«Квест-игра по познавательно-исследовательской деятельности «В гостях у профессора Дедуса»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Непосредственная образовательная деятельность
по образовательной области «Познавательное развитие»
в подготовительной к школе группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvest-igra_pozn._issled._nauchnaya_laboratoriya.docx | 250.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №13» г. Канаш
Непосредственная образовательная деятельность
по образовательной области «Познавательное развитие»
в подготовительной к школе группе
на тему
«Квест-игра по познавательно-исследовательской деятельности «В гостях у профессора Дедуса»
ВОСПИТАТЕЛЬ: Яковлева З.В.
Канаш, 2021 г.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная.
Форма проведения: квест-игра.
Интеграция содержания образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: формирование партнерских качеств и социально-коммуникативных навыков во взаимоотношениях взрослый-ребенок в процессе реализации квест-экспериментов для детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные: Актуализировать и расширить знания детей о свойствах магнита притягивать металлические предметы на расстоянии; продолжать знакомить со свойствами воздуха (воздух легкий, легче воды) в ходе экспериментирования с апельсинами. Познакомить со свойствами новых материалов и объяснить, как молоко взаимодействует со средством для мытья посуды, создавая причудливые картины.
Развивающие: Развивать способности самостоятельного поиска, умения делать выводы в ходе экспериментирования с разными материалами, помочь детям устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Формировать умение детей действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом схеме-подсказке, ориентироваться по карте. Закреплять навыки ориентировки в пространстве, умение детей отвечать на вопросы полными предложениями, аргументировать правильность ответов. Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Воспитывающие: Воспитывать желание сотрудничать, умение договариваться в ходе совместной деятельности в команде и парами, интерес к познанию окружающего мира, умение вести конструктивный диалог в процессе совместного выполнения заданий квеста. Доставить детям радость и удовольствие от экспериментирования разными материалами.
Оборудование и материалы.
Демонстрационный материал:
- электронное видеообращение, проектор, ноутбук;
- сундук с картой, конверты с подсказками, карточки с изображением секретных ингредиентов, фонарик.
Раздаточный материал:
- столы, накрытые клеенкой, контейнеры с водой (4 шт.), апельсины и лупы на тарелках по количеству детей, 2 очищенных от кожуры апельсина, спасательный жилет;
- надувной детский бассейн с манной крупой, магниты (6 шт.)
- одноразовые стаканчики с водой и йодом, деревянные палочки, кисточки альбомные листы половинки А4 на одной из которых нарисована подсказка (по 6 шт.), влажные салфетки на каждого ребенка.
- Одноразовые стаканчики с молоком и с моющим средством, одноразовые тарелки, кисточки, краски гуашь разных цветов, ватные палочки, влажные салфетки (по количеству детей).
Методические приемы: сюрпризный момент, использование гаджетов, художественное слово, объяснение, показ, наблюдение, самостоятельное экспериментирование и работа в парах, обсуждение, рефлексия.
Самостоятельная деятельность детей: эксперименты детей с апельсинами, с магнитами, рисование на молоке.
Индивидуальная работа: помочь Артему и Аделине в экспериментировании с апельсинами, обратить внимание Никиты и Сашеньки при раскрашивании листа бумаги, как правильно держать кисточку.
Предварительная работа:
1. Экспериментирование в группе с водой, магнитами;
2. Беседа о свойствах разных материалов;
3. Обсуждение правил поведения в группе во время экспериментов.
Ход НОД:
I. Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Мои маленькие и взрослые, веселые и серьезные, тихие и шумные, красивые и умные. Ну как ваше сегодняшнее настроение?
- Ну-ка, имена детей … – покажись и покружись!
- Ну-ка, имена детей … – покажись и улыбнись!
- А, про кого я не сказала, и сегодня промолчала,
Как единая семья дружно крикнем громко: «Я»!
Воспитатель:
- А, вы знаете ребята, мне сегодня с утра пришло СМС на ноутбук (показывает…) с подписью: «Внимание, внимание, информация только для любознательных и умных детей». Ребята, вы же у меня любознательные и умные? (ответы детей…). Тогда я открываю смс – ку…
воспитателю приходит видео-сообщение на ноутбук от профессора Дедуса со следующим текстом:
«Здравствуйте, мои умники и умницы. Рад вас всех видеть! Я приглашаю Вас к себе в научную лабораторию, где приготовил вам сюрприз! Но сперва вы мне должны помочь. Я потерял свои волшебные карточки с изображением секретных ингредиентов, которые мне нужны для моего сюрприза. Чтобы их найти, вам поможет моя карта, которая лежит в сундуке. На прохождение каждого испытания у вас ровно пять минут. И, помните, что вы добьетесь успеха, работая дружной командой. Удачи вам, друзья! И до встречи! Ваш друг профессор Дедус»
Воспитатель: Ну, что ребята, поможем ему? Тогда в путь! Но я возьму с собой только самых сообразительных и внимательных ребят! Вы сообразительные? (дети отвечают) И внимательные? (дети отвечают). Сейчас проверим!
