Процессы поисковой деятельности ребенка
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Рекомендации и тематический план экспериментальной деятельности дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Процессы поисковой деятельности детей | 31 КБ |
План эекспериментирование "Неживая природа" | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЦЕССЫ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА.
Ребенок — это свободная личность, реализующая свою волю, свои интересы, потребности. Активность ребенка, стимулирует взрослый, который организует его деятельность, показывает и рассказывает, что и как необходимо делать. Ребенок получает те результаты, которые были зapaнee определены взрослым.
Собственная активность детей связана с активностью взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, который действует с ними как своими собственными.
Собственная активность ребенка — это специфическая и вместе с тем универсальная форма активности, характеризующаяся многообразием проявлений во всех сферах детской психики: познавательной, эмоциональной, волевой, личностной.
Экспериментирование в одно и то же время важнейший вид поисковой деятельности и игра. Оно является особой формой поисковой детальности, в которой ярко выражены процессы возникновении и развития новых целей и мотивов личности, лежащих в основе самодвижения и саморазвития дошкольников.
В экспериментировании мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, знаний, продуктов детского творчества — новых построек, рисунков, сказок и т.п.
Экспериментирование лежит в основе любого творческого процесса детей. Активное осознание ребенком окружающего мира происходит в деятельности, ею могут быть художественная, конструктивная деятельность, ручной труд. Выбор зависит от особенностей деятельности. Она должна быть продуктивной, преобразовательной, отражающей реальную действительность. Это дает ребенку возможность вступать в непосредственные контакты с объектами (или предметами), проявлять инициативу, способности, творчество.
Только то, что создается самим человеком, его собственными руками, мыслью и сердцем, представляет для него интерес.
Компоненты преобразовательной деятельности определены в соответствии со структурными элементами деятельности (А.Н. Леонтьев), в том числе поисковой (Л.М. Маневцова) и творческой (Я.А. Пономарев):
--- принятие цели и ее осознание (либо постановка проблемы детьми вместе со взрослым или на основе определенной мотивации);
--- прогнозирование действий по преобразованию предмета (выбор варианта преобразования, нахождение способа, планирование последовательности процесса с помощью алгоритма деятельности, схем, рисунков);
--- реализация замысла;
--- получение продукта деятельности (оригинального, нестандартного, значимого для ребенка).
Освоение дошкольником операций, действий, движений поисково-познавательной деятельности рассматривается в единстве с развитием творческого начала и овладением структурой деятельности.
Возможность самостоятельно анализировать, делать выводы и умозаключения, быть свободным в выборе действий, самостоятельно организовывать свою деятельность, это способствует формированию у ребенка активной позиции в познании и преобразовании окружающего мира.
Степень активности взрослого зависит от возраста детей. Для младших дошкольников взрослый является непосредственным участником, что свидетельствует о субъективной самостоятельности детей. Для детей старшего дошкольного возраста взрослый становится советчиком, партнером, ориентиром в выборе преобразующей деятельности. Механизмом познавательной деятельности служит неудовлетворенность в предмете, которая требует его изменения.
Кроме того важны следующие принципы:
— деятельностный подход к развитию личности;
— ориентация на многообразие форм реализации поисково-познавательной деятельности;
— наличие системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формулированию поисково-познавательных задач;
— ориентация на использование средств познания (пособий, схем, карт, оборудования интеллектуального содержания).
Предварительный просмотр:
Перспективный план поисковой деятельности
«Не живая природа»
Составила Грязнова Л.В. , воспитатель
МАДОУ НГО «Детский сад № 10 «Снежок»
Введение
Окружающая мир очень многообразен: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Люди передают свой опыт общения с миром детям. Передаются и базовые представления о важнейших явлениях природы и процессах, происходящих в обществе.
Программа «Ребенок в мире поиска» О.В. Дыбиной стала основой для разработки плана экспериментов.
В плане отражены основные направления развивающей педагогической работы с дошкольниками, «Неживая природа»
Цель плана состоит в создании условий для развития поисково-познавательной деятельности детей 3—5 лет как основы интеллектуально-личностного, творческого развития.
Задачи
1. Развитие у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира и системе взаимосвязей и взаимозависимостей, проявлению творческих способностей.
2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).
3. Расширение перспектив поисково-познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия.
4. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру.
