Интегрированное занятие «Природно-климатические зоны. Тундра». Для детей 6-7 лет.
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №1 комбинированного вида» г. Микунь
Интегрированное занятие
Тема: «Природно-климатические зоны. Тундра».
Для детей 6-7 лет.
Составила: воспитатель
Панкрашкина Инна Анатольевна
Цель: формирование представлений о живом мире тундры.
Задачи:
- расширять представления детей о природе Крайнего севера, его животном и растительном мире;
- пополнять словарный запас (тундра, северное сияние, полярная ночь, вечная мерзлота);
- учить устанавливать причинно-следственные связи;
- учить работать в технике рисования «по-сырому»;
- формировать в понимании детей образ необъятной России;
- воспитывать чувство патриотизма, любви к малой Родине.
Материал:
- иллюстрации с изображением природы Крайнего севера, тундры, тайги, степи, лиственного леса;
- глобус;
- емкость с подготовленной почвой тундры;
- губки, кисточки, краски;
- символы климатических зон;
- линейка (не менее 20 см.).
Ход занятия:
В группу с утра занести замороженную почву, с целью подтаивания верхнего слоя.
Воспитатель: вы уже знаете, что наша страна – самая большая страна в мире. Чтобы пересечь ее из конца в конец, надо лететь на самолете целый день, а на поезде ехать целую неделю! Вот в такой большой стране мы живем! Сегодня мы опять совершим путешествие и отправимся на Крайний север.
Воспитатель с детьми рассматривают и определяют на глобусе, куда они отправятся.
Воспитатель: на чем быстро можно совершить путешествие по всей стране?
Дети предлагают варианты. Одно из предложений – суперскоростной самолет.
Воспитатель: садимся и отправляемся в полет. Чтобы не скучать во время полета я предлагаю вам поиграть.
Дидактическая игра «Природно-климатические зоны».
Каждая команда получает символ климатической зоны:
Береза – средняя полоса
Мандарин – юг России
Айсберг – Крайний Север
Воспитатель предлагает детям перемешанные картинки: лиса, бурый медведь, белый медведь, заяц, еж, морж, тюлень, лось, змея, тушканчик, мышь, кабан, ящерица.
Возникают затруднения с карликовой березой.
Воспитатель: вы хотите узнать, откуда родом это странное деревце?
Дети: да.
Воспитатель: мы прибыли на родину этого растения (показывает пейзаж тундры). Что это перед нами? (дети затрудняются ответить).
Воспитатель: подумайте, на лес похоже? Почему? На степь похоже? Чем?
Дети: нет высоких деревьев. Растительность травянистая.
Воспитатель: верно. Эта природная зона называется – тундра. Растительность действительно травянистая. Здесь растут ягоды, лишайники, мох, карликовые деревца, больше похожие на кустики. Именно здесь произрастает карликовая береза.
Зимы здесь суровые длинные, а лето короткое и прохладное. Температура летом редко поднимается выше + 15 градусов. Земля так промерзает зимой, что не может оттаять даже летом.
Мы не раз делали вывод, что в природе все взаимосвязано6 в зависимости от климата растут соответствующие…
Дети: растения.
Воспитатель: в зависимости от растений водятся соответствующие…
Дети: животные, которые питаются травой.
Воспитатель: а если есть травоядные животные, то появляются и …
Дети: хищные.
Воспитатель: так почему же в тундре нет высоких деревьев и мало растительности? Ведь там не жарко и не сухо, как в степи.
Дети: в тундре холодное и короткое лето. Растения не успевают подрасти.
Воспитатель: вы правы. Но главная причина в другом. Давайте вспомним, какие корни у трав и взрослых растений.
Дети: у трав корни короткие и тоненькие, а у деревьев - очень длинные и могучие, чтобы держаться в почве и питать большое дерево.
Воспитатель: правильно. Но в тундре из-за прохладного климата оттаивает только верхняя часть почвы, а глубже – вечная мерзлота. Это слой, который никогда не оттаивает.
Опыт. Дети переходят к столам.
Цель: доказать возможность произрастания высоких деревьев и кустарников.
