Интегрированное занятие «Природно-климатические зоны. Тундра». Для детей 6-7 лет.
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Панкрашкина Инна Анатольевна

Формирование представлений о живом мире тундры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tundra.docx16.29 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №1 комбинированного вида» г. Микунь

Интегрированное занятие

Тема: «Природно-климатические зоны. Тундра».

Для детей 6-7 лет.

Составила: воспитатель

Панкрашкина Инна Анатольевна

Цель: формирование представлений о живом мире тундры.

Задачи:

- расширять представления детей о природе Крайнего севера, его животном и растительном мире;

- пополнять словарный запас (тундра, северное сияние, полярная ночь, вечная мерзлота);

- учить устанавливать причинно-следственные связи;

- учить работать в технике рисования «по-сырому»;

- формировать в понимании детей образ необъятной России;

- воспитывать чувство патриотизма, любви к малой Родине.

Материал:

- иллюстрации с изображением природы Крайнего севера, тундры, тайги, степи, лиственного леса;

- глобус;

- емкость с подготовленной почвой тундры;

- губки, кисточки, краски;

- символы климатических зон;

- линейка (не менее 20 см.).

Ход занятия:

В группу с утра занести замороженную почву, с целью подтаивания верхнего слоя.

Воспитатель: вы уже знаете, что наша страна – самая большая страна в мире. Чтобы пересечь ее из конца в конец, надо лететь на самолете целый день, а на поезде ехать целую неделю! Вот в такой большой стране мы живем! Сегодня мы опять совершим путешествие и отправимся на Крайний север.

Воспитатель с детьми рассматривают и определяют на глобусе, куда они отправятся.

Воспитатель: на чем быстро можно совершить путешествие по всей стране?

Дети предлагают варианты. Одно из предложений – суперскоростной самолет.

Воспитатель: садимся и отправляемся в полет. Чтобы не скучать во время полета я предлагаю вам поиграть.

Дидактическая игра «Природно-климатические зоны».

Каждая команда получает символ климатической зоны:

Береза – средняя полоса

Мандарин – юг России

Айсберг – Крайний Север

Воспитатель предлагает детям перемешанные картинки: лиса, бурый медведь, белый медведь, заяц, еж, морж, тюлень, лось, змея, тушканчик, мышь, кабан, ящерица.

Возникают затруднения с карликовой березой.

Воспитатель: вы хотите узнать, откуда родом это странное деревце?

Дети: да.

Воспитатель: мы прибыли на родину этого растения (показывает пейзаж тундры). Что это перед нами? (дети затрудняются ответить).

Воспитатель: подумайте, на лес похоже? Почему?  На степь похоже? Чем?

Дети: нет высоких деревьев. Растительность травянистая.

Воспитатель: верно. Эта природная зона называется – тундра. Растительность действительно травянистая. Здесь растут ягоды, лишайники, мох, карликовые деревца, больше похожие на кустики. Именно здесь произрастает карликовая береза.

        Зимы здесь суровые длинные, а лето короткое и прохладное. Температура летом редко поднимается выше + 15 градусов. Земля так промерзает зимой, что не может оттаять даже летом.

        Мы не раз делали вывод, что в природе все взаимосвязано6 в зависимости от климата растут соответствующие…

Дети: растения.

Воспитатель: в зависимости от растений водятся соответствующие…

Дети: животные, которые питаются травой.

Воспитатель: а если есть травоядные животные, то появляются и …

Дети: хищные.

Воспитатель: так почему же в тундре нет высоких деревьев и мало растительности? Ведь там не жарко и не сухо, как в степи.

Дети: в тундре холодное и короткое лето. Растения не успевают подрасти.

Воспитатель: вы правы. Но главная причина в другом. Давайте вспомним, какие корни у трав и взрослых растений.

Дети: у трав корни короткие и тоненькие, а у деревьев - очень длинные и могучие, чтобы держаться в почве и питать большое дерево.

Воспитатель: правильно. Но в тундре из-за прохладного климата оттаивает только верхняя часть почвы, а глубже – вечная мерзлота. Это слой, который никогда не оттаивает.

Опыт. Дети переходят к столам.

Цель: доказать возможность произрастания высоких деревьев и кустарников.

Воспитатель: наступает весна, а за ней и лето. После длинной ночи, которая длилась шесть месяцев, наступает полярный день. Солнце светит, не заходя, но все равно не может отогреть замерзшую почву.

Дети рассматривают почву в горшке, раскапывают верхний слой и пробуют пробить лопаткой или палочкой для разрыхления почвы замерзший слой. Берут оттаявшую почву, отмечают, что она холодная.

Выводы детей: корням деревьев некуда расти в глубину, поэтому корни не развиваются и дерево не растет. У трав коротенькие корни, им достаточно глубины.

Воспитатель: слой оттаявшей почвы в тундре составляет всего лишь 20 см (показывает на линейке или сантиметровой ленте), а растение вырастает высотой лишь не более 50 см. – это и есть карликовая береза, самое высокое дерево тундры.

Теперь мы знаем, почему растительный мир тундры так беден. Но несмотря на это  в тундре, как и везде, есть свой животный мир (показывает картинки).

        Некоторых животных можно встретить только здесь. Это полярная сова, лемминг – маленький зверек, похожий на мышь, песец – зверек с очень ценным мехом. А также – заяц, куропатка. И, конечно, северный олень. Это главное животное народов севера. Как вы думаете, почему?

Дети: из оленьих шкур шьют одежду, оленье мясо идет в пищу. Оленьими шкурами покрывают чум.

Воспитатель: на севере есть свои чудеса. Послушайте отрывок из стихотворения Ю. Шестопалова «Полярное сияние»:

Что за чудо-чудеса:

Загорелись небеса!

Ой, горит, пылает пламя

Над сверкающими льдами!

Никого за тучей нет,

Не пекут там хлеба.

Это свет, холодный свет

Северного неба.

Показывает иллюстрацию.

Северное сияние – это завораживающее прекрасное зрелище. Темное небо озаряется вдруг разноцветными вспышками. Нигде больше нельзя наблюдать такое красивое явление.

Я предлагаю вам попробовать изобразить северное сияние красками. Рисовать мы будем на мокрой бумаге.

Дети приглашаются за столы.

Дети с помощью губки увлажняют свои листы, затем полосами наносят все цвета радуги сверху вниз, проводя одним мазком широкой кисти.

Затем рассматривают работы.

Воспитатель: вот и закончилось наше путешествие. Пора возвращаться домой.  Занимаем свои места в суперскоростном самолете.  А пока летим, вспомним:

- в какой природной зоне мы сегодня побывали?

- что интересного вы для себя узнали?

- где еще вы бы хотели побывать?

Воспитатель: вот мы и дома. До следующего путешествия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по развитию речи и обучению детей татарскому языку во второй младшей группе по теме "Домашние животные и их детеныши"

Занятие проводится во второй младшей группе по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. На занятии применен метод сравнения ...

Интегрированное занятие по физической и художественной деятельности детей в старшей группе "Цветик-семицветик".

Интегрированное занятиепо физическому воспитанию и художественно-эстетической деятельностидетей в старшей группе«Цветик – семицветик»   Задачи:1. Способствовать оптимизации роста и развития ...

Интегрированное занятие по речевому и физическому развитию детей (для детей подготовительной к школе группе с нарушением зрения) Зоопарк

Развитие общей и мелкой моторики, автоматизация в игровых упражнениях звуков [c], [з], [ш], [ж], [р]....

интегрированное занятие во II мл. группе "Спички детям не игрушки"

Занятие предназначенодля детей второй младшей группы.На занятиии применяются музыкально - игровые атрибуты.На занятии ярко видна роль музыкального руководителя и воспитателя.Занятие рекомендуется пров...

Конспект интегрированного занятия в разновозрастной группе. Тема :"Как дети выручали принцессу Витаминку" (для детей 4-7 лет)

Целью образовательной деятельности является расширение знаний о пользе витаминов, овощей и фруктов, их значение для здорового человека....