Процессы поисковой деятельности ребенка
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Грязнова Лариса Витальевна

Рекомендации и тематический план экспериментальной деятельности дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЦЕССЫ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА.

Ребенок — это свободная личность, реализующая свою волю, свои интересы, потребности. Активность ребенка, стимулирует взрослый, который организует его деятельность, показывает и рассказывает, что и как необходимо делать. Ребенок получает те результаты, которые были зapaнee определены взрослым.

Собственная активность детей связана с активностью взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, который действует с ними как своими собственными.

Собственная активность ребенка — это специфическая и вместе с тем универсальная форма активности, характеризующаяся многообразием проявлений во всех сферах детской психики: познавательной, эмоциональной, волевой, личностной.

Экспериментирование  в одно и то же время важнейший вид поисковой деятельности и игра. Оно является особой формой поисковой детальности, в которой ярко выражены процессы возникновении и развития новых целей и мотивов личности, лежащих в основе самодвижения и саморазвития дошкольников.

В экспериментировании мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, знаний, продуктов детского творчества — новых построек, рисунков, сказок и т.п.

Экспериментирование лежит в основе любого творческого процесса детей. Активное осознание ребенком окружающего мира происходит в деятельности, ею могут быть художественная, конструктивная деятельность, ручной труд. Выбор зависит от особенностей деятельности. Она должна быть продуктивной, преобразовательной, отражающей реальную действительность. Это дает ребенку возможность вступать в непосредственные контакты с объектами (или предметами), проявлять инициативу, способности, творчество.

Только то, что создается самим человеком, его собственными руками, мыслью и сердцем, представляет для него интерес.

Компоненты преобразовательной деятельности определены в соответствии со структурными элементами деятельности (А.Н. Леонтьев), в том числе поисковой (Л.М. Маневцова) и творческой (Я.А. Пономарев):

--- принятие цели и ее осознание (либо постановка проблемы детьми вместе со взрослым или на основе определенной мотивации);

--- прогнозирование действий по преобразованию предмета (выбор варианта преобразования, нахождение способа, планирование последовательности процесса с помощью алгоритма деятельности, схем, рисунков);

--- реализация замысла;

--- получение продукта деятельности (оригинального, нестандартного, значимого для ребенка).

Освоение дошкольником операций, действий, движений поисково-познавательной деятельности рассматривается в единстве с развитием творческого начала и овладением структурой деятельности.

Возможность самостоятельно анализировать, делать выводы и умозаключения, быть свободным в выборе действий, самостоятельно организовывать свою деятельность, это  способствует формированию у ребенка активной позиции в познании и преобразовании окружающего мира.

Степень активности взрослого зависит от возраста детей. Для младших дошкольников взрослый является непосредственным участником, что свидетельствует о субъективной самостоятельности детей. Для детей старшего дошкольного возраста взрослый становится советчиком, партнером, ориентиром в выборе преобразующей деятельности. Механизмом познавательной деятельности служит неудовлетворенность в предмете, которая требует его изменения.

Кроме того важны следующие принципы:

— деятельностный подход к развитию личности;

— ориентация на многообразие форм реализации поисково-познавательной деятельности;

— наличие системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формулированию поисково-познавательных задач;

— ориентация на использование средств познания (пособий, схем, карт, оборудования интеллектуального содержания).



Предварительный просмотр:

Перспективный план поисковой деятельности

«Не живая природа»

Составила Грязнова Л.В. , воспитатель

МАДОУ НГО «Детский сад № 10 «Снежок»

Введение

Окружающая мир очень многообразен: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Люди передают свой опыт общения с миром детям. Передаются и базовые представления о важнейших явлениях природы и процессах, происходящих в обществе.

Программа «Ребенок в мире поиска» О.В. Дыбиной стала основой для разработки плана экспериментов.

В плане отражены основные направления развивающей педагогической работы с дошкольниками, «Неживая природа»

Цель плана состоит в создании условий для развития поисково-познавательной деятельности детей 3—5 лет как основы интеллектуально-личностного, творческого развития.

Задачи

1. Развитие у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира и системе взаимосвязей и взаимозависимостей, проявлению творческих способностей.

2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).

3. Расширение перспектив поисково-познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия.

4. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру.

План работы с детьми по освоению блока «Не живая природа»

Свойства и признаки веществ: воды, воздуха, песка, глины, камней, чернозема (плодородная часть почвы).

