Занятие в форме квеста - игры по познавательно-исследовательской деятельности «Матрешка в гостях у ребят»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой – Матрешка.
Задачи:
Образовательные:
- формирование представлений о русской народной игрушке – Матрешка. Дать новые сведения о предмете исследования – Матрёшке.
- закрепление знаний о форме, цвете, материале, из которого изготовлена игрушка.
Развивающие:
- развитие логического мышления, внимания воспитанников;
- развитие речи детей, обогащение словаря детей словами (румяный, щечки, сарафан, узор, древесина, дерево);
- формирование умения внимательно рассматривать предмет.
Воспитательные:
- формирование интереса к народной игрушке;
- формирование интереса к игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_v_forme_kvesta_1.docx | 21.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие в форме квеста - игры по познавательно-исследовательской деятельности «Матрешка в гостях у ребят»
Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой – Матрешка.
Задачи:
Образовательные:
- формирование представлений о русской народной игрушке – Матрешка. Дать новые сведения о предмете исследования – Матрёшке.
- закрепление знаний о форме, цвете, материале, из которого изготовлена игрушка.
Развивающие:
- развитие логического мышления, внимания воспитанников;
- развитие речи детей, обогащение словаря детей словами (румяный, щечки, сарафан, узор, древесина, дерево);
- формирование умения внимательно рассматривать предмет.
Воспитательные:
- формирование интереса к народной игрушке;
- формирование интереса к игровой деятельности.
Материалы и оборудование: шкатулка или красивая коробочка, комплект матрешек, листочки в форме матрешек с загадками,; кусочек древесины, макет леса, маленький сарафан, маленький платок, комнатные цветы, шаблон – матрёшка (сарафан, платок), ИКТ, раскраски по количеству детей.
Перед началом занятия воспитатель вкладывает в матрешки листы с загадками.
В первую самую крупную матрешку, которая придет в гости к ребятам, вкладывается что-нибудь тяжелое (можно при первом знакомстве с древесиной положить брусок дерева, как подсказку, письмо от маленьких матрешек, которые хотят поиграть в прятки с ребятами и загадка о материале, из которого сделана матрешка (древесина). Отгадав ее, ребята найдут вторую матрешку.
Вторая матрешка должна быть спрятана в макете леса (ребята уже угадали, что матрешка сделана из дерева, которое растет в лесу). В матрешке вложена загадка о сарафане, в который она одета. Отгадав ее, ребята найдут третью матрешку.
Третью матрешка должна быть спрятана в одежде, там же можно повесить настоящий сарафан, который можно рассмотреть. В матрешку вложена загадка о цветах, изображенных на сарафане. Отгадав ее, ребята найдут четвертую матрешку.
Четвертая матрешка спрятана в уголке, где стоят цветы. В нее вложена загадка о платке. Отгадав ее, ребята найдут пятую матрешку.
Пятая самая маленькая матрёшка прячется в спальне на стуле.
Ход занятия:
Воспитатель за минуту до занятия включает русскую мелодию . Затем обращает внимание детей на мелодию, звучащую за приоткрытой дверью, и предлагает посмотреть, что же там происходит.
Открыв дверь и выглянув в раздевалку, ребята находят шкатулку. Шкатулка не открывается. Воспитатель обращает внимание на слова, написанные на шкатулке (Это может быть коробочка от чая, на которой написан состав. Дети не умеют читать, поэтому надписи вполне могут сойти за загадку) и предлагает отгадать загадку, чтобы открыть шкатулку.
Загадка:
Цветастые платья,
Румяные щёчки!
Её открываем –
В ней прячутся дочки.
(Матрешка)
После того, как дети отгадают загадку, шкатулка открывается и достается матрешка.
М: Здравствуйте, ребята! Какие вы молодцы, угадали кто я! (Дети здороваются с матрешкой)
В: Ребята, какая красавица пришла к нам. Давайте, спросим как ее зовут. (Вопросы детей)
М: А зовут меня Матрена. Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке. Эта игрушка особенная. Она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше.
В: Ребята, давайте-ка мы рассмотрим нашу гостью. Какая она? (Матрешка дается в руки детям, она должны догадаться, что она тяжелая, а значит в ней что-то есть)
В: Да, ребята, пришла я к вам не одна, со мной пришли мои подружки - матрешки. Посмотрите, вот они, у меня внутри спрятались (Воспитатель открывает матрешку, а внутри письмо и кусочек древесины (при необходимости).
В: Ой, посмотрите, а где же матрешки? Тут только какая - то записка и еще что-то (воспитатель показывает детям кусочек дерева и спрашивает что это).
Далее зачитывается текст письма.
Здравствуйте, ребята!
Мы матрешки знаем, что вы очень любите играть в прятки.
И мы тоже очень любим, поэтому и спрятались в вашей группе!
Хотите нас отыскать? Мы загадаем вам загадки!
Отгадав их, вы узнаете, где нас искать!
Вот вам первая загадка!
Они высокие стоят,
Все лето зеленеют,
Но осенью их листья
Желтеют и краснеют.
