Проектная деятельность "Я и природа".
проект по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 1»
Проектная деятельность.
Тема: «Я и природа».
Подготовила: Землякова Н.В.
Группа: подготовительная
г.Новомосковск
2016-2017уч.г.
Тема: Я и природа!
Девиз проекта: «Любовь к Родине начинается с любви к природе».
Цель проекта: формирование доброго отношения к окружающей среде у детей подготовительной группы через научно-познавательное, эмоционально-нравственное, практически-деятельное экологическое воспитание.
Актуальность:
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – образование, экологическое воспитание всего населения. Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни. Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Психологи говорят, что первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, около 70 % отношения ко всему окружающему на психологическом уровне формируется в дошкольном детстве, а в течении жизни оставшееся только 30 %. На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?
В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
Экологическое образование включает в себя:
– изучение взаимосвязей в природе, взаимосвязей человека и природы;
– формирование навыков рационального природопользования;
– формирование основ экологической культуры и многое другое.
Экологическое образование имеет большое значение для формирования основ мировоззрения ребенка, его системы ценностей. Экологическое образование должно стать основой, стержнем образовательного пространства детского сада, а его идеи – реализовываться через все виды детской деятельности, т.е. и на музыкальных, и на физкультурных занятиях, и в процессе игровой и театрализованной деятельности, чтения, экспериментирования, наблюдений и т.п. И конечно, восприятие природы невозможно без ее художественных образов, то есть изобразительной деятельности.
Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться основы личности, отношение к окружающему миру, всему живому, что окружает нас каждый день. Детский сад – это первое звено в системе экологического образования и воспитания, на этапе которого необходимо сформировать основы культуры рационального природопользования.
Экологическое воспитание – это, прежде всего, нравственное воспитание, развитие представлений о самоценности природы, осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. Важно, чтобы дети смогли приобрести первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.
В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья образовательного процесса, то в настоящее время такая активность заметно снижается. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Низкая эффективность предпринимаемых усилий приводит к необходимости повышения уровня экологической воспитанности дошкольников.
Проблемы:
- Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры, природопользования.
- Наши дети экологически не воспитаны, т.е. не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе, они потребительски относятся к ней.
Участники проекта:
- дети подготовительной группы детского сада;
- воспитатель;
- музыкальный руководитель;
- родители;
Руководитель проекта: воспитатель подготовительной группы
Тип проекта: долгосрочный 2016 - 2017 уч.г.
Задачи проекта:
• Расширять знания детей о живой и неживой природе.
- создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации данного проекта;
• формировать активную жизненную позицию и экологическую культуру воспитанников на основе трудового, духовно – нравственного развития личности через совместную деятельность детей, родителей и педагогического коллектива;
• воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе родного края;
• прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты;
• развивать познавательные умения дошкольников через экспериментальную и исследовательскую деятельность;
• формировать предпосылки поисковой деятельности у детей;
• развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
• организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей;
• воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе;
• формировать элементарную систему знаний о живой и неживой природе;
• создавать условия для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению среды;
• развивать познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.) посредством специальных дидактических игр и упражнений.
- Развивать художественное творчество, организуя выставку рисунков на тему «Берегите природу!».
Этапы подготовки:
- Изучение и анализ научной и методической литературы по тематике проекта;
- Обсуждение цели и задач с детьми и родителями;
- Оформление раздевалки (консультации, ширмы, памятки);
- Составление перспективного плана реализации проекта;
- обогащение предметно-развивающей среды в группе: подбор дидактических игр, художественной литературы по данной теме, стихов и песен, музыкального репертуара,
- Экспериментирование с природным материалом
- Привлечение родителей к текущему проекту.
- Наблюдение за погодными явлениями
- Составление сценария экологической сказки «Колобок».
Содержание проекта.
Июль – август
- Экологическая акция: «Наш красивый участок»
Цель: Привлечь родителей с детьми изготовить поделки из шин и пластиковых бутылок на участке.
Беседы: «Сохраним полевые цветы», «Бережное отношение к насекомым», «Живое – неживое».
