Конспект ООД по финансовой грамотности "Для чего людям деньги"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Занятие по финансовой грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект оод по финансовой нрамотности | 35.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение МАОУ «Прогимназия «Созвездие»
(МАОУ «Прогимназия «Созвездие»)
Конспект
образовательной деятельности
по формированию финансовой грамотности
в подготовительной группе (6-7 лет).
Образовательная область «Познавательное развитие».
Тема: «Для чего людям деньги?»
Подготовил воспитатель:
Алексеева Л.Н.
г. Пыть- Ях
2021г.
Цель: повышение финансовой грамотности детей через расширение представлений о свойствах и функциях денег.
Задачи:
- Образовательные:
-формирование понимания о назначение денег; их необходимость в жизни человека;
- формирование представлений о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда;
- расширение знаний детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами
для древних людей;
- обогащение и активизация словаря детей;
- побуждение к высказыванию своих мыслей полными предложениями;
- укрепление двигательных навыков детей;
- развитие памяти, внимания, речи;
- стимулирование активности детей в разных видах деятельности;
- закрепление названий основных потребностей человека.
- формирование умения делать по образцу;
- Развивающие:
- развитие представлений о назначении денег;
- развитие связной речи;
- развитие любознательности, мышления, логики;
- развитие у детей умение подмечать в притче простейшие экономические явления;
- развитие мотивации на общение в группе;
- развитие умения слушать друг друга, приходить к согласию;
- развитие мелкой моторики, цветовосприятия;
- развитие фантазии, воображения;
- развитие внимания и точности выполнения упражнений.
- закрепление умения работать аккуратно.
- Воспитательные:
- воспитание умения внимательно слушать педагога и своих сверстников;
- воспитание умения работать в коллективе;
- воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
- формирование коммуникативных и социальных компетентностей,
- воспитание интереса и желания к участию в разных видах детской деятельности.
Педагогические технологии:
- -исследовательские методы;
- -технология использования в обучении игровых методов;
- -обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа, работа в парах);
- - информационно-коммуникационные технологии;
- -здоровьесберегающие технологии;
Интеграция образовательных областей:
- - «Познавательное развитие»;
- - «Речевое развитие»;
- - «Социально – коммуникативное развитие»;
- - «Художественно эстетическое развитие»;
- - «Физическое развитие».
Виды детской деятельности:
Игровая, познавательная, продуктивная, коммуникативная музыкально-художественная, двигательная.
Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.
Форма проведения: познавательно – исследовательская.
Методические приемы: беседа, сюрпризный момент, дидактические игры, показ объяснения, вопросы, ответы, проблемная ситуация, подвижная игра, постановка задания, показ образца, объяснение, показ способа действий, сравнительный анализ, педагогическая оценка.
Обогащение и активизация словаря: существительными: монета, деньги, товар, обмен, чеканить, заработная плата, труд, названия профессий, одежда, еда, честность, бытовая техника, верность, мебель, здоровье, игрушки, книги, жизнь, мудрость, развлечения, косметика, дружба, любовь.
Предварительная работа: беседа о значении денег, просмотр мультфильма «Смешарики. Финансовая грамотность», работа с лэпбуком по финансовой грамотности, чтение сказки «Буратино», обсуждение поступков героев.
Материал и оборудование: сундучок, книга со сказками, картинки «профессии», материал к игре «Найди ошибки художника», мяч, презентация «Как появились деньги», средства ТСО, тесто для лепки, влажные салфетки, формочки для изготовления денег, палочки.
ХОД НОД:
Вводная часть
Организация круга. Приветствие.
Встали мы в кружочек,
Поздороваться нам нужно.
Говорю тебе привет!
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука!.
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш добрый круг.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите какой чудесный сундучок появился сегодня у нас в группе. Сундучок- хранитель сказок. Хотите посмотреть, что там внутри? (Да). Но здесь замок и мы его должны открыть. (Дети вместес воспитателем проговаривают слова)
На сундучке висит замок.