Три агрегатных состояния веществ (газообразное, жидкое, твердое):

- свойства и качества жидких, твердых, газообразных веществ, особенности их взаимодействия друг с другом (например, в природе растворяются некоторые твердые вещества);

- переход вещества из одного агрегатного состояния в другое на примере воды (пар, вода, лед),      

- условия, необходимые для этого перехода (температура);

- круговорот воды в природе, водная система планеты Земля.

Планета Земля:

- рельеф, атмосфера, гидросфера, смена времен года, частей суток;

- природные катаклизмы (землетрясения, вулканы, наводнения, цунами, смерчи, ураганы).

- космос, солнечная система, планеты, спутники (искусственные и естественный — Луна), небесные тела (метеориты, кометы), солнечное и лунное затмение.

Формы работы:

— познавательное занятие (накопление детьми опыта);

— совместная исследовательская деятельность взрослого и ребенка, опыты и эксперименты (использование опыта);

— наблюдение и труд в уголке природы и на участке (накопление детьми опыта);

— совместная деятельность взрослого с детьми по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы (использование опыта);

— самостоятельная деятельность детей (преобразование опыта в деятельности);

— развлечения.

Объект

и его

особенности

Задачи в соответствии с возрастом  детей

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Свойства

и признаки

веществ

Вода

Создать условия для выявления свойств и качеств воды: прозрачная, без запаха, льется,

в ней растворяются некоторые вещества, другие вещества ее окрашивают,

вода может быть холодной и теплой. Познакомить с

процессом

превращения

воды в лед, льда и снега —в воду

Способствовать установлению свойств и качеств воды, снега и льда, их сравнению. Дать представление о том, что некоторые вещества растворяются в воде; чем больше этого вещества, тем больше изменяются свойства воды (интенсивность окраски, вкус, запах). Подвести к пониманию того, что

температура воды влияет

на ее свойства (чем выше

температура, тем быстрее

в воде растворяются вещества, тем медленнее

она замерзает). Раскрыть

значение воды для жизни

растений, животных и

человека среда обитания,

без воды растения засыхают и гибнут. Вода нужна человеку для сохранения чистоты тела и жилья, для приготовления пищи и т.д.  Дать представление о разнообразии агрегатных состояний воды в природе (снег, иней, изморозь, град, дождь, туман и т.д.)

Способствовать формированию представлений о воде как среде обитания растений, животных, человека. Научить устанавливать сходство и различие свойств воды в разных агрегатных состояниях. Дать представление о процессе перехода воды из одного агрегатного состояния в другое, о процессе конденсации. Расширить представление о значении воды в разных агрегатных состояниях для природы и человека (под снегом и льдом сохраняется тепло, достаточное для жизни).

Подвести к пониманию круговорота воды в природе, механизма конденсации. Дать

представление о некоторых жидкостях, об упругости,

давлении, выталкивающей

силе жидкости. Раскрыть

понятие о водной системе на

нашей планете, об отрицательной и положительной роли человека.

Дать представление о природных катаклизмах (наводнение, засуха). Научить разным способам очистки воды.

Рассказать о некоторых особенностях водной среды обитания: рек, озер, морей, океанов. Рассмотреть воду как

источник энергии (ТЭЦ, двигатели), показать ее народно - хозяйственное значение (водопровод и канализация, система орошения полей, рыбоводческие хозяйства и т.д.).

Способствовать формированию представления о приспособлении человека к пребыванию в водной среде (дыхание, передвижение, погружение на глубину и т.д.)

Воздух

Создать условия для понимания того, что воздух есть внутри себя и вокруг, выявления его свойств (прозрачный, легкий, без запаха).

Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха внутри себя и вокруг.

Подвести к пониманию

значения воздуха и его

температуры для жизни

растений, животных и

человека. Расширить

представления о свойствах и качествах воздуха. Дать представление о том, что воздух занимает место, в разных условиях свойства воздуха не одинаковы, о некоторых условиях, в которых воздух становится неблагоприятным для дыхания (дым из трубы, душное помещение, пары ядовитых веществ и т.д.)

Показать на примерах, что такое атмосферное давление, свойства воздуха при изменении температуры, сжатии (теплый воздух легче холодного и поднимается вверх, при сжатии воздух занимает меньше места). Расширить представление о значении температуры воздуха для жизни растений и животных.

Дать представление

о том, как образуется ветер (потоки воздуха).

