Программа по формированию представлений о национальной кулинарной культуре у детей старшего дошкольного возраста "Разговор о правильном питании"
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Программа направлена на формирование представлений о национальной культуре у детей старшего дошкольного возраста у детей старшего дошкольного возраста. Адресована педагогам дошкольных образовательных организаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razgovor_o_pravilnom_pitanii.docx | 212.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 113» г. Орска
Программа
по формированию представлений о национальной кулинарной культуре у детей старшего дошкольного возраста
«Разговор о правильном питании»
Автор: старший воспитатель
Курманова Гульнара Жанадельевна
Календарно-тематический план:
№ | Тема | Программное содержание |
Сентябрь-Октябрь-Ноябрь «Давно это было...» | ||
1. | Презентация «Как питались наши предки?» | Познакомить с историей формирования национальной культуры питания в России. |
2. | «Что мы знаем о каше?» | Формировать представления детей о каше как о полезном продукте в национальной кухне на Руси. |
3. | «Хлеб всему голова!» | Закрепить знания детей о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания в России. |
4. | «Кисель – русский бальзам». | Познакомить с полезными свойствами киселя, технология изготовления, виды киселя. |
5. | «Мед-медок здоровья глоток» | Расширение представлений о меде, его полезных свойствах, известных в народной кухне и медицине. |
6. | «Напитки на Руси. Соки. Кисель. | Расширять и закреплять представления детей о многообразии полезных напитков в практической деятельности. |
7. | Презентация «Весь мир на тарелке» | Формировать представление о многообразии продуктов питания в современной кухне. |
8. | «Русская печь – царица дома» | Познакомить с русской печью – символом русской народной кухни, традициями народных посиделок. |
Декабрь – Январь – Февраль «Мы то, что мы едим» | ||
1. | «Чтобы себя защитить, надо себя изучить» | Формировать у детей интерес к строению тела человека (части тела, их назначение), воспитывать привычки здорового образа жизни (чистота, закаливание, питание и сон). |
2. | Тематическая беседа «Где живут витамины?» | Закрепить представления детей о витаминах, содержащихся в продуктах питания |
3. | Развлечение «Рождественские посиделки» | Формировать представления о связи национальной кухни с традициями и народными праздниками в стране. |
4. | «Из чего же, из чего же сделаны наши девчонки, сделаны наши мальчишки?» | Продолжать формировать элементарные представления о роли органов пищеварения (рот, пищевод, желудок, кишечник) в жизни человека. |
5. | «Чем питались богатыри» | Формировать представления о пищевых привычках на Руси: супы, каши, ягоды, овощи. |
6. | «Найди полезные продукты» | Формировать установки на правильные пищевые привычки и здоровый образ жизни у старших дошкольников. |
7. | Решение игровых ситуаций. «Прав или неправ?» | Закреплять культурно-гигиенические навыки у детей, развивать коммуникативные навыки в межличностном общении со сверстниками. |
8. | «Масленица широкая!» | Формировать представления о связи национальной кухни с традициями и народными праздниками в стране. |
Март – Апрель – Май «Школа этикета» | ||
1. | Беседа «Красота, чистота, здоровье!» | Формировать представления о влиянии оформления блюда, сервировки стола на аппетит человека. |
2. | «Культурные» знаки. | Закреплять представления детей об этикете и культуре поведения за столом. |
3. | Сюжетно-ролевая игра «В кафе». | Побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания о сервировке детского стола, этикете и правилах поведения за столом. |
4. | Практическая деятельность. «Приготовление витаминных салатов» | Упражнять в приготовлении салатов из свежих овощей и фруктов по готовой технологической карте |
5. | Викторина «Что? Где? Когда?» | Закрепление знаний о важности правильного питания, соблюдения гигиенических требований, о правилах сервировки. |
6. | «Пасха у печки, весна – на крылечке» | Формировать представления о связи национальной кухни с традициями и народными праздниками в стране. |
7. | «Мое любимое блюдо» | Познакомить детей с рецептами полезных блюд. Упражнять в умении выбирать полезные продукты. Развивать творческую активность и самостоятельность. |
8. | Квест «Ох, здоровая еда в жизни нам нужна!» | Закреплять представления о правильной и здоровой пище в разных видах деятельности. |
Пояснительная записка.
