«Создание условий для развития у ребенка основ экологического сознания и экологической культуры»
статья на тему
«Создание условий для развития у ребенка основ экологического сознания и экологической культуры»
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Создание условий для развития у ребенка основ экологического сознания и экологической культуры»
Воспитатель высшей квалификационной категории Власенко А.Ю.
Сегодня каждый мыслящий человек не может не задумываться над вопросом об отношениях между человеком и природой, основу которых составляет экологическая культура.
По утверждению ученых, человечество идет к экологической катастрофе. За последние десятилетия проблемы загрязнения окружающей среды приняли глобальный характер. Бурный научно-технический прогресс, безнравственное отношение к природным богатствам и нерациональное их использование привели к нарушению экологического равновесия.
Формирование экологического сознания – одно из главных направлений в преодолении экологической проблемы, в которой пребывает вся страна и вся планета. Этот вопрос актуален везде и повсюду, и начинается с дошкольного детства.
Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, которая проявляется в разных формах его самостоятельного поведения – это и есть начала экологической культуры.
Экологическое воспитание может осуществляться при создании условий, которые позволяют продемонстрировать дошкольникам приспособленность растений и животных к среде обитания, связь человека с природой, результаты воздействия его деятельности на природу ближайшего окружения.
К таким условиям относятся: систематизированное наблюдение, упорядоченная фиксация наблюдения, опытническая работа, моделирующая деятельность, направленное общение, проведение тематических занятий, труд в природе.
Велико значение в процессе экологического воспитания совместная деятельность взрослого и детей.
Наблюдая за детьми, каждый раз убеждаешься, что радость общения с природой делает их жизнь эмоционально богаче.
При проведении бесед об уникальности каждого объекта природы и ее самоценности, подвожу к мысли о необходимости бережного отношения к окружающему миру и зависимости нашего здоровья от ее благополучия.
В образовательном процессе, чтобы заинтересовать детей, я использую загадки, стихи, приметы, пословицы, считалки о природе, экологические игры, игры – моделирование экосистем, игры – путешествия.
Тщательно подхожу к подбору демонстрационного и раздаточного материала. В группе имеется картотека словесных игр, символов, схем, дидактических игр и пособий по экологии.
Одним из основных условий формирования экологической культуры является создание соответствующей развивающей среды.
Это уголок природы в группе, где происходит наблюдение и уход за комнатными растениями;
- оборудование для самостоятельного экспериментирования: различные колбы, пробирки, весы, природные материалы (камень, бумага, магнит, дерево, перышко…)
- дидактические, настольные игры по различной тематике на классификацию, внимание, мышление.
- альбомы примет, признаков времен года, видов города Краснодара.
- детские энциклопедии.
-фоно- и видеотека.
Территория детского сада и участок группы также являются развивающей средой.
Ввести ребенка в мир природы, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу – задача и долг взрослых: родителей, воспитателей. Сделать это необходимо как можно раньше, уже с первых шагов по родной земле. Я стараюсь расширять и систематизировать знания детей о флоре и фауне родного края. На участке создан уголок кубанского подворья (плетень). Дети активно участвуют в фольклорных праздниках.
Ребенок воспитывается, прежде всего, в семье. Вместе с родителями мы проводим всевозможные акции: по озеленению участка, изготовлению кормушек, развешиванию скворечников. Родители принимают активное участие в спортивных и тематических праздниках.
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, она своей яркостью воздействует на его чувства.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
создание условий для развития у ребёнка основ экологического сознания (опытно - экспериментальная деятельность
познание мира способом опытно - экспериментальной деятельности дошкольников...
Создание условий для развития одаренности ребенка в детском саду
Что такое “одаренные дети”. В чем проявляется одаренность? В современной науке, отмечает Е.И.Щебланова, одаренность не рассматривается как раз и навсегда заданная единая характеристика ребенка, ...
Создание условий для развития одаренности ребенка в дошкольном учреждении.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. И...
Консультация для педагогов «Создание условий для реализации у детей основ правового сознания»
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется организм ребенка, осуществляется развитие личности.Одним из важнейших условий развития общества...
Презентация "Создание условий для развития одаренности ребенка в детском саду"
Презентация "Создание условий для развития одаренности ребенка в детском саду"...
"Создание условий для развития личности ребенка в процессе организации мини-музеев в ДОУ"
Одной из инновационных форм работы с детьми, обеспечивающих повышение уровня развития детей является музейная педагогика....
Создание условий для развития одаренности ребенка в детском саду
Рассматриваются вопросы развития одаренности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения....