Проектная деятельность "Береги природу" для подготовительной группы
проект (подготовительная группа)
Проектная деятельность "Береги природу" для подготовительной группы
Экологическое воспитание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект по экологии подгот группа | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ д/с №19 «Лесная сказка»
ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Воспитатель:
Шамбазова Р. С.
Красногорск, 2018
Проектная деятельность: «Береги природу».
«Природа для нас - кладовая солнца с великими сокровищами... И охранять природу - значит охранять Родину»
( М.М. Пришвин).
Актуальность проекта:
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.
И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Проблема:
Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе, могут вывести планету и человечество из того состояния экологической катастрофы. Таким образом, проблема экологического образования подрастающего поколения - актуальная и главная задача ДОУ.
Паспорт проекта:
Тип проекта: информационно - практико - ориентированный, групповой.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники проекта: воспитанники группы, воспитатели, родители.
Срок реализации: 2 недели (5.11.18-16.11.18)
Цель : Формирование системы осознанно - правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры.
Задачи проекта:
1. Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей.
2. Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе.
3. Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них.
4. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле, развивать эстетическое восприятие природы.
5. Вовлекать детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.
6. Формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
7. Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ - семья.
Формы работы в ДОУ и семье:
В ДОУ:
1. Беседы педагога с детьми:
- познакомить детей с экологическими проблемами; воспитывать любовь к окружающему миру;
- пробудить чувство жалости, сострадания к братьям нашим меньшим.
2. Занятия:
- первично - ознакомительные;
углубленно - познавательные;
- обобщающие;
- комплексные.
3. Чтение художественной литературы.
4. Проведение акции «Сбережем природу».
5. Просмотр театрального представления «Мы друзья природы».
6. Познавательное развитие:
- рассказы из личного опыта;
- беседы об охране природы.
7. Проведение тематических занятий по охране природы.
8. Информационное поле для детей:
- выпуск плакатов и стенгазет;
- интервьюирование.
В семье:
1. Беседы отца и матери:
«Лес - важнейший компонент биосферы»;
«Ценность леса»;
«Лес - кладовая природы»;
«Братья наши меньшие».
2. Экскурсия в лес.
3. Чтение художественной литературы.
4. Экологические игры.
5. Просмотри телепередач в выходные дни.
6. Информационное поле для родителей:
- непосредственное участие в выпуске плакатов;
- газет (подкрепленного из домашнего архива);
- анкетирование.
Использование ИКТ: фотоаппарат, компьютер, видеокамера, Интерактивная доска.
Материально-техническая база:
- предметно - пространственная среда отвечает современным требованиям;
- уголки природы в группах;
- экологическая тропа на территории детского сада;
- огород на территории ДОУ;
- огород на окне;
- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, видеофильмы, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);
- библиотека книг с экологическим содержанием;
- костюмы животных, растений.
Планируемые результаты:
У ДЕТЕЙ:
- будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
- поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
- разовьется интерес к явлениям и объектам природы;
- научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
ПЕДАГОГИ:
- приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;
- повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников;
- пополнится развивающая среда в группе;
- повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
РОДИТЕЛИ:
- обогащение уровня экологических знаний родителей;
- повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей;
- создание единого воспитательно - образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;
- возможность участвовать в совместных экологических проектах.
Предварительная работа:
1. Определение темы, цели, задач проекта.
2. Определение объёма знаний детей об экологии и ее значении.
3. Подбор пособий, материала и атрибутов по теме проекта.
4. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта.
5. Разработка тематического планирования мероприятий.
Этапы работы:
1 этап - подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.
(изучение программно - методического материала по направлению работы,
знакомство с новыми технологиями:
- личностно - ориентированная;
- технология сотрудничества;
- программа «Наш дом - природа» Н. А. Рыжова.
- подбор программно - методического материала по направлению работы).
2 этап - практический: собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
(составление перспективного плана проведения НОД, образовательной деятельности, наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников, проведение образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом работы, разработка конспектов НОД с использованием экологического материала, применение в работе с детьми сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения, художественное слово и загадки, проведение экологических праздников).
3 этап - оценочный: обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций (подведение итогов работы, презентация проекта (на педагогическом совете), определение перспектив работы).
Тематическое планирование:
Тема: «Лес - многоэтажный дом».
