.
- 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Это праздник космонавтов и людей, кто участвует в создании космических ракет.
5 слайд- Давайте посмотрим, что же увидели космонавты? А если вы знаете название планет, вы мне помогайте называть их. (ответ детей- Солнечная система)
6-18 слайд (рассказ о планетах)
Стук в дверь, входит космический профессор Звездунов
Звездунов - Здравствуйте ребята, я космический профессор Звездунов, мне сегодня на почту пришло письмо, давайте скорей его почитаем. (читает письмо на 19 слайде)
19 слайд- письмо
Воспитатель: -Ребята, поможем Лунтику? Отправимся в космос, чтобы его найти? (ответ детей – Да)
Звездунов: – Что бы отправиться в космос на ракете, нам с начало, с вами необходимо сделать зарядку. Повторяйте за мной…
Чтобы в космос полететь (смотрим из-под ладошки)
Надо многое уметь, (показывают силу)
Руки вверх мы поднимаем, (руки вверх)
А затем мы приседаем (приседаем)
Влево, вправо наклонились (наклоны)
И на Землю приземлились (сели на корточки)
Звездунов: – Теперь мы ребята готовы лететь в космос, занимайте свои места в ракете.
(Звездунов садится с ребятами в макет ракеты).
Воспитатель: – Ребята, чтобы завести мотор, нам необходимо сказать слова
Тор, тор, тор, заводись наш мотор
5,4,3,2,1, поехали (повторяем 2 раза)
Воспитатель: -Ну вот завелся мотор ракеты, и мы стремительно поднимаемся ввысь, в космос, посмотрите в иллюминаторы (дети берут круги), мимо нас проплывают планеты, какая это планета? (ответы детей)
(показ планет, ответы детей, последняя показывается Луна)
- Ребята, как вы думаете, чем отличается Луна от других планет? (ответы детей, -На ней много кратеров)
Воспитатель-Правильно на Луне много кратеров маленьких и больших, а получаются они от того, что луна не защищена атмосферным слоем, и имеет свойство притягивать к себе кометы и астероиды- это огромные камни. А так как на Луне очень много космической пыли, падая на нее, они оставляют большие и маленькие ямы в зависимости с какой высоты упадут.
Звездунов: - Ребята, а вы хотели бы попробовать сами сделать кратер? В нашей ракете есть лаборатория где мы и сможем провести с вами опыт (Проходим в лабораторию. Стоит таз с манкой и лежат шарики прыгуны)
Воспитатель -Ребята прежде чем мы зайдем в лабораторию, мы с вами оденем специальные шапочки, как настоящие лаборанты и я вам проведу инструктаж, без проса не чего не трогать, в рот не чего не брать, все делать только по моей команде!
(Перед детьми тазик с манкой)
Воспитатель - Смотрите это у нас космическая пыль, а шарики, это будут наши кометы. И мы по очереди, с разной высоты будем кидать их в нашу пыль и посмотрим с какой высоты кратер будет оставаться больше или меньше. (Проделываем опыт, дети рассуждают, с какой высоты кратер остается больше) ……
Воспитатель:
- Ребята смотрите тут какая -то звездная дорожка!?.......давайте пройдем по ней (идут по дорожки к световому столу.
- Мне кажется тут был сильный ветер, и что-то тут засыпал, давайте расчистим и посмотрим. (Под цветным рисом планета Марс, а под ней Лунтик (ламинированный)
-Вот же он ребята, мы нашли его. (Достою игрушку Лунтика)
Лунтик – Спасибо ребята, я так рад что вы меня нашли.
Воспитатель: Ребята давайте заберем Лунтика с собой к нам в гости.
Воспитатель Ребята, а давайте в честь того, что мы нашли Лунтика мы свами станцуем космический танец.
Физкультминутка
(Играет музыка, дети и Звездунов танцуют)
Воспитатель: Молодцы ребята, веселый у вас получился танец. Лунтик пока мы искали тебя мы облетели всю солнечную систему. Она нам так понравилась своей красотой. В ней столько красивых планет, разных по величине, цвету, и все они парят в открытом космосе. Вот бы нам тебе показать все планеты, но у нас мало времени и нам надо возвращаться домой.
