Статья "Организация экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста"
материал

Тельнова Анастасия Ивановна

Организация экспериментальной деятельности детей  младшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тельнова Анастасия Ивановна

воспитатель

БДОУ «Детский сад № 9 г. Тары»

Организация экспериментальной деятельности детей  младшего дошкольного возраста.

2013 г.

Интенсивное изменение в окружающей жизни, все больше требует от человека  не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой  ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того чтобы каждый ребёнок  вырос не только сознательным человеком общества, не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно! – инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития, самообразования, инициативности. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность.

В исследованиях отечественных и зарубежных психологов убедительно показано, что важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность в природных условиях в зоне ближайшего окружения. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребёнка, его личностный рост. Исследование и есть практическая деятельность, в ходе которой ребёнок познает объект окружающего его мира. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Экспериментальная деятельность положительно влияет на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими  культурными формами упорядочения опыта: причинно–следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину.

Таким образом, понимая, какое значение имеет детское экспериментирование для всестороннего развития ребенка, я проанализировала  методический материал по данной теме, систематизировала его и апробировала его на практике.

Целью моей работы было: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Для достижения поставленной цели были определены следующие  задачи:

  • сформировать у детей знания об окружающем мире;
  • привить первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;
  • повысить уровень речевой активности, овладения экспериментальной деятельностью;
  • обогатить активный словарь;
  • развить связную речь.

Набрав детей второй младшей группы, я начала работу с ними по детскому экспериментированию. Учитывая возрастные особенности и индивидуальные личностные способности детей,  разработала перспективный план работы.

Во второй младшей группе, проводилась работа по темам: «Форма, цвет, величина», «Вода», «Снег», «Продукты», «Свет и тепло», «Песок».

 Например, при изучении темы «Форма, Цвет, Величина» в ходе дидактических игр: «Угадай на вкус», «Чудесный мешочек», «Составь пару», «Подбери по цвету» дети познакомились с различными предметами, овощами и фруктами, и их вкусовыми качествами, научились различать фрукты и овощи по запаху и на вкус. При изучении темы «Вода» дети увидели, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. В ходе элементарных опытов дети научились определять ее свойства: жидкая, прозрачная, бесцветная, может изменять цвет, не имеет вкуса и запаха, бывает холодной теплой и горячей. В ходе проведения опытов со снегом: «Лепим из снега пирожки», «Снежные цветы» по теме «Снег» дети усвоили то, что снег тает, когда тепло, а именно на ладошке или в помещении. Также дети усвоили, что из липкого снега можно слепить снежки и делать постройки, а из рыхлого – нет. Все эти знания детей закреплялись практически, дети лепили снеговиков и из настоящего снега и из пластилина. В процессе экспериментирования с продуктами питания у детей накопились конкретные представления о свойствах продуктов: – молока, чая, компота, соли, сахара. В ходе опыта «Компот для Хрюши» дети узнали, что именно сахарный песок помогает сделать компот вкусным, а не соль, например, или мука. Также дети познакомились с влиянием солнечного света и тепла на отдельные объекты окружающего мира (лук, семена). При изучении темы «Песок» дети познакомились с составом и его свойствами. Например, в ходе наблюдения дети рассмотрели и поняли, что песок состоит из очень мелких песчинок, похожих на зернышки. А при проведении опыта «Пирожки для Мишки» ребята поняли, что песок может быть сухим и мокрым, лёгким и тяжёлым.

Проведение экспериментов продолжалось и во время наблюдений на прогулках:

-рассматривание снежинок через увеличительное стекло;

-замораживание воды;

-рисование на снегу цветной водой;

-изготовление цветных льдинок;

-сравнение мокрого и сухого песка, лепка из него поделок;

-наблюдение за наполнением дождевой водой ёмкостей  различной ширины;

-рисование на сухом и мокром песке;

Вопросы, задаваемые детям, носили поисковый характер, развивали умение выдвигать гипотезы.

В процессе экспериментирования также большое значение имело художественное слово (загадки, стихи, потешки, авторские рассказы), которое помогало организовать, заинтересовать детей, пополнить словарный запас.

Немаловажное значение для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-развивающая среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.

В связи с этим оформлен уголок экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности  детей. В уголке имеется   разнообразное оборудование.  Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта. 

В уголке экспериментирования «живет» персонаж Почемучка, который многое хочет узнать и всем интересуется. Он вместе с детьми «участвует» в опытах и экспериментах, решает возникшие проблемы, приносит интересные вещи юным исследователям. Все это способствует развитию любознательности, повышению интереса к экспериментальной деятельности.  

Неотъемлемой частью работы является тесное взаимодействие с родителями воспитанников, вовлечение их в дела детского сада. С целью выявления отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей было проведено анкетирование родителей. По результатам анкетирования сделан вывод, что их заинтересовала данная проблема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты. Родители положительно относятся к детскому экспериментированию, но не совсем понимают его значимость в развитии ребенка. Наибольшее затруднение вызвали вопросы об  организации и руководстве детских опытов. Родители отмечали занятость на работе, и нехватку времени на экспериментальную деятельность с детьми. Работа с родителями реализовывалась в следующих формах: индивидуальные и групповые консультации, дни открытых дверей, оформлена серия наглядной информации для родителей. В результате проведенной работы родители: научились организовывать элементарные эксперименты, повысили уровень педагогических знаний по данному вопросу.

На основе наблюдений за деятельностью детей, бесед, диагностики (методика «Выбор деятельности»), были выявлены результаты проведенной работы:

  1. в начале года лишь 5 детей (это 18%) отдавали предпочтение исследовательской деятельности; с организацией уголка экспериментирования и проведением ряда мероприятий предпочтение данному виду деятельности отдают 17 детей (61%);
  2. применение экспериментирования оказало влияние на:

- повышение уровня развития любознательности; развитие исследовательских умений и навыков детей (анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы);

- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы);

-развитие  личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения);

- расширение представлений  детей об окружающем мире.

Таким образом, опираясь на свой педагогический опыт, и на научный опыт выдающихся исследователей, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности, способствует творческому развитию личности.

           

Литература

  1. Дыбина О.В., Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в  мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).
  2.  «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации»/ Под общ. Ред. Л.Н.Прохоровой. – 3-е изд., испр. и доп. - М.:АРКТИ, 2008. – 64с.
  3. «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы»/ авт.-сост. Л. Н. Меньшикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация опытно - экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста"

Из опыта работы "Организация опытно - экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста". Кружок детского экспериментирования "Почемучки"....

Статья: "Экологическое воспитание посредством опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном возрасте"

Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с т...

Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста

«Для ребёнка нет ничего естественнее,как развиваться, формироваться,становиться тем, что он есть в процессеисследовательской деятельности»С. Л. РубинштейнС самого рождения детей окружают различн...

«ДЕТСКИЕ ОТКРЫТИЯ» Программа экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста в мини-лаборатории детского сада «Маленький исследователь»

Программа по детской экспериментальной деятельности разработана для всех возрастов детского сада с учётом ФГОСПрограмма даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его...

Педагогический опыт работы «Организация детской экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста как средство познавательного развития»

Китайская пословица гласит «Расскажи, и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Всё новое усваивается прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом основа...