Квест - игра по познавательно - исследовательской деятельности для детей средней группы «Путешествие в лес».
материал по окружающему миру (средняя группа)

Заборова Анастасия Константиновна

Квест - игра по познавательно - исследовательской деятельности для детей средней группы «Путешествие в лес».

Цель: выявление уровня сформированности экологических знаний и представлений детей 4-5 лет;

Образовательные:

- закрепить с детьми полученные знания о природе: животных, насекомых, птицах, лекарственных растениях;

- закрепить знания детей о том, какие звуки издают птицы;

- закрепить знания детей о правилах поведения в природе;

- формировать положительные взаимоотношения между дошкольниками, побуждать их к добрым поступкам;

- формировать социально-коммуникативные качества (сотрудничество);

- продолжать учить устанавливать причинно - следственные связи;

- активизировать словарь

Воспитательные:

- воспитывать заботливое отношение к природе;

- воспитывать чувство сострадания и ответственности к животным, птицам, насекомым;

- воспитывать доброту, отзывчивость, вежливость.

- воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим; умение работать в команде.

Развивающие:

- развивать у детей интерес к живой природе, любознательность и эмоциональную отзывчивость, кругозор, мышление, связанную речь;

- развивать умение входить в определенный образ, выполнять имитационные движения;

- развивать пространственное мышление и ориентацию в пространстве; - развивать коммуникативную активность через общение, повышать концентрацию и игровую активность детей;

- развивать логику, развитие личности в командной игре, упорство для достижения цели;

- развивать представлений о хороших и плохих поступках.

- обогащать словарный запас;

- способствовать развитию у детей умения понимать свое и чужое эмоциональное состояние, выражать при этом сочувствие, сопереживание.

Материал:

Письмо от Мудрой совы; стрелки – указатели; картинки-тени волка, ежика, лисы, зайчика, белочки; картинки - правила поведения в лесу; костюмы ежа и муравья, картинки с изображением лекарственных растений – ромашка, лопух, крапива, подорожник; загадки, картинки «Насекомые» - кузнечик, бабочка, божья коровка, пчела; картинки птиц – дятел, ворона, сорока, кукушка; картинка мцравейника; удиозаписи «Звуки леса», плач, журчание ручья; мусор и большой мусорный пакет для игры, аудиописьма от Мудрой Совы, записка, кинетический песок, веточки, рюкзак, пазлы, медали.

Предварительная работа: рассматривание картинок, беседы, чтение художественных произведений о животных, птицах, насекомых, отгадывание загадок., просмотр мультфильмов из серии «Шишкин лес», просмотр презентаций «Животные наших лесов»«Насекомые»«Лесная аптека»«Зимующие и перелетные птицы»«Птицы Ростовской области»«Деревья и кустарники» составление рассказов о птицах и животных, д/и«Кого не стало»«Четвёртый лишний»«Кто, где живёт?»«Кто, что ест?»«Чей хвост»«Узнай по силуэту»«Животные и их детеныши»«Зимующие и перелетные птицы»«С какого дерева листок»«Назови лекарственную травку» и др.

 

Ход квест-игры:

Воспитатель: Ребята, сегодня почтальон принес мне письмо. Вы хотите узнать, от кого оно и что в нем написано?

Дети: Хотим.

Воспитатель: Тогда слушайте. «Дорогие ребята! Пишет вам Мудрая Сова. Мы, лесные жители слышали, что вы любите природу и много о ней знаете. Мы хотим проверить, так ли это, и приглашаем вас в путешествие по лесу. Мы приготовили для вас подарок, но чтобы получить его, вам надо выполнить много трудных заданий. За каждое выполненное задание вы получите подсказку - пазл. Если вы найдете все подсказки (пазлы)  и правильно их соедините, то сможете узнать, где находится подарок. А чтобы вы не заблудились в лесу, мы оставили для вас стрелки - указатели.»

Воспитатель: Ребята, вы готовы отправиться в путешествие по лесу? Вы согласны выполнить задания лесных жителей и хотите получить подарок?

А как вы думаете, на чём можно отправиться в лес? (ответы детей)

Я предлагаю отправиться в лес пешком.

Но прежде чем отправляться в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу (показывает картинки)

-Нельзя ломать деревья!

-Нельзя брать яйца в птичьих гнёздах. Птица может их бросить, и птенцы не появятся.

-Нельзя разрушать муравейники

-Нельзя разжигать костёр. Надо его потушить!

-Нельзя приносить лесных животных домой. Лес для них – родной дом.

