Инновоционный опыт: "по теме: «Развитие опытно-экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста»
презентация к уроку по окружающему миру (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность "Люди, научившиеся наблюдениям и опыту Приобретают способность сами ставить вопросы И получать на них фактические ответы, оказываясь На более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл." К.А.Тимирязев . Дошкольное детство - один из важнейших этапов формирования личности, её ценностной ориентации в окружающем мире. Именно в этот период происходит развитие личности ребенка, закладывается его эмоциональная сфера, первичный образ мира, первичное отношение к нему. Современный дошкольник живет в эпоху информатизации и компьютеризации. На него оказывает влияние все признаки настоящего времени, он ориентирован на познание человека и природы, на самоценные детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, рассуждать. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в личности ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Доказывая это, можно опереться на слова педагога Н.Н.Подъякова : "Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов". Вот почему в изучении экологического развития детей основной упор сделан на наблюдение, экспериментирование. Я считаю, необходимо включать малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов. О значении наглядного метода обучения говорили практически все выдающиеся педагоги и психологи. Этот метод дает возможность ребенку самостоятельно обнаруживать законы природы. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций, относящегося к умственным умениям. ВЫВОД: Систематизированная работа по развитию поисково-исследовательской активности приводит к формированию у детей первоначальных навыков самостоятельности, способствует обогащению жизненного опыта, развивает инициативу.
Концептуальность В современном мире добиться успеха, самореализоваться может только личность, способная к творчеству, исследовательскому поиску. Исследовательское поведение рассматривается не как деятельность, характерная для небольшой группы научных работников, а как неотъемлемая характеристик личности, ведь умения и навыки исследовательского поиска необходимы каждому человеку независимо от характера его профессиональной деятельности. Творческая, самостоятельно мыслящая личность с аналитическим складом ума начинает формироваться уже в младшем дошкольном возрасте. Теоретической базой выступают исследования профессора, академика Академии творческой педагогики РАО Н.Н.Подъякова "Умственное воспитание детей дошкольного возраста". Его исследования доказали, что лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводит к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, способности обучаться дальше. Многие годы это не учитывалось в системе дошкольного образования. Но в настоящее время мы можем это изменить и как советуют педагоги-психологи, широко внедрять метод опытно-экспериментальной деятельности для развития полноценной личности.
Изучая работы известных педагогов А.Н.Подъякова , Н.Н.Подъякова , О.В.Дыбина , И.Э.Куликовской, А.И.Савенкова, О.В.Афанасьевой понимаешь, что исследовательская деятельность детей - это процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, это поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Необходимо уметь открывать перед ребенком в окружающем мире что-то так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Открывать всегда так, что-то недосказанное ребёнку, чтобы он захотел ещё раз возвратиться к тому, что он узнал.
Ведущая педагогическая идея Детство-это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребенок учится говорить, мыслить, общаться, осваивать нормы социальной и экологической этики. Сейчас уже никого не нужно убеждать в том, насколько важно экологическое воспитание и развитие. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Поэтому необходимо воспитывать в людях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в младшем дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Одним их эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Всё это привело меня к работе над темой "Развитие опытно-экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста". Работу я начала с детьми второй младшей группы. Основной целью, которую я поставила перед собой в работе с детьми, является ознакомление дошкольников с миром живой и неживой природы посредствам детского экспериментирования. В своей работе с детьми необходимо было решить ряд взаимосвязанных задач: 1.Организовать предметно-развивающую среду. 2.Развивать интерес к исследовательскому поиску. 3.Стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в процессе обучения и в повседневной жизни. 4.Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольника. Свою работу над этими задачами я строила через все виды детской деятельности, как в повседневной жизни, так и на занятиях.
Пути реализации идеи : Для реализации всего объема работы мною была создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов. Ежемесячно лаборатория пополнялась новыми материалами для экспериментирования, тем самым постоянно поддерживается исследовательский интерес у детей, им представляется возможность вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях. Совместно с детьми проводила такие эксперименты, как "Свойство воды", "Как увидеть воздух", "Свойства соли", " Тяжелый-легкий ", «Превращение воды в лед», "Как снег становится водой", «Свойства песка» и т.д. Благодаря этому дети познакомились со свойствами предметов и явлениями окружающей действительности. На прогулке знакомила детей со свойствами песка. Проводила длительные наблюдения за распусканием листочков на разных ветках (тополя, березы) и т.п. Хотя наблюдения не являются экспериментом, они создают предпосылки для формирования навыков экспериментальной деятельности, дают первый опыт экспериментирования . В течении шести месяцев была проведена работа над среднесрочным проектом "Песочная страна – страна чудес ". Цель проекта: знакомство со свойствами песка, формирование умений экспериментирования с предметами, формирование эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста в процессе игры с песком путем создания благоприятной обстановки, развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса слов. Данная работа принесла хороший результат.
Невозможно спланировать работу без помощи родителей. С родителями были проведены: беседа "Опытно-экспериментальная деятельность в домашних условиях", консультация "Как организовать опытно-экспериментальную деятельность в домашних условиях ", анкетирование "Роль семьи в развитии интереса к опытно-экспериментальной деятельности дошкольника". Родители были привлечены к созданию познавательно-развивающей среды.
Заключение Результаты итогового диагностирования показали, что у детей преобладает высокий и средний уровни сформированности представлений взаимосвязях в живой и неживой природе . Дети стали более любознательными, активными расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира. Невозможно изучить все неизвестное. Нам ещё много предстоит узнать и исследовать. Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Воспитатель Титяк Елена Владимировна,1категория
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы Тема: «Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста
- создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности; - разрабатывать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания, внедрять инновации в работу с детьм...
Практические достижения профессиональной деятельности (личного вклада в развитии образования) педагогического работника Черновой Юлии Владимировны На тему «Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) через проек
Практические достижения профессиональной деятельности(личного вклада в развитии образования)педагогического работникаЧерновой Юлии Владимировны На тему «Развитие познавательного интересау д...
Опыт работы по теме: "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования"
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естес...
Педагогический опыт на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально - театрализованной деятельности».
На протяжении ряда лет я успешно работаю по теме включения театрализованной деятельности в процесс музыкального образования дошкольников., где каждый ребенок может проявить свои чувства, эмоции, желан...
Конспект НОД к методическому объединению педагогических работников на тему «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через трудовую деятельность» ОО «Познавательное развитие». На тему: "Посадка лука"
Учить детей выделять цвет, форму, величину как особое свойство предметов, находить донце с корнями и верхушку. Формировать у детей знания об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы дл...
Педагогический опыт на тему: "«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством использования эвристических методов»
В качестве одного из приоритетных направлений моей педагогической деятельности считаю применение в работе с детьми на занятиях эвристических методов. Наработанный материал позволил мне сделать о...