картотека познавательное развитие с детьми 5-6 лет
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Рыбицкая Алена Александровна.

Данный материал будет полезен воспитателям, которые работают по инновациооной программе дошкольного образования "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой.

Дидактическите игры и упражнения оформлены в виде картотеки, с указанием источников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_poznavatelnoe_razvite_v_starshey_gruppe.docx42.92 КБ
Файл kartoteka_po_femp.docx33.69 КБ

Предварительный просмотр:

 Ознакомление с природой

«Раз, два, три – урожай собери»

Цель: систематизировать знания детей о различных овощах.

Материалы: картинки с изображением овощей, разрезанные на несколько частей.

Ход игры:

Дети складывают картинки из частей и говорят, как эти овощи называются, какого они цвета или вкуса, для чего используются.

Ознакомление с природой

«Угадай на ощупь»

Цель: описать признаки, воспринимаемые на ощупь.

Материалы: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности (лук, репа, редька, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и др.) лежат в мешочке.

Ход игры

Педагог предлагает одному из детей достать из мешочка предмет, но не вытаскивать его, а , ощупав, назвать характерные признаки. Ребенок рассказывает, все дети называют предмет, который пока не видят, после этого ребенок вытаскивает его из мешочка и показывает, что в руке. Названный предмет обратно в мешочек не опускают.

Ознакомление с природой

«Узнай по описанию»

Цель: способствовать развитию умения описывать предметы и узнавать их по описанию.

Материалы: воспитатель вкладывает овощи и фрукты по одному в бумажные пакеты, а затем помещает их в коробку.

Ход игры: Коробку (посылку) приносят в группу. Педагог говорит: «Сегодня нам почтальон принес посылку. В ней разные овощи и фрукты». Педагог дает нескольким детям по пакету и просит заглянуть в них. «А теперь, не называя, что там, расскажите по очереди, что вы получили в посылке, но так, чтобы все догадались». Дети по описанию называют овощи и фрукты. Отгаданные предметы кладут на стол. В конце игры надо угостить детей и попросить их назвать точное вкусовое ощущение.

Ознакомление с природой

«Кто быстрее найдет дерево»

Цель: тренировка в быстром нахождении дерева.

Ход игры Игра организуется как подвижная, типа «Салок». Воспитатель объясняет, что водящий может ловить только тех детей, которые не стоят у названного дерева. Педагог называет сначала те деревья, которые имеют яркие отличительные признаки, затем те, которые похожи по внешнему виду. Например, тополь и осину, желтую акацию и рябину и др. Все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо в соответствии с этим перебегать по сигналу «Раз – два – три – беги!»

«Что предмет расскажет о себе»    Ознакомление с природой

Цель: систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.

Материалымяч.

Ход игры Воспитатель проводит с детьми беседу о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей, или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ.  «Что создано человеком?» - спрашивает воспитатель и предает одному из играющих какой – либо предмет (или бросает мяч). После нескольких ответов детей он задает новый вопрос: «Что создано природой?» В ходе игры воспитатель проводит с детьми небольшую беседу о том, что человек использует природу для того, чтобы лучше жилось людям, и в то же время люди должны бережно относиться к природе: охранять леса от пожаров, очищать пруды, озера, реки, охранять животных и птиц.

«Кто живет в реке(лесу)?»                Ознакомление с природой

Цель: обеспечить развитие  умения детей классифицировать и называть животных, птиц, рыб.

Ход игры Все дети садятся на стулья, поставленные в ряд или вокруг стола, или становятся в кружок. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и быстро отвечает: «Орел». Затем он передает вещь своему соседу и сам говорит: «Вот птица. Что за птица?» «Воробей», - отвечает тот и передает предмет следующему. Предмет можно передавать по кругу несколько раз, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан. Отвечать надо не мешкая, если ребенок медлит, это значит, что он плохо знает птиц. Тогда другие участники игры начинают помогать ему, называя птиц. Одну и ту же птицу нельзя называть дважды, каждый раз нужно называть новую.

Так же играют, называя рыб, зверей, насекомых.

Ознакомление с природой

«Садовник»                                                 

Цель: обеспечить применение на практике умения определять характерные признаки фруктов, овощей, цветов.

Материалы: картинки с изображением цветов, овощей, фруктов.

Ход игры Дети садятся вокруг стола, на котором положены картинки рисунком вниз. Один ребенок – садовник. С лейкой или каким – нибудь другим типичным для садовника предметом он обходит детей и говорит: «У меня большой сад. Поди ко мне, Анечка, что – нибудь сорви».

Ребенок, которого садовник вызывает к столу, выбирает себе картинку, смотрит на нее и потом описывает так, чтобы дети угадали, какое растение сорвано. Затем вытянувший картинку ребенок становится садовником, и игра продолжается до тех пор, пока не будут разобраны все картинки.

Ознакомление с природой

 «Узнай овощи (фрукты) на вкус»

Цель: Закреплять знания об овощах, умение распознавать овощи по вкусу.

Ход игры: На тарелке у воспитателя лежат целые овощи, а у детей на столах блюдца с разными кусочками овощей. Рассмотрев овощи на тарелке, дети берут по кусочку любого овоща со своего блюдца, съедают его а затем называют овощ и его вкус.

Ознакомление с природой 

«Вершки – корешки»

Цель: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).

Ход игры: Педагог уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что – корешками: «Съедобный корень овоща будем называть корешками, а съедобный плод на стебле - вершками». Педагог называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательны, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!». Дети отвечают: «Корешки». Воспитатель может предложить иной вариант. Он говорит: «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки. Эту игру хорошо проводить после беседы об овощах.

 «Отгадай, что за растение»        Ознакомление с природой 

Цель: обеспечить развитие умений описывать  растение и узнать его по описанию.

Материалы: комнатные растения.

Ход игры Растения стоят на своих обычных местах. Воспитатель предлагает кому-либо из детей выбрать одно из них и описать так, чтобы все дети узнали и смогли сказать, что за растение. Педагог напоминает дошкольникам последовательность описания: прежде всего надо сказать, есть ли ствол и ветки. Затем вспомнить, какие они (прямо стоят, вьются, тонкие или толстые), описать листья, их форму, поверхность (гладкий, негладкий), окраску (темно -…, светло – зеленый, пестрый. Далее надо остановиться на том, есть ли цветы, сколько их на цветоножке, как окрашены. Когда дети угадают растение, можно предложить им найти в групповой комнате представителей растений данного вида.

Ознакомление с природой 

 «Какое это животное?»

Цель: систематизировать знания детей о животных, описывая животных по наиболее типичным признакам.

Ход игры Один из детей водящий. Он загадывает животное и описывает его: «Это белое животное, у него 4 ноги, рога, коротенький хвост. Оно дает молоко». Остальные дети угадывают. Кто первый угадает, получает право загадывать.

Ознакомление с природой 

 «Ищи и найдешь»

Цель. Систематизировать знания  о характерных признаков отдельных времен года.

Материалы: карточки с изображением явлений природы, природы в разное время года.

Ход игры: Воспитатель раскладывает перед детьми карточки, затем называет время года. Дети находят карточку, по которой можно определить признак этого времени года. Дают определение этому времени года. За правильный ответ дети получают фишки.

 предметное  окружение

 «Что предмет расскажет о себе».

 Цель: учиться описать предмет, изображенный на картинке, по алгоритму.
Ход игры. Ведущий выбирает любую картинку с изображением предмета и показывает ее детям. Первый участник называет одну из особенностей показанного предмета, получает от ведущего в случае правильного высказывания фишку и передает картинку следующему участнику. В случае неправильного высказывания ведущий говорит: «Ошибка» – и передает право хода следующему участнику. Если участник, делает длительную паузу, то после трех хлопков ведущего он теряет право хода и отдает право ответа следующему участнику. Выигрывает участник, набравший наибольшее количество фишек.

«Кому нужен…?»                                     предметное окружение

Цель: развитие умения определять предметы, облегчающие труд в быту, устанавливать причинно-следственные связи между трудовыми процессами

Материалы.Большие карточки, на которых изображены 2 ряда клеток (в клетках верхн. ряда изображены три предмета, над которыми производятся трудовые операции, в нижнем ряду –пустые клетки), и маленькие карточки с  предметами, облегчающими соответствующую трудовую операцию в быту (хлеб – хлеборезка, одежда – стиральная машина и т. п.)

Дети выбирают по одной большой карточке. Маленькие карточки лежат на столе изображением вниз. 

Воспитатель берет маленькие карточки по одной, показывает детям, называет предмет и спрашивает: «Кому нужен…».Ребенок, которому нужна эта карточка, отвечает и объясняет свой выбор «Мне нужен миксер, чтобы взбить 

тесто». Игра считается законченной, когда закрыты все пустые клетки. Выигрывает тот, кто первым закроет клетки на своей карте. 

предметное  окружение

«Волшебный ветерок»

Цель: закрепить знания детей об особенностях одежды в разных местностях на  нашей планете (В Арктике, в жарких странах и т.д.)

Материалы: картинки с изображением пейзажей

Ход игры прилетел волшебный ветерок, принес детям картинку с изображением пейзажа севера. Дети должны назвать одежду, необходимую людям, живущим на севере. Тот, кто быстрее и больше всех назовет видов одежды, тот получает картинку с изображением пейзажа севера. Аналогично проводится игра по картинке с изображением южного пейзажа.
   

социальное окружение

«Хорошо-плохо».

Цель учить детей отличать хорошее поведение от плохого

Ход игры  Воспитатель произносит фразы  или показывает картинки,  а дети говорят, «хорошо» это или «плохо».
Детям предлагается рассмотреть картинки, определить, что хорошо, а что плохо, объяснить свое решение, распределить картинки на две группы «хорошо» и «плохо», прикрепляя их на лучики смайликов. Детям нужно подобрать к каждой карточке, на которой ребёнок ведёт себя плохо, карточку на которой ребёнок в аналогичной ситуации поступает хорошо.

2 вариант игры: Детям нужно подобрать к каждой карточке, на которой ребёнок ведёт себя плохо, карточку на которой ребёнок в аналогичной ситуации поступает хорошо.

предметное  окружение

 «Какие предметы делают жизнь удобной?» (1 Вариант)

 Цель: учить детей определять назначение предметов, делающих жизнь человека более удобной; устанавливать связь между предметом и пользой от его использования.
   
Материал. Набор карточек, разделенных на две части: на одной половине – предмет, на другой – причина (явление), вызывающая необходимость наличия у человека данного предмета. (Например, мороз – шуба, лужа – резиновые сапоги, дождь – зонт, зубы – зубная щетка, ночь – фонарик, солнце – шляпа, волосы – расческа и т. п.)
Ход игры Воспитатель выкладывает все карточки изображением вниз. Участники игры набирают одинаковое количество карточек и договариваются об очередности.
   Первый участник выкладывает любую карточку изображением вверх.

Остальные участники по очереди выбирают из имеющихся у них карточек такую, на которой изображен подходящий предмет, и поясняют удобство от его использования. Например: «В шубе не замерзнешь, потому что мех хорошо сохраняет тепло (под зонтиком не промокнешь во время дождя, потому что ткань зонта не пропускает воду; для сохранения здоровых зубов нужна зубная щетка, так как ее щетинки хорошо удаляют частицы пищи, застрявшие в зубах)».
   Дети выкладывают карточки по типу домино, соблюдая правило – подбирая предмет к явлению. Если нужной карточки не оказывается, ребенок пропускает ход. Право хода переходит к следующему участнику. Выигрывает тот, кто первым выложит свои карточки и правильно объяснит свой выбор

Угадай предмет (1 вариант)                       предметное  окружение

Цель: Учить детей описывать предмет с помощью алгоритма описания предметов (условные символы: принадлежность к природному или рукотворному миру, форма, цвет, размер, тяжелый или легкий, части, функции, материал, назначение, прошлое предмета).
 
Материал. Картинки, на которых изображены предметы, делающие жизнь человека удобной и облегчающие труд в быту; алгоритм описания предмета; фишки.
Ход игры На столе раскладываются предметные картинки изображением вверх. Участники игры выбирают ведущего и устанавливают очередность.
Ведущий загадывает предмет, изображенный на одной из картинок.. Дети должны отгадать предмет. Они по очереди задают вопросы, помогающие выявить особенности предмета, соблюдая при этом последовательность алгоритма.  

Ведущий отвечает на эти вопросы Получив ответ на свой вопрос, ребенок может предложить свой вариант ответа: «Я думаю, что это…» Если предмет не угадан, высказать свои предположения могут другие дети. Если и в этом случае нет правильного ответа, то вопрос задает следующий по очереди ребенок. Игра продолжается до получения правильного ответа.
   Если никто не может отгадать предмет, ведущий сам описывает его особенности до тех пор, пока не будет определено название предмета. Тот, кто угадал предмет, становится ведущим и загадывает другой предмет. Картинка с изображением угаданного предмета может изыматься из игры или вновь выкладываться на стол. Игра заканчивается, когда отгаданы все предметы. За каждый правильно отгаданный предмет участник игры получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество фишек

   предметное  окружение

«Угадай предмет» ( 2 вариант)

Цель:  закреплять умение отгадывать предмет с помощью описания признаков и группировать предметы по назначению.
Материал. Предметные картинки; флажки – красный, желтый и зеленый.

 Ход игры   На одном столе разложены картинки, а на другом расставлены флажки.
Воспитатель загадывает загадку; ребенок, отгадавший, о каком предмете говорится в загадке, берет картинку с его изображением и кладет к нужному флажку: к красному – орудия труда, к желтому – бытовую технику, к зеленому – транспорт.
Можно использовать любые загадки

предметное окружение

«Угадай предмет» ( 3 вариант)

Ход игры такой же, как в варианте 1. Изменение заключается в том, что вместо вопросов дети высказывают предположения о наличии у загаданного предмета тех или иных особенностей (соблюдая последовательность алгоритма). Особенности предмета называются по принципу – от большей к меньшей степени обобщения. Ведущий на все предложения участников игры имеет право отвечать только «да» или «нет».
   
Примерная последовательность правильных предположений: этот предмет облегчает труд в быту; он предназначен для пошива; он сделан из металла; он работает не от электричества; он маленький; он имеет ушко и острый кончик; в него вставляется нить; он прокалывает материал, протягивая за собой нить; это игла.
   Если ребенок высказывает неправильное предположение, он выбывает из игры. Выигрывает тот, кто первым угадает предмет.

предметное окружение

«Чего не хватает?»

Цель: развивать умение находить недостающие части, развивать мышление, учить детей делать определенные выводы. 

Ход игры  Дети рассматривают предмет (бытовой прибор), находят недостающую часть, называют ее, объясняют, можно ли использовать предмет без нее. Таким образом они начинают осознавать, что отсутствие какой-либо части предмета затрудняет или даже делает невозможным его использование. Педагог подводит детей к выводу: ко всему, что создано трудом человека и для блага человека, нужно относиться бережно.

предметное окружение

 «Какие предметы делают жизнь удобной?» (2 Вариант)

 Цель: Учить детей устанавливать причинно-следственные связи между явлениями окружающей жизни и предметами, которые облегчают жизнь, а также между предметами и пользой от их использования.
 
Материал. Картинки с изображением предметов рукотворного и природного мира, времен года.


Ход игры  Воспитатель показывает картинку с изображением времени года, например зимы, и задает вопрос: «Что помогает нам спастись от мороза?» Дети подбирают картинки с изображением необходимых для этого предметов.

предметное окружение

«Подбери предметы с одним назначением»

Цель: побуждать детей сравнивать предметы по назначению и функциям; подводить к пониманию многообразия предметов с одинаковыми назначением и функциями; развивать ретроспективный взгляд на предметы.
   
Материал. Наборы парных картинок с изображением предметов с одинаковыми функциями (пылесос, веник; калькулятор, счеты; настольная лампа, свеча и т. п.); большие карточки с расположенными в два ряда ячейками для выкладывания парных картинок.
Ход игры Каждый ребенок берет набор парных картинок и одну большую карточку, выкладывает все маленькие картинки перед собой. Затем выкладывает пары: одну – на верхнюю ячейку большой карты, другую – на нижнюю. Выигрывает тот, кто быстрее всех правильно подобрал пары картинок.