План работы с детьми по освоению блока «Не живая природа»
Свойства и признаки веществ: воды, воздуха, песка, глины, камней, чернозема (плодородная часть почвы).
Три агрегатных состояния веществ (газообразное, жидкое, твердое):
- свойства и качества жидких, твердых, газообразных веществ, особенности их взаимодействия друг с другом (например, в природе растворяются некоторые твердые вещества);
- переход вещества из одного агрегатного состояния в другое на примере воды (пар, вода, лед),
- условия, необходимые для этого перехода (температура);
- круговорот воды в природе, водная система планеты Земля.
Планета Земля:
- рельеф, атмосфера, гидросфера, смена времен года, частей суток;
- природные катаклизмы (землетрясения, вулканы, наводнения, цунами, смерчи, ураганы).
- космос, солнечная система, планеты, спутники (искусственные и естественный — Луна), небесные тела (метеориты, кометы), солнечное и лунное затмение.
Формы работы:
— познавательное занятие (накопление детьми опыта);
— совместная исследовательская деятельность взрослого и ребенка, опыты и эксперименты (использование опыта);
— наблюдение и труд в уголке природы и на участке (накопление детьми опыта);
— совместная деятельность взрослого с детьми по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы (использование опыта);
— самостоятельная деятельность детей (преобразование опыта в деятельности);
— развлечения.
Объект и его особенности | Задачи в соответствии с возрастом детей | ||||
3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | ||
Свойства и признаки веществ | Вода | Создать условия для выявления свойств и качеств воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, другие вещества ее окрашивают, вода может быть холодной и теплой. Познакомить с процессом превращения воды в лед, льда и снега —в воду | Способствовать установлению свойств и качеств воды, снега и льда, их сравнению. Дать представление о том, что некоторые вещества растворяются в воде; чем больше этого вещества, тем больше изменяются свойства воды (интенсивность окраски, вкус, запах). Подвести к пониманию того, что температура воды влияет на ее свойства (чем выше температура, тем быстрее в воде растворяются вещества, тем медленнее она замерзает). Раскрыть значение воды для жизни растений, животных и человека среда обитания, без воды растения засыхают и гибнут. Вода нужна человеку для сохранения чистоты тела и жилья, для приготовления пищи и т.д. Дать представление о разнообразии агрегатных состояний воды в природе (снег, иней, изморозь, град, дождь, туман и т.д.) | Способствовать формированию представлений о воде как среде обитания растений, животных, человека. Научить устанавливать сходство и различие свойств воды в разных агрегатных состояниях. Дать представление о процессе перехода воды из одного агрегатного состояния в другое, о процессе конденсации. Расширить представление о значении воды в разных агрегатных состояниях для природы и человека (под снегом и льдом сохраняется тепло, достаточное для жизни). | Подвести к пониманию круговорота воды в природе, механизма конденсации. Дать представление о некоторых жидкостях, об упругости, давлении, выталкивающей силе жидкости. Раскрыть понятие о водной системе на нашей планете, об отрицательной и положительной роли человека. Дать представление о природных катаклизмах (наводнение, засуха). Научить разным способам очистки воды. Рассказать о некоторых особенностях водной среды обитания: рек, озер, морей, океанов. Рассмотреть воду как источник энергии (ТЭЦ, двигатели), показать ее народно - хозяйственное значение (водопровод и канализация, система орошения полей, рыбоводческие хозяйства и т.д.). Способствовать формированию представления о приспособлении человека к пребыванию в водной среде (дыхание, передвижение, погружение на глубину и т.д.) |
Воздух | Создать условия для понимания того, что воздух есть внутри себя и вокруг, выявления его свойств (прозрачный, легкий, без запаха). | Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха внутри себя и вокруг. Подвести к пониманию значения воздуха и его температуры для жизни растений, животных и человека. Расширить представления о свойствах и качествах воздуха. Дать представление о том, что воздух занимает место, в разных условиях свойства воздуха не одинаковы, о некоторых условиях, в которых воздух становится неблагоприятным для дыхания (дым из трубы, душное помещение, пары ядовитых веществ и т.