Проект "Покормим птиц зимой"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Информационный практико-ориентированный проект. Средняя группа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pokormim_ptits_zimoy.docx | 863.75 КБ |
itogovoe_meropriyatie.docx | 15.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОКОРМИТЕ ПТИЦ
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Александр Яшин
ПРОЕКТ
«ПОКОРМИМ ПТИЦ ЗИМОЙ»
(средняя группа)
Актуальность проекта: на прогулках, во время НОД, в беседах была замечена недостаточность знаний детей о зимующих птицах при наличии интереса у детей к этой теме. Мы решили исправить ситуацию, предложив детям и родителям участие в проекте "Покормим птиц зимой", посвященном зимующим птицам, жизни птиц зимой, помощи человека птицам.
Вид:
1. по составу участников - групповой;
2. по целевой установке - информационно - практико-ориентированный проект: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы
3. по срокам реализации – среднесрочный (1 месяц).
Основная цель проекта - нравственное воспитание детей.
Задачи проекта:
- Развивать представления детей о зимующих птицах, умение узнавать некоторых птиц по внешнему виду (воробей, ворона, ворон, сорока, синица, снегирь, голубь), представления о жизни птиц зимой, о помощи человека птицам.
- Развивать интерес к методу проектов, исследовательские умения.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом, совместно реализовывать единый проект, стремление радовать старших хорошими поступками.
- Формировать отзывчивость, доброжелательность, любовь к природе, птицам, желание помогать им, заботиться о них.
- Привлекать родителей к образовательному процессу в ДОУ.
- Пополнить развивающую среду группы материалами по теме.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
Обсуждение цели, задач с детьми и родителями. Создание необходимых условий для реализации проекта. Перспективное планирование проекта. Разработка и накопление методических материалов по теме.
II этап – основной (практический)
Внедрение в воспитательно–образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах:
- Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
- Беседы о зимующих птицах.
- Заучивание стихотворений о зимующих птицах.
- Отгадывание загадок о зимующих птицах.
- Рисование зимующих птиц.
- Аппликация по теме "Зимующие птицы"
- Лепка птиц.
- Домашние задания родителям по теме проекта. Рекомендации на совместные прогулки.
- Просьба совместно с ребенком сделать кормушку.
III этап -заключительный
Развешивание кормушек на участке детского сада.
Итоговое развлечение "Спасем птиц от злой колдуньи"
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
БЕСЕДЫ.
- «Беседа о птицах»: развивать представления о птицах, их классификации на зимующих и перелётных, о причинах отлёта птиц осенью (нехватка корма), развивать умение узнавать некоторых птиц по внешним признакам, развивать представления о жизни птиц зимой, необходимости помогать птицам.
- Беседа «Как вести себя в природе»: повторить основные правила поведения на природе, дать представление об особенностях образа жизни птиц в зимний период, способствовать уважительному отношению к природе, соблюдению мер её охраны.
- Беседа «Жизнь птиц зимой»: обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки; вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.
- Чтение и обсуждение информации о каждой зимующей птице, обитающей в нашем регионе: об образе жизни, питании, характере, внешнем виде.
- Беседа «Покормим птиц зимой»: обратить внимание детей на то, что в зимний период птица не может найти себе пропитание, о них нужно заботиться, подкармливать их.
- Заучивание стихотворений, скороговорок, дразнилок о зимующих птицах, отгадывание загадок.
НАБЛЮДЕНИЯ НА ПРОГУЛКЕ:
- Наблюдение за птицами на участке: закрепить знания детей о зимующих птицах, сформировать желание заботиться о живых существах.
