Конспект совместной организованной образовательной деятельности педагога с детьми "Крахмал и его свойства"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект
совместной организованной образовательной деятельности педагога с детьми
"Крахмал и его свойства"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 общеразвивающего вида» с.Койгородок
Конспект
совместной организованной образовательной деятельности
воспитателя с детьми в подготовительной к школе группе
Тема: «Крахмал и его свойства»
Разработал: воспитатель
Мельникова Ольга Ивановна
с. Койгородок
2020 г.
Тема: Крахмал и его свойства.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа (дети 6-7 лет)
Форма организации: групповая, индивидуальная
Технологии: технология исследовательской деятельности, игровая технология, технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми
Методы: беседа, обсуждение, игровая ситуация, проблемная ситуация, совместное с воспитателем занимательное дело, работа в группах, исследование, самостоятельная работа, творческая деятельность
Целевые ориентиры: активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, устойчивый интерес к различным видам детской деятельности
Взаимодополняющие образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие»
Программное содержание:
Цель – создать условия для формирования представлений детей о крахмале и его свойствах
Задачи образовательной программы
Воспитательные:
-воспитывать творческую, самостоятельную личность ребенка
-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность
-совершенствовать умение работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка
Образовательные:
- закреплять и расширять знания детей о крахмале, познакомить с новыми свойствами крахмала: тонет, густеет, скрипит, меняет цвет
- формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов
-формировать в детях умение отбирать средства для изготовления игрушек-мнюшек, на основе знаний полученных в результате практических действий с материалом, через включение в простейшую исследовательскую деятельность
-учить работать детей с алгоритмом последовательных действий через включение детей в разработку плана выполнения игрушки
-упражнять детей в умении пользоваться в своей работе карточками (схемами)- подсказками, для обобщения знаний, выводов
-способствовать развитию всех компонентов устной речи детей
Развивающие:
-развивать у детей познавательный интерес, стремление к поисково-исследовательской деятельности
-развивать психические процессы, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, эмоциональную сферу ребенка
-развивать речь в процессе решения проблемных вопросов
Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы
-формировать предпосылки ответственного отношения к порученному заданию
- использовать опыт практической деятельности, игровой опыт в жизненных ситуациях
Методическое сопровождение: От рождения до школы Основная образовательная программа дошкольного образования /Под. Ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-3-е изд., испр. и доп.- М.: Мозайка-Синтез, 2018.-368с.
Оборудование: экран, видеопроектор, флешка с видео физминуткой, ноутбук, в уголке эксперементирования бутылочка-распылитель с водой, в которой йод, увеличительные стекла, в книжном уголке энциклопедия, в уголке творчества краски, ножницы, цветные карандаши, фломастеры, посылка, письмо.
Раздаточный материал: прозрачные мерные стаканчики водой, воронки, ручка, воздушные шарики, глазки, ротики, шерстяные нитки, йод, пипетки, подносы, мешочки, крахмал, листы белой бумаги, коктельные трубочки, карточки-подсказки, по количеству детей.
Структура занятия.
1. Мотивационно-побудительный этап- 3 минут.
2. Организационно-поисковый этап-25 минуты.
3. Рефлексивно-корригирующий этап - 2 минуты.
ХОД ООД
- Мотивационно-побудительный этап.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте дружно поздороваемся с гостями / дети здороваются с гостями/.
Воспитатель: Ребята, с гостями мы поздоровались, а сейчас давайте поприветствуем друг друга. Ребята, кто из вас мне напомнит, как мы приветствуем друг друга каждое утро? / дети предлагают игру приветствие, один ребенок начинает, другие его подхватывают/.
- Организационно-поисковый этап.
Воспитатель: Ребята, я сегодня, когда пришла в детский сад утром, вас еще не было, вы еще только собирались, я обнаружила вот такую посылку. Может быть, кто-то из вас ее вчера оставил?
Ответы детей: Нет, мы вчера не оставляли посылку.
Воспитатель: Точно не вы, а может быть, тогда ее откроем и узнаем, что там внутри?
Ответы детей: Да, давайте откроем и посмотрим.
Воспитатель: Ребята, а какие ваши предположения, что же может быть в этой посылке? \ воспитатель выслушивает различные ответы детей/.
Воспитатель: Ну что ребята точно открываем?
Ответы детей: Да точно открываем!
Воспитатель: Хорошо открываем, сейчас мы узнаем, кто же из вас был прав.
Воспитатель: Интересно, что тут? / дети вместе с воспитателем заглядывают в посылку и перечисляют ее содержимое/.
Ответы детей: Смотрите здесь шарики воздушные, воронки, карточки и т.д.
Воспитатель: А, это что?
Ответы детей: Это письмо, послание какое-то.
Воспитатель: Что будем с ним делать?
