«Рассматривание репродукции картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
план-конспект занятия по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности
по речевому развитию
на тему
«Рассматривание репродукции картины А.К. Саврасова
«Грачи прилетели»
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: Приобщение детей к прекрасному миру живописи, развитие способностей восприятия произведений изобразительного искусства.
Задачи:
- стимулировать в процессе познавательного общения детскую любознательность, стремление самостоятельно рассуждать;
- учить детей рассматривать репродукцию картины, отвечать на поставленные задачи;
- развивать связную речь детей, интерес к непринужденной беседе, развивать творческое воображение;
- учить описывать объекты, изображенные на картине с помощью органов чувств;
- воспитывать интерес к искусству, живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту, развивать художественное восприятие произведений.
Предварительная работа:
- чтение литературных произведений: стихотворений о временах года, заучивание стихотворений о весне, пение песен;
- рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций картин художников;
- прослушивание музыкальных произведений: П.И. Чайковский «Времена года»; «Звуки природы»;
- наблюдения в природе во время прогулок и экскурсий;
- рисование времен года;
- беседы о весне и ее периодах, ее признаках.
Оборудование и материалы:
Мультимедийный проектор, презентация к ООД: репродукция картины «Грачи прилетели» А.К. Саврасова, магнитофон, музыкальное произведение Э.Грига «Утро», презентация картины, портрет А.Саврасрова, «электронное письмо».
Ход ООД:
I. Введение в игровую ситуацию. Актуализация знаний.
1. Дети входят под музыку Э.Грига «Утро». (СЛАЙД)
- Ребята, наступил новый день. Я вижу, что у вас замечательное настроение. Как хорошо, что сегодня мы собрались вместе.
- Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
- Сегодня вы узнаете много нового.
- А вы хотите узнать что-то новое? (очень приятно)
- Настроение у вас хорошее, потому что наступила весна.
- Послушайте стихотворение Алексея Плещеева «Уж тает снег…»
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала…
- О чем я прочла стихотворение? (о весне) (СЛАЙД без музыки)
- Ребята, нам пришло электронное письмо от Матушки-природы. (Слайд голос Матушки- природы). Послушайте, что она нам пишет. Воспитатель читает: «Март – начло весны. В это время я стараюсь разбудить спящих животных, пригласить в гости птиц, которые улетели от нас осенью. В это время я стараюсь разбудить растения, чтобы они украсили леса и дали пищу животным, а также, чтобы они радовали человека. Но сейчас у меня еще нет ярких красок, чтобы украсить все вокруг и люди увидели, что весна уже пришла. Чтобы я окончательно разбудила весну, вам нужно выполнить мои задания»
- Появление грачей на Руси говорит о приходе весны. (Слайд с голосом грача)
Задание 1. Как называют март в народе? Почему?(Слайд Матушка природы)
Март – первый весенний месяц. Его называют «утром весны», «солнечником». Солнце поднимается все выше и светит ярче. Небо синее или голубое, иногда бывает бело-голубым от солнечных лучей снег становится рыхлым, сугробы оседают. На открытых местах появляются проталины, земля начинает дышать. Тает снег, образуются лужи. Март называют в народе «протальником»
Задание 2. Детям нужно встать около столов.
- Это палитры, на них художники разводят краски. Вам необходимо выбрать палитры с красками, которые подходят для изображения начала весны. (воспитатель раскладывает на столах палитры)
- Внимательно посмотрите и выберите (дети выбирают)
Дети:
- Я выбрал бело-голубой цвет.
- У меня серовато-коричневый тон и т.д.
- Почему не взяли палитру с оранжевой, зеленой краской? (В марте редко встречается)
- Матушка-природа этот цвет не подарила марту.
- Покажите палитры. Это самые любимые цвета начала весны.
II. Открытие нового знания.
Рассматривание репродукции А.Саврасова «Грачи прилетели»
- Природа очень красива. Она во все времена привлекала внимание художников-пейзажистов, ее красоту изображали в летнее и в зимнее время, всем известны картины золотой осени. Сегодня я хочу вас познакомить с весенней природой на картине художника.
- Вы хотите познакомиться с такой картиной? Тогда идемте в галерею (дети садятся напротив экрана)
- Вот мы и в галерее. Сядьте удобно и красиво.
- Во время беседы, какое главное правило мы должны помнить?
«Один говорит – другие слушают»
- На мои вопросы вы должны отвечать полными предложениями.
Показ слайда с портретом художника А.К. Саврасова.
Посмотрите на экран.
- Алексей Кондратьевич Саврасов – художник, выдающийся пейзажист, родился в Москве. Он очень любил русскую природу во все времена. Он был в Англии и Швейцарии и писал пейзажи тех стран, но все же его любимой оставалась русская природа. Возвратившись на родину, он написал одну из знаменитейших картин «Грачи прилетели», с которой я вас сейчас познакомлю.(СЛАЙДЫ репродукции картин Саврасова)
Показ слайда с картиной А. Саврасова «Грачи прилетели»
- Перед вами картина А.Саврасова «Грачи прилетели». Рассмотрите ее.
Пауза.