-Нельзя рвать большие букеты цветов

-Нельзя шуметь! (В лесу своя музыка и посторонний шум сильно напугает птиц и животных.)

-Нельзя мусорить в лесу.

-Можно фотографировать природу.

-Нужно смотреть под ноги, чтобы не наступит на ящерицу, жука, змею

Вед: Молодцы ребята, вы знаете, как себя вести в лесу. Отправляемся в путь.

Друг за дружкою вставайте

И за мною все шагайте.

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки  (шагают друг за другом)

(звук леса)

Воспитатель: Вот мы и добрались до первой полянки. Послушайте, как поют птицы. Но что - то здесь не видно никого.

Голос Мудрой Совы: «Ребята, недавно на полянку налетела буря и всех животных распугала, спрятались они кто куда, найдите животных и расскажите, что вы о них знаете»

Воспитатель: Ну что, поищем животных, ну- ка, посмотрите внимательно, куда же они спрятались?  (разложены тени от животных)

Посмотрите внимательно, а чья это тень?  (если дети затрудняются угадать животное по силуэту, предлагает отгадать загадку:

 «За горами, за полями,

За дремучими лесами

Хищник-ворище

Ночами рыщет,

Добычу ищет,

Зубами — щелк.

Кто это?

Правильно, волк. Как называется дом у волка – логово. Чем питается волк? (Мелкими животными)

Ребята вы слышите, за пеньком пыхтит кто- то. (Звук ежа) (Воспитатель заглядывает)

Хотите узнать, кто здесь, отгадайте загадку:

«Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной»  

Где дом ежа? Чем питается? (Живет ежик под корягами и пнями. Он питается червяками, жуками, ловит ящериц, ядовитых змей, мышей, лягушек.)

А здесь кто спрятался, чей это пушистый рыжий хвостик выглядывает?

Лиса, молодцы. Чем питается? Как называется дом лисы? (Лиса охотится на зайцев и мышей, живет в норе)

Интересно, а чьи это длинные ушки выглядывают из- за кустика? Кто там прячется? Правильно, заяц. Чем питается заяц, где его дом (Питается травой, корой деревьев. Живет в норе под кустом)

Смотрите, под деревом скорлупа от орехов лежит, кто же здесь прячется – белка. Где дом белки? (в дупле) Чем питается? (шишками, орехами, желудями, грибами, ягодами)  Правильно.

Ребята, а давайте поиграем в игру:   КТО, КЕМ БЫЛ В ДЕТСТВЕ

Ловкая белка –

Была в детстве …. бельчонком,

ЕЖ – колючий,

Был в детстве … ежонком,

А хищный волк –

Маленьким … волчонком.

А хитрющая лиса-

Рыженьким … лисенком,

Длинноухий быстрый заяц

В детстве был… зайчонком.

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием. А где же пазл - подсказка, смотрите за кустиком сумка, что же в ней лежит? Правильно, в ней первый пазл. Заберем ее с собой. Пойдем дальше? куда нам стрелки показывает?

Друг за дружкою вставайте

И за мною все шагайте.

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки

Воспитатель: Ребята! Смотрите, нам навстречу Ежик бежит. Здравствуй, Ежик, ты куда спешишь?

Ежик (ребенок) с корзинкой в руках: Беда в лесу приключилась, Айболит в Африку улетел зверей лечить, а мне друзья – лесные жители позвонили, сказали, что заболели, просили помочь. А я не знаю, чем зверей в лесу лечить можно. Может, вы мне подскажите?

Воспитатель: Как вы думаете, чем можно вылечить зверей в лесу (можно собрать лекарственные травы.) А вы в травах разбираетесь, знаете какой травкой какую болезнь лечить можно? Поможем Ежику травы в корзинку собрать? Ежик, ты нам скажи, что болит у твоих друзей?

Ежик: У лисы ангина и высокая температура (надо заварить чай из ромашки)

Воспитатель: Правильно, где у нас картинка с изображением ромашки? Кладите ее в корзинку.

Ежик: А медведь бочонок с медом поднял, спина теперь болит, чем полечить? (дети предлагают приложить лист лопуха и крапиву)

Воспитатель: Правильно, ищите картинку крапивы и лопуха, кладите в корзинку.

Ежик: А маленький зайка бежал, споткнулся через шишку и разбил себе колено, чем помочь (надо приложить подорожник)

Воспитатель: Молодцы, ищите картинку с изображением подорожника. Подорожник -это растение – доктор. Приложи чистый листочек к ушибу, боль будет меньше. А если поранился, то подорожник остановит кровь, убьет микробов, и ранка быстро заживет.