Ответы детей: Будем его читать.
Воспитатель: Читать? Можно я прочитаю. Дорогие ребята, значит это точно к нам, правда? Пишут вам сказочные гномики, нам очень нужна ваша помощь, на нашей сказочной фабрике игрушек, мы изготавливали игрушки- мнюшки, но закончился чудесный белый порошок, который тонет в холодной воде, меняет цвет, скрипит, а может превратиться еще и в твердую жидкость в горячей воде. А где его взять мы не знаем, подсказка на белом листе. А, чтобы вы не забыли, какой порошок нужно искать мы отправляем вам карточки-подсказки. Ребята, где белый лист и карточки подсказки?
Ответы детей: Вот они.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, гномики нам нарисовали все свойства чудесного порошка на этих карточках. Давайте вместе проговорим их. /воспитатель раздает карточку каждому ребенку, затем показывает и совместно с детьми проговаривает знаки-подсказки на карточках/.
Воспитатель: Ребята, а что там такое на белых листах, есть подсказка?
Ответы детей: Нет, листы пустые, чистые. Кажется там, невидимые чернила.
Воспитатель: Ребята, а как же мы узнаем, что здесь за подсказка? Какие будут предложения, как мы узнаем, что это за белый порошок?
Ответы детей: Можно эти листы разукрасить, нарезать ножницами, порисовать на них карандашами, помять, намочить водой, посмотреть через лупу. /воспитатель выслушивает все предложения детей, раздает каждому лист белой бумаги и одновременно предлагает им сделать то, что они хотят со своим листом бумаги, чтобы найти подсказку/.
Воспитатель: Ребята, что-то получается у вас. Может кто-то уже нашел подсказку? /воспитатель обращается к каждому ребенку, дети комментируют свои действия, подсказку обнаруживает ребенок, который предложил намочить бумагу/.
Ответы детей: Ольга Ивановна, посмотрите, у меня проявился рисунок.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что проявилось на листе Маши. Давайте встанем, чтобы всем видно было. Что это?
Ответы детей: Это же нарисованный картофель.
Воспитатель: А, что мы с вами недавно делали с картофелем?
Ответы детей: Мы недавно делали из картофеля порошок, который называется крахмал.
Воспитатель: Ребята, а кто из вас вспомнит, какого был цвета наш крахмал?
Ответы детей: Крахмал был белого цвета.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на карточки-подсказки, какой волшебный порошок нас просили найти гномики?
Ответы детей: Гномики просили нас найти чудесный белый порошок, который тонет в холодной воде, меняет цвет, скрипит, а может превратиться еще и в твердую жидкость в горячей воде
Воспитатель: Ребята, а может быть, кто-то из вас знает, что за это была волшебная вода, которая помогла нам найти подсказку на листе бумаги?
Ответы детей: Нет.
Воспитатель: Ребята, а хотите, я открою вам один небольшой секрет?
Ответы детей: Хотим, очень хотим.
Воспитатель: В этой бутылочке, была необычная вода, посмотрите. Какого она цвета?
Ответы детей: Она оранжевого цвета.
Воспитатель: Ребята это йод. Вы знакомы с ним?
Ответы детей: Да его можно купить в аптеке, им обрабатывают раны и т.д.
Воспитатель: Ребята, йод при взаимодействии с крахмалом дает какой цвет?
Ответы детей: Он дает синий цвет.
Воспитатель: Правильно синий цвет. Ребята, а чтобы нам узнать действительно ли крахмал именно тот чудесный порошок, который ищут гномики, предлагаю вам пройти в нашу мини лабораторию.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на свои столики. Назовите, что лежит на ваших столиках.
Ответы детей: У нас есть крахмал, вода, йод, ложечки, ручка и пипетки.
Воспитатель: Ребята, как нам узнать, тонет ли крахмал в холодной воде, ваши предположения?
Ответы детей: Нам нужно крахмал положить в стакан с холодной водой и понаблюдать.
Воспитатель: Давайте, сделаем так, как предлагаете вы, приступайте. Итак, друзья, какой можно сделать вывод.
Ответы детей: Крахмал в холодной воде тонет, потому, что он опустился на дно.
Воспитатель: Покажите мне, и правда, крахмал опустился в холодной воде на дно стакана, вот это чудеса, правда ребята. Отметьте, пожалуйста, знаком «+» в своей карточке это свойство крахмала под нужной картинкой /воспитатель отмечает на карточке, которая висит на доске/.
Воспитатель: Ребята, как мы узнаем, меняет ли крахмал цвет, ну-ка кто у нас самый внимательный, об этом я вам говорила в начале занятия? Ваши предположения.
Ответы детей: Можно в эту воду с крахмалом добавить йод и понаблюдать.
Воспитатель: Молодцы, а поможет нам в этом, что?
