Конспект занятия ОПСО
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ОПСО в старшей группе детей с ОНР.
Тема: «Пернатые друзья».
Цель: Дать представление о значении птиц для окружающей природы.
Задачи:
Образовательные: учить отгадывать загадки.
Воспитательные: формировать у детей желание заботиться о птицах.
Развивающие: развивать внимание и творческую активность.
Коррекционная: вводить в активный словарь детей обобщающее понятие, состоящие из двух слов, _ «Зимующие птицы».
Оборудование и материал: Два комплекта картинок с изображением птиц (совы, синицы, голубя, снегиря, дятла, ласточки, скворца); нагрудные знаки «Знатоки!» (на каждого ребенка); посылка от Деда Природоведа. (письмо, схема, доски для кормушки).
Ход занятия:
Организационная часть.
Проводится викторина «Пернатые друзья».
Дети делятся на две команды. Педагог объясняет правила: внимательно слушать ведущего, отвечать на вопросы и выполнять задания. Выигрывает та команда, которая наберет больше фишек.
Задание1.
Воспитатель: «Ребята, отгадайте загадку, найдите и покажите отгадку.
Ночь, как смола, черным-черна.
Серой птице не до сна.
Меж кустов, как тень, скользит,
Караулит, кто не спит,
Ловит каждый шорох чутко, А как крикнет, станет жутко,
Вздрогнет спящая трава,
Это ухает…»
Дети: «Сова!»
Воспитатель: «Команда, которая первой отгадала загадку и показала изображение получает фишку. Ребята, давайте рассмотрим и поговорим о сове. Сова –крупная птица. Голова у совы круглая, как тарелка, по бокам головы перышки торчат (словно уши), клюв крючком. Глаза у нее большие, круглые, но днем сова видит плохо и поэтому охотится ночью. Сова ночью издает звуки, как будто охает-«у-ух». Поэтому говорят сова «ухает».
Задание 2.
Отгадайте следующую загадку:
«Спинкой зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.»
Дети: «Синица!»
Воспитатель: «Верно, команда получает фишку. Ребята, почему синица так называется?»
Дети: «???»
Воспитатель: « Есть мнение , что синица раньше называлась «зиница», потому что ее песенка звучит «зинь-зинь». Ребята, синица неперелетная птица. Она зимует вместе снами. Летом синица питается насекомыми. Гнезда синицы вьют в дуплах деревьев.
Задание 3
Воспитатель: «Собирает он проворно
Горстью брошенные зерна,
И гнездится под карнизом
Наш любимый …
Дети: «голубь сизый!»
Воспитатель: «Ребята, какой окрас у голубя?»
Дети: «Серый!»
Воспитатель: «Или по -другому можно сказать сизый. Голубь по размеру меньше или больше воробья?»
Дети: «Голубь больше.»
Воспитатель: «Чем питаются голуби?»
Дети: «???»
Воспитатель: « Голуби питаются семенами, фруктами, ягодами. Голуби, живущие в городе едят пшеницу, овес. Иногда едят насекомых. Ребята, а знаете ли вы, что голуби умеют передавать письма. Для этого их обучают. К их лапкам привязывают письмо, и он приносит его в определенное место – в свою голубятню. Во время войны голуби служили почтальонами и доставляли ценные письма адресатам. Голубь одна из самых добрых и мирных птиц. За это ее избрали символом миры и дружбы. А веточка в клюве у голубя означает, что он несет добрую весточку о мире и дружбе».
Воспитатель: « Ребята, я приглашаю вас поиграть в «Перелетных птиц».
Ход игры: Дети – «птицы» по сигналу бегают по группе. «Ветер, буря!» быстро убегают на свои места. Затем воспитатель говорит: «Солнце выглянуло». «Птицы» снова бегают по группе. Игра повторяется 2-3 раза.
Задание 4.
Дети отгадывают загадку:
«Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ?»
Дети: «Снегири».
Воспитатель: «Ребята, как вы думаете на какое слово похоже название этой птицы?
Дети: «На слово снег!»
Воспитатель: «Как вы думаете, чем отличаются самка снегиря от самца?»
Дети: «???»
Воспитатель: «Самка серенькая , самец с красной грудкой. Питаются снегири семенами, почками, паучками, любят рябину.»
