Презентация "Формирование экологического сознания у ребенка"
презентация по окружающему миру

Громова Мария Николаевна

Формирование экологического сознания дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_ekologicheskogo_soznaniya_u_rebenka.pptx1.3 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Мир , окружающий ребёнка –это прежде всего - мир природы с безграничным богатством явлений , с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума » . В.В Сухомлинский

Слайд 2

Формирование экологического сознания дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение , экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из катастрофического состояния. Актуальность темы Цель экологического образования – формирование основ экологического мировоззрения и экологической культуры дошкольников .

Слайд 3

Экологическое образование «Непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды». (И.Д.Зверев) Воспитание Обучение Развитие Формирование представлений о взаимосвязи природы, общества и человека; формирование практических умений по разрешению экологических проблем Ценностных ориентаций, мотивов, потребности, привычки активной деятельности по охране окружающей среды Способности анализировать экологические ситуации; оценивать эстетическое состояние среды

Слайд 4

«Федеральный государственный образовательный стандарты дошкольного образования » №1155 ОТ 17. 10. 2013г . Вступил в действие с 01.01 2014года

Слайд 5

Образовательные направления Содержание Образовательных областей Речевое знакомство с детской литературой, в том числе и с природоведческой; Познавательное формирование первичных представлениях об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, причинах и следствиях и др.); о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов; расширение кругозора детей; Физическое становление ценностей здорового образа жизни . Социально-коммуникативное усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и по отношению к природным объектам; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе; Художественно-эстетическое становление предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом; Содержание Образовательных областей (в интеграции) в осуществлении Экологического образования дошкольников по ФГОС

Слайд 6

Принципы содержания экологического образования Принципы Характеристика содержания Индивидуальный подход Учет индивидуальных этнокультурных особенностей, семейно-социальных возможностей и условий для полноценного развития Научность обоснованность и достоверность содержания теорий, формирование практических навыков адаптации и прогнозирования своих действий . Доступность соответствие возрастным, психологическими, социальным и интеллектуальным особенностям детей; учёт уровня их развития, индивидуальных познавательных способностей. Наглядность Наличие наглядного материала Систематичность Поступательный переход:от простого к сложному Согласованность Сотрудничество: Дети+воспитатели-родители Комбинаторность Продуманность сочетаний разных видов деятельности Целостность Взаимосвязь разных сфер знаний Региональность Учет региональных особенностей Интегрированность Экологизация во всех сферах деятельности

Слайд 7

Экологическое образование осуществляется через разнообразные формы деятельности дошкольника Познавательная Формирование понимания гармонического единства и взаимодействия природы, умения видеть закономерности, ценить неповторимость и особенность каждого объекта, признавать право на существование каждого живого существа без ложного чувства собственного превосходства Художественно- Эстетическая Гумманизация отношений ребёнка с природой, актуализация эмоционального восприятия в процессе творческого воплощения красоты окружающего мира в формах рисунка, песни, стихотворения. Трудовая Осознание потребности растений или животных в заботливом уходе и внимании, формирование ответственности за живое существо и осторожности в обращении с ним, воспитание стремления к экономии природных ресурсов, созиданию и восстановлению среды обитания. Игровая Символическая борьба за здоровую и процветающую жизнь природы; освоение правил и законов экологической этики ; умение отличать негативные по направленности действия, несущих разрушение гармонии.

Слайд 8

ПРОГРАММЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ комплексные парциальные акцент на одно направление в обучении и воспитании ребёнка Придерживаются принципа целостности подхода к образованию с учётом существующих психолого-педагогических норм «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», ««Диалог» . «От рождения до школы», «Кроха». «Юный эколог». « Семицветик », «Природа и художник», «Наш дом — природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка» В основе каждой из программ - лежит личностно-ориентированная мо­дель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллек­туальных и художественных способностей ребенка.

Слайд 9

Для достижения основополагающей цели экологического образования дошкольников необходимо создать целостную систему: условия, подобрать методологический и методический инструментарий, выстроить работу с социальными партнерами .

Слайд 10

РППС : Элементы экологоразвивающей среды Экологическая тропинка Библиотека Мини -Лаборатория Экологический театр Музей , картинная галерея Территория ДОУ Огород, сад Музыкальный, Физкультурный залы Уголки в группах Выставочный уголок

Слайд 11

НАГЛЯДНЫЕ ( наблюдения,демонстрация,рассматривание , показ) СЛОВЕСНЫЕ ( беседа, рассказ, чтение х /л , объяснение, указание, педагогическая оценка, вопрос и т.д.) ПРАКТИЧЕСКИЕ (элементарные опыты,моделирование , упражнения, и т.д.) СОБСТВЕННО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ( обращение к опыту детей, практические ситуации, поисковые действия, обследование) -ИГРОВЫЕ ( дидактические игры, игровая ситуация, действия с игрушками, имитация действий, прятанье, поиск, подвижная игра, эпизодические игровые приемы, загадки ). Методы и приемы

