Консультация для педагогов: "Создание условий для активизации речевого развития детей в процессе образовательной деятельности «Ребенок открывает мир природы»
консультация на тему
Создание условий для активизации речевого развития детей в процессе образовательной деятельности «Ребенок открывает мир природы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 21.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Создание условий для активизации речевого развития детей в процессе образовательной деятельности
«Ребенок открывает мир природы».»
Материал подготовлен
воспитателем
Пахомовой И. В.
Речь- один из первых видов деятельности, которым овладевает человек. Потребность в общении с окружающими обуславливает появление речи. Формирование социальных связей, процесса познания, присвоения духовных и материальных ценностей происходит в процессе речевого общения. Через общение со взрослыми ребенок получает образцы ведения диалога. Общение со сверстниками- это показатель сформированности коммуникативной способности: умение начать разговор, поддержать беседу.
Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребёнка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего её познания.
Актуальность:
Общение с природой способствует расширению словарного запаса у ребёнка, практическому овладению навыками словообразования, благотворно влияет на развитие связной, фразовой речи. При этом дети практически овладевают навыками словоизменения: согласованием слов в роде, числе, падеже.
Новизна: комплексно-интегрированный подход и сочетание научности и доступности дидактического материала в развитии речи при ознакомлении с природой детей дошкольного возраста.
«Ребёнок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков, к существенным. С изменением возраста изменяются полнота и правильность отражения им в своей речи фактов, признаков или связей, существующих в действительности». Л.С. Выготский
Старшие дошкольники под руководством взрослого познают закономерности природных явлений, единство и многообразие живых существ, непрерывное движение, изменение и развитие природы, влияние человека на природу.
Задачи, стоящие перед педагогом- способствовать расширению и углублению представлений о природе, помочь освоить навыки и умения по уходу за животными и растениями, развивать познавательные и речевые умения.
В адаптированной образовательной программе образовательная деятельность «Ребенок открывает мир природы» находится в образовательной области «Познавательное развитие» и раскрыта в задачах по освоению живой и неживой природы.
Диагностическое обследование, проводимое в образовательной области «Познавательное развитие», позволяет увидеть пробелы в знаниях на начало года, скорректировать и спланировать работу, которая приведет к положительной динамике в конце учебного года.
На каждом возрастном этапе ставятся свои образовательные задачи; они построены на понимании свойств, качеств и отношений объектов окружающего мира, исследовании объектов природы, экспериментировании.
Задачи:
*Учить детей связно рассказывать о явлениях природы, объяснять их; составлять творческие рассказы и сказки на экологические темы.
*Формировать у детей осознанно- правильное отношение к природным явлениям и объектам.
*Обогащать речь детей прилагательными, эпитетами, сравнениями.
*Обеспечить накопление слов, необходимых для содержательного общения.
*Воспитывать у детей чуткость к смысловым оттенкам слов.
*Воспитывать эстетические чувства и бережное отношение к родной природе.
Традиционные методы работы по данной теме уже прошли проверку временем и широко применяются в работе:
-наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов о природе)
-словесные (беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихов, использование фольклорного материала)
-практические (экологические игры, опыты и эксперименты, труд в природе)
-инновационные методы:
*Использование элементов ТРИЗ, отдельные приемы мнемотехники (мнемотаблицы).
Мнемотехника – система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются:
- для обогащения словарного запаса при наблюдении в природе;
- при обучении составлению описательных рассказов живой и неживой природы;
- при пересказах произведений художественной литературы;
-при отгадывании и загадывании загадок о мире природы;
-при заучивании стихов.
Условия успешного речевого развития:
1. Создание предметно- развивающей речевой среды (особым образом организованное предметное окружение, влияющее на развитие всех сторон речи ребенка). Правильно организованная речевая среда несет в себе эффект воспитательного воздействия, направленного на формирование активного познавательного отношения и к окружающему миру, и к системе родного языка и речи. Она должна быть открытой, незамкнутой, способной к изменению, корректировке и развитию.
2. Речевая мотивация ребенка. Мотив является важнейшим компонентом в структуре речевой деятельности; от него зависит и качество речи, и успешность обучения ребенка. У ребенка появляется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказывать свои мысли, чувства.