Фишку получает команда, которая первая отгадала загадку.
Задание 5.
Следующая загадка.
«Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только долбит.»
Дети: «Дятел!»
Воспитатель: «Дети, какой окрас у дятла?»
Дети: «???»
Воспитатель: «У самца дятла на голове «красивая яркая шапочка, а у самочки ее нет. Как вы думаете, почему дятел в лесу часто стучит по дереву?»
Дети: «Он ищет гусениц!»
Воспитатель: «Правильно! И команда получает фишку.»
Задание 6.
Воспитатель: «Наши ласточки-сестрички,
Но живут не вместе!
Гнездышки в особом месте
Строят эти птички.
Кто под крышей выбирает
Спальню для детишек,
Кто под берегом капает
Норки для малышек.
Ласточки-друзья,
Как люблю вас я!»
Воспитатель: «Ребята, попробуйте найти ласточку, среди других изображений. Давайте вместе посмотрим какой окрас у ласточки.»
Дети : « Она маленькая, у нее короткий клюв, ласточки –черные. Красивый хвост.»
Воспитатель: «Ребята, название этой птички произошло от слова «ласта», что в переводе летать. Ласточка много времени проводит в полете, не уставая. Питается ласточка насекомыми, которых ловит в полете»
Задание 7
Воспитатель читает детям стихотворение:
«Что за радость! Наконец
Прилетел к нам в сад скворец.
Наш певец блестяще-черный,
По траве снует проворно.
Домик свой отвоевал:
Воробьев всех разогнал!
С видов деловым поспешно
Он влетает в свой скворечник.
На ступеньку без забот
Он садится и поет
Так, что за душу берет!»
Ребята, найдите скворца на картинке. Расскажите какой у него окрас?
Дети: « У скворца длинный хвост, есть белые пятнышки.»
Воспитатель: «Чем питаются скворцы?»
Дети: «насекомыми».
Воспитатель: «Скворцы всеядны, ранней весной они питаются дождевыми червями, или личинками насекомых, зимовавших в укромных местах. Ребята, кто строит домики для скворцов?»
Дети: «Люди или они сами!»
Задание 8.
Воспитатель: «Ребята, как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края? Назовите их.»
Дети: «перелетные! Это скворцы, ласточки!»
Воспитатель: «Как называются птицы, которые остаются с нами зимовать? Назовите их».
Дети: «Зимующие птицы. Это голубь, сова, снегирь, дятел».
Воспитатель: «Почему одни птицы улетают в теплые края, а другие остаются с нами зимовать?»
Дети: «Для перелетных птиц зимой у нас нет корма, они питаются насекомыми.»
Воспитатель: « Перелетные птицы должны быть подготовлены к перелету. За лето птицы подрастут и окрепнут. Взрослые птицы научат их летать и добывать пищу. Летят птицы в дальние края, где тепло и есть пища. Во время полета птицы преодолевают большие расстояния. У птиц есть крылья, поэтому они могут летать. Хвост помогает им рулить в нужном направлении. Некоторые птицы, которые остаются зимовать, делают запасы растений и орехов. Другие перебираются ближе к жилью человека в надежде на помощь. Перья птиц и пух помогает им пережить холод. А вот отыскать под снегом пищу птицам бывает очень трудно. Как мы можем помочь птицам пережить холодную зиму?»
Дети: «Зимой нужно кормить птиц».
За каждый правильный ответ команды получают фишки. Воспитатель подводит итоги.
Выигрывает команда, набравшая больше фишек. Поздравляет команды и вручает нагрудные знаки.
Раздается звук в дверь. Почтальон приносит посылку. Воспитатель сообщает, что это посылка от Деда Природоведа, и зачитывает письмо: «Здравствуйте, дорогие дети! Наступает зима, скоро будет холодно и выпадет много снега. Я заранее позаботился о наших друзьях – птицах. Начал делать им кормушки, но птиц очень много, а я один. Помогите мне доделать несколько кормушек для птиц! Ваш друг- Дед Природовед».
В свободное время дети и родители делают кормушку для птиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.
В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...
Конспекты развивающих занятий в ясельной группе Развивающие занятия В ясельной группе. (Конспекты занятий) Подготовила: Савченко Алина Рустамовна
Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или неиспользование которых может иметь с...