Способствовать сравнению воздуха с некоторыми веществами (воздух легче воды, поэтому выходит из нее) и предметами. Развивать представления о воздухе как среде обитания живых организмов, о значении воздуха для жизни

Познакомить с понятиями

упругости воздуха, его силы

(давления), с использованием

воздуха человеком (ветряная

мельница, флюгер и пр.). Развивать представление о значении и влиянии воздуха на жизнь растений, животных,

на объекты и явления окружающего мира. Дать представление об атмосфере как защитной оболочке Земли, ее значении для человека. Рассказать о некоторых связанных с атмосферными явлениями природных катаклизмах (смерче, урагане, цунами) и об отрицательном и положительном влиянии человека на атмосферу. Способствовать формированию представлений о приспособлении человека к пребыванию в воздушной среде (дыхание при недостатке кислорода или некачественным воздухом, передвижение и т.д.)

Песок, глина, камень, плодородный слой почвы (перегной)

 Научить узнавать и называть песок, глину, камень. Создать условия для выявления их свойств и качеств: твердости, сыпучести, способности сохранять форму, намокаемости, особенности взаимодействия с водой и др.

 Побуждать к сравнительному анализу свойств песка, глины, камня. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. Дать представление о том, как образуется перегной

Объяснить, что песок, глина и камни — составные части почвы. Познакомить с процессом образования перегноя, его значением для растений. Раскрыть составные компоненты почвы (камень, песок, глина, плодородный слой). Подвести к пониманию того, что от количества песка, глины, камня в почве зависит ее плодородие, что это влияет на рост и развитие растений. Познакомить с разными видами почвы. Способствовать формированию представления о почве как среде обитания

растений и животных

Научить удобрять почву, определять благоприятность почвы для развития некоторых растений (влажность, плотность, зараженность микроорганизмами) и выполнять необходимые трудовые операции. Расширять представление о природных богатствах недр Земли (уголь, нефть, минералы и др.). Расширять представление о значении почвы для растений, животных, человека. Дать представление о воздействии человека на почву, ее значении для людей

Земля,

космос

-

Дать представление о

суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности,

водоемов (пруд, болото,

озеро, река, море), видах поселений (деревня, город,

страна)

Расширить представление о земном шаре, используя

глобус (полюсы, экватор, материки, океаны, моря, реки, горы, равнины и т.д.). Познакомить с тем, что рельеф Земли может изменяться (озера высыхают, образуются овраги, горы и пр.). Дать представление о Солнце, Земле как его спутнике, Луне как спутнике Земли (о земном притяжении, движении по орбите и пр.). Познакомить с причинами смены дня и ночи, времен года как следствия вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца

Побуждать к использованию

глобуса для решения познавательных задач. Расширить представление о причинах изменения рельефа планеты (землетрясения, извержения вулканов, наводнения и пр.). Дать представление о Солнечной системе, искусственных и естественных спутниках, солнечном и лунном

затмениях, небесных телах

(звезды, метеориты). Рассказать о защитной функции атмосферы для Земли

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

не живая природа

Объект

НОД  по группам

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Вода

++ Узнаем, какая она вода

++ Изготовление

цветных льдинок

• Окрашивание воды

• Изготовление цветных

льдинок

• Взаимодействие воды и снега

• Помощница вода

• Умная галка

• Какие свойства?

** Куда делась вода?

• Откуда берется вода?

• Водяная мельница

• Замерзание жидкостей

• Изменение объема жидкости

• Вода двигает камни

+ Круговорот воды

• Фильтрование воды

Воздух

++ Что в пакете?

++ Игры с воздушным

шаром и соломинкой

• Надувание мыльных

пузырей

• Ветер по морю гуляет

• Надувание напалечника

• Поиск воздуха

Что в пакете?

• Загадочные пузырьки

Надувание мыльных

пузырей

• Пузырьки-спасатели• Морской бой

Где теплее?

• Ветер в комнате (живая змейка)

• Подводная лодка

• Упрямый воздух

• Сухой из воды

• Что быстрее?

• Почему не выливается?

• Самодельный термометр

 

• Вертушка

Реактивный шарик

• Соломенный буравчик

• Парашют

• Свеча в банке

• Как загасить свечу через воронку?

Крепкий спичечный коробок

Большие – маленькие

• Фокус «Сухим из воды»

• Почемучкины вопросы

Песок,

глина

Почему песок хорошо

сыплется?

• Посадим дерево

• Ветер

• Где вода?

Волшебный материал

• Могут ли животные

жить в земле?