Ответы детей: Поможет нам пипетка.
Воспитатель: Ребята, внимание, достаточно будет всего 1-2 капелек йода. Приступайте, работать надо аккуратно, чтобы не запачкаться и не пролить на себя или на друга. Итак, друзья, какой можно сделать вывод.
Ответы детей: Крахмал меняет цвет, он становиться синим.
Воспитатель: Здорово, ребята, мы с вами узнали еще одно свойство крахмала, отметьте, пожалуйста, знаком «+» в своей карточке это свойство крахмала под нужной картинкой /воспитатель отмечает на карточке, которая висит на доске/.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на карточку подсказку, что еще необходимо нам узнать о крахмале?
Ответы детей: Мы должны узнать может ли крахмал скрипеть?
Воспитатель: Ребята, как мы узнаем, может ли крахмал скрипеть? Ваши предположения.
Ответы детей: Мы можем его потрогать, прощупать и послушать.
Воспитатель: Давайте, сделаем так, как предлагаете вы. У вас на столиках есть мешочки с крахмалом, возьмите их и приступайте к вашему исследованию. Итак, уважаемые исследователи, какой вы сделали вывод?
Ответы детей: Крахмал скрипит и издает звуки.
Воспитатель: Отлично, отметьте, пожалуйста, знаком «+» в своей карточке это свойство крахмала под нужной картинкой /воспитатель отмечает на карточке, которая висит на доске/.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на карточку подсказку, что нам осталось узнать о крахмале?
Ответы детей: Нам нужно узнать может ли крахмал превратиться в твердую жидкость в горячей воде.
Воспитатель: Ребята, разрешите, пожалуйста, это исследование провести мне, так как работать с горячей водой вам еще опасно. А почему ребята опасно.
Ответы детей: Потому, что вода горячая и если мы ее прольем на себя, можем получить ожог.
Воспитатель: Правильно. Ребята внимание, вот у меня емкость с горячей водой и я аккуратно добавляю в него крахмал и перемешиваю. Ребята, посмотрите, на что похож, стал крахмал в горячей воде?
Воспитатель: Крахмал в горячей воде стал похож на молоко, потому, что он стал белого цвета.
Воспитатель: А еще на что посмотрите внимательно?
Ответы детей: Еще крахмал стал похож чем-то на кисель.
Воспитатель: Друзья, внимание, посмотрим, стал ли крахмал, похож на твердую жидкость / воспитатель проводит демонстрацию полученного продукта/.
Ответы детей: Да крахмал стал похож на твердую жидкость.
Воспитатель: Действительно это так, отметьте, пожалуйста, знаком «+» в своей карточке это свойство крахмала под нужной картинкой /воспитатель отмечает на карточке, которая висит на доске/.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на свою карточку подсказку, что еще нам нужно узнать, что понять может ли быть крахмал чудесным белым порошком.
Ответы детей: Ничего, ведь мы заполнили всю карточку подсказку.
Воспитатель: И правда, мы с вами заполнили всю карточку подсказку. Ребята, значит, какой вывод мы с вами можем сделать?
Ответы детей: Мы можем сделать вывод, что чудесный белый порошок, который искали сказочные гномики это крахмал.
Воспитатель: Друзья, давайте еще раз перепроверим, чтобы не получилось так, что мы ошиблись и отправили гномикам не тот порошок. Сейчас я еще раз возьму и прочитаю их письмо, а вы, если есть это свойство у крахмала, отвечайте мне: «Да-да, конечно да», громко хлопайте в ладоши и прыгате на месте. Договорились?
Ответы детей: Договорились. /воспитатель перечисляет свойства крахмала описанные в письме, дети отвечают «Да-да, конечно да»./
Воспитатель: Тогда вставайте и слушайте внимательно.
Игра - физминутка «Да-да, конечно да».
Воспитатель: Какие мы все молодцы, мы с вами нашли чудесный белый порошок и это ребята скажем хором, крахмал, правильно и он поможет нашим сказочным гномикам сделать… Ой ребята я забыла что же поможет сделать гномикам крахмал, вы помните?
Ответы детей: Крахмал поможет сказочным гномикам сделать игрушки- мнюшки.
Воспитатель: Точно, вспомнила игрушки-мнюшки, а вы оказывается все такие внимательные.
Воспитатель: Ребята, а вот мне интересно, как же сказочные гномики делают из крахмала игрушки - мнюшки. Как бы это узнать, вы не знаете?
Ответы детей: Может нам посмотреть в энциклопедии.
Воспитатель: Действительно, давайте сделаем так, как предлагаете вы, ведь у нас есть энциклопедия. Анечка, принеси нам ее из книжного уголка. Идите ко мне поближе вместе поищем.
