Конспект занятия "От чего люди чихают?"
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Трубникова Ольга Александровна

Конспект занятия в средней группе на тему: "От чего люди чихают?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по образовательной области «Познание»

Тема: «От чего люди чихают?»

Цель: развивать познавательный интерес дошкольников к исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • знакомить детей с механизмом чихания, его причинами;
  • знакомить детей с микроскопом и его составляющими частями;
  • учить работать с микроскопом;
  • учить обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;
  • формировать умение делать выводы;
  • способствовать накоплению у детей конкретных представлений влияния уборки на чистоту окружающей среды.

Развивающие:

  • развить речь детей, их коммуникативные навыки, обогащать словарный запас новыми словами: микроскоп, объектив, окуляр, штатив;
  • развивать мышление, любознательность, наблюдательность.

Воспитательные:

  • воспитывать эмоциональную и духовную отзывчивость, чувство взаимопомощи друг другу.

Словарная работа: введение новых слов – микроскоп, объектив, штатив, окуляр.

Предварительная работа: игры-экспериментирования, наблюдение за объектами живой и неживой природы, рассматривание иллюстраций в энциклопедиях, альбомах, дидактические игры.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: мультимедийная презентация; цифровой микроскоп; лист бумаги; 2 платка – текстильный и бумажный.

Раздаточный: листы бумаги на каждого ребенка; разрезные картинки «микроскоп» на пару детей; бейдж- пропуск на каждого ребенка; белые халаты-накидки, шапочки и маски на каждого ребенка; микроскоп, предметное стекло с пылью на каждого ребенка; влажные тряпочки на каждого ребенка; дневник исследователя и простой карандаш на каждого ребенка; карточки для игры «От чего мы чихаем».

Ход ООД:

  1. Организационный момент.

Воспитатель: -Здравствуйте, дети. У нас на занятии присутствуют гости. Поздоровайтесь. Внимание на экран. (Слайд №1)

Воспитатель: -Почему мы говорим: «Будь здоров»?

Дети: Когда мы говорим «Будь здоров», то желаем друг другу здоровья.

Воспитатель: Всегда ли мы чихаем от болезни?

Дети: Нет, не всегда.

Воспитатель: -Существуют различные причины чихания. Как вы думаете, отчего? (индивидуальные ответы 2-3 детей. (Слайд №2)

Воспитатель: -Правильно, ребята. Давайте сделаем вывод: люди чихают от болезни, от аллергии на пыльцу растений, или на скопление пыли внутри помещений.

 2. Основанная часть

Работа с многозначностью слова «нос»

Воспитатель: -Какой орган участвует в чихании?

Дети: нос.

Воспитатель: -Посмотрите, какие разные носы бывают. (Слайд №3)

Воспитатель: -Правильно, нос. А вы знаете, что нос бывает не только у человека. Это слово имеет много значений. Назовите предметы, у которых есть нос.

  1. Корабль (нос корабля) и машина.
  2. Самолет (нос самолета) и трактор.
  3. Сапог (нос сапога) и рубашка.
  4. Чайник (носик чайника) и кастрюля. (Слайд №4)

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вот сколько значений имеет слово «нос».

Моделирование процесса чихания

Воспитатель: -А что же такое чихание? Что же происходит с нашим организмом во время чихания?

- Внимание на экран. (Слайд №5) Точно также при чихании воздух с частицами слюны удаляет из нашего организма бактерии, пыльцу растений или пыль.

- Ребята! Что я вам сейчас расскажу. Учеными доказано, что невозможно чихнуть с открытыми глазами. Это защитная реакция организма. И если глаза в этот момент будут открыты, они могут повредиться. А вам домашнее задание: понаблюдайте за своими родными дома и за собой, когда будете чихать.

Гимнастика для глаз

Воспитатель: - Выполним зрительную гимнастику.

Смотрит носик вправо – влево (резко перемещают взгляд вправо, влево)

Смотрит носик вверх и вниз (резко перемещают взгляд вверх и вниз)

Что увидел хитрый носик?

