Статья "Организация экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста"
материал
Организация экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_eksperimentalnoy_deyatelnosti_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 30.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Тельнова Анастасия Ивановна
воспитатель
БДОУ «Детский сад № 9 г. Тары»
Организация экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
2013 г.
Интенсивное изменение в окружающей жизни, все больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным человеком общества, не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно! – инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития, самообразования, инициативности. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность.
В исследованиях отечественных и зарубежных психологов убедительно показано, что важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность в природных условиях в зоне ближайшего окружения. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребёнка, его личностный рост. Исследование и есть практическая деятельность, в ходе которой ребёнок познает объект окружающего его мира. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Экспериментальная деятельность положительно влияет на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно–следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину.
Таким образом, понимая, какое значение имеет детское экспериментирование для всестороннего развития ребенка, я проанализировала методический материал по данной теме, систематизировала его и апробировала его на практике.
Целью моей работы было: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- сформировать у детей знания об окружающем мире;
- привить первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;
- повысить уровень речевой активности, овладения экспериментальной деятельностью;
- обогатить активный словарь;
- развить связную речь.
Набрав детей второй младшей группы, я начала работу с ними по детскому экспериментированию. Учитывая возрастные особенности и индивидуальные личностные способности детей, разработала перспективный план работы.
Во второй младшей группе, проводилась работа по темам: «Форма, цвет, величина», «Вода», «Снег», «Продукты», «Свет и тепло», «Песок».
Например, при изучении темы «Форма, Цвет, Величина» в ходе дидактических игр: «Угадай на вкус», «Чудесный мешочек», «Составь пару», «Подбери по цвету» дети познакомились с различными предметами, овощами и фруктами, и их вкусовыми качествами, научились различать фрукты и овощи по запаху и на вкус. При изучении темы «Вода» дети увидели, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. В ходе элементарных опытов дети научились определять ее свойства: жидкая, прозрачная, бесцветная, может изменять цвет, не имеет вкуса и запаха, бывает холодной теплой и горячей. В ходе проведения опытов со снегом: «Лепим из снега пирожки», «Снежные цветы» по теме «Снег» дети усвоили то, что снег тает, когда тепло, а именно на ладошке или в помещении. Также дети усвоили, что из липкого снега можно слепить снежки и делать постройки, а из рыхлого – нет. Все эти знания детей закреплялись практически, дети лепили снеговиков и из настоящего снега и из пластилина. В процессе экспериментирования с продуктами питания у детей накопились конкретные представления о свойствах продуктов: – молока, чая, компота, соли, сахара. В ходе опыта «Компот для Хрюши» дети узнали, что именно сахарный песок помогает сделать компот вкусным, а не соль, например, или мука. Также дети познакомились с влиянием солнечного света и тепла на отдельные объекты окружающего мира (лук, семена). При изучении темы «Песок» дети познакомились с составом и его свойствами. Например, в ходе наблюдения дети рассмотрели и поняли, что песок состоит из очень мелких песчинок, похожих на зернышки. А при проведении опыта «Пирожки для Мишки» ребята поняли, что песок может быть сухим и мокрым, лёгким и тяжёлым.
Проведение экспериментов продолжалось и во время наблюдений на прогулках:
-рассматривание снежинок через увеличительное стекло;
-замораживание воды;
-рисование на снегу цветной водой;
-изготовление цветных льдинок;
-сравнение мокрого и сухого песка, лепка из него поделок;
-наблюдение за наполнением дождевой водой ёмкостей различной ширины;
-рисование на сухом и мокром песке;
Вопросы, задаваемые детям, носили поисковый характер, развивали умение выдвигать гипотезы.
В процессе экспериментирования также большое значение имело художественное слово (загадки, стихи, потешки, авторские рассказы), которое помогало организовать, заинтересовать детей, пополнить словарный запас.
Немаловажное значение для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-развивающая среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.
В связи с этим оформлен уголок экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. В уголке имеется разнообразное оборудование. Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
В уголке экспериментирования «живет» персонаж Почемучка, который многое хочет узнать и всем интересуется. Он вместе с детьми «участвует» в опытах и экспериментах, решает возникшие проблемы, приносит интересные вещи юным исследователям. Все это способствует развитию любознательности, повышению интереса к экспериментальной деятельности.
Неотъемлемой частью работы является тесное взаимодействие с родителями воспитанников, вовлечение их в дела детского сада. С целью выявления отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей было проведено анкетирование родителей. По результатам анкетирования сделан вывод, что их заинтересовала данная проблема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты. Родители положительно относятся к детскому экспериментированию, но не совсем понимают его значимость в развитии ребенка. Наибольшее затруднение вызвали вопросы об организации и руководстве детских опытов. Родители отмечали занятость на работе, и нехватку времени на экспериментальную деятельность с детьми. Работа с родителями реализовывалась в следующих формах: индивидуальные и групповые консультации, дни открытых дверей, оформлена серия наглядной информации для родителей. В результате проведенной работы родители: научились организовывать элементарные эксперименты, повысили уровень педагогических знаний по данному вопросу.
На основе наблюдений за деятельностью детей, бесед, диагностики (методика «Выбор деятельности»), были выявлены результаты проведенной работы:
- в начале года лишь 5 детей (это 18%) отдавали предпочтение исследовательской деятельности; с организацией уголка экспериментирования и проведением ряда мероприятий предпочтение данному виду деятельности отдают 17 детей (61%);
- применение экспериментирования оказало влияние на:
- повышение уровня развития любознательности; развитие исследовательских умений и навыков детей (анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы);
- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы);
-развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения);
- расширение представлений детей об окружающем мире.
Таким образом, опираясь на свой педагогический опыт, и на научный опыт выдающихся исследователей, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности, способствует творческому развитию личности.
Литература
- Дыбина О.В., Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).
- «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации»/ Под общ. Ред. Л.Н.Прохоровой. – 3-е изд., испр. и доп. - М.:АРКТИ, 2008. – 64с.
- «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы»/ авт.-сост. Л. Н. Меньшикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация опытно - экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста"
Из опыта работы "Организация опытно - экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста". Кружок детского экспериментирования "Почемучки"....
Статья: "Экологическое воспитание посредством опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном возрасте"
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с т...
Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста.
Познавательное развитие детей....
Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста
«Для ребёнка нет ничего естественнее,как развиваться, формироваться,становиться тем, что он есть в процессеисследовательской деятельности»С. Л. РубинштейнС самого рождения детей окружают различн...
Экспериментальная деятельность младшего дошкольного возраста как средство познавательного развития»
консультация для воспитателей...
«ДЕТСКИЕ ОТКРЫТИЯ» Программа экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста в мини-лаборатории детского сада «Маленький исследователь»
Программа по детской экспериментальной деятельности разработана для всех возрастов детского сада с учётом ФГОСПрограмма даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его...
Педагогический опыт работы «Организация детской экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста как средство познавательного развития»
Китайская пословица гласит «Расскажи, и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Всё новое усваивается прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом основа...