д.) | Показать на примерах, что такое атмосферное давление, свойства воздуха при изменении температуры, сжатии (теплый воздух легче холодного и поднимается вверх, при сжатии воздух занимает меньше места). Расширить представление о значении температуры воздуха для жизни растений и животных. Дать представление о том, как образуется ветер (потоки воздуха). Способствовать сравнению воздуха с некоторыми веществами (воздух легче воды, поэтому выходит из нее) и предметами. Развивать представления о воздухе как среде обитания живых организмов, о значении воздуха для жизни | Познакомить с понятиями упругости воздуха, его силы (давления), с использованием воздуха человеком (ветряная мельница, флюгер и пр.). Развивать представление о значении и влиянии воздуха на жизнь растений, животных, на объекты и явления окружающего мира. Дать представление об атмосфере как защитной оболочке Земли, ее значении для человека. Рассказать о некоторых связанных с атмосферными явлениями природных катаклизмах (смерче, урагане, цунами) и об отрицательном и положительном влиянии человека на атмосферу. Способствовать формированию представлений о приспособлении человека к пребыванию в воздушной среде (дыхание при недостатке кислорода или некачественным воздухом, передвижение и т.д.) | |
Песок, глина, камень, плодородный слой почвы (перегной) | Научить узнавать и называть песок, глину, камень. Создать условия для выявления их свойств и качеств: твердости, сыпучести, способности сохранять форму, намокаемости, особенности взаимодействия с водой и др. | Побуждать к сравнительному анализу свойств песка, глины, камня. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. Дать представление о том, как образуется перегной | Объяснить, что песок, глина и камни — составные части почвы. Познакомить с процессом образования перегноя, его значением для растений. Раскрыть составные компоненты почвы (камень, песок, глина, плодородный слой). Подвести к пониманию того, что от количества песка, глины, камня в почве зависит ее плодородие, что это влияет на рост и развитие растений. Познакомить с разными видами почвы. Способствовать формированию представления о почве как среде обитания растений и животных | Научить удобрять почву, определять благоприятность почвы для развития некоторых растений (влажность, плотность, зараженность микроорганизмами) и выполнять необходимые трудовые операции. Расширять представление о природных богатствах недр Земли (уголь, нефть, минералы и др.). Расширять представление о значении почвы для растений, животных, человека. Дать представление о воздействии человека на почву, ее значении для людей | |
Земля, космос | - | Дать представление о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоемов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселений (деревня, город, страна) | Расширить представление о земном шаре, используя глобус (полюсы, экватор, материки, океаны, моря, реки, горы, равнины и т.д.). Познакомить с тем, что рельеф Земли может изменяться (озера высыхают, образуются овраги, горы и пр.). Дать представление о Солнце, Земле как его спутнике, Луне как спутнике Земли (о земном притяжении, движении по орбите и пр.). Познакомить с причинами смены дня и ночи, времен года как следствия вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца | Побуждать к использованию глобуса для решения познавательных задач. Расширить представление о причинах изменения рельефа планеты (землетрясения, извержения вулканов, наводнения и пр.). Дать представление о Солнечной системе, искусственных и естественных спутниках, солнечном и лунном затмениях, небесных телах (звезды, метеориты). Рассказать о защитной функции атмосферы для Земли |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
не живая природа
Объект | НОД по группам | |||
3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | |
Вода | ++ Узнаем, какая она вода ++ Изготовление цветных льдинок | • Окрашивание воды • Изготовление цветных льдинок • Взаимодействие воды и снега | • Помощница вода • Умная галка • Какие свойства? ** Куда делась вода? • Откуда берется вода? • Водяная мельница | • Замерзание жидкостей • Изменение объема жидкости • Вода двигает камни + Круговорот воды • Фильтрование воды |
Воздух | ++ Что в пакете? ++ Игры с воздушным шаром и соломинкой • Надувание мыльных пузырей • Ветер по морю гуляет | • Надувание напалечника • Поиск воздуха Что в пакете? • Загадочные пузырьки Надувание мыльных пузырей • Пузырьки-спасатели• Морской бой | Где теплее? • Ветер в комнате (живая змейка) • Подводная лодка • Упрямый воздух • Сухой из воды • Что быстрее? • Почему не выливается? • Самодельный термометр
| • Вертушка Реактивный шарик • Соломенный буравчик • Парашют • Свеча в банке • Как загасить свечу через воронку? Крепкий спичечный коробок Большие – маленькие • Фокус «Сухим из воды» • Почемучкины вопросы |