Ежик: Вот спасибо вам ребята, помогли мне травку собрать, теперь я смогу своим друзьям помочь. Я слышал, вы подарок ищите, вот вам пазл - подсказка. До свидания.

Воспитатель: Ребята, нам пора идти дальше. Куда стрелочки показывают?

Друг за дружкою вставайте

И за мною все шагайте.

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы пришли в березовую рощу.  Послушайте, как здесь поют птицы! (фонограмма пение птиц) Какое же задание нам приготовили лесные жители?

Голос Мудрой Совы: «Ребята, в березовой роще живут птицы. Они приготовили для вас небольшой концерт. Послушайте пение, посмотрите на картинки и назовите исполнителей»

Воспитатель: Ну что, ребята, выполним задание лесных жителей, присаживайтесь рядышком со мной, внимательно смотрите на картинки, слушайте пение птиц  и отгадывайте, какая птица для вас поет.  (дятел, ворона, сорока, кукушка)

Воспитатель: Молодцы ребята, вы были внимательны и всех птиц отгадали.

Воспитатель: А какие птицы еще живут в лесу? Расскажите, какую пользу приносят птицы?» (Уничтожают вредных насекомых - червяков, гусениц, которые поедают листики на деревьях) Молодцы!

Ребята, я что-то устала, а вы? Давайте приляжем на полянке, отдохнем, послушаем пение птиц.

Релаксационное упражнение «Расслабление»

(Голос)

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень легкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно –

Расслабление приятно!

Воспитатель: Ну что, отдохнули, вставайте, пора идти дальше, с заданием вы справились, а где же пазл? (высоко на дереве, достают пазл, кладут в сумку)

Друг за дружкою вставайте

И за мною все шагайте.

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки

Смотрите, впереди ручеек (звук ручья), аккуратно, по кочкам через ручеек переходите, чтобы ноги не промочить.

Воспитатель: Ребята, смотрите, какая красивая полянка впереди, как много на ней цветов (Звук насекомых) как вы думаете, кто здесь живет? (дети высказывают свои предположения (бабочки, пчелы, кузнечики) Ребята, а как всех этих жителей цветочной полянки можно назвать одним словом? Правильно, насекомые. Ребята, а что вы знаете о насекомых? (Они бывают полезными и вредными.) Каких полезных насекомых вы знаете? (Это пчёлы, муравьи, божьи коровки.) А вредные?  (Это мухи, комары, гусеницы.).

Воспитатель: Ребята, смотрите, здесь записка лежит, это, наверное, лесные жители оставили для нас задание. Прочтем? «Ребята, отгадайте загадки и узнайте, какие насекомые живут на цветочной полянке)

Воспитатель: Справимся, отгадаем загадки? Слушайте внимательно.

 

1. Прыгает пружинка-

Зелененькая спинка-

Сверху на серединку,

С травинки на былинку,

С ветки на тропинку.

(Кузнечик) (изображение )

2. Спал цветок и вдруг проснулся —

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.      Бабочка

3. Надевает эта крошка

Платье красное в горошек.

И летать умеет ловко

Это…                   Божья коровка

4. Домовитая хозяйка

Летает над лужайкой,

Похлопочет над цветком-

Он поделится медком.     (Пчела)

 

Воспитатель: Ребята давайте встанем в круг, друг за другом и вспомним упражнение про пчелу.

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела. (Дети бегут по кругу на носочках и машут воображаемыми крылышками.)

А за нею шмель-шмелёк

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

(Встают, загибают по одному пальчику на обеих руках на каждое название насекомых. Делают кружки из пальчиков и подносят их к глазам.)

Пожужжали, полетали, (Дети бегут по кругу на носочках и машут воображаемыми крылышками.)

От усталости упали. (Вновь бегут по кругу. Медленно опускаются на ковёр.)

Воспитатель(Звук плача) Ребята, вы слышите, кто - то плачет (воспитатель заглядывает за кустик)

Это муравей. Что случилось, муравей, почему ты плачешь?

Муравей (ребенок): Беда у меня приключилась

На мой домик кто-то наступил, И его разворошил.

Воспитатель: Не плачь, муравей, мы с ребятами поможем тебе построить новый домик. Правда, ребята? Ребята, а вы знаете, как называется дом муравьев (муравейник, на экране появляется муравейник) Да, муравейник (показывает картинку) Муравьи очень дружные и трудолюбивые. Чтобы построить муравейник, они очень долго и много трудятся.

