Проект "Покормим птиц зимой"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Алхимова Лидия Геннадьевна

Информационный практико-ориентированный проект. Средняя группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pokormim_ptits_zimoy.docx863.75 КБ
Файл itogovoe_meropriyatie.docx15.3 КБ

Предварительный просмотр:


https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/08fc/0000b8c3-469bcd40/hello_html_m43b44341.pnghttp://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/102/681/102681719_large_Zimuyuschie_pticuy_6.pnghttps://ds03.infourok.ru/uploads/ex/08fc/0000b8c3-469bcd40/hello_html_5567809b.pnghttp://img0.liveinternet.ru/images/foto/c/1/apps/4/842/4842422_zimuyuschie_ptici_13.pnghttp://subpic.ru/images/644526_risunki-ptic-zimuuschih.jpg

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Александр Яшин


ПРОЕКТ

«ПОКОРМИМ ПТИЦ ЗИМОЙ»

(средняя группа)

Актуальность проекта: на прогулках, во время НОД, в беседах была замечена недостаточность знаний детей о зимующих птицах при наличии интереса у детей к этой теме. Мы решили исправить ситуацию, предложив детям и родителям участие в проекте "Покормим птиц зимой", посвященном зимующим птицам, жизни птиц зимой, помощи человека птицам.

Вид:

1. по составу участников - групповой;

2. по целевой установке - информационно - практико-ориентированный проект: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы

3. по срокам реализации – среднесрочный (1 месяц).

Основная цель проекта - нравственное воспитание детей.

Задачи проекта:

  1. Развивать представления детей о зимующих птицах, умение узнавать некоторых птиц по внешнему виду (воробей, ворона, ворон, сорока, синица, снегирь, голубь), представления о жизни птиц зимой, о помощи человека птицам.
  2. Развивать интерес к методу проектов, исследовательские умения.
  3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом, совместно реализовывать единый проект, стремление радовать старших хорошими поступками.
  4. Формировать отзывчивость, доброжелательность, любовь к природе, птицам, желание помогать им, заботиться о них.
  5. Привлекать родителей  к образовательному процессу в ДОУ.
  6. Пополнить развивающую среду группы материалами по теме.

Этапы реализации проекта:

 I этап – подготовительный 

Обсуждение цели, задач с детьми и родителями. Создание необходимых условий для реализации проекта. Перспективное планирование проекта. Разработка и накопление методических материалов по теме.  

 II этап – основной (практический) 

Внедрение в воспитательно–образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах:

  1. Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
  2. Беседы о зимующих птицах.
  3. Заучивание стихотворений о зимующих птицах.
  4. Отгадывание загадок о зимующих птицах.
  5. Рисование зимующих птиц.
  6. Аппликация по теме "Зимующие птицы"
  7. Лепка птиц.
  8. Домашние задания родителям по теме проекта. Рекомендации на совместные прогулки.
  9. Просьба совместно с ребенком сделать кормушку.

III этап -заключительный

Развешивание кормушек на участке детского сада.

Итоговое развлечение "Спасем птиц от злой колдуньи"

 


СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

БЕСЕДЫ.

  • «Беседа о птицах»: развивать представления о птицах, их классификации на зимующих и перелётных, о причинах отлёта птиц осенью (нехватка корма), развивать умение узнавать некоторых птиц по внешним признакам, развивать представления о жизни птиц зимой, необходимости помогать птицам.
  • Беседа «Как вести себя в природе»: повторить основные правила поведения на природе, дать представление об особенностях образа жизни птиц в зимний период, способствовать уважительному отношению к природе, соблюдению мер её охраны.
  • Беседа «Жизнь птиц зимой»: обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки; вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.
  • Чтение и обсуждение информации о каждой зимующей птице, обитающей в нашем регионе: об образе жизни, питании, характере, внешнем виде.
  • Беседа «Покормим птиц зимой»: обратить внимание детей на то, что в зимний период птица не может найти себе пропитание, о них нужно заботиться, подкармливать их.
  • Заучивание стихотворений, скороговорок, дразнилок о зимующих птицах, отгадывание загадок.