Песок, глина | Почему песок хорошо сыплется? • Посадим дерево • Ветер • Где вода? Волшебный материал | • Могут ли животные жить в земле? • Наверх | ||
Свет, цвет | Что в коробке Волшебная кисточка | Когда это бывает Свет вокруг нас Волшебные лучи Волшебная кисточка Волшебный круг Теневой театр Раскрасим радугу | Уличные тени Изготовление солнечных часов Световой луч Теневой театр Живые тени Разные отражения Двойное отражение Солнечные зайчики | Передача солнечного зайчика Разведчики Разноцветные огоньки Радуга на стене Волшебный круг излучение |
Магниты, магнетизм | Волшебная рукавичка Волшебный театр Мы фокусники | Мы фокусники Притягиваются – не притягиваются Магнитные силы Необычная скрепка Два магнита Как увидеть магнитные силы | Земля – магнит Полярное сияние Необычная картина | |
электричество | Волшебный шарик Волшебники Чудо прическа Как увидеть и услышать электричество Волшебные шары Вертушка | Как увидеть молнию Почему лампочка светит | ||
Вес, притяжение | Легкий - тяжелый | угадайка | Почему все падает на землю Две пробки | Как увидеть притяжение Выбери Почему легче Как дождинки |
звук | Что звучит Музыка или шум | Почему все звучит Откуда берется голос | Как распространяется звук Где живет эхо Почему Мишутка пищал Как появляется песенка Как сделать звук громче Коробочка с секретом Почему не слышно | Как быстрее Передай секрет Звуки в воде Спичечный телефон Почему комар пищит, а шмель жужжит Поющая струна Почему мышонок не услышал щуку Как видят летучие мыши |
теплота | Горячо- холодно Чудесный мешочек | Где быстрее Как согреть руки Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубки | Твердые – жидкие Вкусный опыт Чем похожи Как измерить тепло | Горячо – холодно Волшебные превращения как не обжечься |
Земля, космос | ++ На орбите ++ Вращающаяся Земля ++ Прямо или по кругу? ++ Приплюснутый шар ++ День и ночь Темный космос | ++ Далеко — близко ++ Чем ближе, тем быстрее |
Условные обозначения: * наблюдение; ** — длительное наблюдение; • — совместная деятельность взрослого и детей; + — часть занятия; ++ — занятие; развлечение.
Блок преобразования
НОД по группам | |||
3-4 года | 4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет |
- | Украсим улочку (Вода) Строим снежный город (Вода) Бумажные кораблики (Вода, Воздух) Вертушка (Воздух) Глиняные игрушки (Рукотворный мир) | Разноцветные сосульки» (Вода) Ветровой мяч и ветровое колесо (Воздух) Реактивный самолет (Воздух) Согреем заюшкину избушку (Теплота) Термометр (Теплота) •Построим город из песка (Почва) Изобретаем прибор для перекопки почвы (Почва) Озеро (Вода) | Парашют — зонтик (Воздух) Лодка (Вода, воздух) Макет «Вулкан» (Растения, почва, рельеф) Жилище древнего человека (Рукотворный мир) Ледяной дом (Рукотворный мир) Дом, в котором я живу (Рукотворный мир) Дом будущего (Рукотворный мир) Покорение космоса (Космос) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Познавательное развитие дошкольника в процессе поисково-исследовательской деятельности». (из опыта работы)
Жизнь в меняющимся мире требует от человека самостоятельности и инициативности. Начинают формироваться эти качества уже в детстве под непосредственным руководством взрослого, то есть роди...
Формирование экологической культуры в процессе поисковой деятельности
Статья о актуальности развития экологического воспитания с дошкольном возрасте...
Формирование экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе поисково-познавательной деятельности.
Презентация. Задачи:1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.2. Провести диагностику уровня развития элементов экологического сознания у старших...
Методическая разработка по теме "Формирование экологической культуры в процессе поисково-познавательной деятельности"
Мастер-класс для педагогов "Удивительный песок"....
Буклет "Формирование самостоятельности детей в процессе поисково - исследовательской деятельности".
«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».Ральф У. Эмерсон...
Консультация для педагогов: "Создание условий для активизации речевого развития детей в процессе образовательной деятельности «Ребенок открывает мир природы»
Создание условий для активизации речевого развития детей в процессе образовательной деятельности «Ребенок открывает мир природы»...
Презентация к педсовету "Создание условий для активизации речевого развития детей в процессе образовательной деятельности «Ребенок открывает мир природы».
Создание условий для активизации речевого развития детей в процессе образовательной деятельности «Ребенок открывает мир природы»....