предметное окружение

 «Какие предметы делают жизнь удобной?» (3 Вариант)

 Цель: детей устанавливать причинно-следственные связи между явлениями окружающей жизни и предметами, которые облегчают жизнь.
Материал. Предметные картинки.

 Ход игры  Воспитатель выставляет две картинки на некотором расстоянии друг от друга (на доске или на фланелеграфе) и предлагает детям составить цепочку недостающих предметов так, чтобы можно было рассказать о создании предмета.
Например, педагог выставляет картинки с изображением хлопка и платья. Дети находят картинки, на которых изображены нитки, ткань, выкройка. Аналогично составляются другие цепочки картинок.

  предметное  окружение

«Как можно использовать предмет по-другому»

Цель: учить детей находить как можно больше вариантов использования предметов; развивать творческие способности, воображение.
 
Материал. Картинки с изображением многофункциональных предметов (например, стакан, деревянная ложка, ножницы, зонт и т. д.).
Ход игры Воспитатель показывает детям какую-либо картинку. Дети называют изображенный предмет и по очереди рассказывают, как можно его использовать. Например, деревянной ложкой можно есть, мешать суп, использовать ее как музыкальный инструмент, декоративное украшение и т. д. Игра заканчивается, когда перечислены все предметы и варианты их использования.

  «Угадай профессию»                                  Явления общественной жизни

Цель :закреплять знания детей о профессиях, об орудиях труда, необходимых для работы. Воспитывать уважение к человеку-труженику.
Материал. Набор картинок с изображением людей разных профессий (повар, учитель, парикмахер, кондитер, почтальон, доктор); набор картинок с орудиями труда, необходимыми им для работы.
Ход игры Воспитатель загадывает загадку об орудии труда представителя той или иной профессии, а ребенок показывает картинку-отгадку. (Количество загадок не ограничено.)
 Я под мышкой посижу,
 И что делать, укажу.
 Или разрешить гулять,
 Или уложить в кровать.
  (Градусник)

  Явления общественной жизни

 «Внимание, ошибка!»

Цель: закреплять знания о профессиях; о предметах-помощниках, которые необходимы в труде представителям разных профессий. Развивать внимание, умение замечать и называть несоответствия.
   Материалы. Картинки с изображением предметов-помощников, необходимых в труде (молоток, гвозди, ножницы, веник, пылесос, кастрюля, миксер, утюг, градусник, краски, кисточка, швейная машина, глобус, ноты, скрепка и т. д.), и представителей разных профессий (плотник, врач, музыкант, учитель, швея, художник, рыбак, летчик и др.). Фишки.

Ход игры Ведущий называет и выставляет картинки с изображением предметов-помощников, необходимых для труда людям разных профессий. Допускает ошибку, назвав профессию неверно. Дети должны захлопать в ладоши, заметив ошибку, перечислить все предметы-помощники и правильно назвать, кому они нужны для работы.
   Ребенок, первым заметивший ошибку и правильно назвавший профессию, получает фишку. Выигрывает тот, у кого в конце игры окажется больше фишек

«Кто что сделал?»                                                   Явления общественной жизни

Цель: закреплять знания детей о людях разных профессий, о том, какую работу они выполняют, что является конечным продуктом их труда.
Материал. Предметные картинки, картинки с изображением представителей разных профессий: плотник, швея, повар, продавец, пекарь, овощевод, водитель, строитель и т. д.
Ход игры  Воспитатель выставляет предметные картинки предлагает детям назвать, кто все это сделал, и найти соответствующую картинку. Например: стол, стул, диван, книжный шкаф, комод, кресло… Кто смастерил? (Плотник, столяр.) Рубашка, платье, брюки, халат, юбка, шорты, блуза… Кто сшил? (Портниха.) Яичница, каша, блины, борщ, котлеты, голубцы, кекс… Кто приготовил? (Повар.) Хлеб, булка, батон, плюшка, бублик, слойка, пряник… Кто испек? (Пекарь.)
 Выигрывает тот, кто назовет больше профессий.

Картотека по познавательному развитию

(предметное, социальное окружение

и мир природы)

О. А. Соломенникова

Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа

О. В .Дыбина
   Занятия по ознакомлению с окружающим

миром в старшей группе детского сада.

предметное  окружение

Знаешь ли ты, для чего нужен предмет?

Цель: учить детей определять назначение и функцию предметов, облегчающих труд в быту или делающих жизнь удобной; подвести к пониманию того, что одна функция (назначение) может быть облечена в различные формы.
Материал. Фишки; предметные картинки (гидросамолет, батискаф, складной нож, калькулятор, бинокль, фломастер, будильник и т. п.).


Ход игры Дети выбирают ведущего. Он берет одну картинку, не показывая ее другим участникам игры, и называет функцию изображенного предмета.

