Конспект занятия "От чего люди чихают?"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Конспект занятия в средней группе на тему: "От чего люди чихают?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 22.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по образовательной области «Познание»
Тема: «От чего люди чихают?»
Цель: развивать познавательный интерес дошкольников к исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- знакомить детей с механизмом чихания, его причинами;
- знакомить детей с микроскопом и его составляющими частями;
- учить работать с микроскопом;
- учить обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;
- формировать умение делать выводы;
- способствовать накоплению у детей конкретных представлений влияния уборки на чистоту окружающей среды.
Развивающие:
- развить речь детей, их коммуникативные навыки, обогащать словарный запас новыми словами: микроскоп, объектив, окуляр, штатив;
- развивать мышление, любознательность, наблюдательность.
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональную и духовную отзывчивость, чувство взаимопомощи друг другу.
Словарная работа: введение новых слов – микроскоп, объектив, штатив, окуляр.
Предварительная работа: игры-экспериментирования, наблюдение за объектами живой и неживой природы, рассматривание иллюстраций в энциклопедиях, альбомах, дидактические игры.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: мультимедийная презентация; цифровой микроскоп; лист бумаги; 2 платка – текстильный и бумажный.
Раздаточный: листы бумаги на каждого ребенка; разрезные картинки «микроскоп» на пару детей; бейдж- пропуск на каждого ребенка; белые халаты-накидки, шапочки и маски на каждого ребенка; микроскоп, предметное стекло с пылью на каждого ребенка; влажные тряпочки на каждого ребенка; дневник исследователя и простой карандаш на каждого ребенка; карточки для игры «От чего мы чихаем».
Ход ООД:
- Организационный момент.
Воспитатель: -Здравствуйте, дети. У нас на занятии присутствуют гости. Поздоровайтесь. Внимание на экран. (Слайд №1)
Воспитатель: -Почему мы говорим: «Будь здоров»?
Дети: Когда мы говорим «Будь здоров», то желаем друг другу здоровья.
Воспитатель: Всегда ли мы чихаем от болезни?
Дети: Нет, не всегда.
Воспитатель: -Существуют различные причины чихания. Как вы думаете, отчего? (индивидуальные ответы 2-3 детей. (Слайд №2)
Воспитатель: -Правильно, ребята. Давайте сделаем вывод: люди чихают от болезни, от аллергии на пыльцу растений, или на скопление пыли внутри помещений.
2. Основанная часть
Работа с многозначностью слова «нос»
Воспитатель: -Какой орган участвует в чихании?
Дети: нос.
Воспитатель: -Посмотрите, какие разные носы бывают. (Слайд №3)
Воспитатель: -Правильно, нос. А вы знаете, что нос бывает не только у человека. Это слово имеет много значений. Назовите предметы, у которых есть нос.
- Корабль (нос корабля) и машина.
- Самолет (нос самолета) и трактор.
- Сапог (нос сапога) и рубашка.
- Чайник (носик чайника) и кастрюля. (Слайд №4)
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вот сколько значений имеет слово «нос».
Моделирование процесса чихания
Воспитатель: -А что же такое чихание? Что же происходит с нашим организмом во время чихания?
- Внимание на экран. (Слайд №5) Точно также при чихании воздух с частицами слюны удаляет из нашего организма бактерии, пыльцу растений или пыль.
- Ребята! Что я вам сейчас расскажу. Учеными доказано, что невозможно чихнуть с открытыми глазами. Это защитная реакция организма. И если глаза в этот момент будут открыты, они могут повредиться. А вам домашнее задание: понаблюдайте за своими родными дома и за собой, когда будете чихать.
Гимнастика для глаз
Воспитатель: - Выполним зрительную гимнастику.
Смотрит носик вправо – влево (резко перемещают взгляд вправо, влево)
Смотрит носик вверх и вниз (резко перемещают взгляд вверх и вниз)
Что увидел хитрый носик?
Воспитатель: - Глазами следим за носовым платком. (Слайд №6)
Беседа о целесообразности бумажных платков
Воспитатель: - Что мы видим на экране? (носовой платок). Какой платок лучше использовать? Почему? Что можно делать платочком?
