Открытое занятие . "Путешествие в космос". Окружающий мир (с элементами экспериментирования)
план-конспект урока по окружающему миру (средняя группа)

Цыкина Наталья Анатольевна

                                                                                                          

                                                            08 апреля 2021 год

Конспект открытого занятия в старшей группе с элементами экспериментирования «Космос»

провела воспитатель Цыкина Н.А.

Цель: Способствовать развитию познавательного интереса у детей, интеллектуальной активность.

Задачи:

Образовательные:

систематизировать и расширить представление детей о том, что такое космосе, о планетах солнечной системы, звёздах и других космических объектах. Обогащать словарный запас детей словами:  «кратеры», «солнечная система», названиями планет, и др. 

Развивающие:

развивать у детей навыки экспериментирования. Развивать наблюдательность, активный познавательный интерес, умение делать выводы по результатам экспериментирования.

Воспитательные: 

побуждать к проявлению инициативы и любознательности с целью закрепления полученных знаний. Способствовать свободному общению с взрослыми и сверстниками. Воспитание активности, умения работать в коллективе.

Демонстрационный материал:

мультимедиа презентация к занятию, макет солнечной системы, емкость округлой формы для создания мини-космоса, пипетки на каждого ребенка, вещества для проведения опытов и экспериментов: спирт, вода, растительное масло, пищевой краситель, таз с манкой, шарики-прыгуны, кольца от кольцеброса для малоподвижной игры (затем имитация иллюминатора), стол для песка, крашенный рис.

Методические приемы: Наглядные, игровые, словесные, практические

Ход занятия:

Воспитатель заходит вместе с детьми в группу

Воспитатель: - Заходите ребята, вас сегодня ждет увлекательное путешествие в космос. К нам пришли сегодня гости, давайте с ними поздороваемся. Здравствуйте!

 

 

-Ребята давайте с вами поиграем в игру (на полу раскиданы кольца, на два меньше чем детей, под музыку дети бегают, музыка останавливается дети становятся на любое кольцо, повторяется 3 раза)

«Ждут нас быстрые ракеты»

Ждут нас быстрые ракеты

Для полётов на планеты.

 На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим - места нет!

Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам вместе со мной отправиться в космос и посмотреть, какие планеты существуют в солнечной системе (воспитатель подводит детей к интерактивной доске для показа презентации)

Показ слайдов:

1,2 слайд- Люди с далеких времен всегда хотели научиться летать и побывать в космосе. Прежде чем человек полетел в космос, там побывали животные. Первыми «космонавтами-разведчиками» стали мыши, кролики, насекомые и даже микробы. Потом в космос отправились две собаки Белка и Стрелка.

3,4 слайд - А первым человеком, который полетел в космос, стал Юрия Гагарин. И он полетел ракете под названием «Восток». Потом в космос летали и другие космонавты, и каждый их них в чем-то был первым.

- 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Это праздник космонавтов и людей, кто участвует в создании космических ракет.

5 слайд- Давайте посмотрим, что же увидели космонавты? А если вы знаете название планет, вы мне помогайте называть их. (ответ детей- Солнечная система)

6-18 слайд (рассказ о планетах)

 

Стук в дверь, входит космический профессор Звездунов

Звездунов - Здравствуйте ребята, я космический профессор Звездунов, мне сегодня на почту пришло письмо, давайте скорей его почитаем. (читает письмо на 19 слайде)

19 слайд- письмо

Воспитатель: -Ребята, поможем Лунтику? Отправимся в космос, чтобы его найти?          (ответ детей – Да)

 

Звездунов: – Что бы отправиться в космос на ракете, нам с начало, с вами необходимо сделать зарядку. Повторяйте за мной…

 

Чтобы в космос полететь (смотрим из-под ладошки)

Надо многое уметь, (показывают силу)

Руки вверх мы поднимаем, (руки вверх)

А затем мы приседаем (приседаем)

Влево, вправо наклонились (наклоны)

И на Землю приземлились (сели на корточки)

 

Звездунов: – Теперь мы ребята готовы лететь в космос, занимайте свои места в ракете.

(Звездунов садится с ребятами в макет ракеты).

 

Воспитатель: – Ребята, чтобы завести мотор, нам необходимо сказать слова

Тор, тор, тор, заводись наш мотор

5,4,3,2,1, поехали (повторяем 2 раза)

 

Воспитатель: -Ну вот завелся мотор ракеты, и мы стремительно поднимаемся ввысь, в космос, посмотрите в иллюминаторы (дети берут круги), мимо нас проплывают планеты, какая это планета? (ответы детей)

 

 (показ планет, ответы детей, последняя показывается Луна)

- Ребята, как вы думаете, чем отличается Луна от других планет? (ответы детей, -На ней много кратеров)

 

Воспитатель-Правильно на Луне много кратеров маленьких и больших, а получаются они от того, что луна не защищена атмосферным слоем, и имеет свойство притягивать к себе кометы и астероиды- это огромные камни. А так как на Луне очень много космической пыли, падая на нее, они оставляют большие и маленькие ямы в зависимости с какой высоты упадут.

Звездунов: - Ребята, а вы хотели бы попробовать сами сделать кратер? В нашей ракете есть лаборатория где мы и сможем провести с вами опыт (Проходим в лабораторию. Стоит таз с манкой и лежат шарики прыгуны)

Воспитатель -Ребята прежде чем мы зайдем в лабораторию, мы с вами оденем специальные шапочки, как настоящие лаборанты и я вам проведу инструктаж, без проса не чего не трогать, в рот не чего не брать, все делать только по моей команде!