НАБЛЮДЕНИЯ НА ПРОГУЛКЕ:

  • Наблюдение за птицами на участке: закрепить знания детей о зимующих птицах, сформировать желание заботиться о живых существах.
  • Наблюдение за синичками: познакомить с синичками, учить различать синичек по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
  • Наблюдение за вороной: познакомить с воронами, учить различать ворон по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
  • Наблюдение за воробьями: познакомить с зимующими птицами - воробьями, учить различать воробьёв по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
  • Наблюдение «Какие звуки издают птицы»: учить различать голоса разных птиц (карканье вороны, чириканье воробьёв, воркование голубей, наблюдать поведение птиц и объяснять, в каких случаях они издают звуки, а в каких молчат.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО:

  • Коллективная аппликация «Снегири на ветке рябины»: развивать интерес к аппликации, умение вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, составлять изображение из частей, находить место своей работе в общей композиции
  • Рисование «Снегири»: учить рисовать снегиря. Продолжать учить равномерно закрашивать цветными карандашами, не выходя за края рисунка. Развивать фантазию.
  • Лепка «Учимся лепить птиц»: учить лепить птиц из целого куска по мотивам народной глиняной игрушки. Побуждать к самостоятельному поиску приёмов декоративного украшения
  • Аппликация «Снегири, синички и воробьи»: развивать умение передавать особенности строения, окраски снегиря, синички и воробья,  вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, составлять изображение из частей, располагать изображение в центре листа, аккуратно работать с клеем.
  • Раскрашивание раскрасок по теме "Зимующие птицы"

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:

  • Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы»: закрепить умение классифицировать птиц по признаку «зимующие -перелетные».
  • Д/и «Один-много»: развивать умение образовывать множественное число имени существительного (ворона-вороны и т. п.)
  • Д/и «Назови ласково»: упражнять детей в словообразовании, образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных (воробей-воробушек, воробьишко) 
  • Д/и «Счёт птиц»: закреплять умение согласовывать числительные с существительными (один воробей, два воробья, три воробья и т. д.)
  • Д/и "Кто, где живет": закрепить слова-названия домиков птиц (гнездо, дупло и т. п.)
  • Д/и "Кого не стало": развивать внимательность и наблюдательность детей, закреплять названия птиц.
  • Д/и "Угадай птицу по описанию": загадывание загадок от имени птиц,

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

  •  «Совушка»
  • «Воробушки и кот»
  • «Веселый воробей»
  • Игра малой подвижности «Где спрятался воробей?»
  • «Птицы в клетке»
  • «Птицелов»
  • «Зимующие и перелетные птицы»
  •  «Воробушки»
  • «Перелет птиц»
  • «Птицы и автомобиль»
  • «Голубь»

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  • С. В. Образцов «Ничего особенного»,
  • М. Н. Богданов «Домашний воробей
  • А. Яшин «Покормите птиц зимой»,
  • В. Звягина «Воробей»
  • С. А. Есенин «Поёт зима, аукает»
  • В. Токмакова «Сизари»
  • А. Прокофьев «Снегири»
  • Н. Рубцов «Ворона»
  • В. Бианки «Синичкин календарь».
  • В. Даль «Старик – годовик».
  • М. Горький «Воробьишко»
  • Л.Н. Толстой «Птичка»
  •  Ненецкая народная сказка «Кукушка»
  • С. Михалков «Зяблик».

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ:

  • Ручной труд - совместно с родителями сделать кормушки для птиц.
  • Труд в природе – чистка кормушек
  • Кормление птиц

НАГЛЯДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

  • Оформление папки-передвижки «Покормите птиц»,
  • Оформление фотоальбома «Зимующие птицы- наши друзья»,
  • Оформление стенда для родителей "Птичья столовая" 
  • Создание презентации о зимующих птицах