Цель: создать условия для формирования понятия экосистема леса, как природное сообщество, «этажи» леса.
Акция «Сбережем природу».
Цель акции: формирование представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека.
Просмотр мультфильма «Мальчик и Земля» вместе с родителями.
Цель: повышение экологической культуры воспитанников и их родителей.
Тема: Наблюдения за природой во время дневной прогулки.
Цель: организовать коллективную прогулку, понаблюдать за осенними изменениями в живой и неживой природе.
Тема: «Лесные пожары».
Цель: Формировать у детей представления об опасных для человека и окружающего мира природных ситуаций и способов поведения в них.
Тема: «Насекомые».
Цель: формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Тема: «Водоем и его жители».
Цель: осознание детьми величайшей ценности воды в жизни человека, её качествах, обитателях, охране водных ресурсов.
Тема: «Деревья».
Цель: расширять знания детей, их свойствах, их пользе и необходимости и применении человеком.
Тема: «Звери нашего леса».
Цель: Обогатить, закрепить, систематизировать знания о животных (среде обитания, повадках, питании, живущих в наших лесах.
Тема: «Загрязнение леса».
Цель: Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе.
Тема: «Спасём планету от мусора»
Цель: Расширять знания о планете Земля. Обобщить представления детей об охране окружающей среды. Актуализировать имеющиеся у детей знания о видах вреда природе и способах их уменьшения.
Результаты проекта:
В ходе реализации проекта «Береги природу» были достигнуты следующие результаты:
- сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
- дети освоили взаимосвязь в природе, стали более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
- появился интерес к явлениям и объектам природы;
- научились экспериментировать, анализировать и делать выводы.
Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы и мероприятия экологической направленности.
Конечным продуктом данного проекта является совместная работа воспитанника с родителями – презентация (слайд-шоу, сопровождающийся рассказом ребёнка перед группой) проблемы с вариантами возможных путей решения
Используемая литература:
Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е .Вераксы, 2012 г
Николаева С.Н. «Юный эколог», 2005
Рыжова Н.А. «Наш дом - природа», 1996
Бурштейн Л.М. Вода - это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.
Горькова Л.Г, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.
Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными.
Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников/ Под ред. С.Н. Николаевой .- М, 2005
Коломина В.Н. Воспитание основ экологической культуры в детском саду.
Результат проектный деятельности:
Совместно с родителями подготовленный доклад о проблемах экологии и способах их решения, сопровождающийся опорным слайд-шоу Power Point, с которым воспитанники выступали перед подготовительными группами:
- Сорокин Михаил – «Лесные пожары»
- Бондарева Мария – «Загрязнения леса»
- Тажудинова Камила – «Спасём планету от мусора»
- Приходько Вероника – «Звери нашего леса»
- Асташкина Полина – «Вода и её польза»
- Баринова Анастасия – «Деревья»
- Кучерова Анна – «Насекомые»
Участники награждены грамотами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проектной деятельности детей подготовительной группы "Вода вокруг нас"
Есть фильм. Могу дать адрес для просмотра....
проектная деятельность в подготовительной группе для детей с ОНР
Метод проекта широко используется в детских садах. Мы представляем проект, подготовленых педагогами, родителями и детьми в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по теме "...
Проектная деятельность в подготовительной группе "Уроки на дороге"
Входе работы по проекту в нашей группе пополнилась предметно-развивающая среда...родители былиактивными участниками...этот проект мне показал хороший результатна курсах повышения квалификации и имел п...
Проектное занятие в подготовительной группе "Ознакомление с трудом кинолога"
Проектное занятие в подготовительной группе для ознакомления детей с профессиями взрослых....
Презентация проектной деятельности в подготовительной группе "Все работы хороши"
Презентация проекта "ВСЕ РАБОТЫ ХОРОШИ", проведенной в подготовительной группе для детей с ОНР. Проект был проведен при активном участии родителей. В ходе проектной деятельности дошкольники получили н...
Проектная деятельность в подготовительной группе "Там, где всегда мороз"
Проект "Там, где всегда мороз" включает в себя серию занятий по окружающему миру и рисованию, посвященных самым отдаленным уголкам нашей планеты Арктике и Антарктиде. Во время проведения занятий в гру...
Проектная деятельность в подготовительной группе"Фестиваль дружбы"
Познакомить детей с многообразием национальностей, их культурой, бытом, традициями. На примере нашего детского сада....