Игра «Так – не так»
Если я правильно скажу, то вы хлопайте, если нет, то топайте! ...
- Караси в реке живут (ХЛОПАЮТ)
- На сосне грибы растут (ТОПАЮТ)
- Любит мишка сладкий мед (ХЛОПАЮТ)
- В поле едет пароход (ТОПАЮТ)
- Дождь прошел – остались лужи (ХЛОПАЮТ)
- Заяц с волком крепко дружит (ТОПАЮТ)
- Нет рассеянных средь вас (ХЛОПАЮТ)
- Все внимательны у нас! (ХЛОПАЮТ).
II. Основная часть.
Воспитатель: (открывает сундук и достает карту, прикрепляет на доску) – Молодцы! А теперь откроем сундук и посмотрим карту… (дети вместе с воспитателем рассматривают карту и обсуждают). Итак, и первый наш пункт назначения… Это станция «ЭКСПЕРИМЕНАЛЬНАЯ».
Есть в нашей группе место,
Где делают прическу классно.
И покрасят, постригут,
Красоту всем наведут.
- Где, ребята, это место? (ответы детей: «уголок красоты») Молодцы! Тогда идем…
СТАНЦИЯ «ЭКСПЕРИМЕНАЛЬНАЯ» - возле зеркала лежит конверт с письмом от Дедуса – внутри волшебная карточка «КАРТИНКА – МОЮЩЕЕ СРЕДСТВО» - пустая. Рядом стоят три стола, на двух столах на котором емкости с водой и по два апельсина: один целый с кожурой, другой очищенный от кожуры. На тарелках апельсины, рядом лупа (4 контейнера, 2 апельсина без кожуры, 10 апельсинов с кожурой, тарелки 8 штук, лупы на каждого ребенка – 13 штук, спасательный жилет).
Воспитатель: (открывает конверт и читает задание) - Ребята, здесь вы должны ответить на такой интересный вопрос: «Апельсин тонет в воде или нет?» (дети рассуждают и выдвигают различные гипотезы)
Воспитатель: - Да, мнения разошлись. Не будем долго спорить и проверим. … (имя ребенка), возьми в руки апельсин и скажи «Апельсин тяжелый или легкий?». … (имя ребенка), скажи, а какие предметы тонут в воде: легкие или тяжелые? Значит наш апельсин должен утонуть? Для выяснения истины проведем эксперимент. Перед нами два апельсина: один неочищенный с кожурой, а другой очищенный без кожуры.
… (имя ребенка), возьми неочищенный апельсин и опусти его в воду. Что происходит? (ответы детей: он плавает).
… (имя ребенка), а теперь возьми очищенный от кожуры апельсин и тоже помести его в сосуд с водой. Что с ним случилось? (ответы детей: он утонул)
Воспитатель: - Значит в кожуре апельсин плавает, а без кожуры утонул… В чем же тут дело? (мнения детей)
Воспитатель: - Давайте рассмотрим кожуру внимательно. Возьмите для этого лупы. Что вы видите? (ответы детей: в ней много дырочек)
Воспитатель: - Правильно. Через эти дырочки, ребята, проходит воздух. Вся кожура наполнена воздухом как плавательный жилет (воспитатель показывает детям спасательный жилет)
А скажите, для чего надевают люди плавательный жилет, когда они идут плавать в бассейне или в море? (ответы детей)
Вывод: Значит, ребята, кожура не дает апельсину утонуть, а жилет человеку.
И мы можем точно ответить на вопрос профессора Дедуса – Апельсин тонет в воде? … (имя ребенка), помоги… (ответы детей: Апельсин без кожуры тонет, а в кожуре плавает)
Воспитатель: - Молодцы! Мы ответили на вопрос, и можем получить первую карточку. Но, посмотрите, на ней ничего не видно… и вправду волшебная карточка. Не переживайте, разгадать ее нам поможет профессор Дедус.
