Организация экспериментальной деятельности в младшем дошкольном возрасте
консультация на тему
данная консультация поможет педагогам планировать работу по экспериментальной деятельности, которая, наряду с игровой, является ведущей деятельностью дошкольника - это эффективное и доступное средство интеллектуального, познавательного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 36.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация экспериментальной деятельности в младшем дошкольном возрасте.
Консультация для воспитателей.
Мы, педагоги и родители воспитанников дошкольных образовательных учреждений хотим видеть наших детей любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас, работать в этом направлении надо начинать уже с младшего дошкольного возраста. Ребёнок – дошкольник является исследователем, проявляя живой интерес к разного рода исследовательской деятельности, в частности к элементарному экспериментированию.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью дошкольника - это эффективное и доступное средство интеллектуального, познавательного развития. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Понимая, какое значение имеет экспериментирование в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста, стремясь создать условия для их экспериментальной деятельности необходимо начинать работу с построения предметно – развивающей среды: обустройство уголка экспериментирования, подбор оборудования и материалов, изготовление игр – экспериментов. Необходимо сделать подбор игр – экспериментов, разработать перспективные планы по экспериментальной деятельности, оформить картотеку игр экспериментов по экспериментальной деятельности в младшем дошкольном возрасте.
Основные вопросы, намеченные для проработки – подбор литературы по проведению и организации исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте в игровой форме и с использованием игровых персонажей, организация и наблюдение за деятельностью детей в ходе занятий по экспериментированию.
В методической литературе очень мало материала в помощь педагогу для организации и проведения элементарной исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте. Возникла необходимость в проработке имеющейся литературы, в частности О.Дыбина «Неизведанное рядом», Т Воинский «Ребёнок , который ведёт за руку учителя», Л.Дерягина «Пускаем кораблики», Е.Янушко «Будь, что будет» и другого материала, его переработке и составлении перспективного планирования исследовательско-экспериментальной деятельности младших дошкольников. Использование художественного будет верным и оправданным. Играя, слушая сказку, стихотворение маленький ребёнок с удовольствием вовлекается в эксперимент. Дети радуются новой возможности, что–либо «открыть», исследовать, узнать самому, что же будет на самом деле. Младшие
дошкольники очень робко делают свои первые предположения (гипотезы), затем всё больше детей откликаются, предположения становятся смелее, т.к. дети постоянно ощущают поддержку педагога. Правильных и неправильных высказываний нет. Детская гипотеза, пусть даже самая маленькая – это результат самостоятельного поиска, индивидуальной мыслительной деятельности. Выводы даются детям ещё с трудом, пока остаётся основная роль за педагогом, но дети участвуют, помогают, поправляют, подсказывают. Затем все вместе повторяем, что же предполагали и, что получилось.
К проведению игр – экспериментов привлекаются родители Хотелось, чтобы дети поделились с мамой и папой своими новыми открытиями. В помощь родителям можно предложить консультацию, прочитав которую родители могли узнать, как и какие опыты можно провести с детьми вместе и как полезно и важно, начиная с младшего дошкольного возраста предоставлять детям возможность задумываться, предполагать и экспериментировать. В картотеке игр экспериментов мамы и папы узнают, какие игры можно подобрать для совместных занятий дома со своим ребёнком для развития внимания, мышления, исследовательских навыков.
Перспективное планирование экспериментальной деятельности в младшем дошкольном возрасте
| Образовательная деятельность | Игры - эксперименты | Дидактические игры |
сентябрь | Тема: Рассматривание картины «Играем с песком» Е. Батурина дошкольников с окружающей и социальной действительностью (мл. гр.) Алёшина 90. | Тема: «Солнечный зайчик» Цель: познакомить с естественным источником света солнцем.
Тема: «Что в коробке» Цель: познакомить со значением света и его источниками (солнце, фонарик, свеча), показать, что свет не проходит через прозрачные предметы. | Тема: «Вылепим куличики» |
октябрь |
| Тема: «Кто живёт в воде» Цель: развивать познавательный интерес и воображение. Л.Дерягина «Пускаем кораблики» Тема: «Пейте куклы вкусный сок» |
|
ноябрь |
| Тема: «Сказка о том как радуга в воде купалась» Тема: «Рисовальнички» |
|
декабрь | Тема: «Знакомство со свойствами и качествами ткани и бумаги» | Тема: «Времена года»
Тема: «Тает льдинка» | Тема: «Магазин» |
январь |
| Тема: «Считалочка - купалочка» Тема: «Как вода гулять отправилась» |
|
февраль | Тема: «Волшебное мыло и мыльные пузыри» | Тема: «Мыльные пузырьки» Тема: « Кто разбудил китёнка» |
|
март | Тема: «Знакомства со свойствами дерева и резины» | Тема: «Рыбалка»
Тема: «Водопад» | Тема «Лото-игрушки» |
апрель | Занятия с детьми и родителями. | Тема: «Ветка в вазе»
Тема: «Сказка о камешке» | Тема «Что лишнее» Цель: закрепить знания детей о различных материалах, из которых сделаны игрушки и предметы (ткань, бумага, дерево, резина) и их свойствах. «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью Алёшина 85. |
май |
| Тема: «Ветер и кораблики» Тема: « Пенный замок» |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы: "Организация экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста"
организация экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста из опыта работы...
Организация экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте
выступление на педагогическом совете из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста...
Организация экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте
Одной из задач основной образовательной программы дошкольного воспитания является развитие познавательной активности, познавательного интереса, воспитание любознательности, готовности детей к по...
консультация для педагогов «Деятельностный подход педагога к организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации»
Деятельностный подход - Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. ...
Поэтапно-творческий план "Развитие познавательного интереса у детей посредством организации экспериментальной деятельности в младшем дошкольном возрасте".
Поэтапно – творческий план...
Статья "Организация экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста"
Организация экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста....
Отчет по теме «Организация экспериментальной деятельности в младшем дошкольном возрасте»
Отчет по теме «Организация экспериментальной деятельности в младшем дошкольном возрасте»...