Актуальность
Известно, что питание – это основа для нормального роста и развития детей, поэтому формирование представлений о правильном здоровом питании является одной из важных задач в дошкольном возрасте. Сегодня в мире известно много направлений правильного питания. Если обратиться к традициям и меню национальной российской кухни, мы обнаружим, что предки наши питались простой и здоровой пищей, продукты использовались натуральные и произведенные своими руками. На столе у наших предков были овощи и фрукты, выращенные в нашей климатической зоне. Детей с детства приучали не объедаться, соблюдать режим питания, прививали правила поведения из «Домостроя», а это уважительное отношение к старшим, бережное отношение к хлебу, чистота тела и помыслов.
Данная программа построена с учетом особенностей кулинарных традиции нашей страны и региона (Оренбургская область), нацелена на формирование интереса к национальной культуре.
Практическая ценность: представленные мероприятия могут использоваться в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов.
Цель программы – формировать представления о национальной кулинарной культуре у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО.
Основные задачи:
- Сформировать у детей понятие о правильном питании, как одном из важных факторов в сохранении здоровья.
- Сформировать представления об основных национальных продуктах и блюдах: зерновые, мед, растительная пища.
- Сформировать представления о полезных и вредных продуктах.
- Познакомить детей с правилами безопасного питания – избегать несвежих и незнакомых продуктов.
- Познакомить с правилами современного этикета.
- Сформировать навык соблюдения гигиенических правил при употреблении пищи.
- Обучать детей культуре питания, характерной для народов нашего региона.
- Способствовать повышению культуры пищевого поведения в семье.
- Развивать познавательную деятельность, творческие способности.
Ожидаемый результат: ребенок умеет применять полученную информацию в реальной жизни.
Программа создана на основе принципов:
Принцип планомерности и систематичности - подача материала с учетом овладения детьми предыдущими знаниями и умениями;
Принцип деятельности - овладение детьми знаниями о национальной кулинарной культуре во всех видах детской деятельности;
Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей реализующихся в образовательном процессе.
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода - предполагает учёт личностных особенностей детей, их психического и физического развития. На основе индивидуального и дифференцированного подхода воспитать у дошкольников пищевые привычки здорового национального питания, стремление соблюдать здоровый образ жизни, приучить к дисциплине, культуре поведения и норм этики, принятые в обществе;
Принцип преемственности - взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Материал программы объединен в три блока:
1 блок. «Давно это было...» содержит исторический экскурс в Древнюю Русь для ознакомления с бытом, традициями, национальными блюдами;
2 блок. «Мы то, что мы едим» включает в себя знакомство с устройством организма человека, витаминами, полезными и вредными продуктами;
3 блок. «Школа этикета», в которой рассказывается об этикете и культуре поведения за столом, знакомят с рецептами любимых блюд, блюдами национальной кухни разных народов, закрепляются культурно-гигиенические навыки.
Занятия проводятся в форме игр, практических исследований, тематических бесед, на которых дети знакомятся с традициями национальной русской кухни. Дети узнают о тесной связи наших предков с природой, потому что питание в основном было натуральным; о роли русской печи – как сакрального посредника между человеком и природой. Главными продуктом на столе была каша из разных видов зерна и ее сочетание с овощами и фруктами. Хлеб выступает главным продуктом, символом земли, почитается как святыня и участвует почти во всех народных праздниках и обрядах: блин – на масленице, курник – на свадьбе, кулич – на Пасхе. Словарь детей пополняется новыми терминами: «трапеза» - общий стол, за которым собирается вся семья, «кутья» - блюдо на Рождество, «похлебка», «затируха», «болтушка» - супы. Использование народных пословиц, поговорок о еде развивает речь ребенка, эмоционально ее украшает: « Каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной». Школа этикета существовала и на Руси и национальными чертами характера людей были и остаются гостеприимство, радушие и трудолюбие. Для закрепления материала целесообразно предлагать детям дидактические игры, которые позволят каждому ребенку реализовать свою активность и самостоятельность в познавании окружающего мира, например: «Ужин своими руками», «Выбери полезную еду», «Накроем стол», «Отгадай по запаху», «Украшение для пирога», «Лэпбук «У русской печи» и др. В конце каждого блока проводится итоговое мероприятие в форме праздника, развлечения, викторины.
Участие родителей является важным условием реализации программы и проявляется в разных формах: консультации для родителей «Соки. Советы и рецепты», «Витамины», «Из меда и с медом», «Рецепты наших бабушек», родительские собрания «Правильное питание и его важность», диспут «Что мы едим дома», альбомы «Коронное блюдо», «Казахское чаепитие», стенгазета «Чем питались богатыри?», тематические выставки поделок и рисунков, создание «Единой книги рецептов».