Воспитатель: (смотрим на карту) – Давайте рассмотри карту и узнаем куда нам двигаться дальше… Следующая станция «ЗАГАДОЧНАЯ». Давайте же узнаем, куда нам двигаться дальше.
Тут не кухня и не спальня,
А для всех детей купальня.
И для рук, и для лица,
Льется водичка без конца.
- Где, ребята, это место? (ответы детей: «умывальная») Молодцы! Тогда идем…
СТАНЦИЯ «ЗАГАДОЧНАЯ» - на макете дерева табличка «Отгадай загадки» и висят конверты с загадками (четыре конверта с карточками – в трех загадки, в одной – волшебная карточка – «КАРТИНКА - ВАТНЫЕ ПАЛОЧКИ»)
Воспитатель: (открывает конверт и читает задание) – Ребята, вам нужно отгадать загадки. Но отвечать будут не все хором, а только один. А кто мы сейчас узнаем…
Первую загадку отгадывает девочка, у которой в имени есть буква «А». Это у нас… Слушай внимательно, подумай и скажи: - В правой руке папа нес один килограмм пуха, а в левой – килограмм железа. Что было тяжелее нести? (ответ: Одинаково)
Воспитатель: - Отлично! Следующую загадку отгадывает тот, у кого темные волосы, и на одежде есть красный цвет. Отвечает… Слушаем: - Сколько камешков в пустой вазе? (ответ: Нисколько, ваза пустая)
Воспитатель: - Потрясающе! Вы невероятно сообразительны! А теперь отвечает самый высокий мальчик, в чем имени есть буква «И». Кто же это… Вот и следующая задачка: - На березе созрело 20 лимонов, 10 из них упало. Сколько лимонов осталось на дереве? (ответ: На березе лимоны не растут)
Воспитатель: - Молодцы! Вот мы и нашли следующую карточку. На этой карточке есть картинка. … (имя ребенка), скажи, что здесь нарисовано. Правильно, ватные палочки. Ну, а мы идем дальше… (смотрят на карту). Следующая станция «ИСКАТЕЛЬНАЯ». Слушаем загадку, и находим место.
Это место всем знакомо,
Все для игр, забав здесь много.
Можно в мячик поиграть,
Можно с обручем скакать.
- Где, ребята, это место? (ответы детей: «физкультурный уголок») Молодцы! Тогда идем…
СТАНЦИЯ «ИСКАТЕЛЬНАЯ» - возле физкультурного уголка лежит бассейн с манной крупой, где спрятана металлическая карточка – КАРТИНКА «КРАСКИ - ГУАШЬ», где наклеен волшебный ингредиент, коробочка с магнитами.
Воспитатель: (открывает конверт и читает задание) – Ребята, в бассейне спрятана волшебная карточка, но она не простая как все, а металлическая. Вам нужно его найти и достать, но при этом не замарать руки. А в помощь вам волшебные магнитики.
Воспитатель: - Ребята, как можно найти карточку с помощью магнитов? Для чего нужен магнит? (ответы детей)
Вывод: Правильно, магнит – это предмет, который притягивает металлические предметы. Карточка у нас металлическая, а значит мы сможем магнитом достать ее. Ведь магнит может притягивать металлические предметы на расстоянии.
Воспитатель: (открывает коробку с магнитами) – Ребята, а здесь магнитов мало, не всем хватит. А значит получить ее тот, кто быстрее ответит на мои вопросы… Какое сейчас время года? Какой месяц? А какой день недели? А какое время суток?
Воспитатель раздает магниты, и дети проводят магнитами над манкой и ищут карточку.
Воспитатель: - Молодцы! Вот мы и нашли следующую карточку. И секретный наш ингредиент – это …назови его нам … (имя ребенка) (ответ: краски) Ну, а мы идем дальше… (смотрят на карту). Следующая станция «ТАИНСТВЕННАЯ».
В этом месте мы встречаемся,
Там мы раздеваемся и одеваемся.
Мамы папы провожают,
А потом еще встречают.
- Где, ребята, это место? (ответы детей: «приемная») Молодцы! Тогда в путь…
СТАНЦИЯ «ТАИНСТВЕННАЯ» - в коридоре стоят три стола, на столах стаканчики с водой, стаканчики с йодом, кисточки, листочки, только на одном из нарисован секретный ингредиент – КАРТИНКА – «МОЛОКО», салфетки для вытирания рук; конверт с заданием и схемой-карточкой лежит на полке.