Дети называют предметы, которые выполняют эту функцию. За каждый правильный ответ ведущий дает ребенку фишку. Когда варианты ответов исчерпаны, ведущий считает до пяти и говорит: «Конец игре». Затем называет имя участника, назвавшего задуманный предмет, дает ему две призовые фишки и показывает картинку с изображением предмета, который надо было угадать. Если предмет не угадан, ведущий может делать подсказки, исходя из особенностей предмета (материал, детали, кто и как использует и т. п.). В этом случае при отгадывании дается только одна призовая фишка. Выигрывает участник, набравший наибольшее количество фишек. Он становится ведущим

«Символика страны»                            Явления общественной жизни

Цель: ознакомить детей с флагом, гербом, гимном России.
Ход игры  На доске вывешены фотографии: морской крейсер, вертолет, лыжник, Большой Кремлевский дворец. На каждой фотографии присутствует изображение Российского флага: на борту крейсера и вертолета, в руках у лыжника, на крыше Большого Кремлевского дворца. Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на фотографии и найти в них что-то общее. Выясняет, что дети знают об истории возникновения флага, как выглядел флаг раньше, и сообщает дополнительную информацию: «Флаг – это символ или знак, сделанный из ткани. Его можно нести, им можно махать, он может развеваться на ветру. Тысячи лет назад древние охотники и воины придумали флаги, по которым их могли узнавать и друзья, и враги. А еще по флагу можно было узнать, к чему нужно готовиться: к битве или к дружеской встрече. Первые флаги изготавливались, вероятно, из звериных шкур или птичьих перьев. А флаги из ткани возникли гораздо позже». Воспитатель просит детей описать Российский флаг и предположить, что означает каждый цвет на флаге.

   Затем предлагает назвать известные ребятам символы государства и уточнить, где их можно увидеть.  Дети рассматривают герб России, подробно описывают изображение. Воспитатель обобщает их ответы: «На красном щите изображен двуглавый орел, поднявший распущенные крылья. Орел увенчан коронами, а над ними еще одна большая корона. Короны соединены лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. Корона означает самостоятельность Российского государства. Скипетр и держава – символы государственной власти и единства. На груди орла красный щит с серебряным всадником. Всадник поражает копьем дракона. Это Георгий Победоносец. Ему с древности поклонялись как воину и защитнику Отечества». Звучит гимн России. Детям предлагается назвать это музыкальное произведение, рассказать где они его слышали, как себя ведут люди, когда звучит гимн, в каких случаях звучит гимн России. Воспитатель повторяет, что символы страны объединяют людей, усиливают чувство любви к своей стране, гордости за нее. Очень важно гордиться своей Родиной, любить ее, защищать, быть достойным гражданином страны.



Предварительный просмотр:

Количество и счёт

 «Считай дальше»

Цель: совершенствование умения считать в пределах 10.

Материал: мяч.

Ход игры: Воспитатель начинает счет, и тот, кому он бросил мяч, продолжает считать дальше до 10.

Количество и счёт

«Рыбаки и рыбки»

Цель:  Совершенствование умения считать в пределах 10. Материал: карточки - рыбки; ведерки из картона.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям побыть рыбаками и разложить свой улов по ведрам. Дети выбирают карточку-рыбку и раскладывают в нужные ведерки. Воспитатель проверяет правильность выполнения. Можно выбрать капитана, который проверит все сложенные рыбки в ведре.

Количество и счёт

«Отсчитай столько же», «Послушай и сосчитай»

Цель: Совершенствование умения считать в пределах 10;

Материал: музыкальные инструменты, разные игрушки.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку отсчитать столько игрушек, сколько ударов в барабан он услышит. Остальные дети проверяют правильность выполнения задания. «Сколько игрушек стоит на столе? Почему вы отсчитали столько игрушек?»—спрашивает воспитатель.Задание повторяется 2 раза с помощью разных музыкальных инструментов. Затем воспитатель предлагает ребенку отсчитать столько игрушек, сколько пуговиц на карточке (карточка с нашитыми пуговицами находится в чехле). Воспитатель уточняет правила счета предметов на ощупь. После выполнения задания задает детям вопросы: «Сколько игрушек вы отсчитали? Как проверить правильность выполнения задания?» (Ребенок вынимает карточку из чехла, и дети соотносят количество пуговиц на карточке с числом игрушек).

Количество и счёт

«Посчитай, сколько»
Цель: упражнять в счете на слух.

Совершенствование умения считать в пределах 10.

Материал: молоточек.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям считать на слух звуки. Напоминает, что делать это надо, не пропуская ни одного звука и не забегая вперед «Внимательно слушайте, сколько раз ударит молоточек». Извлекают (2-10) звуков. Всего дают 2-3 задания. Далее воспитатель объясняет новое задание: «Теперь считать звуки будем с закрытыми глазами».

Количество и счёт

«Найди пару»

Цель: Совершенствование умения считать в пределах 10;

Учить соотносить число с цифрой;

Материал: карточки с разным количеством предметов, с цифрами, числовые карточки.

Ход игры: Воспитатель раздает детям карточки с цифрами и предлагает подобрать к ним числовые карточки и предметные.

Количество и счёт

«Сделай столько же» (счет движений)

Цель: Совершенствование умения считать в пределах 10.

Материал: карточки с разным количеством предметов.

Ход игры: Воспитатель строит детей в две шеренги друг против друга и объясняет задание: «Вы будете выполнять столько движений, сколько предметов нарисовано на карточке, которую я покажу. Считать надо молча. Сначала выполнять движения будут дети, стоящие в этой шеренге, а дети, стоящие точно напротив, в этой шеренге (указывает), будут их проверять, а потом, наоборот, вы будете выполнять движения, а вы их проверять». (Педагог предлагает детям назвать, кто напротив кого стоит и кто кого будет проверять) Каждой шеренге дает по два задания. Детям предлагает выполнить несложные движения, например, поднять руки через стороны вверх, наклониться, присесть и т. д.