(Руки сцеплены в замок)
Кто его открыть бы мог?
(Пытаются разъединить руки)
Повертели, покрутили,
Постучали и открыли.
Воспитатель: - Я открываю сундучок… и что мы видим? Какая- то старинная книга, пролежавшая здесь много лет. Я предлагаю присесть, и послушать, что же за историю хранят в себе страницы этой книги. Сейчас я прочитаю вам старую – старую притчу, которая актуальная и по сей день:
У одного человека был очень ленивый сын. Ничего он не хотел делать, ни одного пятака заработать не мог. Кормил его отец, пока мог, только состарился он, захворал и невмоготу ему стало. Слег старик в постель, позвал жену и говорит: — Все свое имущество передам кому чужому, ничего сыну не оставлю — лентяй он, ни к чему не годный, рубля заработать не может. Обидно матери, заступилась она за сына:
— Как это он рубля заработать не может?! А муж стоит на своем:
— А ну, если может, пусть пойдет заработает рубль — все имущество ему оставлю.
— Хорошо, — сказала жена.
Пошла она к сыну, дала ему рубль и научила:
— Уйди куда-нибудь до вечера, а вечером придешь, отдашь этот рубль отцу и скажешь, что ты сам его заработал.
Так и поступил сын. Пришел вечером, принес этот рубль и говорит отцу:
— Совсем извелся из-за этого рубля, с трудом его заработал. Взял отец рубль, понюхал и бросил его в камин.
— Это не ты заработал! — сказал он сыну.
Засмеялся сын и ушел. Что делать матери? Дала она ему еще один рубль и сказала:
— Пойди, хоть целый день без дела ходи, а к вечеру пробеги версты две — чтоб вспотеть, войди к отцу и скажи:
— Потом заработал я этот рубль.
Так и поступил сын. Прибежал он вечером усталый, вспотевший, вбежал к отцу и говорит:
— Видишь, отец, весь я в поту, трудно достался мне этот рубль. Взял отец рубль, понюхал и бросил и его в камин.
— Не обманешь меня, сынок, — говорит, — не ты заработал эти деньги. Ни во что не счел сын все это, опять засмеялся и ушел.
Поняла мать, что плохо дело, и сказала сыну:
— Видишь, сынок, не обмануть нам его, придется тебе самому поработать. Пойди, поработай, хоть по три пятака в день заработаешь, и то в неделю рубль наберешь, принеси его отцу, поверит.
Послушался сын. Пошел и вправду, целую неделю работал. Кому что сделал, кому что перенес, набрал так один рубль мелочью и принес отцу.
Понюхал и эти деньги старик и бросил их в камин.
— Нет, сынок, и это не ты заработал,— говорит.
Не выдержал сын, бросился к камину, голыми руками выгреб из огня свои деньги и закричал отцу:
— Помешался ты, отец! Целую неделю трудился я и гнул спину из-за этих денег, а ты их в огне жжешь.
Сказал тогда отец:
— Теперь-то верю я, что ты сам этот рубль заработал, сердце у тебя за него заболело. Видишь, сынок, как трудно самому заработать деньги. Будешь работать — будешь и иметь, а не будешь работать — с голоду умрешь.
С такими словами отец завещал сыну все свое имущество.
Воспитатель: - О ком говорилось в этой притче? Почему отец не смог зарабатывать деньги? Как отец догадался, что сын не заработал первые два дня деньги? Почему заработанные деньги ценнее подаренных?
Ответы детей.
Вывод: Для того, чтобы у человека были деньги ему необходимо трудиться. У труда есть враг – лень, когда ничего не хочется делать. Но будучи ленивым, денег не заработаешь, а если не заработаешь, то и не потратишь. А как люди зарабатывают деньги?
Ответы детей.
Воспитатель: - Правильно, люди, обучившись определенной профессии, работают, чтобы приносить пользу, помогать другим, и за их труд выплачивается заработная плата, в виде денег.