Воспитатель: - Глазами следим за носовым платком. (Слайд №6)

Беседа о целесообразности бумажных платков

Воспитатель: - Что мы видим на экране? (носовой платок). Какой платок лучше использовать? Почему? Что можно делать платочком?

Дети: Сморкаться или чихать в них.

Воспитатель: - Посмотрите, ребята, у меня два носовых платка – бумажный платок и тканевый платок? Какой из них лучше использовать?

Дети: Лучше использовать бумажный платок.

Воспитатель: - Правильно, так как на платке при использовании оседают микробы. Бумажный платок после использования нужно выбросить.

Отгадывание загадки

Воспитатель: - Отгадайте загадку:

Ты можешь обо мне не знать,
А я залезу под кровать.
Затем осяду на коврах,
На абажурах и шкафах,

Потом на тюль, под потолок,
Чтоб ты меня найти не смог.
И буду я до той поры,
Пока меня не вытрешь ты!

Воспитатель: - Что это такое?

Дети: это пыль.

Воспитатель: - Да, ребята, это пыль. (Слайд №7)

Определение проблемы и выдвижение гипотезы.

Воспитатель: - Мы с вами уже говорили, что от большого скопления пыли мы можем чихать. Как можем бороться с пылью?

Дети: вытирать ее тряпкой, пылесосить, делать уборку.

Воспитатель: - Давайте представим, что мы ученые, и должны выдвинуть гипотезу, предположение, что сухая и влажная уборка поможет в борьбе с пылью. Идем за мной.

Физкультминутка.

- Повторяйте движения за мной:

Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем мы шагать. 
(шагаем на месте)

В лабораторию идем
И друзей с собой зовем. 
(машем рукой)

Так, халаты надеваем: (круговые движения плеч)
Поправлять не забываем (руки на поясе, повернулись вправо-влево)

Будем пыль мы изучать,
Чтоб как бороться с ней узнать 
(шагаем).

Беседа о строении микроскопа.

Воспитатель: - Вот мы с вами и оказались у дверей в научную лабораторию. Что изображено на двери? (Слайд №8)

Дети: микроскоп

Воспитатель: - Правильно, ребята. Главный помощник ученых в лаборатории – это микроскоп. (Слайд №9)

В микроскоп ученый смотрит
Видно опыты проводит.
Дела нет ему до скуки –
Весь в работе, весь в науке.

- Слово микроскоп состоит из двух слов: микро – означает «маленький», а скоп – означает «наблюдать». Значит, микроскоп увеличивает предметы и помогает нам наблюдать за ними. Вы знаете, из каких частей состоит микроскоп? (Ответы)

Я вам напомню: - Снизу основание (показ). А это штатив (показ) – к нему крепятся все детали. Это предметный столик (показ)Для чего он нужен? (ответы детей) – на него мы кладем то, что будем исследовать.

Увеличивать предмет, линзы помогают
Объектив и окуляр их называют
Они крошечное что-то в большое превращают
И тогда все на это внимание обращают.

- Эта трубка соединяет объектив и окуляр (показ).

Воспитатель: - Чтобы стать настоящими учеными, вам нужно получить пропуск в лабораторию.

Игра с разрезными картинками «Собери микроскоп»

Воспитатель: - Соберите на столе изображение микроскопа из частей.

- Молодцы ребята!

Работа с микроскопом

Воспитатель: - Ученые работают в лаборатории в специальной одежде. Надевайте свои халаты и шапочки. Помогайте друг другу. Получите пропуск в лабораторию. (Раздаю бейдж)

- Итак, мы в лаборатории. (Слайд № 10) Что мы пришли изучать?

Воспитатель: - Да, чтобы посмотреть, как можем с ней бороться, чтобы оставаться здоровыми.

- А теперь, как настоящие ученые рассмотрим в микроскопе пыль. Как вы думаете, где я взяла эту пыль? (ответы)

 Пыль постепенно оседает в помещении. Поэтому я собрала ее со шкафов. Сначала рассмотрим ее на большом экране. К моему микроскопу подключена камера, поэтому мы можем видеть все на большом экране.

Опыт№1. «Изучение пыли под микроскопом»

Воспитатель: - Внимание на экран: это сухая пыль, которая скапливается в помещениях. Вот она проказница пыль! Пыль состоит из частичек нашей кожи, шерсти животных, уличной пыли и многого другого.