Звездунов : А я на что? В моей лаборатории вы можете создать космос и понаблюдать за движением планет. И даже назвать планету в честь своего имени. И Лунтик все увидит.
Воспитатель: Ребята, вы хотите создать свою планету? (ответ детей)
-Ну тогда пройдемте в лабораторию и сделаем с вами мини космос.
Опыт: «Космос в сосуде»
Подготовка опыта: В круглый сосуд (вазу) заранее налит спирт, растительное масло (нерафинированное) набрано в пипетки.
Воспитатель: Ребята, прежде чем мы приступить с вами выполнению опытов, я хочу вам напомнить правила безопасности:
1.Руками не трогать жидкость в сосуде.
2.При работе с пипеткой быть аккуратными, держать ее строго за резиновую часть.
3.Запрещается пробовать вещества на вкус.
Выполнение опыта:
Воспитатель: Пипеткой осторожно капаем в наш сосуд со спиртом большую каплю масла. В воде бы капля всплыла и растеклась по поверхности круглым пятнышком жира. А в спирте капля сразу же опустилась на дно в виде красивого шара! Все дело в плотности и тяжести этих жидкостей. Тяжелые жидкости "тонут" в более легких.
Как вы думаете, если масло оказалось на дне, т.е. утонуло, оно легче или тяжелее спирта?
(Рассуждения детей)
Воспитатель: Когда будете капать свою планету, называйте ее имя (Дети капают масло в сосуд).
Воспитатель: Но, если мы хотим, чтобы наш масляный шар не просто лежал на дне, а парил как планета в космосе, нам надо сделать спирт более плотным – т.е. чтоб он был тяжелее масла. Посмотрите, я осторожно в спирт буду добавлять маленькими порциями воду, и шар начинает "парить" над дном сосуда. Дело в том, что вода самая тяжелая из трех этих жидкостей, и она хорошо смешивается со спиртом. Разбавляя спирт водой, он становится тяжелее и начинает выталкивать масло вверх.
Вот посмотрите, как наши шары всплывают и у нас в сосуде появляется свой небольшой космос, где масляные шары и есть космические тела: планеты, звезды. А теперь можно шпажкой взболтать осторожно нашу жидкость и увидеть, как небесные тела будут двигаться в космосе. (проделывает воспитатель)
Воспитатель: Ну а теперь нам пора возвращаться на свою планету Земля. Садимся в ракету и занимаем места (берем с собой Лунтика)
Вам понравилось сегодняшнее путешествие в космос? А что вы запомнили, что вам больше понравилось?
Ну вот мы приближаемся к земле, готовитесь к посадке. Мы приземлились! Наше путешествие закончилось.
Звездунов: Ребята, я вам подготовил медальки планет с вашими именами (вешает на шеи детей). Мне пора с вами прощаться ребята, у меня еще много космических дел. До свидания!
Воспитатель: Ребята, а мы Лунтика посадим вот на это почетное место, и он теперь каждый день будет с нами играть
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в подготовительной группе
1. Познакомить детей с историей использования огня, свойствами, его ролью в жизни человека, пользой и опасностью.2. Через эксперименты с разными предметами учить де...
Конспект открытого занятия в средней группе по ФЦКМ с элементами экспериментирования «Волшебный воздух»
Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в средней группе
В этом конспекте рассказывается о свойствах воды, для чего она нужна....
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Овощи, фрукты — витаминные продукты» Подготовила воспитатель МБДОУ №7 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА» Краснодарский край ст. Отрадная :
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Овощи, фрукты — витаминные продукты»Подготовила воспитатель МБДОУ №7 &laqu...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования во 2 младшей группе. «Песок. Свойства песка».
Развивать позновательную активность детей в процессе эксперементирования.Расширить знания детей о свойствах сухого и мокрого песка,активизировать речь и обогащать словарь детей. Воспитывать культурно-...
Конспект открытого занятия: «Экологическое развитие детей младшего возраста с элементами экспериментирования» «Путешествие с Капелькой»
Цель: формирование представлений о свойствах воды....
Занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования "Снег и лёд" в подготовительной к школе группе
Через экспериментальную деятельность систематизировать знания детей о свойствах снега и льда....