Вы знаете, из чего строят муравьи свой дом? (песок, веточки деревьев, листики, цветочки.) Смотрите, под кустиком песок, веточки, листочки лежат, давайте быстро, дружно построим дом для муравья (дети складывают муравейник).

Муравей: Спасибо вам, ребята, вы очень дружные и трудолюбивые, очень быстро построили мне муравейник. Я слышал, вы подарок ищите, вот вам пазл - подсказка. До свидания, счастливого пути.

Воспитатель: Молодцы, как я рада за вас, ребята вы и загадки отгадали, и муравью помогли. Пойдем дальше? Под ноги смотрите, не отставайте

Друг за дружкою вставайте

И за мною все шагайте.

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Вот мы и к следующей полянке вышли. Посмотрите. На этой полянке никто не живет, ничего не растет, птицы не поют (на поляне мусор, пластиковые стаканы, бутылки, бумажки от конфет) Что здесь, интересно, случилось?  (дети высказывают свои предположения)

Голос Мудрой Совы: «Ребята, на этой полянке побывали дети- неряхи, Они кричали, шумели, всех птиц и зверей распугали, мусор разбросали, помогите нашей полянке, уберите мусор и получите последний пазл – подсказку»

Воспитатель: Ребята, поможем полянке? Давайте вместе соберем весь мусор на полянке в большой пакет, а когда вернемся в детский сад, выбросим его в мусорный бак. (Дети вместе с воспитателем собирают мусор и находят пазл)

 (звук пение птиц)  Ребята послушайте, как запели птицы, это они вас благодарят за то, что вы помогли полянке

Воспитатель: Ребята, мы выполнили последнее задание лесных жителей.

Вы помните, Мудрая Сова в письме писала, что для того, чтобы узнать, где находится подарок, нужно собрать все пазлы в картинку, на ней и будет изображено то место, где лежит подарок от лесных жителей. Давайте скорее соберем все пазлы и узнаем, где лесные жители прячут для вас подарок (дети собирают пазлы, появляется картинка – подарок под большой елкой.)

А где здесь самая большая елка растет? (Дети ищут, находят коробку).

Голос Мудрой Совы: «Молодцы ребята! Вы настоящие знатоки леса, вы выполнили все задания лесных жителей, а еще мы узнали, что вы дружные, трудолюбивые и готовы всегда прийти на помощь»

Воспитатель: Ребята, вам интересно, что лежит в коробке? Давайте ее откроем (Открывают – там медали «Знатоки природы») Посмотрите, какие медали приготовили для вас лесные жители (дети рассматривают медали)  Воспитатель предлагает детям помочь друг другу надеть медали.

Ребята, а в коробке еще что-то есть, смотрите, здесь яблоки. Яблоки я предлагаю съесть, когда вернемся в детский сад. Как вы думаете, почему? (потому что надо помыть фрукты и яблоки)

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться домой в детский сад,

Друг за дружкою вставайте

И за мною все шагайте.

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки

Воспитатель: Вот мы и в детском саду.

Давайте вспомним, где мы с вами были?

Кого встретили? какие задания лесных жителей мы выполнили? Кому мы помогли? Что было вам интересно? Что было вам трудно?  Вам понравилось наше путешествие?

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область «Познание».Развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности для детей средней группы.Тема: «О чем поют птицы весной?»

Дети вместе с воспитателем в ходят в группу украшенную зелеными листочками,  цветочками, бумажными птичками.Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие по весеннему лесу.Воспитатель пр...

Конспект познавательно - исследовательской деятельности для детей средней группы.

Тема: «Путешествие с Капелькой в мир воды».Цель: Развивать познавательную активность в ходе познавательно- исследовательской деятельности; расширять знания детей о воде.Задачи:1....

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей средней группы

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей средней группы...

Познавательно-исследовательская деятельность для детей средней группы Кому нужна вода?

Познавательно-исследовательская деятельность для детей средней группы  Кому нужна вода?...

Конспект познавательно- исследовательской деятельности для детей средней группы. Тема: «Путешествие с Капитошкой в мир воды».

Конспект познавательно -исследовательской деятельности для среднего дошкольного возраста, тема "Путешествие с Капитошкой в мир воды". Задачи: познакомить со свойствами воды; учить способам исследовани...

экспериментирование НОД по познавательно - исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Путешествие в Страну вулканов» с использованием интерактивных компьютерных технологий.

НОД по  познавательно - исследовательской деятельности для детей подготовительной группы «Путешествие в Страну вулканов» с использованием интерактивных компьютерных технологий....