Воспитатель: наступает весна, а за ней и лето. После длинной ночи, которая длилась шесть месяцев, наступает полярный день. Солнце светит, не заходя, но все равно не может отогреть замерзшую почву.
Дети рассматривают почву в горшке, раскапывают верхний слой и пробуют пробить лопаткой или палочкой для разрыхления почвы замерзший слой. Берут оттаявшую почву, отмечают, что она холодная.
Выводы детей: корням деревьев некуда расти в глубину, поэтому корни не развиваются и дерево не растет. У трав коротенькие корни, им достаточно глубины.
Воспитатель: слой оттаявшей почвы в тундре составляет всего лишь 20 см (показывает на линейке или сантиметровой ленте), а растение вырастает высотой лишь не более 50 см. – это и есть карликовая береза, самое высокое дерево тундры.
Теперь мы знаем, почему растительный мир тундры так беден. Но несмотря на это в тундре, как и везде, есть свой животный мир (показывает картинки).
Некоторых животных можно встретить только здесь. Это полярная сова, лемминг – маленький зверек, похожий на мышь, песец – зверек с очень ценным мехом. А также – заяц, куропатка. И, конечно, северный олень. Это главное животное народов севера. Как вы думаете, почему?
Дети: из оленьих шкур шьют одежду, оленье мясо идет в пищу. Оленьими шкурами покрывают чум.
Воспитатель: на севере есть свои чудеса. Послушайте отрывок из стихотворения Ю. Шестопалова «Полярное сияние»:
Что за чудо-чудеса:
Загорелись небеса!
Ой, горит, пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Никого за тучей нет,
Не пекут там хлеба.
Это свет, холодный свет
Северного неба.
Показывает иллюстрацию.
Северное сияние – это завораживающее прекрасное зрелище. Темное небо озаряется вдруг разноцветными вспышками. Нигде больше нельзя наблюдать такое красивое явление.
Я предлагаю вам попробовать изобразить северное сияние красками. Рисовать мы будем на мокрой бумаге.
Дети приглашаются за столы.
Дети с помощью губки увлажняют свои листы, затем полосами наносят все цвета радуги сверху вниз, проводя одним мазком широкой кисти.
Затем рассматривают работы.
Воспитатель: вот и закончилось наше путешествие. Пора возвращаться домой. Занимаем свои места в суперскоростном самолете. А пока летим, вспомним:
- в какой природной зоне мы сегодня побывали?
- что интересного вы для себя узнали?
- где еще вы бы хотели побывать?
Воспитатель: вот мы и дома. До следующего путешествия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по развитию речи и обучению детей татарскому языку во второй младшей группе по теме "Домашние животные и их детеныши"
Занятие проводится во второй младшей группе по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. На занятии применен метод сравнения ...
Интегрированное занятие по физической и художественной деятельности детей в старшей группе "Цветик-семицветик".
Интегрированное занятиепо физическому воспитанию и художественно-эстетической деятельностидетей в старшей группе«Цветик – семицветик» Задачи:1. Способствовать оптимизации роста и развития ...
Интегрированное занятие по речевому и физическому развитию детей (для детей подготовительной к школе группе с нарушением зрения) Зоопарк
Развитие общей и мелкой моторики, автоматизация в игровых упражнениях звуков [c], [з], [ш], [ж], [р]....
интегрированное занятие во II мл. группе "Спички детям не игрушки"
Занятие предназначенодля детей второй младшей группы.На занятиии применяются музыкально - игровые атрибуты.На занятии ярко видна роль музыкального руководителя и воспитателя.Занятие рекомендуется пров...
Перспективный план интегрированных занятий с детьми по теме «Ознакомление детей с окружающей действительностью, как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста», для детей старшего дошкольного возраста.
Планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию....
Конспект интегрированного занятия в разновозрастной группе. Тема :"Как дети выручали принцессу Витаминку" (для детей 4-7 лет)
Целью образовательной деятельности является расширение знаний о пользе витаминов, овощей и фруктов, их значение для здорового человека....
Открытое занятие на тему: Интегрированное занятие по художественно – эстетическому развитию для детей средней группы. «Осенние гости».
Совместная позновательно- игровая деятельность в средней группе....