Конспект НОД по познавательному развитию (ФЦКМ) «День космонавтики»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Исмайлова Алёна Валериевна

Конспект НОД по ФЦКМ  с детьми старшей группы №2

 на тему:

 «Покорение космоса»

Выполнила: воспитатель, Борисова А.В.

Цель: Расширение  представлений детей  о празднике «Дне космонавтики», элементарных представлений о космосе, о первом полете в космос.

 Задачи:

  • Обобщить и систематизировать знания детей о космических полетах: познакомить с российскими учеными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики-К. Э. Циалковским, С. П. Королевым.
  • Закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Алексеевич Гагарин. 
  • Развивать память, речь, наблюдательность, логическое мышление, интерес к познанию окружающего мира. 
  • Обогатить словарь детей новыми терминами и понятиями: невесомость, притяжение земли, спутник и др. 
  • Воспитывать патриотические чувства, гордость за нашу страну, за героев летчиков – космонавтов, покоривших Космос. 

Актуальность:

  • Расширить кругозор  и обогатить знания детей о космосе, о первом полете в космос.

Предварительная работа:

  • Беседы с детьми о космосе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.

Демонстрационный материал:

Иллюстрации с портретами космонавтов и учёных,  космическими кораблями и аппаратами, межпланетными станциями, космоса (звезды, галактики, кометы), солнечной системой, с собаками - космонавтами Белкой и Стрелкой и так далее.

Раздаточный материал:

наборы  картинок

Виды детской деятельности:

познавательная, коммуникативная

Словарь активный: космонавт, ракета

Словарь пассивный: невесомость, перегрузка, центрифуга.

Ход занятия: 1 СЛАЙД

Воспитатель: Ребята, я сегодня встретила почтальона, и он дал мне письмо. Оно адресовано вам! Давай посмотрим что там. 2 СЛАЙД
В письме следующий текст.
Здравствуйте.
Меня зовут Петя Иванов. Нас в школе ко дню космонавтики попросили написать статью. А я  очень мало о нем знаю. Помоги мне, пожалуйста, узнать побольше о космосе.
Педагог предлагает помочь мальчику Пете узнать побольше о космосе.
3 СЛАЙД

Воспитатель: Ребята, 12 апреля наша страна отмечала, День Космонавтики. В этом году  исполнилось ровно 60 лет с момента первого полета человека в космос.
Кто помнит, почему именно 12 апреля отмечается этот праздник?
(12 апреля 1961 года впервые в мире в космос полетел человек.

 Это был российский космонавт.)

Воспитатель: Как его зовут? (Юрий Алексеевич Гагарин) 
Воспитатель: С самых древних времен человек мечтал подняться в небо, и он осуществил свою мечту. Так появились воздушные шары, самолёты, вертолёты. Но ещё ваши прапрадедушки не могли себе представить, что можно полететь в космос. А теперь есть люди, которые летают туда на работу. 
Как их называют?

Дети: Их называют космонавтами. 4 СЛАЙД
Воспитатель: А кто такие космонавты? 

(Ответы детей) 
Космонавтами называются летчики, которые управляют космическими кораблями. Космонавтами называют так же членов экипажа, которые проводят исследования на борту космического корабля. 
Как вы думаете, почему человек захотел полететь в космос? 

(Ответы детей) 
Что помогает ученым наблюдать за звездным небом? (Ответы детей)

Ученые придумали специальные приборы - телескопы, чтобы наблюдать за звездным небом. 
Что они могли увидеть в телескопы? 5 СЛАЙД

(Ответы детей)
Они могли увидеть звёзды, планеты. 6 СЛАЙД
Какие планеты вы знаете? (Ответы детей) 7 СЛАЙД
Меркурий, Венера , Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Людям очень хотелось узнать, есть ли жизнь на других планетах. А если есть, то кто там живет? Похожи ли эти живые существа на людей? Но чтобы узнать, надо до этих планет долететь. Самолеты для этого не годятся, потому что до планет было очень далеко. 
И что придумали ученые? (Ракеты, космические корабли)  8 СЛАЙД
Кто же первым в России придумал ракету? (Константин Эдуардович Циалковский)  9 СЛАЙД

(Жил в городе Калуге простой учитель Константин Эдуардович Циалковский. Он очень любил наблюдать в телескоп за звездами, изучал их и очень ему хотелось до них долететь. И задумал он сконструировать такой летательный аппарат, который мог бы долететь до какой-нибудь планеты. Он делал чертежи, проводил расчеты и придумал такой летательный аппарат. Но, к сожалению, у него не было возможности такой летательный аппарат сделать. Но он рассказал об этом в своих книгах.) 
Кто же все-таки сделал такой летательный аппарат? 10 СЛАЙД

 (Ответы детей - Сергей Павлович Королев -ученый-конструктор, который через много-много лет смог сконструировать и изготовить первый космический спутник. На спутнике установили приборы и запустили в космическое пространство.