- Наблюдение за синичками: познакомить с синичками, учить различать синичек по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
- Наблюдение за вороной: познакомить с воронами, учить различать ворон по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
- Наблюдение за воробьями: познакомить с зимующими птицами - воробьями, учить различать воробьёв по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
- Наблюдение «Какие звуки издают птицы»: учить различать голоса разных птиц (карканье вороны, чириканье воробьёв, воркование голубей, наблюдать поведение птиц и объяснять, в каких случаях они издают звуки, а в каких молчат.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО:
- Коллективная аппликация «Снегири на ветке рябины»: развивать интерес к аппликации, умение вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, составлять изображение из частей, находить место своей работе в общей композиции
- Рисование «Снегири»: учить рисовать снегиря. Продолжать учить равномерно закрашивать цветными карандашами, не выходя за края рисунка. Развивать фантазию.
- Лепка «Учимся лепить птиц»: учить лепить птиц из целого куска по мотивам народной глиняной игрушки. Побуждать к самостоятельному поиску приёмов декоративного украшения
- Аппликация «Снегири, синички и воробьи»: развивать умение передавать особенности строения, окраски снегиря, синички и воробья, вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, составлять изображение из частей, располагать изображение в центре листа, аккуратно работать с клеем.
- Раскрашивание раскрасок по теме "Зимующие птицы"
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:
- Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы»: закрепить умение классифицировать птиц по признаку «зимующие -перелетные».
- Д/и «Один-много»: развивать умение образовывать множественное число имени существительного (ворона-вороны и т. п.)
- Д/и «Назови ласково»: упражнять детей в словообразовании, образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных (воробей-воробушек, воробьишко)
- Д/и «Счёт птиц»: закреплять умение согласовывать числительные с существительными (один воробей, два воробья, три воробья и т. д.)
- Д/и "Кто, где живет": закрепить слова-названия домиков птиц (гнездо, дупло и т. п.)
- Д/и "Кого не стало": развивать внимательность и наблюдательность детей, закреплять названия птиц.
- Д/и "Угадай птицу по описанию": загадывание загадок от имени птиц,
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
- «Совушка»
- «Воробушки и кот»
- «Веселый воробей»
- Игра малой подвижности «Где спрятался воробей?»
- «Птицы в клетке»
- «Птицелов»
- «Зимующие и перелетные птицы»
- «Воробушки»
- «Перелет птиц»
- «Птицы и автомобиль»
- «Голубь»
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- С. В. Образцов «Ничего особенного»,
- М. Н. Богданов «Домашний воробей
- А. Яшин «Покормите птиц зимой»,
- В. Звягина «Воробей»
- С. А. Есенин «Поёт зима, аукает»
- В. Токмакова «Сизари»
- А. Прокофьев «Снегири»
- Н. Рубцов «Ворона»
- В. Бианки «Синичкин календарь».
- В. Даль «Старик – годовик».
- М. Горький «Воробьишко»
- Л.Н. Толстой «Птичка»
- Ненецкая народная сказка «Кукушка»
- С. Михалков «Зяблик».
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ:
- Ручной труд - совместно с родителями сделать кормушки для птиц.
- Труд в природе – чистка кормушек
- Кормление птиц
НАГЛЯДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
- Оформление папки-передвижки «Покормите птиц»,
- Оформление фотоальбома «Зимующие птицы- наши друзья»,
- Оформление стенда для родителей "Птичья столовая"
- Создание презентации о зимующих птицах
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
- Консультации для родителей "Поможем птицам зимой"
- Рекомендации на совместные прогулки (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц)
- Совместно с ребенком сделать кормушку и принести её в детский сад, оформить "птичью столовую".
- Заучивание стихотворений про зимующих птиц
- Отгадывание загадок про зимующих птиц.
- Беседовать о зимующих птицах.
- Читать художественную литературу по данной теме.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Москва, 2004.144с.
- С. Н. Николаева. Эколог в детском саду. Москва, 2003.120с.
- О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. Часть 2. Санкт-Петербург, 2004. 336с.
- Птицы России: школьный словарик. Москва, 2010. 96с.
- http://allforchildren.ru - Птицы России. Справочник-определитель.