Профессия — это труд, которому люди посвящают свою жизнь. Каждой профессии можно и нужно учиться. Для этого есть разные учебные заведения – школы, колледжи, институты и университеты. Хорошо, когда профессия человеку нравится, когда он выбрал ее потому, что умеет делать что-то лучше других. Тогда и ему радостно, и другим приятно.Давайте посмотрим на карточки, закрепленные на доске, и ответим на вопрос, кем трудятся изображенные на них люди (например, скажем про врача: кто этот человек, кем и где работает, какую пользу приносит людям).
Ответы детей.
Видите, ребята, труд врача помогает людям быть здоровыми, повар готовит еду, строитель строит дом, бухгалтер считает деньги, оформляет документы, учитель учит детей, и т.д.
Воспитатель: - Давайте представим, что мы попали в сказочную страну. В нашей сказочной стране нет врачей (учителей, полицейских, продавцов, строителей...). К чему это может привести?
В процессе беседы дети приходят к выводу, что любая деятельность взрослых имеетрезультат труда для общества – делать людей здоровыми, образованными, обеспечивать порядок. Все, кто трудится, приносит пользу для людей.
В нашем сундучке есть картинки, которые нарисовал художник. Но, видимо он торопился, и что- то в них перепутал. Давайте посмотрим, и определим, какие же ошибки допустил художник.
Ответы детей.
Воспитатель: - Пора нам немного отдохнуть. Я предлагаю поиграть.
Мы в профессии играем - шагаем на месте, размахивая руками
По душе их выбираем.
И мечтаем поскорее - повороты влево, вправо, руки на поясе
Мамы с папой быть взрослее,
Чтоб не просто так мечтать, - руки за голову, прыжки на месте.
А кем быть решить и стать.
А ответить на этот вопрос, нам в этом поможет веселый мячик. Я буду вам его бросать, а вы, поймав его, скажете, кем мечтаете стать, когда вырастите?
Дети отвечают.
Воспитатель:- Когда вы вырастете, то обязательно обучитесь той профессии, о которой мечтаете, и будете приносить пользу обществу. И конечно, если вы не будете лениться и ответственно относиться к своей профессии, у вас появятся деньги, которые вам будут платить за ваш труд.
Воспитатель:- Как вы думаете, какую роль играют деньги в нашей жизни?
Ответы детей.
Воспитатель: - Трудный вопрос, правда?
Дети размышляют.
Воспитатель: - Если что -то вас заинтересовало, где вы это узнаёте?
Дети: - В газете, книгах, энциклопедиях, в интернете.
Воспитатель: - Правильно.
А нам сейчас поможет волшебный сундучок. Здесь лежит подсказка, что же такое деньги…. Достает бумагу с определением:
«Деньги - это средство обмена. Люди меняют деньги на товары, которые им необходимы».
Воспитатель:- Деньги – это средство обмена. Как вы понимаете это?
Дети отвечают.
Воспитатель: - Ребята мы так привыкли к деньгам, что мне стало интересно, когда появились деньги, и были ли они у древнего человека? Как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: - А я слышала, что были. А знаете какие?
Дети: - нет.
А узнать это нам поможет волшебный сундучок.
Воспитатель: - Мы отправляемся центр эксперементирования, и узнаем, какие деньги были у древнего человека.
Воспитатель достает из сундучка картинки, рассказывает историю возникновения денег и прикрепляет их на доску.
1. У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался, а всё что ему было надо, давала природа.
2. Кто - то из древних людей хорошо рыбачил, а кто-то лучше всех выращивал пшеницу. Поэтому люди со временем стали обмениваться. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи,или другие товары.
3. Деньгами древнему человеку служили: мех животных, зёрна, соль, орехи, ракушки.
Воспитатель: - А можем, мы сейчас ответить на вопрос. Были ли деньги у древнего человека?
Дети: - Древние люди менялись, денег не было.
Воспитатель: - В обмене было неудобным то, что весь товар приходилось носить с собой. Это было тяжело, и товар занимал много места. Выход нашли древние египтяне.