Позже ученые решили повторить полет, но уже с животными на борту – это были собаки – Белка и Стрелка. 11 СЛАЙД

 Они благополучно вернулись на землю.  Но они не смогли рассказать о своём путешествии, и в космос отправился человек.

Первый полет в космос совершил наш космонавт - Юрий Алексеевич Гагарин. 12 СЛАЙД

Обычный русский парень. Мы гордимся тем, что в космос первым полетел НАШ русский человек. До зачисления в отряд космонавтов служил летчиком - истребителем в авиационном полку Северного флота. Как вы думаете, что надо было делать Гагарину, чтобы стать космонавтом? 
(Ответы детей) 

Воспитатель: Правильно ребята, что бы стать космонавтом, Юрию Гагарину надо было заниматься спортом. 13 СЛАЙД

 Он бегал по несколько километров в специальном костюме с тяжестями. По несколько часов плавал в костюме водолаза, вращался в центрифуге. Кто знает, что такое центрифуга и кто её лучше переносит? (Ответы детей) 
Воспитатель: правильно ребята, это испытательный аппарат. 14 СЛАЙД

Благодаря этому аппарату врачи определяют, сможет ли космонавт полететь в космос, выдержит ли он нагрузки в невесомости. А находиться в центрифуге могут люди, которые в детстве катались на качелях, и у них не кружилась голова.

Прежде всего, у космонавтов должно быть крепкое здоровье. Ведь труднее условий работы, чем у космонавтов, нет ни в одной другой профессии.

Во время полета и приземления космонавты испытывают сильные перегрузки. 
Что такое перегрузки? (Предположение детей) 
Перегрузки - это, когда организм сталкивается с такими нагрузками, которые не все могут выдержать. Например, когда ракета взлетает и когда приземляется, то тело того, кто находится в космическом корабле, становится очень тяжелым, а руки и ноги невозможно поднять. Но зато, когда космический корабль оказывается в космосе, тело становится легким, как пух и люди летают по кораблю, как перышки. 
Как называется такое состояние в космосе? (Состояние невесомости.)  (Включаю звук космоса).

Физ. минутка:

- Какая чудесная музыка звучит, она спокойная, медленная, тихая. Так и хочется парить над Землёй, летать в космическом пространстве. В космосе невесомость и все движения плавные и медленные. Давайте представим, что мы находимся в космическом пространстве.

  1. Невесомость на животе - ребята сейчас мы с вами ложимся животом и поднимаем ноги и руки. Повторяйте за мной, поднимаем и полетели. Следующее упражнение: 

    2. Полет в невесомости на спине – ребята ложитесь на спину, и поднимаем ноги и руки вверх. Двигаем ими влево, вправо одновременно. Представим ребята, что мы в открытом космосе и совершаем полет.
     
  2. Воспитатель: молодцы космонавты.

А вы знаете, на чем летают космонавты? (Ответы детей) 15 СЛАЙД

Полетел Юрий Гагарин в космос на ракете. После него в космос летали сотни космонавтов, среди них были и женщины. Первая в мире женщина- космонавт Валентина Терешкова.

Воспитатель: А кто знает, в чем находится еда космонавтов? 16 СЛАЙД

(Ответы детей) 
Воспитатель: правильно, еда космонавтов находится в тюбиках, иначе космонавты гонялись бы по всему кораблю то за хлебом, то за соком в состоянии невесомости. 
Воспитатель: а кто знает, как называется специальный защитный костюм космонавта и его головной убор? 

(Ответы детей) 

Воспитатель: правильно скафандр и шлем. 17 СЛАЙД
А для чего нужны они? 

(Ответы детей)

Воспитатель: правильно для того, что бы безопасно выйти в космос. А шлем для чего нужен в космосе?  

(Ответы детей) 

Воспитатель: правильно, чтобы космонавт в открытом космосе мог дышать.

Воспитатель: ребята, а вы знаете, как называется окно в ракете? 

(Ответы детей) 

Воспитатель: Правильно ребята иллюминатор. 18 СЛАЙД

Если мы с вами посмотрим в иллюминатор, то, что мы можем увидеть? 

Дети: планеты, луну, кометы, спутники, солнце. 

Воспитатель: А сейчас мы послушаем стихи:

  1. По космическим просторам мчатся спутники, ракеты.

Звезды серебром мигают, манят нас к себе планеты.

  1. Марс, Юпитер и Венера – много знаем мы планет,

Но красивей и роднее, чем Земля родная нет!

  1. Готовьтесь ребята, готовьтесь к полетам,

Скоро наступит наш час, скоро дороги откроются к звездам,

На Луну, на Венеру, на Марс.

  1. Во Вселенной есть планеты, очень разные они,

Но такую вот как эта во Вселенной не найти.

  1. Здесь моря, леса и горы, люди разные живут,

На других же на планетах жизнь пока что не найдут.

  1. Сбережем планету эту, под названием Земля,

Ведь планета – это дом наш, обижать ее нельзя.