Предполагаемые результаты работы по программе «Разговор о правильном питании»: повышение профессиональной компетентности и мастерства среди педагогов по формированию интереса к национальной культуре и сохранении кулинарных традиций;
повышения уровня интереса к национальной культуре и традициям народов Оренбуржья у детей старшего дошкольного возраста;
повышение уровня представлений о национальной кухни у детей старшего дошкольного возраста;
сформированные культурные привычки и знание норм этикета, принятых в обществе у детей старшего дошкольного возраста.
Срок реализации программы: 1 год.
Конспект занятия с детьми подготовительной группы
1.Направление деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная деятельность, двигательная деятельность
2. Образовательная область: познавательное развитие
3. Тема: «Масленица широкая!»
4. Возрастная группа: подготовительная к школе группа
5. Цель: Формировать представления о связи национальной кухни с традициями и народными праздниками в стране посредством интерактивных технологий.
6. Задачи:
Воспитательные: Воспитывать интерес к национальной культуре, традициям, народным праздникам; содействовать развитию информационной культуры воспитанников.
Развивающие: Развивать познавательные процессы: мышление, внимание посредством использования интерактивных технологий.
Образовательные: Продолжать знакомить детей с традиционными блюдами (блины, масло) и обычаями во время празднования масленицы. Знакомить с символами весны на масленицу в русской культуре.
7. Работа над словарем: масленица, заигрыш, посиделки.
8. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: использование ярких наглядных пособий; использование куба с заданиями на гранях.
9. Приемы активизации деятельности детей в процессе интегративной деятельности:
поощрение;
самоконтроль, взаимоконтроль и контроль;
игровая деятельность.
10. Приемы организации практической деятельности: создание ситуации занимательности, ситуаций успеха, использование познавательных игр.
11.Приемы поддержания интереса у детей:
смена видов деятельности;
двигательный тренинг.
12. Приемы оценки и самооценки:
вопросы;
рефлексия после каждого этапа и в конце занятия.
13. Создание среды для организации проведения интегративной деятельности:
куб с изображением на гранях символов интерактивных игровых технологий: дерево познания, карусель, тройки, микрофон, мемори, скрипичный ключ; парные картинки по теме (чучела, санки, клоуны, балалайки, сапоги, столбы, карусели и др.); 3 обруча, разрезные картинки по теме ; микрофон, картинки с цифрами и изображения предметов соответственно цифрам, картинки с признаками зимы и весны, фонограмма русской народной песни «Мы давно блинов не ели».
14. Предварительная работа:
Беседа о масленице.
Рассматривание иллюстраций «Забавы на масленицу».
Дидактическая игра «Мемори».
Разгадывание ребусов.
Интерактивные игры «Карусель», «Дерево познаний».
Чтение потешек, закличек, пение народных песен.
15. Виды детской деятельности:
игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
16. Планируемые результаты:
-личностные: ребёнок уверен в своих силах; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других;
-интеллектуальные: инициативность и самостоятельность; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности; понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
-физические: ребёнок владеет разными формами и видами игры, умеет подчиняться разным правилам.
17. Критерии оценки деятельности детей в непосредственной образовательной деятельности детей:
1. Активность
2. Самостоятельность
3. Взаимодействие со сверстниками и взрослыми
4. Эмоциональность
5. Воображение
6. Творчество
7. Проявление интереса к данной теме
18. Интеграция образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
План:
1. Орг. момент.
2. Нацеливание на предстоящую деятельность.
3. Интерактивная игра «Тройки» (Дифференцированный подход. Работа в малых группах).
4. Интерактивная игра «Дерево познания». (Работа в подгруппах)
5. Интерактивная игра «Мемори»
6.Интерактивная игра «Карусель» (Работа в парах).
7.Интерактивная игра «Микрофон»
8. Динамическая минутка.
9.Итог. Рефлексия.
Ход:
1. Орг. момент.
- Доброе утро, ребята!
Игра стих «Доброе утро!»
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
- Какое сегодня красивое солнечное утро! И настроение у нас становится все лучше и веселее с каждым днем! Как вы думаете почему?
- Какой праздник мы отмечаем всю неделю? (масленица)
- Что вы знаете об этом празднике? (ответы детей)
2. Нацеливание на предстоящую деятельность.