- Какое время года художник изобразил на картине? (художник изобразил на картине весну)
- Что хотел рассказать нам Алексей Саврасов (Саврасов хотел рассказать, что наступила первая весна, полевая, что уже прилетели грачи).
- Что интересного изобразил художник на своей картине? Давайте рассмотрим картину повнимательнее и полюбуемся ею. (повторное рассматривание, пауза)
Восп.: Алексей Кондратьевич Саврасов изобразил раннюю весну. Возвращаются из дальних мест домой первые весенние вестники – грачи. Эту весну художник увидел на окраине русского села.
Выстроились в ряд белоствольные березы. На голых ветвях грачиные гнезда, вокруг которых суется сами хозяева. Грачи шумят и радуются весне. «Смотрите, смотрите, какой смелый взгляд опустился на рыхлый снег и нашел ветку для своего гнезда.
На втором плане за бревенчатым забором возвышается колокольня старой церкви.
На горизонте узкой лентой тянется лес.
Перед лесом раскинулись потемневшие поля.
Небо в нежно-голубых облаках.
Неяркий свет солнца окрасил в розовые тона колокольню.
Везде пробуждается жизнь!!! Весна!!!
- Какое настроение передал художник? (радостное – потеплело, прилетели птицы, грустное – уходит зима)
III. Включение нового знания в систему знаний.
1. Беседа.
а) – Ребята, вы мне вначале говорили, что на картине изображена весна. Докажите.
б) - Расскажите о грачах.
- Что они делают?
- Почему грачи выбрали это место для гнезд?
- Какие деревья выбрали грачи?
- Ребята, есть ли на картине солнце? (да)
- Расскажите мне о солнце.
- Что можно сказать о небе?
- Местами снег подтаял… Лужицы… Продолжите о снеге… (снег подтаял, тал рыхлым и т.д.)
- Как бы вы назвали картину?
- Я хочу сказать «спасибо» вам за то, что вы составляли такие красивые, полные предложения, когда рассказывали о картине.
Физминутка
2.
а) Ребята, хотите, я вам раскрою свой маленький детский секретик?
Когда я была маленькой, я любила весной пускать бумажные кораблики в первых весенних ручейках, лужах. Домой приходила с мокрыми ногами и меня ругала мама. И мне так захотелось побывать в этой картине (пауза), войти в нее. Вспомнить свое детство.
- А вы хотите войти в эту картину?
- Подумайте, войти в эту картину удобнее с нижнего левого угла или с нижнего правого угла?
- Почему?
- давайте войдем тихо-тихо, чтобы не напугать грачей.
б) Игра «Я вижу»
- Посмотрите на картину и скажите одним полным предложением о том, что вы видите.
Воспитатель (образец): Я вижу за березой большой куст, утонувший в воде.
Ответы детей.
в) Игра «Я слышу»
- Мы продолжаем находиться в этой картине и поиграем в игру «Я слышу».
Воспитатель (образец): Я услышала хруст веток.
- А что услышали вы?
г) Игры «Волшебники»
Вы должны выбрать на картине любой объект (предмет) и превратиться в него. Вы же волшебники!
- Необходимо сказать, что вы чувствуете.
Воспитатель: Я – веточка, лежащая на снегу. Мне не очень хочется лежать на мокром снегу.
- А теперь попробуйте вы…
IV. Итог занятия.
- Где мы сегодня побывали? Что мы делали?
- Вам понравилось занятие?
- Что понравилось и запомнилось больше всего?
- В чем затруднялись?
- Алексей Кондратьевич Саврасов, когда писал картину «Грачи прилетели», почувствовал всю великую красоту этого весеннего серого дня. Он увидел преображение жизни!
- Мне было очень приятно с вами общаться. Вы были активными собеседниками, помогали мне. Спасибо! Я горжусь вами.
Галерея закрывается. Ждем еще в гости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организованно-образовательный вид деятельности в подготовительной группе по образовательной области «ПОЗНАНИЕ» на тему: Картина А. К Саврасова «Грачи прилетели»
- Познакомить с творчеством А. К. Саврасова;- раскрыть сюжет картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»;- способствовать становлению и проявлению у детей интересов, эстетических предпочтений, желание п...
Рассматривание картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели" составление описательного рассказа. Конспект комплексного занятия по развитию речи и конструированию в подготовительной группе.
Конспект комплексного занятия по развитию речи и консруированию в подготовительной группе. Тема: "Рассматривание картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели" составление описательного рассказа...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с ТНР. Тема: «Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
Конспект по развитию речив подготовительной группе с ТНР.Тема: «Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»....
ТЕМА: «Рассматривание и составление рассказов по пейзажной картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
конспект образовательной деятельности, для групповых занятий с детьми старшей группы...
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Составление рассказа по пейзажной картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели».
Учит составлять рассказ по сюжетной картине....
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и конструированию в подготовительной группе Тема: Рассматривание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», составление описательного рассказа.
Конспект интегрированного занятия по развитию речии конструированию в подготовительной группе Тема: Рассматривание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», составление описательного расска...
Конспект интегрированного занятия Тема: Знакомство с картиной А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
Образовательные задачи: продолжать знакомить детей с живописью на примере произведения художника А.К.Саврасова, способствовать проявлению активного интереса и эмоционального отклика на содержани...