Воспитатель: (открывает конверт и читает задание) – Ребята, перед вами секретные карточки. На одной из них нарисован наш следующий секретный ингредиент, который вам нужно отгадать и узнать. Для этого вам понадобится волшебная вода, которую вы сможете сделать по моей подсказке. В стакан с водой добавьте капельку волшебного средства, хорошо перемешайте деревянной палочкой и с помощью кисточки закрасьте весь лист этим раствором.
Воспитатель: - Давайте рассмотрим ваши рисунки. На них что-нибудь видно? (ответы детей)
Воспитатель: - Не расстраивайтесь. Мы сейчас приготовим волшебную воду, которая невидимое делает видимым. Для этого вам нужно разделиться на пары. Договоритесь между с собой, кто будет готовить волшебную воду, а кто будет закрашивать лист.
- А теперь, добавьте волшебное средство в стакан с водой. Хорошо перемешайте деревянной палочкой. Раскрасьте свой лист волшебной водой кисточкой.
(дети выполняют задание, рисунок появляется)
Воспитатель: - Ну, ребята, у кого-что появилось? У кого волшебная карточка, посмотрите, что за секретный ингредиент вы видите? (ответ ребенка: молоко) Ребята, ну не чудо ли это? А это секрет этого чуда пусть останется тайной. Его мы с вами разгадаем, когда наступит весна.
Воспитатель: - Замечательно! И мы получаем еще одну карточку и выходим на финишную прямую… (смотрят на карту). Это научная лаборатория профессора Дедуса. Интересно, где же она находится.
Это место, где танцуем,
Веселимся и играем.
Где мы праздники проводим,
Звонко песню там поем.
- Ребята, где же это место? (ответы детей: «музыкальный зал») Молодцы! Тогда в путь…
СТАНЦИЯ «НАУЧНАЯ ЛАБОРАОРИЯ» - стоит проектор с экраном и ноутбуком, где появляется профессор Дедус. Зал оборудован разными колбами, микроскопами, контейнерами и другими предметами для лабораторий. Стоит ширма с надписью «Научная лаборатория». В зале стоят 6 столов, стулья по количеству детей. На каждом столе одноразовые тарелки, стаканчики с молоком, краски разных цветов, стаканчики с моющим средством, ватные палочки, салфетки для вытирания рук.
(дети с воспитателем приходят в музыкальный зал, дети присаживаются на стулья, одевают костюмы ученых. В это время зажигается проектор и появляется на экране профессор Дедус)
Воспитатель: - Ребята, а вот научная лаборатория. Присаживайтесь на стулья. Оденьте шапочки и халаты, как настоящие ученые.
Профессор Дедус: (появляется на экране видео) - Молодцы, ребята. Приветствую вас в своей лаборатории. Вы справились со всеми заданиями и собрали все карточки. Но я знаю, что одна карточка у вас не простая, а волшебная. А чтобы узнать, какой секретный ингредиент там спрятан, вам просто нужно взять фонарик и посветить сзади карточки, и вы увидите, что там.
(воспитатель берет большой фонарик, светит и показывает детям)
Воспитатель: - Ребята, что там нарисовано? Что за волшебный ингредиент? Правильно, это моющее средство. Давайте вспомним все наши ингредиенты: (воспитатель показывает карточки, а дети называют) – моющее средство, молоко, краски, ватные палочки.
Профессор Дедус: (появляется на экране видео) – Я знаю, что Вы любите рисовать? А чем вы обычно рисуете? … (пауза 5 сек., в это время ответы детей). Да, рисование – это целая наука. И рисовать можно очень необычно, и сейчас я вам это докажу. Смешав все наши секретные ингредиенты, мы с вами увидим настоящие чудеса. Вам для этого, нужно только правильно по схеме-подсказке выполнить задания. Будьте внимательны и все у вас получится. Успехов, друзья!
(на экране появляется схема-подсказка, по которой обсуждая дети с воспитателем проводят эксперимент)
ЭКСПЕРИМЕНТ «ФЕЙЕРВЕРК КРАСОК»
- Налейте молоко в тарелку.
- Добавьте в него по несколько капель краски разных цветов. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.
- Возьмите ватную палочку, окуните ее в жидкое мыло, хорошо перемешайте ватную палочку в ней.
- А теперь прикоснитесь ватной палочкой в самый центр тарелки с молоком.
Воспитатель: - Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!
Воспитатель: - Что вы видите на своих картинах, ребята? Настоящее чудо, рисунок получается сам собой. Я вам открою секрет, моющее средство попав в молоко соединяется с капельками жира, которые есть в молоке. И разрывает их, приводя в движение. И они начиная двигаться, смешивают наши цветные краски и получается необычный рисунок.