Воспитатель: - А теперь рассмотрим пыль в микроскопы, которые стоят у вас на столе так, как делают это настоящие ученые. Наденьте маски. Сядьте ровно. Поставьте микроскоп перед собой, зажмурьте один глаз, а другой приблизим к окуляру, но не слишком близко. Если изображение не слишком четкое, нужно покрутить винт на штативе, вот так.

- Ребята! Ученые ведут специальные дневники исследователей. У вас они на столе. На обложке с помощью воспитателя вы позже напишите свое имя и фамилию. А на первой странице (показ) в верхнем прямоугольнике вы сейчас зафиксируете то, что видите в микроскоп. Поэтому уважайте друг друга, дайте возможность каждому рассмотреть пыль.

Воспитатель: - Что вы увидели в микроскопе? На что похожа пыль через микроскоп?

Дети: пыль серого цвета, разного размера.

Воспитатель: - Ставим проблему: Как избавится от пыли и сделать воздух чище? Воспитатель: как вы думаете, как избавиться от пыли и сделать воздух чистым?

Дети: вытирать ее, пылесосить.

Воспитатель: - Да, это наши предположения. Для уборки пыли, существуют специальные помощники. Отгадайте, какие:

Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит как лайнер 
«ТУ».

Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.

Дети: пылесос.

Воспитатель: - Правильно, пылесос. Вот загадка еще про одну помощницу:

Воспитатель: - Правильно, ребята! Теперь предлагаю вам как настоящим ученым проверить, действительно ли сухая и влажная уборка помогают избавиться от пыли и сделать наш дом чище.

Опыт №2 «Сдувание и протирание пыли с предметного стекла»

Воспитатель: - Сначала попробуем сдуть пыль с предметного стекла – вот так. Посмотрите в микроскоп. Что вы видите? Посмотрите в микроскоп. Пыль осталась? (ответы)

Дети: пыли стало меньше

Воспитатель: - Возьмите дневники исследователей. Во втором прямоугольнике, где нарисован пылесос, зарисуйте то, что увидели под микроскопом после сухой уборки.

Отгадайте загадку еще про одну помощницу:

Очень ловкая хозяйка!
Не грязнуля, не лентяйка,
Чистит, моет от души.
С ней дружите, малыши.

Вот сторонница порядка
Королева мойки...

Дети: тряпка

Воспитатель: - Теперь возьмем влажные тряпочки и протрем пыль. Протирайте пыль. Настроим микроскоп с помощью штатива. Что мы видим? Предметное стекло стало чище? (Ответы детей)

Воспитатель: - Делаем вывод: сухая и влажная уборка помогают избавиться от пыли. А если нет пыли, то мы здоровы и не чихаем.

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились, как настоящие ученые. Ученые обычно ведут дневник исследователя.

3. Итоговая часть.

Воспитатель: - Молодцы, ребята. Вы все справились. Спасибо вам за работу. Сегодня мы с вами выяснили, почему люди чихают от пыли и как с этим бороться. Будьте здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект "Зачем нужна людям посуда"

непосредственная образовательная деятельность детей средней группы...

Конспект занятия "зачем людям нужна вода?"

Цели:1. Закрепление знаний детей о значении воды в жизни всего живого:2. Вода – источник жизни; закрепление знаний об источниках питьевой воды; закрепление представлений детей о видах природных водоем...

Конспект досуга "Дарите людям доброту"

Досуг для детей и родителей с использованием малых форм фольклора "Дарите людям доброту"...

Конспект занятия "Зачем людям одежда нужна?""

Дать представление, для чего людям одежда нужна.Отметить, что в разные времена года человек меняет одежду в зависимости от сезонных изменений.Дифференцировать мужскую и женскую одежду.Вызывать же...

проект для детей 3-4 лет "для чего людям глаза?"

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение   «Детский сад №370» г Перми        Проект с детьми 3-4 лет«Для чего нам г...

Презентация к занятию "От чего люди чихают?"

Презентация к занятию по экспериментированию на тему: "От чего люди чихают?"...