3. Профессиональное мастерство педагога (правильная литературная речь).
4. Научно- методическое обеспечение педагогов и родителей (подбор научно- методической литературы, пособий, игр по речевому развитию; проведение НОД; выявление, изучение, обобщение, формирование и распространение положительного педагогического опыта).
5. Внедрение инновационных методов обучения в развитии речи ребенка (ТРИЗ – технологии). Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, понимать происходящие процессы.
6. Создание материально- технической базы (для полноценного речевого развития в группе должны быть методические пособия, большой запас наглядного материала, современное техническое оснащение, материалы на развитие мелкой моторики).
Мультимедийные презентации, игры («Кто где живет?», «Угадай, кто это?», «Куда спряталась снежинка?», и др.)
7. Картотека наблюдений на прогулке по временам года.
8. Пословицы, поговорки, народные приметы о природе.
9. Словесные игры с мячом («Мяч бросай и животных называй», «Я знаю три названия животных», «Животные и их детеныши», «Подскажи словечко» и др.)
Работа с родителями:
– групповые родительские собрания (тематика может быть разной- «Ваше общение с ребёнком», «Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность, «Прогулка с ребенком и развитие речи», и др.)
– консультации: «Детям нужна красота», «Куда пойти в выходной день с ребенком летом», «Прогулка в лес за ягодами» и др.;
– совместные экскурсии: «Экскурсии на лесную полянку в разное время года», «Мы – друзья природы»;
– индивидуальные беседы с детьми и родителями по проблемам развития речи и обогащения словаря детей;
– почта Доверия: рубрика «Ваши вопросы – наши ответы».
– папки – передвижки «Правильно ли говорит ваш ребенок?», «По совету всему свету», «Времена года», «Расскажите детям о …».
– групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Вот мы какие», «Мы – друзья природы», «Животные нашего края».
– оформление проектов «Во саду ли в огороде», «Животные нашего края», изготовлении рукописной книги «Красная книга Ставропольского края»;
– выпуск «Книжек-малышек нашей группы» (где размещались рассказы, сказки о живой и неживой природе, придуманные детьми).
Выбранные приемы и методы, их интегрированность, частая смена детской деятельности в течение образовательной деятельности способствуют познавательному развитию и обогащению словаря детей. Создавая условия для речевого развития дошкольников, педагог помогает детям усовершенствовать свою речь для успешного обучения в школе, комфортного общения со сверстниками и взрослыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Условия активизации речевого развития детей раннего возраста
Первые годы жизни это период стремительного психического и физического развития, который является основой становления ребенка как личности. Эти процессы тесно связаны с развитием речи. Формирова...
"Активизация речевого развития детей старшего дошкольного возраста на основе современных способов визуализации образовательной информации"
В связи с активным внедрением информационно-коммуникационных технологий в педагогический процесс с детьми дошкольного возраста появилось множество средств подачи, визуализации образовательной информац...
Презентация к педсовету "Создание условий для активизации речевого развития детей в процессе образовательной деятельности «Ребенок открывает мир природы».
Создание условий для активизации речевого развития детей в процессе образовательной деятельности «Ребенок открывает мир природы»....
АПО Тема опыта Активизация речевого развития детей дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности игровых обучающих ситуаций
Тема опыта Активизация речевого развития детей дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности игровых обучающих технологий. Педагогические наблюдения показали, что в ...
Консультация для педагогов "Создание благоприятных условий обучения детей ходьбе на лыжах"
Лыжный спорт – интересное и увлекательное занятие для детей. Оно очень полезно для их здоровья, потому что развивает опорно-двигательный аппарт и маневренность. Но у этого ви...
Консультация для педагогов «Создание оптимальных условий для создания у детей 3-4 лет сенсорной культуры, общих сенсорных способностей посредством дидактической игры в условиях детского сада».
Консультация для педагогов «Создание оптимальных условий для созданияу детей 3-4 лет сенсорной культуры, общих сенсорных способностей посредством дидактической игры в усло...
Консультация для воспитателей "Создание условий для прроявления речевой активности детей в ходе образовательного события"
В настоящее время в дошкольном образовании кардинальным образом меняются подходы к взаимодействию с детьми. наиболее субъектной формой, на данный момент, является - образовательное событие. Воспитател...