Количество и счёт

 «Засели домик»

Цель: Совершенствование умения считать в пределах 10.

Материалы: карточки - числовые домики, предметные картинки (жильцы).

Ход игры: Воспитатель показывает числовые домики и жильцов (предметные картинки) объясняет , чтонужно заселить в числовые домики жильцов. А сколько жильцом можно поселить вам покажет цифра на крыше дома. После выполнения дети по очереди считают своих жильцов.

Количество и счёт 

«Который по счёту?»

Цель: Закрепление навыков порядкового счета.

Материал: Веер состоящий из 9 лепестков разного цвета.

Ход игры: Воспитатель показывает детям веер, состоящий из 9 разноцветных лепестков и предлагает посчитать их. Затем обращает внимание на то, что лепестки разного цвета, и дает задание посчитать их по порядку.

Воспитатель дает детям задание: «Запомните расположение лепестков и закройте глаза». В это время он убирает один лепесток. Дети открывают глаза и определяют, какого лепестка не хватает и где он был расположен (который по счету).

  Игра повторяется 2–3 раза. Каждый раз порядок лепестков восстанавливается.

Количество и счёт

«Угадай, что изменилось»

Цель: развивать память, внимание; закрепление навыков порядкового счета.

Материал: несколько небольших игрушек или других предметов, знакомых детям.

Ход игры: На стол ставится несколько небольших игрушек или других предметов, хорошо знакомых детям. Воспитатель предлагает играющим запомнить, что и в каком порядке стоит на столе. Затем предложить детям отвернуться, а в это время воспитатель меняет местами несколько игрушек и предлагает ребятам отгадать, что изменилось на столе. За каждый правильный ответ ведущий вручает фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек.

Количество и счёт

«Исправь ошибку»

Цель: развивать память, внимание; закрепление навыков порядкового счета.

Материал: карточки с цифрами от 1 до 7 расставленные в хаотичном порядке.

Ход игры: Воспитатель вместе с детьми рассматривает карточки и говорит «Числа забыли свои места и перепутались. Исправьте ошибки. Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему, т.е от 1 до 7 (каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи бумажных цифр от 1 до 7).

Количество и счёт

 «Встань на свое место»

Цель: Закрепление навыков порядкового счета, развивать мелкую моторику.

Материалы: Два набора карточек из картона с нашитыми на них в ряд пуговицами – от одного до десяти.

Ход игры: Дети становятся в ряд, руки за спиной, перед ними десять стульев. Воспитатель раздает всем карточки. Дети пересчитывают пуговицы, запоминают их число. По сигналу ведущего: «Числа! Встаньте по порядку!» каждый из играющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу пуговиц на его карточке. Играющие показывают карточки и воспитатель проверяет, правильно ли они заняли свои места.

Дети меняются карточками. Игра продолжается.

Количество и счёт

«Кто ушёл и на котором месте стоял?»

Цель: Закрепление навыков порядкового счета.

Ход игры: Воспитатель вызывает 10 детей, просит их построиться и рассчитаться по порядку. Остальные дети запоминают, в каком порядке стоят ребята. Затем закрывают глаза. В это время кто-нибудь из детей уходит из шеренги. Дети открывают глаза и определяют, кто ушел и на котором по счету месте стоял этот ребенок.

Игра повторяется 2–3 раза со сменой играющих.

Количество и счёт

 «Найди на один меньше (больше)»

Цель: формирование понимания отношений рядом стоящих чисел в пределах 10.

Материалы: карточки с предметными картинками.

Ход игры: Воспитатель называет число, а ребёнок находит карточку с предметной картинкой, на которой изображено на один меньше или на один больше предметов.

Количество и счёт

«Найди соседей числа»

Цель: формирование понимания отношений рядом стоящих чисел в пределах 10.

Материалы: карточки с цифрами.

Ход игры: Воспитатель ставит карточки с цифрами 2, 5, 8 и предлагает детям определить соседей этих чисел, найти соответствующие карточки и вставить их в пустые окошки. Воспитатель выясняет: «Какие числа стали соседями числа два (пять, восемь) Какое число предыдущее (последующее) к числу два, пять, восемь» (Дети обосновывают свой ответ.)

Количество и счёт

 «Найди пропущенное число»

Цель: формирование понимания отношений рядом стоящих чисел в пределах 10.

Материалы: Цифровой круг.

Ход игры: Дети рассматривают «Цифровой круг», определяют пропущенные числа и по очереди заполняют пустые окошки карточками с цифрами. Затем называют числа в прямом и обратном порядке.

Количество и счёт

«Составь число»

Цель: закреплять умения составлять число из единиц в пределах 5.

Материалы: круги разного цвета.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям «составить» число 5 (4,3) с помощью кругов разного цвета. После выполнения задания спрашивает «Сколько кругов вы отсчитали? Сколько кругов какого цвета вы взяли? Какое число вы составили? Как вы составили число 5 (4,3) из единиц?».

Количество и счёт

 «Подбери столько же разных предметов»

Цель: закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц.

Материалы: разные предметы, игрушки.

Ход игры: Воспитатель показывает цифру 5 и предлагает детям подобрать столько разных предметов, игрушек. (каждого по 1).

Количество и счёт

«Я знаю пять имен…» (игра с мячом)

Цель: закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц.

Материалы: мяч.