Дети: Сморкаться или чихать в них.
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, у меня два носовых платка – бумажный платок и тканевый платок? Какой из них лучше использовать?
Дети: Лучше использовать бумажный платок.
Воспитатель: - Правильно, так как на платке при использовании оседают микробы. Бумажный платок после использования нужно выбросить.
Отгадывание загадки
Воспитатель: - Отгадайте загадку:
Ты можешь обо мне не знать,
А я залезу под кровать.
Затем осяду на коврах,
На абажурах и шкафах,
Потом на тюль, под потолок,
Чтоб ты меня найти не смог.
И буду я до той поры,
Пока меня не вытрешь ты!
Воспитатель: - Что это такое?
Дети: это пыль.
Воспитатель: - Да, ребята, это пыль. (Слайд №7)
Определение проблемы и выдвижение гипотезы.
Воспитатель: - Мы с вами уже говорили, что от большого скопления пыли мы можем чихать. Как можем бороться с пылью?
Дети: вытирать ее тряпкой, пылесосить, делать уборку.
Воспитатель: - Давайте представим, что мы ученые, и должны выдвинуть гипотезу, предположение, что сухая и влажная уборка поможет в борьбе с пылью. Идем за мной.
Физкультминутка.
- Повторяйте движения за мной:
Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы шагать. (шагаем на месте)
В лабораторию идем
И друзей с собой зовем. (машем рукой)
Так, халаты надеваем: (круговые движения плеч)
Поправлять не забываем (руки на поясе, повернулись вправо-влево)
Будем пыль мы изучать,
Чтоб как бороться с ней узнать (шагаем).
Беседа о строении микроскопа.
Воспитатель: - Вот мы с вами и оказались у дверей в научную лабораторию. Что изображено на двери? (Слайд №8)
Дети: микроскоп
Воспитатель: - Правильно, ребята. Главный помощник ученых в лаборатории – это микроскоп. (Слайд №9)
В микроскоп ученый смотрит
Видно опыты проводит.
Дела нет ему до скуки –
Весь в работе, весь в науке.
- Слово микроскоп состоит из двух слов: микро – означает «маленький», а скоп – означает «наблюдать». Значит, микроскоп увеличивает предметы и помогает нам наблюдать за ними. Вы знаете, из каких частей состоит микроскоп? (Ответы)
Я вам напомню: - Снизу основание (показ). А это штатив (показ) – к нему крепятся все детали. Это предметный столик (показ)Для чего он нужен? (ответы детей) – на него мы кладем то, что будем исследовать.
Увеличивать предмет, линзы помогают
Объектив и окуляр их называют
Они крошечное что-то в большое превращают
И тогда все на это внимание обращают.
- Эта трубка соединяет объектив и окуляр (показ).
Воспитатель: - Чтобы стать настоящими учеными, вам нужно получить пропуск в лабораторию.
Игра с разрезными картинками «Собери микроскоп»
Воспитатель: - Соберите на столе изображение микроскопа из частей.
- Молодцы ребята!
Работа с микроскопом
Воспитатель: - Ученые работают в лаборатории в специальной одежде. Надевайте свои халаты и шапочки. Помогайте друг другу. Получите пропуск в лабораторию. (Раздаю бейдж)
- Итак, мы в лаборатории. (Слайд № 10) Что мы пришли изучать?
Воспитатель: - Да, чтобы посмотреть, как можем с ней бороться, чтобы оставаться здоровыми.
- А теперь, как настоящие ученые рассмотрим в микроскопе пыль. Как вы думаете, где я взяла эту пыль? (ответы)
Пыль постепенно оседает в помещении. Поэтому я собрала ее со шкафов. Сначала рассмотрим ее на большом экране. К моему микроскопу подключена камера, поэтому мы можем видеть все на большом экране.
Опыт№1. «Изучение пыли под микроскопом»
Воспитатель: - Внимание на экран: это сухая пыль, которая скапливается в помещениях. Вот она проказница пыль! Пыль состоит из частичек нашей кожи, шерсти животных, уличной пыли и многого другого.