- Maam/ru
- Детская энциклопедия. Птицы.
- http://rodnaya-tropinka.ru/zimuyushhie-ptitsy
Предварительный просмотр:
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
"СПАСЁМ ПТИЦ ОТ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИЦЫ"
Дети обнаруживают письмо от птиц, в котором они просят помощи:
"Здравствуйте, дорогие ребята!
Мы, зимующие птицы, обращаемся к вам с просьбой о помощи.
Злая волшебница забрала нас к себе. Она не хочет, чтобы мы жили рядом с человеком, говорит, что человеку мы не нужны, он нам не помогает, не заботится о нас, и даже ничего о нас не знает.
Помогите нам вернуться, пожалуйста!"
Воспитатель: Как же нам помочь птицам?
Прилетает еще одно письмо:
"Помочь птицам вы сможете, если выполните все мои задания. Ищите записки с заданиями.
Злая волшебница"
Воспитатель: И где же нам искать эти записки? (волшебное пёрышко летает и показывает место, где спрятаны записки с заданиями)
1 задание: Назовите зимующих птиц (воробей, синица, снегирь, галка, ворона, ворон, голубь)
2 задание: Собрать изображение птиц из кусочков. Рассказать об этих птицах.
3 задание: Нарисовать птичку (рисование по элементам по очереди)
4 задание: Отгадать загадки
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
Найдешь её в своём дворе,
Она на радость детворе.
Ты обижать её не смей!
Эта птичка - ...
(Воробей)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ...
(Cорока)
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением …(Ворона)
5 задание: Рассказать стихотворение про птиц
6 задание: Поиграть в игру про птиц (перелёт птиц)
Письмо: "Вы выполнили все мои задания. Придётся возвращать вам птиц. Только не забывайте о них, помогайте им."
Воспитатель: Все задания злой колдуньи выполнены. Давайте посмотрим за окно. Там летают птицы. Значит, злая колдунья отпустила их. А мы с вами будем всегда помогать птицам, заботиться о них.
- Ой, что же это? Птицы прислали нам подарок в благодарность за помощь. (воспитатель достает мешок, в нем подарки от птиц)
Вручаются грамоты детям, сделавшим кормушки.
ВИКТОРИНА "НАШИ ДРУЗЬЯ ПТИЦЫ"
Дети делятся на две команды.
1 задание: Кто больше назовет зимующих птиц (1 ответ - 1 балл)
2 задание: Отгадать загадки (1ответ - 1 балл)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
Найдешь её в своём дворе,
Она на радость детворе.
Ты обижать её не смей!
Эта птичка - ...
(Воробей)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ...
(Cорока)
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением …(Ворона)
3 задание: Кто быстрее соберёт разрезную картинку. Назвать птицу, изображенную на ней.
4 задание: Нарисовать птицу по очереди по элементам
5 задание: Узнай птицу по описанию (вопросы друг другу)
6 задание: Эстафета "Насыпь зёрнышки в кормушку"
Эстафета "Пролети - не задень"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям: «Здоровье», «Познание». 3 год обучения. Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы» Тема занятия: «Птицы зимой»
Непосредственная образовательная деятельность по формированию количественных предствлений у детей 5-6 лет....
Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...
Лепбук "Зимующие птицы" Экологическое воспитание дошкольников.Знакомство детей с птицами, зимующие в нашей местности.
Лепбук «Зимующие птицы» Экологическое воспитание дошкольников. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно...
Конспект интегрированного познавательного занятия «Зимующие птицы» «Покормите птиц зимой...» с применением ИКТ (старшая группа)
Конспект интегрированного познавательного занятия "Покормите птиц зимой..." с применением ИКТ в старшей группе....
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...
Акция "Покормите птиц зимой!" Доброта начинается с малого.. Покормите птиц зимой!
Покормите птиц зимой! Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Небогаты их корма, Горсть одна нужна, Горсть одна &nda...