Профессор Дедус: (появляется на экране видео) – Молодцы! Ура!!! Я вижу, у вас у всех получился настоящий фейерверк красок! Поздравляю! Вы настоящие ученые! Ребята, вы очень сообразительные, находчивые, активные и креативные! Жду вас в гости следующий раз! До свидания! Но, а я отключаюсь! (появляются полоски, и профессор исчезает, экран на проекторе гаснет)
III. Заключительная часть.
Воспитатель: - Ребята вам понравилось сегодняшнее путешествие? А какое задание больше всего запомнилось вам? (ответы детей) Ну, а нам пора возвращаться в группу. Надеюсь еще не раз мы с вами посетим научную лабораторию профессора Дедуса.
Используемая литература:
1. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
2. А. И. Иванова. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. детская энциклопедия. М.: ТЦ «Сфера», 2004.
. Интернет ресурсы:
•https://daynotes.ru/nauchnye_opyty_dlya_detej_v_domashnih_usloviyah/
•https://www.infoniac.ru/news/10-interesnyh-eksperimentov-dlya-detei.html
•http://naukaveselo.ru/eksperimenty
Приложения
СТАНЦИЯ «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ» | СТАНЦИЯ «ЗАГАДОЧНАЯ» |
СТАНЦИЯ «ТАИНСТВЕННАЯ» | СТАНЦИЯ «ИСКАТЕЛЬНАЯ» |
«НАУЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ» |
Карточки с заданиями
Профессор Дедус: Ребята, здесь вы должны ответить на такой интересный вопрос: «Апельсин тонет в воде или нет?» |
Профессор Дедус: Ребята, вам нужно отгадать загадки. Но отвечать будут не все хором, а только один. А кто мы сейчас узнаем… Первую загадку отгадывает девочка, у которой в имени есть буква «А». Это у нас… Слушай внимательно, подумай и скажи: - В правой руке папа нес один килограмм пуха, а в левой – килограмм железа. Что было тяжелее нести? (ответ: Одинаково) Профессор Дедус: - Отлично! Следующую загадку отгадывает тот, у кого темные волосы, и на одежде есть красный цвет. Отвечает… Слушаем: - Сколько камешков в пустой вазе? (ответ: Нисколько, ваза пустая) Профессор Дедус: - Потрясающе! Вы невероятно сообразительны! А теперь отвечает самый высокий мальчик, в чем имени есть буква «И». Кто же это… Вот и следующая задачка: - На березе созрело 20 лимонов, 10 из них упало. Сколько лимонов осталось на дереве? (ответ: На березе лимоны не растут) |
Профессор Дедус: Ребята, в бассейне спрятана волшебная карточка, но она не простая как все, а металлическая. Вам нужно его найти и достать, но при этом не замарать руки. А в помощь вам волшебные магнитики. |
Профессор Дедус: Ребята, перед вами секретные карточки. На одной из них нарисован наш следующий секретный ингредиент, который вам нужно отгадать и узнать. Для этого вам понадобится волшебная вода, которую вы сможете сделать по моей подсказке. В стакан с водой добавьте капельку волшебного средства, хорошо перемешайте деревянной палочкой и с помощью кисточки закрасьте весь лист этим раствором. |
Для карты
Есть в нашей группе место, Где делают прическу классно. И покрасят, постригут, Красоту всем наведут. | Это место, где танцуем, Веселимся и играем. Где мы праздники проводим, Звонко песню там поем. |
Тут не кухня и не спальня, А для всех детей купальня. И для рук, и для лица, Льется водичка без конца. | В этом месте мы встречаемся, Там мы раздеваемся и одеваемся. Мамы папы провожают, А потом еще встречают. |
Это место всем знакомо, Все для игр, забав здесь много. Можно в мячик поиграть, Можно с обручем скакать. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Познавательно исследовательский проект «Осень в гости к нам пришла»
Познавательно исследовательский проект «Осень в гости к нам пришла»...
Отчет по познавательно исследовательскому проект «Осень в гости к нам пришла» с детьми раннего возраста
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17269799","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"352","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17269805","...
Конспект ООД подготовительной группы опытно- экспериментальной деятельности " В гостях у профессора Всезнайкина"
Цель: Закрепить и расширить представления детей о значимости органов чувств, для жизнедеятельности человека;Познакомить с новым веществом – крахмалом и его свойствами....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».
Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....
Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»
В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...