- Ребята, вы хотите узнать, как отмечали масленицу на Руси? В какие игры играли? Какие блюда готовили? (Да) Поможет нам в этом наш куб.
Дети по очереди выбрасываю куб, на гранях которого изображены символы игр: микрофон, мемори, карусель, дерево, тройка, динамическая минутка.
3. Интерактивная игра «Тройки». (Дифференцированный подход. Работа в малых группах).
- Какой символ выпал? (Тройки). Выбирайте по одной детали разрезной картинки. Пока звучит музыка, мы танцуем. Как только музыка смолкнет, надо собрать картинку. Должно получиться три картинки. Это будут три команды. (Дети выполняют инструкцию).
- Каждая команда получает картинку. Вы должны показать остальным команда, что у вас изображено на картинке. Говорить нельзя. Остальные команды должны по движениям, мимике и жестам понять, что на картинке.
-Угадали. Получились изображения блина, санок и чучела.
- Как выдумаете, почему на масленицу принято печь блины?
- Что символизирует блин? (солнце)
- Почему сжигали чучело? (Чтобы быстрей пришла весна)
- Какая примета была про горку и сани на масленицу у наших предков? (Чем выше горка, тем выше вырастет лён).
4.Интерактивная игра «Дерево познания». (Работа в подгруппах)
– Кидаем куб. Что изображено? (Дерево познания)
- Вот дерево познания. Сегодня оно наполовину белое, наполовину зеленое. Как вы думаете почему? (Зима и весна борются).
- Я предлагаю вам взять карточки с приметами весны и зимы на своей половине.
Взаимопроверка:
- Теперь поменяйтесь местами и проверьте друг друга. Объясните, почему вы так расположили свои карточки.
5. Интерактивная игра «Мемори».
Дети бросают куб.
- Мы должны открыть весь экран. Для этого мы будем попарно открывать картинки и находить одинаковые.
- Ребята, вспомните, как еще по-другому называли масленицу? (широкая, сырная, молочная, блинная)
- Почему ее так называли? Что было принято кушать на масленицу?
- Интерактивная игра «Карусель» (Работа в парах).
– Бросаем на куб, и выпадает «карусель». Возьмите картинки. Ребята с цифрами делают маленький внутренний круг, а с картинками - большой внешний круг.
Дети малого круга стоят неподвижно, лицом к детям внешнего круга. Дети внешнего круга двигаются по часовой стрелке от игрока к игроку, сопоставляют свои карточки и обсуждают, как они могут быть связаны. (Два сапога - цифра «2», три медведя - цифра «3»).
- Интерактивная игра «Микрофон»
- Ребята, мы по цепочке будем передавать микрофон и вспоминать, как называются дни на масленицу? (встреча, заигрыши, разгуляй, лакомка, вечорки, посиделки, прощеное воскресенье)
- Расскажите, что было принято делать в каждый из этих дней? (ответы детей)
8. Динамическая минутка.
- На нашем кубе выпал символ динамической паузы. Пришло время подвигаться, потанцевать.
Дети исполняют русскую народную песню «Мы давно блины не ели» и выполняют движения в соответствии с текстом.
9. Итог. Рефлексия.
- Вам было интересно сегодня?
- Что понравилось вам?
- Что вызвало у вас затруднение?
-Расскажите, как в вашей семье отмечают масленицу?
- Что готовят в вашей семьей на масленицу?
- Спасибо. Мне понравилось с вами работать сегодня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста
План составлен в соответствии с ФГТ...
Формирование представлений о звуковой стороне слова у детей старшего дошкольного возраста в играх со звучащим словм.
Из опыта работы учителя-логопеда...
Перспективный план "Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста"
Перспективный план "Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста"...
Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста через организацию сотрудничества с родителями.
В статье представлен опыт работы по формированию у детей представлений о ЗОЖ....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Знакомство детей с доступными способами здоровья (соблюдение режима, ежедневная зарядка, закаливание). Закрепление правил пожарной безопасности. Формирование представлений о поведении при угрозе...
Серия занятий по формированию представлений о профессии художника-иллюстратора для детей старшего дошкольного возраста.
формирование представлений у детей седьмого года жизни о профессиях.С детьми было проведено 6 занятий по формированию представлений о профессии художника-иллюстратора. Занятия проводились с экспе...
«Диагностика уровня сформированности представлений о русской народной культуре у детей старшего дошкольного возраста»
Определить представления и особенности отношения детей к русской традиционной культуре, оценить проявления активности и любознательности....