Познавательное развитие детей раннего возраста через игры – эксперименты
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)
«Деятельность экспериментирования является всеобщим способом функционирования психики и пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, опережая в онтогенезе возникновение игр».
Н.Н. Поддъяков.
Доказано, что лишение возможности ребенка экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводит к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем. Основная особенность детской познавательной деятельности заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно - исследовательскую функцию создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Детское экспериментирование - сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение и опыты, проводимые ребенком.
Цель внедрения экспериментов в работу дошкольного учреждения - поддержка и развитие познавательной и творческой активности детей в исследовании и преобразовании.
Эксперимент развивает: память, речь, воображение, логическое мышление, систему знаний об окружающем мире.
В ходе эксперимента ребенок охотно вступает в контакт, овладевает речью, самостоятельно инициативно высказывается, расширяет словарный запас, происходит преобразование пассивного словаря в активный. Ребенок, исследуя предмет, познает мир. Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития.
Она проявляется в том, что малыш:
- активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;
- быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его;
- с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментирование с различными веществами;
- подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия;
- радуется своим открытиям, стремится поделиться ими со взрослыми.
Эксперименты с предметами помогают ребенку понять качества и свойства предмета и одновременно развивают речь и любознательность. Осваивая навыки действия с предметами, дети учатся культуре общения друг с другом. В целом эксперименты не только развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, но и дают положительные эмоции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnoe_razvitie_detey_rannego_vozrasta.pdf | 752.44 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно – речевое развитие детей раннего возраста через игры – эксперименты
«Деятельность экспериментирования является всеобщим способом функционирования психики и пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, опережая в онтогенезе возникновение игр»...
Консультация для родителей "Познавательное развитие детей раннего возраста через игры – эксперименты
Познавательное развитие детей раннего возрастачерез игры – эксперименты...
Статья "Познавательное развитие детей раннего возраста через игры – эксперименты"
В статье кратко описывается для чего надо заниматься экспериментированием с детьми раннего возраста .«Малыши очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действен...
Из опыты работы «Развитие социально-эмоциональной и познавательной сферы детей раннего возраста через игры с водой»
В опыте представлены материалы:- по организации опытно-экспериментальной деятельности с водой детей 2-3 лет для развития социально-эмоциональной и познавательной сферы детей раннего возраста;- п...
02.06.2022. Познавательное развитие детей раннего возраста через игровую деятельность
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности &ndash...
Познавательное развитие детей раннего возраста через дидактическую игру "Чайный сервиз".
Развитие у детей сенсомоторной координации пальцев рук и сенсорных представлений у детей раннего возраста по средством дидактической игры "Чайный сервиз"...