Воспитатель: - А теперь рассмотрим пыль в микроскопы, которые стоят у вас на столе так, как делают это настоящие ученые. Наденьте маски. Сядьте ровно. Поставьте микроскоп перед собой, зажмурьте один глаз, а другой приблизим к окуляру, но не слишком близко. Если изображение не слишком четкое, нужно покрутить винт на штативе, вот так.
- Ребята! Ученые ведут специальные дневники исследователей. У вас они на столе. На обложке с помощью воспитателя вы позже напишите свое имя и фамилию. А на первой странице (показ) в верхнем прямоугольнике вы сейчас зафиксируете то, что видите в микроскоп. Поэтому уважайте друг друга, дайте возможность каждому рассмотреть пыль.
Воспитатель: - Что вы увидели в микроскопе? На что похожа пыль через микроскоп?
Дети: пыль серого цвета, разного размера.
Воспитатель: - Ставим проблему: Как избавится от пыли и сделать воздух чище? Воспитатель: как вы думаете, как избавиться от пыли и сделать воздух чистым?
Дети: вытирать ее, пылесосить.
Воспитатель: - Да, это наши предположения. Для уборки пыли, существуют специальные помощники. Отгадайте, какие:
Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит как лайнер «ТУ».
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
Дети: пылесос.
Воспитатель: - Правильно, пылесос. Вот загадка еще про одну помощницу:
Воспитатель: - Правильно, ребята! Теперь предлагаю вам как настоящим ученым проверить, действительно ли сухая и влажная уборка помогают избавиться от пыли и сделать наш дом чище.
Опыт №2 «Сдувание и протирание пыли с предметного стекла»
Воспитатель: - Сначала попробуем сдуть пыль с предметного стекла – вот так. Посмотрите в микроскоп. Что вы видите? Посмотрите в микроскоп. Пыль осталась? (ответы)
Дети: пыли стало меньше
Воспитатель: - Возьмите дневники исследователей. Во втором прямоугольнике, где нарисован пылесос, зарисуйте то, что увидели под микроскопом после сухой уборки.
Отгадайте загадку еще про одну помощницу:
Очень ловкая хозяйка!
Не грязнуля, не лентяйка,
Чистит, моет от души.
С ней дружите, малыши.
Вот сторонница порядка
Королева мойки...
Дети: тряпка
Воспитатель: - Теперь возьмем влажные тряпочки и протрем пыль. Протирайте пыль. Настроим микроскоп с помощью штатива. Что мы видим? Предметное стекло стало чище? (Ответы детей)
Воспитатель: - Делаем вывод: сухая и влажная уборка помогают избавиться от пыли. А если нет пыли, то мы здоровы и не чихаем.
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились, как настоящие ученые. Ученые обычно ведут дневник исследователя.
3. Итоговая часть.
Воспитатель: - Молодцы, ребята. Вы все справились. Спасибо вам за работу. Сегодня мы с вами выяснили, почему люди чихают от пыли и как с этим бороться. Будьте здоровы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План -конспект "Зачем нужна людям посуда"
непосредственная образовательная деятельность детей средней группы...
Конспект занятия "зачем людям нужна вода?"
Цели:1. Закрепление знаний детей о значении воды в жизни всего живого:2. Вода – источник жизни; закрепление знаний об источниках питьевой воды; закрепление представлений детей о видах природных водоем...
Конспект досуга "Дарите людям доброту"
Досуг для детей и родителей с использованием малых форм фольклора "Дарите людям доброту"...
Конспект занятия "Зачем людям одежда нужна?""
Дать представление, для чего людям одежда нужна.Отметить, что в разные времена года человек меняет одежду в зависимости от сезонных изменений.Дифференцировать мужскую и женскую одежду.Вызывать же...
проект для детей 3-4 лет "для чего людям глаза?"
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №370» г Перми Проект с детьми 3-4 лет«Для чего нам г...
Презентация к занятию "От чего люди чихают?"
Презентация к занятию по экспериментированию на тему: "От чего люди чихают?"...
Конспект ООД по финансовой грамотности "Для чего людям деньги"
Занятие по финансовой грамотности...