(Деревья)
Воспитатель спрашивает у детей, почему матрешки загадали загадку про дерево. При необходимости показывает матрешку изнутри, и спрашивает из чего она сделана. . А вы знаете, как появилась первая русская матрешка? Появилась она в России очень давно, более 100 лет назад.
Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёной. Позже стали называть её проще – Матрешка.Почему сделана из дерева? (теплое, легкое, можно сделать игрушки, легко украсить) Ее изготавливают из липы и березы, дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают. После росписи ее покрывают лаком, чтобы она блестела.
прикрепить к мольберту шаблон.
В: Ребята, а где растут деревья? (в лесу, на улице). Правильно, вот вам и подсказка - дерево. Давайте ребята посмотрим вокруг, есть ли у нас деревья в группе? (ребята подходят к макету леса и находят там матрешку с новой загадкой внутри. Воспитатель еще раз предлагает назвать материал, из которого сделана матрешка, показывая неокрашенную изнутри поверхность. Найдя внутри еще одну загадку зачитывает ее)
Вот вам вторая загадка!
Я - матрешка расписная!
На мне не шуба, не кафтан,
Одета я зимой и летом
В красивый яркий. (Сарафан)
Если дети затрудняются с ответом, можно спросить их:
Что носят? (одежду)
Где находятся в нашей группе красивые сарафаны?
Предложить детям подойти к уголку с одеждой и рассмотреть ее. Выбрать то, что одето на матрешке и назвать этот предмет одежды. Прикрепить сарафан к шаблону. Мастера расписывали разными узорами матрёшек. (показ иллюстрации). Поискать матрешку в одежде. Открыть и прочитать следующую загадку.
Летом в поле мы растем.
Рады солнышку с дождём.
В зимний день мы в теплом доме
На окне в горшке цветем. (комнатное растение)
В: Ребята, как вы думаете почему матрёшки загадали загадку про цветок? Рассмотрите их сарафаны, чем они украшены? (Дети объясняют, что сарафан матрешки украшен цветами, рассмотреть. Показывают цветы в группе и находят матрешку среди цветов. Воспитатель читает новую загадку).
Твоя бабушка повяжет,
А потом тебе расскажет -
Что за головной убор
Знает, любит с давних пор.
Из материи кусочек -
Называется. (платочек)
Воспитатель предлагает рассмотреть платок матрешки. Затем прикрепляют платок на шаблон. Потом спрашивает, кто у нас в группе носит платки и где они хранятся. Ребята отправляются в раздевалку и находят на стуле платок воспитателя, в котором спряталась самая маленькая матрёшка. Дети возвращаются в группу и им предлагается расставить матрешки по порядку, а затем снова их собрать, чтобы они не разбежались снова. Рассматривают матрёшку, которая получилась. Мы с вами как мастера тоже украсили свою матрёшку.
Рефлексия. Воспитатель: - Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?
Дети: С матрёшкой.
Воспитатель: - А из чего матрёшка сделана?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: - Ребята, какие матрёшки бывают по росту?
Дети: Разные, маленькие и большие.
Воспитатель: - А как можно с ними играть?
Дети: Собирать, разбирать.
Воспитатель: - А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?
Дети: Бережно, аккуратно.
Воспитатель: А сейчас все мастера
За работу всем пора
Мастера скорей за дело
Украшай матрешку смело!
Дарит им раскраски, чтобы придумали новые наряды для матрёшек и провели выставку своих работ. Спасибо, ребята, вам за хорошую работу. Вы молодцы! Сегодня мы с вами познакомились с историей Матрешки и побывали в роли настоящих мастеров, узнали из чего, она сделана, сколько труда и любви вложили в нее мастера, и поэтому играть с ней будем бережно и аккуратно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Квест - игра по познавательно - исследовательской деятельности для детей средней группы «Путешествие в лес».
Квест - игра по познавательно - исследовательской деятельности для детей средней группы «Путешествие в лес».Цель: выявление уровня сформированности экологических знаний и представлений дет...
Квест – игра по познавательно-исследовательской деятельности детей 6 -7 лет «Мыльные чудеса»
Cоздание благоприятного эмоционального состояния у детей; развитие интереса к экспериментальной деятельности....
Конспект открытого мероприятия по формированию у детей представлений о правилах дорожного движения в форме квест-игры в средней группе на тему: «В гостях у детей инспектор ГИБДД».
Программное содержание: Формировать у детей знания правил дорожного движения и практических навыков поведения на дороге. Расширять знания детей о разных видах транспорта. Развивать умение анализиров...
Конспект квест – игры по познавательно-исследовательской деятельности для детей Старшей группы «Письмо от Феи»
Квест игра по познавательной-исследовательской деятельности с водой...
НОД подготовительная группа с элементами квест – игры по познавательно-исследовательской деятельности.
- Развивать познавательный интерес с помощью разнообразных игровых заданий - Развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром. - Развивать мыш...
Квест-игра по познавательно-исследовательской деятельности "Домовёнок Кузя"
Цель: Расширить представления детей о физических свойствах снега. Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования....
«Квест-игра по познавательно-исследовательской деятельности «В гостях у профессора Дедуса»
Непосредственная образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе...