Консультация для коллег. "Формы и методы работы с детьми по формированию у них экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
консультация по окружающему миру (старшая группа)

Педагогический опыт работы над проектом "Сохраним планету вместе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №4 с УИОП им. Г.К. Жукова

дошкольное отделение

КОНСУЛЬТАЦИЯ   ДЛЯ   ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Формы и методы работы с детьми по формированию у них экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности».

Подготовила и провела

Воспитатель высшей категории

Тарасенко Марина Алексеевна.

Краснознаменск 2020

      Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.

Переживаемые при этом положительные эмоции –удивление,радость, успех, гордость в случае удачного решения задачи, одобрения взрослых – создают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний, к проверке имеющихся.

      Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительностьнеправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожения ими лягушек, ежей, полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе.

     Если правильно и планомерно организовать воспитательную работу по ознакомлению дошкольников с природой, то это будет содействовать не только приобретению знаний о предметах и явлениях внешнего мира, но и трудовому, физическому и, в первую очередь, эстетическому воспитанию.

   Формы и методы экологического воспитания дошкольников.

      -  Характеристика методов ознакомления детей с природой.

     Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообразные методы и приемы.

Предпочтение следует отдавать тем методам и приёмам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение навыками. К таким методам относятся и наблюдение, эксперимент, труд, игры. Наряду с этим широко применяются методы, основанные на слове воспитателя, — рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов, или их изображений.

Методы и приёмы, используемые педагогом в работе, соединяются, например наблюдение с беседой, рассказ воспитателя с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом и т. д.

Применяя тот или иной метод, воспитатель использует множество различных приёмов. Так, например, при проведении беседы в сочетании с наблюдением , воспитатель «приближает» объект к детям, сравнивает с уже известным, вводит элементы игры, применяет пословицы, поговорки и т. п.

Одни и те же приёмы могут использоваться в разных методах. Например, сравнение применяется во время наблюдений, в дидактических играх, в беседе; игровые приёмы также используются при наблюдениях, в беседах; показ, пояснение — при обучении трудовым навыкам, проведении опытов и др.

        Наблюдение – основа чувственного познания природы.

В группах раннего и младшего дошкольного возраста особое значение имеют чувственные восприятия детей, поэтому основным методом будет наблюдение.

Во время наблюдения ребёнок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им.

Преимущества наблюдений-занятий и в том, что здесь ребята имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Наблюдение помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание.

     Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности. Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней, любовь к Родине.

По содержанию наблюдения условно делят на два вида: природоведческие — в парк, в лес, на реку, на луг, в зоопарк, ботанический сад и наблюдения на сельскохозяйственных объектах— в поле, на птицефабрику, в сад, огород и т. д. в целях ознакомления с трудом взрослых.

Природоведческие наблюдения проводят в определенной системе. Организовывать их целесообразно на одни и те же объекты в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Например, в весенний сезон с детьми старшего дошкольного возраста следует провести наблюдения в парке с постепенным усложнением задач. Цель этих наблюдений — знакомить с весенними изменениями, развивать умение видеть их и понимать причину происходящего в природе.

Ознакомление дошкольников с природой через   художественную литературу.

     Помочь сформировать у ребёнка сочувственное отношение к природе – представителям животного и растительного мира можно с помощью художественной литературы. Целесообразно ознакомить с произведениями М.Зощенко «Охота», В.Бианки «Синичкин календарь», К.Паустовского «Квакша», «Кот – ворюга».

Рекомендуется использовать такие художественные произведения, в которых в процессе анализа, спора, размышления дети самостоятельно делают правильный вывод. Например, рассказ С.Иванова «Письмо», В.Чернышевского «Оттаявший чиж». Обсуждение прослушанных рассказов послужит основой для формирования у дошкольников доброго отношения к природе. Развить фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим процессом могут помочь сказки. В них человек выражает не только свою зависимость от окружающей среды, но и благодарность природе. Например, землю ласково называют – матерью-кормилицей. В сказках очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, описываются национальные, культурные традиции и праздники. В сказках разных народов можно найти сведения о природных особенностях тех мест, которые они населяют. Например, в восточных сказках подчёркивается ценность воды, её роль в жизни человека, а в сказках северных народов – роль солнца. Сказки с экологическим содержанием помогают понять природу, взаимоотношения с ней человека. В занимательной форме они знакомят детей с природными явлениями, их взаимосвязями, проблемами влияния человека на природу и многим другим.

 Экологическое воспитание в играх.

     Игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим их миром.

Сюжетно-ролевая игра с природным содержанием может быть развёрнута дошкольником после различных событий в его жизни : посещение цирка, поездки во время отпуска на юг или в деревню; сначала обращается внимание на структуру этой игры, её составные компоненты ( сюжет, роли, ролевые действия и слова, воображаемая ситуация, игрушки, атрибуты).

Воспитателю следует помнить, что это с начала и до конца им организованная игра, в которой он не идёт за детьми, а ведёт их за собой. Как правило, в игровых обучающих ситуациях воспитатель берёт на себя ведущую роль, а иногда исполняет две роли – игрового персонажа и воспитателя. При этом нельзя забывать, что интонации голоса, слова, действия – всё должно соответствовать исполняемым ролям. Такая ситуация является хорошим психологическим условием для передачи новых знаний, усвоения их детьми, для выработки умственных и практических навыков.

      Игры с разрезными картинками воспитывают в ребёнке выдержку, терпение, упорство в достижении цели. Дошкольники тренируют своё восприятие, оттачивают умение анализировать детали изображения и сопоставлять их. Всё это – важные умственные и нравственные качества развивающейся личности ребёнка.

     Словесно-дидактические игры развивают в дошкольниках не только восприятие и речь, умение анализировать и описывать. Они учат детей обобщать явления, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории. Например, игры: «Когда это бывает?», «Что бывает круглым (овальным) в природе?», «Что бывает жёлтое (красное, зелёное) в природе?», «Что третье?» - берёза, рябина…..(ель) , «Назови одним словом» - собака, корова, кошка… (домашние животные)

     В самых различных ситуациях: на поляне, в лесу, в детском саду можно использовать игру: «Отгадай по описанию». Чтобы развивалось понимание не только чужой речи, но и языка самого ребёнка, нужно предлагать ему самому придумывать загадки-описания.

    Организуя различные игры , необходимо помнить, что ребёнок будет активен и получит удовольствие от игры, если игра основана на знакомых ему сведениях. В этом случае у ребёнка будет развиваться быстрота реакции, ориентировка, способность использовать багаж имеющихся знаний.


 Использование наглядных пособий и моделирования в процессе ознакомления дошкольников с природой.

     Модель - это предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели называется моделирующей деятельностью. Например, глобус - это предметная модель Земли, а его изготовление воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью.

Главной характеристикой модели является то, что она отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в удобной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки моделируемого объекта. Любой шар можно назвать моделью Земли, но только по одному признаку - ее шарообразной формы. Глобус как предметная модель воспроизводит большое количество существенных признаков нашей планеты - соотнесенные в масштабе материки и океаны, моря и реки, горы и долины, государства и города. Географическая карта -это тоже модель Земли, но уже графическая, она отображает планету в плоскости бумаги. Глобус и карта - предметы, которые помогают ориентироваться в громадном пространстве, совершать путешествия по странам и континентам, не выходя из дома.

С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшими из них являются календари природы - графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе.

Таким образом, заполненная страница календаря - это графическая модель состояния природы определенного периода определенного времени года, модель, в которой сочетается реалистическое изображение природы с символическим обозначением отдельных явлений. Важную роль в этом моделировании играет специальная страница календаря, на которой изображены значки и символы, - она помогает правильно заполнять календарь. Каждый день недели имеет свое обозначение цветом (наиболее приемлемой является радужная гамма) : понедельник -красный, вторник -оранжевый, среда -жёлтый, четверг - зеленый, пятница -голубой, суббота -синий, воскресенье - фиолетовый. Значки погодных явлений - это маленькие пиктограммы, схематические, но понятные детям образы солнца, дождя, снега и т.д.

Второй тип графического моделирования - создание календаря наблюдений за ростом и развитием растения

Моделирование роста и развития растений также осуществляется с помощью рисунков. Это может быть календарь наблюдений за ростом редиса или огурца. Во всех возрастных группах один раз в неделю можно фиксировать (рисовать на отдельных страницах) прорастающий в банках репчатый лук. Графическая модель будет особенно интересной, если несколько луковиц прорастают в разных условиях специально созданной опытнической ситуации и на каждой странице изображается разноцветная полоска времени – «неделя».

Использование различных форм наглядностей.

     В дошкольном возрасте преобладает образное мышление, потому формирование разнообразных реалистических представлений о природе проходит особенно успешно, если воспитатель постоянно использует различные формы наглядности. Демонстрационные учебные картины и маленькие раздаточные картинки, слайды, диафильмы, репродукции и видеофильмы позволяют рассказ воспитатель его объяснения, чтение познавательной литературы сделать образным, показать ребёнку то, что стоит за словом и недоступно пока его наблюдению. Особую ценность имеют цветные, большого размера, учебно-наглядные пособия, на которых изображены разные экосистемы: лес, луг, степь, пустыня, тундра, полярный край, пруд или озеро, море. Нужны и  картины, на которых представлена природоохранная или сельскохозяйственная деятельность людей. Картины важны не только для познавательного, но и для эстетического развития детей: красивый пейзаж останавливает взор, успокаивает и волнует одновременно, оставляет сильное эмоциональное впечатление.

      Яркие впечатления оставляют у детей познавательные видеофильмы: если есть аппаратура, надо собирать фильмы о лесе, пустыне, обитателях арктических и тропических зон. Завораживающе действует на детей, например, показ моря. Неоднократный показ детям животных жарких стран на картинках или в зоопарке расширяет их кругозор, вызывает интерес к окружающему миру. Есть учебные фильмы, в которых запечатлена жизнь муравейника, пчелиной семьи, подводных обитателей морей и океанов.

     Важно иметь в фонотеке детского сада различные музыкальные произведения (классические, детские, современные), отражающие природу, её явления, деятельность людей. Таким образом, наличие разнообразных наглядных пособий и художественных произведений в детском саду, содержательно и эмоционально отражающих объекты и образы природы, является важным условием полноценного экологического воспитания детей.


Опыты, знакомящие детей с природой.

     Психологические особенности детей дошкольного возраста предопределяют использование инновационных форм познавательной деятельности, которые являются наиболее эффективными в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Преимущество отдаётся непосредственным экспериментам, играм, опытам, уходу за растениями и животными, но целесообразно использовать и другие виды деятельности.

     Очень хорошо, когда дети сами воспринимают явления природы, а не знакомятся с результатами чьих-то наблюдений. И наиболее эффективно использовать для этого живые уголки, создание проблемных ситуаций для детей, проведение экспериментов и опытов. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.).

     Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Ребёнок, наблюдая за растениями, учится распознавать другую (не человеческую) форму жизни, видеть живое существо, жизнь и состояние которого вполне зависит от того, поливают его или нет, водой комнатной температуры или холодной, чистой или с питательными веществами. Отличает здоровые и крепкие растения от слабых, хилых, которые нужно «лечить». При систематическом взаимодействии с растениями ребёнок понимает, что внешние признаки (цвет, форма, размер и тому подобное) - это, прежде всего показатели уровня благополучия растения, наличия необходимых жизненных условий. Поэтому, понимая состояние растения, ребёнок «сочувствует» ему и помогает. Поливая, пересаживая, очищая от пыли растения, сначала вместе со взрослыми, а затем самостоятельно, дошкольник будет заботиться о зелёных друзьях. Животные, так же как и растения, приносят большую радость. Дети активно общаются с ними, ведь мир наших меньших братьев чрезвычайно привлекателен. В отличие от растений, животным присуще поведение. С одной стороны, они похожи на людей: могут ходить, бегать, лазить, плавать; едят и пьют; глаза и уши позволяют им видеть и слышать, то есть воспринимать окружающий мир и реагировать на него (прятаться, кричать, убегать, нападать и тому подобное).

Замечая частично внешнее сходство между человеком и животными, ребёнок с раннего возраста понимает, что последние - живые существа. С другой стороны, животные неповторимы и своеобразны как по внешнему виду, так и по поведению. Например, многие из них имеют органы, которых нет у людей - хвост, рога, копыта, плавники, клюв и тому подобное. Но поведение дошкольника относительно животных всегда должно быть под вниманием и руководством взрослого, так как оно может быть опасным и для животного и для ребёнка.

     Умелая организация работы с детьми по уходу за живыми существами позволяет педагогу решить задачу воспитания у детей заботливого отношения к животным и бережного отношения к природе.


Выводы


1. Осуществляя знакомство детей с природой, воспитатель сознательно выбирает те приёмы и методы, которые способствуют непосредственному восприятию детьми природы и активному овладению навыками. К таким методам относятся наблюдения, эксперименты, труд, игры.

Воспитатель прибегает и к беседе, и к рассказу, и к чтению. Наибольший успех достигается при совместном использовании практических методов со словесными. Так, наблюдение в дошкольном возрасте невозможно без использования рассказа или беседы. Большое значение в дошкольном возрасте имеет игра, на помощь воспитателю приходит дидактическая игра. Использовать этот метод особенно целесообразно в младших и средних группах, постепенно сокращая её длительность. Особое значение имеет труд. Осуществляя трудовую деятельность, дети не только активно познают окружающую действительность, но и развиваются физически.

2.Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работы на земельном участке. Работу по ознакомлению дошкольников с природой в детском саду проводят ежедневно. Форма организации детей разная (в зависимости от возраста и содержания работы). Нельзя выделить наиболее и наименее эффективные формы ознакомления детей с природой. Все они обладают положительным эффектом при условии разумного и дозированного их использования.



                                     
Список использованной литературы :


  1. Бутенко Г.П. Программа «Планета – наш дом»

Белавина И.Г. Москва, Лайда, год 1995.

  1. Белавина И.Г. «Мир вокруг нас» «Методика проведения

Найденская Н.Г. занятий по основам экологии для дошколь-

ников и младших школьников»

Издательство,Центр «Academia» год 1995.

  1. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду»

Издательство Просвещение год 1991

  1. Виноградова Н.Ф. «Дети, взрослые и мир вокруг»

Куликова Т.А. Москва, Просвещение год 1993

  1. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» Творческий Центр,

Рахманова Н.П. Москва. год 2001

  1. Иванова А.И. Программа экологического образования

дошкольников «Живая экология»

Новокузнецк. год 1995.

  1. Николаева С.Н. «Юный эколог» Издательство «Мозаика –

Синтез»

  1. Николаева С.Н. «Как приобщить ребёнка к природе»

Новая школа, Москва, год1993

  1. Рыжова Н.А. «Не просто сказки, рассказы и праздники»

Линка – Пресс, Москва, год 2002



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Сказка как метод работы с детьми»

Сказки представляю, на наш взгляд, богатый материал для нравственного воспитания детей....

Реализация инновационных форм и методов работы с детьми по формированию здорового и безопасного образа жизни

Дошкольный возраст важнейший период, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни...

Формы и методы работы с детьми по формированию представлений о труде взрослых

Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остается за пр...

Консультация для воспитателей "Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста в период адаптации к детскому саду"

Создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения, способствующих повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития....

Активные методы работы с детьми по формированию у них мягких навыков

Мягкие навыки - набор умений, который помогает ребенку взаимодействовать с окружающими, управлять  своим временем и адаптироваться к различным ситуациям, управлять эмоциями, решать конфликты и до...