Воспитатель: Кто скажет, как называется единственный спутник планеты Земля. (Ответы детей) 

Воспитатель: правильно – Луна. 19 СЛАЙД

А на Луне сила притяжения очень слабая. Поэтому мы с вами будем на ней порхать как пушинки.


Воспитатель: Когда начались полёты в космос, пришлось подумать и о том, где жить космонавтам, чтобы не тратить слишком много времени на дорогу к месту работы. 

Сначала наши учёные построили космическую станцию МИР, 20 СЛАЙД

а потом её заменили более современной Международной Космической Станцией (МКС). 21 СЛАЙД

 На ней подолгу живут и работают (занимаются исследованием космоса) космонавты из разных стран. 
22 СЛАЙД А в 1965 году Алексей Леонов впервые вышел из ракеты в открытый космос. Одетый в скафандр, он несколько минут висел рядом с кораблём в пустом пространстве. 
Все знают, кто такой робот. Так вот, в космосе часто работают роботы. Такие роботы помогают людям исследовать планеты. Например, роботы смогли взять с Луны горсть грунта и доставить ее на Землю для исследования. 
Роботы-машины побывали на Венере, проникнув через её ядовитые облака, и теперь у учёных есть карты этой планеты. 
Вскоре на Луну были запущены роботы-луноходы, 23 СЛАЙД

которые ездили по поверхности Луны и передавали данные на Землю. 
А сейчас вокруг нашей Земли летают сотни роботов-спутников. Они передают на землю информацию о погоде, следят за движением судов в океане. 

Воспитатель: А теперь я проверю, что вы запомнили из нашей беседы. Я загадаю вам загадки, если знаете ответ поднимайте руку.

1.Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный (телескоп)

2.До Луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая (ракета)

  1. Человек сидит в ракете.

Смело в небо он летит,

И на нас в своём скафандре

Он из космоса глядит. (космонавт).

  1. В космосе нет сковородки,

И кастрюли тоже нет.

Тут и каша, и селёдка,

И борщи, и винегрет –

Расфасованы, как крем!

Космонавтом буду.

Из чего-то я поем,

Вовсе без посуды. (из тюбиков).

  1. Самый первый в космосе

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень,

Наш космонавт …(Гагарин)

 

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "НАЙДИ ЛИШНЕЕ"

Перед тем как отправится в полет, космонавты долго тренируются на Земле, проходят разные испытания. Среди них есть испытание на сообразительность. Сейчас я хочу устроить такое испытание вам. У меня есть несколько наборов картинок (слов). Подумайте хорошенько, что в предлагаемых наборах лишнее. Нужно быстро ответить и обосновать свой ответ.

1)  Гагарин, Терешкова, Циолковский

2) Венера, Сатурн, Африка

3) Марс, Меркурий, Большая Медведица

4) Ракета, луноход, лодка

5) Комета, метеорит, глобус

Итог занятия. Дидактическая игра «Закончи предложение».

Мы напишем с вами мальчику Пете письмо.

 я буду начинать предложение, а вы заканчивать.


1.Первый полет в космос совершил наш космонавт (Юрий Алексеевич Гагарин).

2.Специальный прибор, чтобы наблюдать за звездным небом (телескоп).

3.Испытательный аппарат для космонавтов (центрифуга).

4.В солнечной системе планет (восемь).

5.Первым в России ракету придумал (Константин Эдуардович Циалковский).

6.Изготовил первый космический спутник (Сергей Павлович Королёв).

7.Первая женщина- космонавт (Валентина Терешкова).

8.Впервые вышел из ракеты в космос (Алексей Леонов).

 Воспитатель: Молодцы, ребята. Теперь, благодаря вам, Петя напишет статью  о космосе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perezentatsiya_pokorenie_kosmosa.pptx0 байтов

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию ФЦКМ " Взаимосвязи в природе"

Материал этого занятия научит детей различать объекты живой и неживой природы, поможет увидеть, какие связи существут между ними....

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЦКМ) "Что лучше бумага и ткань?"

Конспект НОД по познавательному развитию "Что лучше бумага или ткань". Ход НОД....

Конспект ООД по познавательному развитию (ФЦКМ) "Приключение пузырика, потерявшего друзей"

Непосредственно- образовательная деятельность в подготовительной группе по позновательному развитию (ФЦКМ) с применением опытно- исследовательской деятельности....

КОНСПЕКТ НОД по познавательному развитию ФЦКМ в старшей группе «Дикие животные готовятся к зиме»

КОНСПЕКТ НОД по познавательному развитию ФЦКМ в старшей группе  «Дикие животные готовятся к зиме».Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательной деятельно...

КОНСПЕКТ НОД по познавательному развитию (ФЦКМ) на тему: «Подарок из Африки». для детей подготовительной к школе группы с ЗПР.

Цель: расширение и уточнение  представлений у детей  знаний о животных жарких стран, их образе жизни в окружающей среде....

Конспект по познавательному развитию (ФЦКМ) "День Игры в песочнице"

Тема: День игр в песочнице.Цель: Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунков из п...