• Наверх

Свет, цвет

Что в коробке

Волшебная кисточка

Когда это бывает

Свет вокруг нас

Волшебные лучи

Волшебная кисточка

Волшебный круг

Теневой театр

Раскрасим радугу

Уличные тени

Изготовление солнечных часов

Световой луч

Теневой театр

Живые тени

Разные отражения

Двойное отражение

Солнечные зайчики

Передача солнечного зайчика

Разведчики

Разноцветные огоньки

Радуга на стене

Волшебный круг

излучение

Магниты, магнетизм

Волшебная рукавичка

Волшебный театр

Мы фокусники

Мы фокусники

Притягиваются – не притягиваются

Магнитные силы

Необычная скрепка

Два магнита

Как увидеть магнитные силы

Земля – магнит

Полярное сияние

Необычная картина

электричество

Волшебный шарик

Волшебники

Чудо прическа

Как увидеть и услышать электричество

Волшебные шары

Вертушка

Как увидеть молнию

Почему лампочка светит

Вес, притяжение

Легкий - тяжелый

угадайка

Почему все падает на землю

Две пробки

Как увидеть притяжение

Выбери

Почему легче

Как дождинки

звук

Что звучит

Музыка или шум

Почему все звучит

Откуда берется голос

Как распространяется звук

Где живет эхо

Почему Мишутка пищал

Как появляется песенка

Как сделать звук громче

Коробочка с секретом

Почему не слышно

Как быстрее

Передай секрет

Звуки в воде

Спичечный телефон

Почему комар пищит, а шмель жужжит

Поющая струна

Почему мышонок не услышал щуку

Как видят летучие мыши

теплота

Горячо- холодно

Чудесный мешочек

Где быстрее

Как согреть руки

Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубки

Твердые – жидкие

Вкусный опыт

Чем похожи

Как измерить тепло

Горячо – холодно

Волшебные превращения

как не обжечься

Земля,

космос

++ На орбите

++ Вращающаяся Земля

++ Прямо или по кругу?

++ Приплюснутый шар

++ День и ночь

Темный космос

++ Далеко — близко

++ Чем ближе, тем быстрее

Условные обозначения: * наблюдение; ** — длительное наблюдение; • — совместная деятельность взрослого и детей; + — часть занятия; ++ — занятие; развлечение.

Блок преобразования

НОД по группам

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

-

Украсим улочку (Вода)

Строим снежный город (Вода)

Бумажные кораблики (Вода, Воздух)

Вертушка (Воздух)

Глиняные игрушки (Рукотворный мир)

Разноцветные сосульки» (Вода)

Ветровой мяч и ветровое колесо (Воздух)

Реактивный самолет (Воздух)

Согреем заюшкину избушку (Теплота)

Термометр (Теплота)

•Построим город из песка (Почва)

Изобретаем прибор для перекопки почвы (Почва)

Озеро (Вода)

Парашют — зонтик (Воздух)

Лодка (Вода, воздух)

Макет «Вулкан» (Растения, почва, рельеф)

Жилище древнего человека (Рукотворный мир)

Ледяной дом (Рукотворный мир)

Дом, в котором я живу (Рукотворный мир)

Дом будущего (Рукотворный мир)

Покорение космоса (Космос)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Познавательное развитие дошкольника в процессе поисково-исследовательской деятельности». (из опыта работы)

 Жизнь в меняющимся мире требует от человека самостоятельности и инициативности. Начинают формироваться эти качества уже в детстве под непосредственным руководством взрослого, то есть роди...

Формирование экологической культуры в процессе поисковой деятельности

Статья о актуальности развития экологического воспитания с дошкольном возрасте...

Формирование экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе поисково-познавательной деятельности.

Презентация. Задачи:1.  Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.2.  Провести диагностику уровня развития элементов экологического сознания у старших...

Буклет "Формирование самостоятельности детей в процессе поисково - исследовательской деятельности".

«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».Ральф У. Эмерсон...

Консультация для педагогов: "Создание условий для активизации речевого развития детей в процессе образовательной деятельности «Ребенок открывает мир природы»

Создание условий для активизации речевого развития детей в процессе образовательной деятельности  «Ребенок открывает мир природы»...

Презентация к педсовету "Создание условий для активизации речевого развития детей в процессе образовательной деятельности «Ребенок открывает мир природы».

Создание условий для активизации речевого развития детей в процессе образовательной деятельности «Ребенок открывает мир природы»....