Ход игры: Дети встают в круг. Воспитатель объясняет правила игры: «Называете три (четыре, пять) имени девочки (мальчика) и на каждое имя один раз ударяете мячом об пол. Тот, у кого укатился мяч, выбывает из игры».

Величина

«Исправь ошибку» (длиннее, короче)

Цель: Совершенствование умения сравнивать до 10 предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке.

Материалы: Магнитная доска, 10 карандашей разного цвета из картона и разных по длине.

Ход игры: На магнитной доске в хаотичном порядке расположены разные по цвету и длине карандаши.

Воспитатель спрашивает детей: «Что можно сказать о длине карандашей?» Затем предлагает расположить карандаши по порядку, начиная с самого длинного и заканчивая самым коротким.

Воспитатель уточняет последовательность действий, просит детей показать длину каждого карандаша (дети используют указку), запомнить их расположение и закрыть глаза. Воспитатель меняет местами 2 карандаша (в дальнейшем можно поменять большее количество карандашей). Дети открывают глаза, исправляют ошибку и обосновывают свои действия. Упражнение повторяется два раза 

Величина

«Сломанная лестница»

Цель: Совершенствование умения сравнивать до 10 предметов по длине (ширине) и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке.

Материалы:10 прямоугольников, величина большого 10x15, меньшего 1xl5. Каждый последующий ниже предыдущего на 1 см; магнитная доска .

Ход игры: На магнитной доске строится лестница. Затем все дети, кроме одного ведущего, отворачиваются. Воспитатель вынимает одну ступеньку и сдвигает остальные. Кто раньше других укажет, где лестница «сломана», становится ведущим. Если при первом проведении игры дети допускают ошибки, то можно использовать мерку. Ею измеряют каждую ступеньку и находят сломанную. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно вынуть две ступеньки в разных местах.

Величина

 «Расставь по порядку»

Цель: Совершенствование умения сравнивать до 10 предметов по высоте и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке.

Материалы: магнитная доска, деревья разной высоты.

Ход игры: На магнитной доске в хаотичном порядке расположены деревья разные по высоте, воспитатель предлагает детям расставить деревья по порядку: от самого высокого до самого низкого.

Форма

«Найди пару»

Цель: Формирование умения видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.

Материалы: карточки с изображением геометрических фигур разделённые на две части; карточки с изображением предметов разной формы.

Ход игры: Принимают участие 5 детей. Каждому ребёнку предлагается по 5 карточек с изображением геометрических фигур круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы.

Форма

 «Найди предметы такой же формы» (геометрическое лото)

Цель: Формирование умения видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.

Материалы: 5 карточек с изображением геометрических фигур посередине: по 1 кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу. По 5 карточек с изображением предметов разной формы, например: круглой (мяч), квадратный коврик; овальной ( яйцо); прямоугольной (конверт, портфель, книга, картина) и т.д.

Ход игры :Принимают участие 5 детей. Педагог рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя, подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Педагог помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная).

Форма

«Дорисуй предмет»

Цель: Формирование умения видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.

Материалы: карточки с изображением геометрических фигур, цветные карандаши.

Ход игры: Педагог рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют геометрические фигуры и предполагаемые предметы, которые похожи на геометрические фигуры. Например: круг, что мы можем нарисовать похожее на круг? Яблоко, помидор, мяч и т.д, дети рисуют предметы.

Ориентировка в пространстве

 «Правильно пойдёшь - клад найдёшь»

Цель: упражнять в умении двигаться в заданном направлении.

Материалы: круги из бумаги.

Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Волшебник спрятал клад и предлагает вам его найти».

При помощи считалки выбирается ведущий.

Ведущий выполняет задание: делает пять шагов прямо, поворачивается направо и делает ещё три шага по заранее разложенным кругам. Остальные дети идут за ним. Дети находят ларчик и достают из него звездочки.

Ориентировка в пространстве

«Поручение»

Цель: упражнять в умении двигаться в заданном направлении; учить составлять маршрут своего пути, развивать память.

Материалы: лист бумаги, карандаш.

Ход игры: Ребенку дается инструкция: "Тебе нужно дойти до секретного объекта (кабинета медсестры, логопеда, психолога, кухни), запомнить свой путь и все что ты увидишь по пути, и вернуться обратно в штаб (группу)". Возвращаясь в группу, ребенок рассказывает, где он шел (поднимался или спускался по лестнице, шел по коридору), какие объекты встречались на его пути, что находилось справа от него, слева от него. В последующем ребенок с помощью воспитателя рисует маршрут своего пути.

Ориентировка в пространстве

«Где спрятались игрушки»

Цель: упражнять в умении двигаться в заданном направлении; развивать память.

Материалы: разные игрушки.

Ход игры: Детям сообщается, что все игрушки спрятались. Чтобы их найти, нужно внимательно слушать "подсказки" (инструкции) и следовать им. После обнаружения игрушки, ребенок рассказывает, в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел игрушку.

Ориентировка в пространстве

 «Запомни и повтори»

Цель: Совершенствование умения ориентироваться на листе бумаги, развивать память.

Материалы: карточки с изображением геометрических фигур.

Ход игры: Воспитатель показывает детям карточку с изображением геометрических фигур, уточняет их расположение и цвет. Затем предлагает запомнить, как расположены фигуры и просит повторить их в таком же порядке. Игра повторяется 2—3 раза.

Ориентировка в пространстве

«Что изменилось?»

Цель: Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, развивать память.

Материалы: геометрические фигуры.