Воспитатель: Ребята смотрите, может это. Кто сможет прочитать? /один из читающих детей читает заголовок страницы в энциклопедии «Игрушки- мнюшки»/.
Воспитатель: Ура нашли. Давайте вместе посмотрим и проговорим, как их можно сделать и что для этого понадобиться./ дети хором называют и проговаривают алгоритм выполнения игрушки- мнюшки/.
Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели, чтобы и у вас была такая игрушка-мнюшка?
Ответы детей: Да, очень.
Воспитатель: А где же нам взять воздушные шарики?
Ответы детей: Они были в посылке, которую нам отправили сказочные гномики.
Воспитатель: Давайте заглянем в посылку, действительно, здесь что-то есть. /воспитатель достает содержимое посылки и раздает каждому ребенку/.
Воспитатель: Ну, ребята что попробуем вместе сделать игрушку-мнюшку. Давайте вспомним, что же было написано в энциклопедии, как нужно правильно делать игрушку-мнюшку. /дети проговаривают алгоритм последовательных действий при изготовлении игрушки/.
Воспитатель: Ребята, но прежде, чем мы начнем делать нашу игрушку, мы немножко отдохнем. Хотите поиграть с шариком? Тогда идите все ко мне, вам нужно внимательно бегать глазками за воздушными шариками на экране, готовы, раз два, три, четыре, пять начинаем мы играть./воспитатель включает физминутку/.
Музыкальная физминутка для глаз «Озорной шарик».
Воспитатель: У всех глазки очень внимательные, вы все большие молодцы. Ну, что готовы к изготовлению игрушки.
Ответы детей: Да, готовы.
Воспитатель: Тогда проходите к своим столикам и приступайте к изготовлению игрушки- мнюшки. Если вам понадобиться моя помощь, поднимите руку я подойду, можете обращаться за помощью к друг другу, не забывайте о том, что работать надо аккуратно. Ребята, мне уже не терпится посмотреть на ваши игрушки. /самостоятельная деятельность детей при изготовлении игрушки/.
Воспитатель: Покажите свои игрушки друг другу, нашим гостям. Ребята, а как вы думаете, почему сказочные гномики назвали эти игрушки-мнюшки?
Ответы детей: Они их так назвали, потому, что их можно по-всякому мять, делать разные фигуры.
Воспитатель: Правильно. Арсений покажи как. А еще эти игрушки делают массаж нашим пальчикам и успокаивают нас. Вот какие полезные эти игрушки. Ребята, а давайте сегодня придумаем сказку и с помощью наших игрушек покажем ее ребятам из другой подготовительной группы. Как вы думаете, им понравится наша идея?
Ответы детей: Да давайте придумаем и покажем, мы думаем, им понравится.
3.Рефлексивно-корригирующий этап
Воспитатель: А сейчас берите свои игрушки и вернемся к нашему письму. Присаживайтесь на ковер. Ребята, а мы с вами узнали, что это за чудесный волшебный порошок из которого изготавливают игрушки-мнюшки?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: А как он называется?
Ответы детей: Он называется крахмал.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я попрошу вас закончить мое предложение.
Игра «Закончи предложение»
Я сегодня узнал, что ...
Мне сегодня понравилось....
Меня удивило ...
Мне трудно было…
Воспитатель: Молодцы, спасибо за работу, а сейчас дружно уберем свои столики и пойдем на почту и отправим сказочным гномикам посылку с чудесным белым порошком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми в старшей группе на тему "Мыльные пузыри"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14456192","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"427","width":"463"}}]] Конспект совместной организованной образовательной деяте...
Приложение № 3 к конспекту совместной организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми в старшей группе на тему "Мыльные пузыри"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14456325","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"436","width":"480"}}]] Приложение № 3 к конспекту совместной организованной обр...
Конспект совместной организованной образовательной деятельности педагога с детьми "В поисках пропавших игрушек"
Конспект совместной организованной образовательной деятельности педагога с детьми "В поисках пропавших игрушек"...
Конспект совместной организованной образовательной деятельности педагога с детьми "Что такое флот"
Конспект совместной организованной образовательной деятельности педагога с детьми "Что такое флот"...
Конспект совместной организованной образовательной деятельности педагога с детьми "Снежинки"
Конспект совместной организованной образовательной деятельности педагога с детьми "Снежинки"...
Совместная организованная образовательная деятельность педагога с детьми второй младшей группы и родителями по теме «Доброе слово» в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»
Совместная организованная образовательная деятельность педагога с детьми второй младшей группы и родителями по теме «Доброе слово» в рамках реализации программы «Социо...
Совместная организованная образовательная деятельность педагога с детьми второй младшей группы и родителями по теме «Ласковая песня» в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»
Совместная организованная образовательная деятельность педагога с детьми второй младшей группы и родителями по теме «Ласковая песня» в рамках реализации программы &laq...