(Перед детьми тазик с манкой)

Воспитатель - Смотрите это у нас космическая пыль, а шарики, это будут наши кометы. И мы по очереди, с разной высоты будем кидать их в нашу пыль и посмотрим с какой высоты кратер будет оставаться больше или меньше. (Проделываем опыт, дети рассуждают, с какой высоты кратер остается больше) ……

Воспитатель:

- Ребята смотрите тут какая -то звездная дорожка!?.......давайте пройдем по ней (идут по дорожки к световому столу.

- Мне кажется тут был сильный ветер, и что-то тут засыпал, давайте расчистим и посмотрим. (Под цветным рисом планета Марс, а под ней Лунтик (ламинированный)

-Вот же он ребята, мы нашли его. (Достою игрушку Лунтика)

Лунтик – Спасибо ребята, я так рад что вы меня нашли.

Воспитатель: Ребята давайте заберем Лунтика с собой к нам в гости.

Воспитатель Ребята, а давайте в честь того, что мы нашли Лунтика мы свами станцуем космический танец.

Физкультминутка

(Играет музыка, дети и Звездунов танцуют)

 

Воспитатель: Молодцы ребята, веселый у вас получился танец. Лунтик пока мы искали тебя мы облетели всю солнечную систему. Она нам так понравилась своей красотой. В ней столько красивых планет, разных по величине, цвету, и все они   парят в открытом космосе. Вот бы нам тебе показать все планеты, но у нас мало времени и нам надо возвращаться домой.

 

 

Звездунов :  А я на что? В моей лаборатории вы можете создать космос и понаблюдать за движением планет. И даже назвать планету в честь своего имени. И Лунтик все увидит.

Воспитатель: Ребята, вы хотите создать свою планету? (ответ детей)

-Ну тогда пройдемте в лабораторию и сделаем с вами мини космос.

 Опыт: «Космос в сосуде»

Подготовка опыта: В круглый сосуд (вазу) заранее налит спирт, растительное масло (нерафинированное) набрано в пипетки.

Воспитатель: Ребята, прежде чем мы приступить с вами выполнению опытов, я хочу вам напомнить правила безопасности:

1.Руками не трогать жидкость в сосуде.

2.При работе с пипеткой быть аккуратными, держать ее строго за резиновую часть.

3.Запрещается пробовать вещества на вкус.

Выполнение опыта:

Воспитатель: Пипеткой осторожно капаем в наш сосуд со спиртом большую каплю масла. В воде бы капля всплыла и растеклась по поверхности круглым пятнышком жира. А в спирте капля сразу же опустилась на дно в виде красивого шара!   Все дело в плотности и тяжести этих жидкостей.   Тяжелые жидкости "тонут" в более легких.

Как вы думаете, если масло оказалось на дне, т.е. утонуло, оно легче или тяжелее спирта?

(Рассуждения детей)

Воспитатель: Когда будете капать свою планету, называйте ее имя (Дети капают масло в сосуд).

Воспитатель: Но, если мы хотим, чтобы наш масляный шар не просто лежал на дне, а парил как планета в космосе, нам надо сделать спирт более плотным – т.е. чтоб он был тяжелее масла. Посмотрите, я осторожно в спирт буду добавлять маленькими порциями воду, и шар начинает "парить" над дном сосуда. Дело в том, что вода самая тяжелая из трех этих жидкостей, и она хорошо смешивается со спиртом. Разбавляя спирт водой, он становится тяжелее и начинает выталкивать масло вверх. 

Вот посмотрите, как наши шары всплывают и у нас в сосуде появляется свой небольшой космос, где масляные шары и есть космические тела: планеты, звезды. А теперь можно шпажкой взболтать осторожно нашу жидкость и увидеть, как небесные тела будут двигаться в космосе. (проделывает воспитатель)

Воспитатель: Ну а теперь нам пора возвращаться на свою планету Земля. Садимся в ракету и занимаем места (берем с собой Лунтика)

  Вам понравилось сегодняшнее путешествие в космос?  А что вы запомнили, что вам больше понравилось?

 Ну вот мы приближаемся к земле, готовитесь к посадке. Мы приземлились!  Наше путешествие закончилось.

Звездунов: Ребята, я вам подготовил медальки планет с вашими именами (вешает на шеи детей). Мне пора с вами прощаться ребята, у меня еще много космических дел. До свидания!

Воспитатель: Ребята, а мы Лунтика посадим вот на это почетное место, и он теперь каждый день будет с нами играть

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в подготовительной группе

1.    Познакомить детей с историей использования огня, свойствами, его ролью в жизни человека, пользой и опасностью.2.    Через эксперименты с разными предметами учить де...

Конспект открытого занятия в средней группе по ФЦКМ с элементами экспериментирования «Волшебный воздух»

Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в средней группе

В этом конспекте рассказывается о свойствах воды, для чего она нужна....

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Овощи, фрукты — витаминные продукты» Подготовила воспитатель МБДОУ №7 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА» Краснодарский край ст. Отрадная :

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Овощи, фрукты — витаминные продукты»Подготовила воспитатель МБДОУ №7 &laqu...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования во 2 младшей группе. «Песок. Свойства песка».

Развивать позновательную активность детей в процессе эксперементирования.Расширить знания детей о свойствах сухого и мокрого песка,активизировать речь и обогащать словарь детей. Воспитывать культурно-...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования "Снег и лёд" в подготовительной к школе группе

Через экспериментальную деятельность систематизировать знания детей о свойствах снега и льда....