Воспитатель: - В Древнем Египте изобрели первые в мире деньги. Посмотрите какие были первые деньги, на что они были похожи?
Дети отвечают.
Воспитатель: - Деньги изготовляли из различных металлов, так появились металлические деньги. Удобней всего оказались круглые деньги – монеты. Кстати, когда монеты начали чеканить,то на монетах, выдавливали три, пять точек, так как население было неграмотным и немогло прочитать, какая это монетка. Каждый украшал свои монеты как мог.
Воспитатель: - Посмотрите, чем древние монеты отличаются от современных?
Ответы детей.
Воспитатель: - Давайте и мы попробуем, чеканить монеты, для этого пройдем в центр творчества, и каждый изготовит свою монету из необычного материала. Это пластелин, но не простой. Он имеет свойство затвердевать, если полежит на воздухе. Таким образом ваши монеты дольше сохранятся, а мы из них создадим коллекцию.
Приступайте за работу. В форму с рисунком кладем пластелин, прижимаем и придаем форму круга своим монетам. Вынимаем пластелин, и у нас получились монетки с разными рисунками. Затем берем палочки и выдавливаем точечки, получая свой неповторимый узор. Каждую денежку кладем отдельно. Как много монет получилось – целая коллекция.
Воспитатель: - Вы молодцы. Узнали всю историю появления монет. И даже
поучаствовали в ней. Создали свою коллекцию монет, которая будет храниться у нас в уголке финансовой грамотности.
Воспитатель: - Ребята я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Что можно купить?». Я буду называть вам слова, и когда вы услышите названия предметов, которые можно купить за деньги, то хлопаете в ладоши. А если я назову предметы, которые нельзя купить за деньги, топаете ногами. Попробуем?
Дети: - Да!
Воспитатель называет слова; одежда, еда, честность, бытовая техника, верность, мебель, здоровье, игрушки, книги, жизнь, мудрость, развлечения, косметика, дружба, любовь.
Воспитатель: - Есть в жизни такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Давайте произнесем их еще раз: (Дружба, любовь, жизнь, здоровье, честность, верность).
Воспитатель:- Скажите, а деньги – это главное в жизни для человека?
Ответы детей.
Воспитатель: - Сколько стоит любовь матери к ребенку?
Ответы детей.
Воспитатель: - Правильно, она бесценна.
- А сколько стоит ваша дружба?
Дети:- Нисколько.
Воспитатель: - Она не имеет цены, совершенно верно.
И главное в жизни не то, сколько денег у человека, а то кем он является, и сколько добрых и полезных поступков делает для окружающих. Не зря пословица говорит «Дружба дороже денег».
Воспитатель: - А сейчас я вас приглашаю снова встать в круг взяться за руки и друг другу улыбнуться. Здорово. Продолжите фразу: «Сегодня я узнал (а)…», «Мне понравилось…».
Мне очень понравилось с вами играть. Вы самые настоящие умники и умницы!
Давайте положим ладошки друг на друга и скажем:
«Мы ребята просто класс,
Получилось всё у нас! »
Воспитатель: Благодарю за работу, до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по финансовой грамотности «Что такое деньги» в старшей группе
Цель: создать условия для знакомства с деньгами, их историей....
Конспект НОД по финансовой грамотности "Знакомство с деньгами"
Конспект НОД по финансовой грамотности «Знакомство с деньгами»...
Конспект НОД по финансовой грамотности "Что такое деньги?"
Конспект НОД по финансовой грамотности "Что такое деньги?"...
НОД по финансовой грамотности" Зачем людям деньги"
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста. Задачи: Познакомить с понятием «деньги», с историей возникновения денег и их ролью в жизни ч...
Конспект НОД по финансовой грамотности на тему:"Деньги"
Данный материал предназначен для детей старшего возраста с целью ознакомления детей с деньгами....
Конспект занятия по финансовой грамотности "Что такое деньги? Виды денег"
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возрастаЗадачи:- познакомить с понятием «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая кар...