Отчет по теме «Организация экспериментальной деятельности в младшем дошкольном возрасте»
статья по окружающему миру (младшая группа)
Отчет по теме «Организация экспериментальной деятельности в младшем дошкольном возрасте»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Отчет по теме «Организация экспериментальной деятельности в младшем дошкольном возрасте»
Актуальность
Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними, позволяют узнать их свойства, качества, возможности, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе экспериментальной деятельности дети учатся наблюдать, сравнивать, размышлять, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Цель: создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Изучить методическую литературу по данной теме.
2. Создавать условия для исследовательской активности детей.
3.Поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность; помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности.
Этапы работы:
- Изучить теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.
- Создать картотеку опытов и экспериментов.
- Разработать перспективный план в младшей группе на год
- Создать условия для организации экспериментальной деятельности детей в группе.
В течение всего года я изучала разнообразную методическую литературу по данной теме, а именно; Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир»; Так же изучила опыт коллег на интернет- сайтах: maam.ru, nsportal.ru.
Я старалась так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов я подбирала правильный дидактический материал, и разнообразное оборудование. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не забывала, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.
Во время наших экспериментов дети приобретают опыт творческой, поисковой деятельности, выдвигают новые идеи, актуализируют прежние знания при решении новых задач.
Поэтому я создала благоприятные условия и творческую среду для развития познавательной активности для нашей « младшей группы «Центр детского экспериментирования» и открыли в этом центре «Мини-лабораторию».
«Мини-лаборатория» оснащена специальным оборудованием, разнообразным материалом:
-приборы-помощники: лупа, песочные часы, магниты;
-природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья и др.;
-разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл);
-прочие материалы: зеркало, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
-утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, пробки и др.
В уголке экспериментирования в свободное время дети самостоятельно повторяют опыты, применяя при этом полученные во время организованной образовательной деятельности знания, умения и навыки. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Поощряя детскую любознательность, направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию у ребёнка познавательной активности, логического мышления, связной речи.
Одна из главных задач лаборатории, как развивающей среды – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.
Я стараюсь включать экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей.
Экспериментальная работа с детьми опирается на наблюдениях в природе в теплый и холодный период. Особое внимание я уделяю теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Я стараюсь закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме.
Чтобы провести эксперимент самостоятельно и в полном объеме, ребенок должен уметь управлять своими органами чувств, анализировать полученные с их помощью сведения, выполнять определенные действия, использовать инструменты, проговаривать свои действия и формулировать выводы, объяснять результаты своей работы.
Я знакомила детей со свойствами снега, песка, воды, воздуха, тканей, камней, земли:
Так, в процессе экспериментирования я обучала воспитанников своей группы: видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент; высказывать суждения, делать выводы и умозаключения.
Проведены игры – экспериментирования «Игры с водой и песком. Это интересно!»; « Воздух», «Такая разная вода». «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем»;
Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений рекомендуем и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты
Можно сделать вывод, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Познавательно - исследовательская деятельность позволяет обогатить кругозор ребенка - дошкольника, стимулирует его мыслительную активность, детскую любознательность, удовлетворяет естественную потребность к самостоятельной деятельности! Такой метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений. Планирую продолжить в следующем году в непосредственной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности и различных режимных моментах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы: "Организация экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста"
организация экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста из опыта работы...
ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ по теме: «Развитие опытно-экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста»
"Люди, научившиеся наблюдениям и опыту Приобретают способность сами ставить вопросы И получать на них фактические ответы, оказываясь На более высоком умственном и нравственном уровне в с...
Организация экспериментальной деятельности в младшем дошкольном возрасте
данная консультация поможет педагогам планировать работу по экспериментальной деятельности, которая, наряду с игровой, является ведущей деятельностью дошкольника - это эффективное и доступное средство...
Поэтапно-творческий план "Развитие познавательного интереса у детей посредством организации экспериментальной деятельности в младшем дошкольном возрасте".
Поэтапно – творческий план...
Статья "Организация экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста"
Организация экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей на тему: «Организация экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Актуальность Система образования в дошкольном учреждении непрерывно совершенствуется. Сегодня воспитатель не просто дает знания воспитанникам, а, согласно треб...