- Беседа на тему: «ЧТО ТАКОЕ ПРИРОДА?»
Цель:
- Сформировать понятия «природа» и «не природа»; живая и неживая природа.
- Развивать память и мышление детей.
- Воспитывать чувство бережного отношения к природе.
Оборудование:
Комплекты карточек «Природа – не природа», «Живая и неживая природа»; природный материал; игрушки; рисунки с изображением людей, животных и растений.
Содержание беседы:
. Сформировать у детей понятия «Природа и не природа».
Природа – это то, что существует в независимости от человека; не природа – это то, что сделано руками человека.
Классификация окружающих предметов, объектов на природу и не природу.
Дидактическая игра «Природа – не природа».
Ввести понятия живая и неживая природа
Животные и растения как живые существа могут дышать, питаться, двигаться, расти, размножаться, умирать.
Неживая природа – солнце, вода, небо, облако, земля, ветер и т.п..
Живая и неживая природа - общий дом для всех живых существ.
Дидактическая игра «Кто в домике живёт?».
Сентябрь - октябрь
Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на земле.
№ п/п | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Беседа о профессии - дворник Решение проблемных ситуации, что нужно делать, чтобы стало меньше мусора на участке. Совместная трудовая деятельность на участке совместно с родителями. | Сбор листьев и засушивание их. Сбор шишек и желудей. |
2. | Просмотр и обсуждение презентаций Знакомства с видами семян и сбор их. | Составление презентаций знаков для детей. |
3. | Экскурсия по территории детского сада. Экскурсия «Наш любимый город». Виртуальная экскурсия в осенний лес. | Фото сессия на тропе |
4. | Выставка рисунков «Берегите природу!» (совместно с родителями) Знакомство с народной мудростью о бережном отношении к природе. | Трудовой десант (субботник).
|
Итоговое мероприятие: экологическое развлечение «Осенний лес».
Ноябрь
Цель: развитие наблюдательности, чувства сопереживания и причастности к судьбам птиц зимой, любви к природе родного края.
№ п/п | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Просмотр презентации: «Птицы нашего края» Рисование: «Снегирь»
| Конкурс кормушек. |
2. | Совместный коллаж: «Птицы нашего края»
| Изготовление памяток – листовок: «Покормите птиц зимой» раздача их в другие группы |
3. | Экологическое развлечение Акция: «Накормим птиц»
| Конкурс: «Экологическая тропа моей семьи». Остановка «птичий домик»- фотоотчёт |
4. | Разучивание стихов о птицах Изготовление стенда: «Экологическая тропа моей семьи». Остановка «птичий домик»- | Сочинение стихов «Покормите птиц зимой» |
Декабрь - январь
Цель: обучение бережному отношению зелёных друзей.
№ п/п | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Просмотр картинок с деревьями | Выпуск листовок «Купи искусственную ёлку, спаси лес!» |
2. | Экологические игры Изготовление ели из пластилина | Изготовление ёлочных игрушек |
3. | Украшение ели игрушками Цикл наблюдений за елью.
| Видео презентация «Наша ёлочка красавица» |
4. | Изготовление пригласительного плаката на новый год, нетрадиционным способом рисования. (ладошками ёлочку) | Сочинение «Как мы спасали ель»
|
Февраль - март
Цель: развитие представление о воде, как источнике жизни всего живого на планете Земля на основе исследовательской деятельности.
№ п/п | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй | |
1. | Просмотр документальных фильмов о воде. Составление картотеки игр о воде.
| Организация меди отеки: «Вокруг вода» | |
2. | Закладка для книг «Помни о воде» Посадка лука и укропа и гороха на окне. | Рисунки на тему: «Береги природу» | |
3. | Исследовательская деятельность «Вода в природе». Развивающие игры с капелькой воды. | Изготовление папки-раскладки | |
4. | Защита плакатов «Вода – это жизнь» Разгадывание кроссвордов о состояниях воды. | Выпуск листовок «Берегите воду»
| |
|
|
|
|
Апрель
Цель: закрепить знания об изменении природы в разное время года и о бережном отношении к ней.