Слайд 12

- экологические НОД; - экологические экскурсии; - уроки доброты; уроки мышления; - экологические кружки; - экологические конкурсы; - КВН, аукцион, марафон, викторина, "Поле чудес"; - экологические акции; - обсуждение и проигрывание ситуаций; - трудовой десант; зеленый патруль; - лаборатория юного эколога; - составление экологических карт; - ведение «Панорамы добрых дел»; фенологических календарей природы; - экологические выставки и экспозиции; экологические музеи; - день (неделя) экологического творчества; - экологические праздники и фестивали; - экологические игры (дидактические, имитационные, игры - моделирование - экосистем; соревновательные, игры - путешествия и т. д.); - экологические сказки; экологические тренинги; и т.д. Перечень форм и методов экологической работы в ДОО

Слайд 13

Икт технологии Кейс-технология Здоровьесберегающие технологии Игровые технологии Триз-технология Технология личностно-ориентированного подхода (И.С. Якиманская ) Технология развивающего обучения ( Д.Б.Эльконин,В.В.Давыдов ) Технология проектной деятельности Квест технология Инновационные технологии в экологическом образовании

Слайд 14

Социальное партнерство Взаимодействие ДОО с социумом включает в себя следующие направления : • работу с государственными структурами и органами местного самоуправления; • взаимодействие с учреждениями образования, науки и культуры; • взаимодействие с учреждениями здравоохранения; • работу с родителями.

Слайд 15

Формы взаимодействия с семьей по вопросам экологического образования дошкольников привлечение родителей к участию в конкурсах, выставках, трудовой деятельности консультации для родителей Беседы за круглым столом, совет родителей в нетрадиционной форме (ток- шоу, деловые игры и др.) анкетирование по проблеме экологического воспитания «Экологический стенд» в экологическом уголке - выпуск газет, плакатов, папок передвижек

Слайд 16

Рекомендации воспитателям по вопросам экологического образования в современной образовательной среде ДОО: Создать рациональную предметно – пространственную среду для успешного познания окружающего мира дошкольника, основанную на интеграции образовательных областей. Ознакомление с объектами и явлениями окружающей природы будет более результативным, если воспитатель будет отмечать все достижения и самостоятельность детей, хвалить за уверенность и инициативу. Необходимо постоянно использовать в педагогической практике инновационные технологии, в результате которых будет достигаться развитие всех сторон познавательной деятельности ребенка. Установление доверительных, партнерских взаимоотношений с родителями детей, поиск и применение эффективных форм и методов работы с ними - значительно быстрее приведут к достижению поставленной цели

Слайд 17

Список литературы в помощь методисту и воспитателю Аксёнова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя) Горькова , Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова , А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. — Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. — (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем). Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. — Москва: АРКТИ, 2001. — 128с. Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии. М.: Перемена, 1996 Ковинько , Л.В. Секреты природы — это так интересно! — Москва: Линка-Пресс , 2004. – 72с.: ил. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова . — 2-е изд. — Москва: Амрита-Русь , 2008. — 256 с. — (Образование и творчество).

Слайд 18

Мазильникова , Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова , С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш . пед . учеб. заведений. — Москва: Издательский центр «Академия», 2002. — 336с. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. — Москва: Мозаика-Синтез, 2004. — 96с Римашевская , Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата .: Учебно-методическое пособие / Л.С. Римашевская , Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко. — Москва: Центр педагогического образования, 2008. — 128с.

Слайд 19

Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова . — Москва: Айрис- пресс, 2002. — 240с.: ил. — (Внимание, дети). Рыжова, Н.А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко . – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013. – 208с.: ил. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко . — Волгоград: Учитель, 2008. — 286с. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя). Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. — Москва: Всемирный фонд дикой природы, 2006. — 104 с.: ил.

Слайд 20

Таким образом, целостная система работы по формированию основ экологического мировоззрения и экологической культуры позволит подвести детей к пониманию того, что все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за землю, и каждый может сохранять и преумножать ее красоту. И, только вместе, только сообща, мы сможем побудить в маленьком человеке – неисчерпаемую природу- БОГАТСТВО МИРА-ДУШИ.

Слайд 21

«Побудить же в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний .» К.Д. Ушинский

Слайд 22

МИРА И БЛАГОПОЛУЧИЯ !!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа на тему "Игры экологического содержания как средство формирования предпосылок экологического сознания детей раннего возраста"

Ранний возраст – это самое  благоприятное время для воспитания представлений  об окружающем мире. Малыши постоянно соприкасаются с природой. Перед всеми родителями, педагогами стоит важная п...

План экологической недели по формированию у детей экологического сознания и представлений о природе весной

План – модель экологической недели по формированию у детей экологического сознания (весна)Задачи: способствовать систематизации представлений детей о многообразии окружающей природы, формировать эмоци...

Подвижные экоигры для развития экологического сознания ребенка в области физическая культура

Подвижные экоигры для развития экологического сознания ребенка в области физическая культура Скрипина Наталья Владимировна, воспитатель МБДОУ д/с «Светлячок» рп. Шаранга Нижегородская ол....

«Создание условий для развития у ребенка основ экологического сознания и экологической культуры»

«Создание условий для развития у ребенка основ экологического сознания и экологической культуры»...

Использование современных технологий в системе работы по формированию экологического сознания ребенка – дошкольника

На сегодняшний момент существуют различные виды современных образовательных технологий. Для организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников можно использовать следую...