Использование современных технологий в системе работы по формированию экологического сознания ребенка – дошкольника
статья на тему

Пронина Виктория Борисовна

На сегодняшний момент существуют различные виды современных образовательных технологий. Для организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников можно использовать следующие виды технологий такие как: проектные методы; социально-игровые методы обучения (дети учат друг друга); использование компьютерных технологий;  мультимедийные презентации. Подробнее...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных технологий в системе работы по формированию экологического сознания ребенка – дошкольника.

Усиление экологической грамотности – глобальная  проблема современности. Будущее нашего человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В связи с резким усилением процессов урбанизации основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой не чувствует ее, не имеет возможности увидеть проявления законов в своей обыденной жизни. В этой среде человек должен не просто жить, а наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней. Поэтому необходимо с детства прививать человеку любовь к природе родного края.

В дошкольном возрасте, как правило, происходит изучение природы по книгам. Редкое общение детей с растениями и животными, неумение видеть и слушать природу, получать эмоциональное удовольствие от ее красоты диктует необходимость акцентировать внимание на экологическом воспитании.

Изменения, происходящие в современном мире и отечественном образовании, предъявляют серьезные требования к педагогическим работникам. В соответствии с современными требованиями, педагоги должны изучать новые технологии и внедрять их в свою практику.

На сегодняшний момент существуют различные виды современных образовательных технологий. Для организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников можно использовать следующие виды технологий такие как: проектные методы; социально-игровые методы обучения (дети учат друг друга); использование компьютерных технологий;  мультимедийные презентации.

Одной из наиболее прогрессивных из всех современных  форм работы с дошкольниками является применение компьютерных технологий и мультимедийных презентаций. Порой для проведения НОД  по экологическому воспитанию  недостаточно информации и наглядного материала. На помощь приходит компьютер.

Применяя принцип наглядности, становится возможным донести информацию в доступной для ребенка форме. В отличие от взрослого человека, детям, как нельзя лучше подходит поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Ребенку, с его наглядно - образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации, каковыми мы и считаем мультимедийные презентации.

Использование информационно-компьютерных технологий (анимационные презентации, флэш игры, видео ролики и др.)  в экологическом  воспитании  позволяет не только привлечь внимание дошкольника, но дать более глубокую, полную,  яркую, насыщенную информацию. Ведь ни для кого не секрет что современным детям неинтересно просто рассматривать картинки. Весь используемый материал систематизирован и разделён по темам:

  •  «Мир природы», где собран материал о явлениях природы о тех изменениях, которые происходят в природе.
  • «Живой мир», в нём подобран материал о животных растениях, насекомых птицах, обо всех живых организмах которые окружают ребёнка.
  • «Дружба с природой», представлен материал о правилах поведения при взаимодействии с природой.

Метод макетирования и моделирования также активно используется в нашем учреждении.  Во время деятельности с макетом или моделью дети описывают, сравнивают, повествуют о различных явлениях и объектах  природы, рассуждают. В группах изготовлены макеты различного масштаба.

Так, например, макет «Двор», с помощью которого дети знакомятся с домашними животными, со способами ухода за ними и т.д.

Макет «Лес» - тут дети знакомятся с деревьями, растущими в лесной чаще, знакомятся с животным и растительным миром средней полосы России. Ребята наглядно могут видеть жилища животных - как медведь обустраивает берлогу; что такое - дупло; из чего состоит муравейник.

Макет «Пустыня» - дети узнают о том, что есть места на нашей планете, где нет воды, нет деревьев, есть только песок.

Макет «Море» - ребята узнают много интересного про морских жителей, про то чем они питаются и т.д. 

Макет «Деревня» - здесь мы знакомим детей с русской избой, дворовыми постройками, огородом, полем.

В создании макетов обязательно принимают участие и дети. Для создания  какого – либо макета детям предлагается разнообразный природный материал (шишки, веточки, камешки, листочки, сухоцветы и др.), бросовый материал (пробки, крышки, кусочки ткани и др.), материал – заместитель (ленточки, палочки, зёрновые и др.).