№ п/п | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй | |
1. | Знакомство с первоцветами на участке. Знакомство с насекомыми. | Акция : «Покормите птиц!» | |
2. | Ознакомление с муравейником на участке. Изготовление знака: «Осторожно муравейник!» | Совместный субботник. Изготовление экологического стенда: «Так мы помогли экологии» | |
3. | Посадка цветов . Рисунок на тему: «Мой любимый первоцвет» | Создание видеоролика | |
4. | Итоговое занятие: просмотр видеоролика, беседа | Участие в итоговом занятии. |
Май
- Соревнование - развлечение .
Тема: «Лесная прогулка»
Задачи:
- Формирование элементарных экологических знаний и представлений у детей.
- Воспитание любви к природе, чувства доброго, бережного отношения ко всему живому.
- Максимально реализовать свои двигательные возможности на положительном эмоциональном фоне в предложенных ситуациях.
Предварительная работа:
- заучивание стихов, названия и девиз команд;
- проведение беседы о правилах поведения в лесу;
- повторить правила эстафет.
- РИСОВАНИЕ на тему «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!»
Цели:
- Расширять представления детей о растительном и животном мире.
- Учить отображать в рисунке собственные замыслы.
- Развивать творческие способности, воображение.
- Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе.
Материалы и инструменты:
Гуашь, кисти, салфетки, альбомный лист.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о правилах поведения в природе.
Содержание деятельности:
1. Беседа с детьми о том, что они хотят отобразить в своём рисунке.
2. Рисование по замыслам детей на тему «Берегите природу!».
Выставка рисунков.
- Театрализованное представление, экологическая сказка «Колобок».
Цели и задачи:
- развитие познавательного интереса к природе;
- воспитание бережного, гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле;
- развитие нравственных качеств личности, чувства товарищества, готовности прийти на помощь друзьям;
- привлечение к русскому народному творчеству.
Оборудование:
Картины леса, деревья, домик бабушки и дедушки, костюмы героев, картинка колобка, музыкальный центр, диски, кассеты с музыкальными произведениями, плакаты, лозунги об охране природы.
Действующие лица и исполнители:
- 2 скомороха
- Дед
- Старуха
- Заяц
- Волк
- Медведь
- Лиса
- Колобок
- Сорока
- Муравьи
Итоги проекта: «Я и природа».
- Вручение дипломов и почётной медали юных защитников природы.
- Обобщение результатов нашей работы. Проект позволил детям расширить знания о природе родного края.
- Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации:
- Всем людям необходимо бережно относиться к растениям, охранять животных.
- Любить свой край, любить природу!
- Активное привлечение родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей дошкольного возраста представление о взаимосвязи человека и природы через проектную деятельность.
Методическая разработка по теме "Фомирование представления о взаимосвязи человека и природы через проектную деятельность"...
«Образ родной природы в народном творчестве". Проектная деятельность в ДОУ
«Ценность природы – неотъемлемая часть духовно-нравственного воспитания дошкольников»Лосик Инна СтепановнаСтарший воспитатель д/ с № 1776...
План-конспект образовательной деятельности по экологии в разновозрастной группе (2 младшая - средняя группа) Экологическая сказка в рамках проектной деятельности: «Человек и природа».Тема: Экологическая сказка "Живая душа природы"
Цель: приобщить детей к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, обитателей, живущих рядом с вами и ...
«Волшебный мир природы» ( Знакомство детей дошкольного возраста с миром природы в процессе проектной деятельности).
Введение.Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления.Дети открывают для себя новый мир, стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать,...
Ежедневное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми второй младшей группы на октябрь 2018 года по темам: Осень наступила; проектная деятельность "Бережем природу"
В планирование отрадены НОД, совместная деятельность воспитателя с детьми, а также организация предметно-пространственной развивающей среды для самостоятельной деятельности детей....
Проектная деятельность "Береги природу" для подготовительной группы
Проектная деятельность "Береги природу" для подготовительной группы Экологическое воспитание...
Фотоотчет: Проектная деятельность "Природу нужно охранять, нельзя природу загрязнять"
Представлена проделанная работа по проекту: стенгазеты, альбомы, макеты, поделки...