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

  • Консультации для родителей "Поможем птицам зимой"
  • Рекомендации на совместные прогулки (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц)
  • Совместно с ребенком сделать кормушку и принести её в детский сад, оформить "птичью столовую".
  • Заучивание стихотворений про зимующих птиц
  • Отгадывание загадок про зимующих птиц.
  • Беседовать о зимующих птицах.
  • Читать художественную литературу по данной теме.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Москва, 2004.144с.
  2. С. Н. Николаева. Эколог в детском саду. Москва, 2003.120с.
  3. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. Часть 2. Санкт-Петербург, 2004. 336с.
  4. Птицы России: школьный словарик. Москва, 2010. 96с.
  5. http://allforchildren.ru - Птицы России. Справочник-определитель.
  6. Maam/ru
  7. Детская энциклопедия. Птицы.
  8. http://rodnaya-tropinka.ru/zimuyushhie-ptitsy



Предварительный просмотр:

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

"СПАСЁМ ПТИЦ ОТ ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИЦЫ"

Дети обнаруживают письмо от птиц, в котором они просят помощи:

"Здравствуйте, дорогие ребята!

Мы, зимующие птицы, обращаемся к вам с просьбой о помощи.

Злая волшебница забрала нас к себе. Она не хочет, чтобы мы жили рядом с человеком, говорит, что человеку мы не нужны, он нам не помогает, не заботится о нас, и даже ничего о нас не знает.

Помогите нам вернуться, пожалуйста!"

Воспитатель: Как же нам помочь птицам?

Прилетает еще одно письмо:

"Помочь птицам вы сможете, если выполните все мои задания. Ищите записки с заданиями.

Злая волшебница"

Воспитатель: И где же нам искать эти записки? (волшебное пёрышко летает и показывает место, где спрятаны записки с заданиями)

1 задание: Назовите зимующих птиц (воробей, синица, снегирь, галка, ворона, ворон, голубь)

2 задание: Собрать изображение птиц из кусочков. Рассказать об этих птицах.

3 задание: Нарисовать птичку (рисование по элементам по очереди)

4 задание: Отгадать загадки

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)

Найдешь её в своём дворе,
Она на радость детворе.
Ты обижать её не смей!
Эта птичка - ...
(Воробей)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ...
(Cорока)

Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением …(Ворона)

5 задание: Рассказать стихотворение про птиц

6 задание: Поиграть в игру про птиц (перелёт птиц)

Письмо: "Вы выполнили все мои задания. Придётся возвращать вам птиц. Только не забывайте о них, помогайте им."

Воспитатель: Все задания злой колдуньи выполнены. Давайте посмотрим за окно. Там летают птицы. Значит, злая колдунья отпустила их. А мы с вами будем всегда помогать птицам, заботиться о них.

- Ой, что же это? Птицы прислали нам подарок в благодарность за помощь. (воспитатель достает мешок, в нем подарки от птиц)

Вручаются грамоты детям, сделавшим кормушки.


ВИКТОРИНА "НАШИ ДРУЗЬЯ ПТИЦЫ"

Дети делятся на две команды.

1 задание: Кто больше назовет зимующих птиц (1 ответ - 1 балл)

2 задание: Отгадать загадки (1ответ - 1 балл)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)

Найдешь её в своём дворе,
Она на радость детворе.
Ты обижать её не смей!
Эта птичка - ...
(Воробей)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ...
(Cорока)

Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением …(Ворона)

3 задание: Кто быстрее соберёт разрезную картинку. Назвать птицу, изображенную на ней.

4 задание: Нарисовать птицу по очереди по элементам

5 задание: Узнай птицу по описанию (вопросы друг другу)

6 задание: Эстафета "Насыпь зёрнышки в кормушку"

Эстафета "Пролети - не задень"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Лепбук "Зимующие птицы" Экологическое воспитание дошкольников.Знакомство детей с птицами, зимующие в нашей местности.

Лепбук «Зимующие птицы» Экологическое воспитание дошкольников. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно...

Конспект интегрированного познавательного занятия «Зимующие птицы» «Покормите птиц зимой...» с применением ИКТ (старшая группа)

Конспект интегрированного познавательного занятия "Покормите птиц зимой..." с применением ИКТ в старшей группе....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Акция "Покормите птиц зимой!" Доброта начинается с малого.. Покормите птиц зимой!

Покормите птиц зимой! Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Небогаты их корма, Горсть одна нужна, Горсть одна &nda...