Еще одно нововведение применяется нами при экологическом образовании детей дошкольного возраста, это «Портфолио».

 «Портфолио» предполагает сбор информации и достижений ребёнка. Однако сбор грамот, благодарностей носит архивационный характер и не позволяет дошкольнику занять активную позицию создателя.

Так был разработан Альбом из серии «Я познаю мир», который можно использовать на занятиях, для индивидуальной работы, для самостоятельной работы ребёнка, а так же для творческих работ совместно с родителями. Альбом создается ребенком, с помощью взрослых. В нем ребенок отмечает, описывает свои достижения в области экологии, прикрепляет свои фото в какой-либо деятельности и т.д. Чем хорошо использование таких альбомов, ребёнок может пролистать альбом, вспомнить пройденный материал, вернуться к понравившейся ему теме. В конце альбома родители могут найти справочную информацию, которая им понадобится для выполнения творческих заданий с ребёнком.

Не забываем мы в своей работе привлекать к взаимодействию и родителей. В этом нам очень помогает метод проектирования.

Проектирование  позволяет осуществлять сотрудничество не только с детьми и с родителями, но и с узкими специалистами (физкультурный руководитель, музыкальный руководитель). Все реализуемые проекты объедены временным природным отрезком и перекликаются с тематическим планированием дошкольного учреждения. Работа над проектом начинается со сбора информации, что дети знают, что хотят узнать в ходе реализации проекта. К каждому проекту составляется план педагогических мероприятий, разрабатываются конспекты НОД, подбирается методическое обеспечение и т.д. Все проекты являются универсальными, что позволяет использование его в разных возрастных группах.

Таким образом, применение новых и интересных форм работы в процессе  экологического образования детей дошкольного возраста в нашем учреждении мы и считаем тем самым современным подходом в экологическом образовании.

Так, с помощью современного подхода, мы формируем такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у них лучших черт характера, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Без сомнения, и раньше с помощью обычных привычных нам картинок и бесед педагоги формировали все те качества и знания, что и сейчас, с помощью современных технологий. Но, согласитесь, просто посмотреть картинку на бумаге имеет меньше эффекта, нежели то, когда ребенок может посмотреть на экран в полный рост, потрогать руками на макете, прожить все этапы в проектной деятельности и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию представлений и понятий с использованием моделирующей деятельности. Презентация опыта работы по формированию экологических понятий с использованием модулей.

Формирование понятий - одна из задач образования, которая должна решаться в детском саду. Чтобы усвоить такие понятия, как "животное", "рыбы", "птицы", "насекомые" ребёнку необходимо отвлечься от особ...

Использование игровых технологий в коррекционной работе по формированию фонематических представлений у дошкольников с речевыми нарушениями

Статья об актуальности использования игровых технологий в корреклионной работе учителя - логопеда по формированию фонематических представлений  у дошкольников имеющих речевые нарушения. В статье ...

Консультация для воспитателей "Экологические акции в ДОО как активная форма работы по формированию экологического сознания дошкольников"

Консультация для воспитатей"Экологические акции в ДОО как активния форма работы по формированию экологического экологического сознания дошкольников"...

План по самообразованию воспитателя на тему «Инновационные технологии и методики формирования экологического сознания у дошкольников»

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков...

Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию экологического сознания дошкольников

Одна из основных задач дошкольного воспитания — формирование основ экологической культуры. Экологическое воспитание — это формирование осознанного бережного отношения к прир...

Экологические акции в детском саду как одна из активных форм работы по формированию экологического сознания дошкольников

VI Межрегиональный открытый экологический фестиваль "Будущее в руках живущих"На сегодняшний день экологическая грамотность , бережное отношение к природе стало залогом  выживания челове...

Экологическая тропа в детском саду как проектная деятельность и одна из активных форм работы по формированию экологического сознания дошкольников.

Дошкольный возраст - самоценный этап  в развитии экологической культуры человека. В это период закладываютс основы личности, в том числе позитивное отношение к природе,окружающему миру....