Ход игры: Перед ребёнком на столе в 2 (3) ряда выложены геометрические фигуры, по 3 (4) в каждом ряду. Педагог предлагает ребенку посмотреть и запомнить расположение геометрических фигур. Затем ребенок закрывает глаза. Педагог убирает какую - нибудь фигуру и просит назвать её и то место где она находилась.

Ориентировка в пространстве

 «Художники»

Цель: Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, развивать память.

Материалы: предметные картинки, фон – цветная бумага.

Ход игры: Педагог предлагает детям побыть художниками «Вы будете создавать картину. Я вам буду называть место и изображение, которое вы должны с помощью предметной картинки изобразить на цветной бумаге». Например: Посередине лесной полянки росла высокая раскидистая ель.

Над макушкой ели сияло солнышко.

Справа от солнышка проплывало облачко, похожее на крокодила, а слева от солнышка - облачко, похожее на бегемота.

Слева от ёлки пыхтел колючий ёжик.

Справа от ёлки грелся на солнышке длинноухий зайчонок.

Ориентировка в пространстве

«Расскажи про свой узор»

Цель: Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги.

Материалы: коврики с узором из геометрических фигур или любые предметные картинки.

Ход игры: У каждого ребенка картинка (коврик с узором). Дети должны рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу - круг, в левом верхнем углу – квадрат. В левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине - круг. Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине большой круг - от него отходят лучи, в каждом углу цветы. Вверху и внизу-волнистые линии, справа и слева - по одной волнистой линии с листочками и т. д.

Ориентировка во времени

 «Назови соседей»

Цель: Расширение представлений о частях суток и уточнение понятия «сутки».

Ход игры: - У части суток — утра соседи — ночь и день, потому что до утра — ночь, а после утра наступает день.

- Назови соседей ночи. Дети, я назову одну часть суток, а вы назовете все остальные, которые за ней следуют, чтобы получились сутки. День, что дальше? (Вечер и т. д.)

«Вспомните, что знаете о сутках. Какое сейчас время суток? Какие части суток бывают еще? Что наступает после вечера? Как вы узнаете, что наступила ночь? Назовите все части суток, начиная с дня». И т. п.

Все эти приемы позволяют показать детям последовательность частей суток и дать представление о сутках в целом. При этом у них складывается элементарное понятие о текучести времени.

Ориентировка во времени

«Наш день»

Цель: Расширение представлений о частях суток и уточнение понятия «сутки».

Ход игры: Детям раздаются карточки, на которых изображены картинки из жизни, относящиеся к определенному времени суток, распорядку дня. Воспитатель предлагает рассмотреть их, называет определенное время суток, например вечер. Дети, у которых есть соответствующее изображение, должны поднять карточки и рассказать, почему они считают, что это вечер.

Ориентировка во времени

«Живая неделя»

Цель: Формирование представлений о последовательности дней недели.

Ход игры: Семь детей у доски построились и посчитались по порядку. Первый ребенок слева делает шаг вперед и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий? » Выходит второй ребенок и говорит: «Я – вторник. Какой день следующий?» Выходит третий ребенок и говорит: «Я - среда. Какой день следующий?» и т.д. Вся группа дает задание «дням недели», загадывает загадки. Они могут быть самые разные: например, назови день, который находится между вторником и четвергом, после четверга,  и т. д. Назовите все выходные дни недели. Назови дни недели, в которые люди трудятся. Усложнение игры в том, что играющие могут построиться от любого дня недели, например от вторника до вторника.

Ориентировка во времени

 «Вчера, сегодня, завтра» (с мячом)

Цель: Формирование представлений о последовательности дней недели.

Материалы: мяч.

Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч кому-то из детей и говорит: «Мы играли в мяч ....» Ребёнок заканчивает фразу, отвечая на вопрос «когда?». Например: «Мы пойдём гулять в лес...(завтра); новогодний праздник был....(вчера); и т.д.

Ориентировка во времени

«Исправь ошибку»

Цель: Закреплять название дней недели, частей суток, времен года и их последовательности.

Ход игры: Педагог говорит предложение, в котором допускает ошибку. Дети исправляют. Примерные фразы:

-Вчера мы будем рисовать сказку.

-Завтра ходили кататься с горки.

-В будущем году мы ездили отдыхать на юг.

Картотека игр по формированию элементарных математических представлений

И. А. Помораева, В.А. Позина  

Формирование элементарных математических представлений

учебно – методический комплект к программе «От рождения до школы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с детьми по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: познакомить детей со свойствами камней.Програмные задачи:дать понятие о поверхности Земли и свойствах камней;развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством поиско...

Конспект занятия «Путешествие в страну Эрудитов» по познавательно-математическому развитию в интеграции с образовательной областью «Познавательное развитие» с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьног...

Занятие с детьми по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста

Тема :       Путешествие  по стране « Внимания »   Цель: Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста Задачи :   - ...

Конспект образовательной деятельности с игровыми ситуациями «Затерянный остров» по познавательно-математическому развитию в интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие и «Познавательное развитие» с детьми

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребёнку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определённые трудности во время школьного обучения. Д...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Воздух – «невидимка»

КонспектПознавательно-исследовательской деятельностипо познавательному развитию  с детьми старшего дошкольного возраста по теме«Воздух – «невидимка»с использованием соврем...

Картотека дидактических игр по познавательному развитию с детьми 5-7 лет.

Картотека дидактических игр по познавательному развитию с детьми 5-7 лет....